Mastertrivial - I

Master Trivial
Mastertrivial - I
Жанр: Educational
Разработчик: T.M.S.
Издатель: SPE, System 4
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 2
  • 0
Испанская студия T.M.S. в истории игростроения известна мало, но несколько незамысловатых её творений эпохи 1980-х, выпущенных в свет местным же издательством Software de Programadores Españoles в качестве РС-эксклюзивов, на нашем сайте всё же присутствуют. «Mastertrivial» представляет собой столь же нехитрую викторину – не лишённую, впрочем, и некоторых ощутимых достоинств.

Пожалуй, первым из таких стоит назвать графику – она здесь весьма неказиста, уровня CGA, однако в продуктах данного жанра (и данного исторического периода) визуальная составляющая, как правило, играет роль второстепенную, а то и вовсе отсутствует. Тем более приятно, что авторы подошли к реализации процесса выбора ответов на разнообразные вопросы очень даже небанально: фоном для викторины служит театральный зал с полными рядами зрителей, а участники (или участник) партии по очереди появляются на сцене в виде забавных человечков, которые ещё и радостно подпрыгивают в случае удачного ответа (а при ошибке выдают недовольное «¡GRR!» или недоумённое «¿?»). Естественно, озвучки тут нет и в помине, но простейшие звуковые эффекты и мелодия для PC Speaker соло, украшающая заставку и сопровождающая победу в состязании, свои функции вполне себе выполняют.

Прежде всего после запуска следует включить или выключить звук, нажав соответственно клавиши «S» или «N», а затем подобным же образом указать все желаемые настройки партии. Так, для викторины предусмотрено два режима: автоматический подбор уровней сложности сообразно возрасту (!) участников («A») или же «свободная игра» («L»). В первом случае правильные ответы принесут в копилку по сотне баллов каждый, а неправильные – вычтут из личного счёта половину этой величины; во втором же задания будут выбираться случайным образом из трёх наборов различной степени трудности, оцениваясь в 150, 100 или 50 баллов за победу (и в два раза меньше – но в отрицательном эквиваленте – за неудачу). Определившись с уровнями, выбираем число участников – от одного до четырёх – и указываем их имена (а в «автоматическом» режиме – ещё и количество лет, прожитых на этой бренной земле каждым из соперников). Следующий выбор касается продолжительности партии и насчитывает аж девять возможных вариантов, различающихся между собой как по числу вопросов (5, 10 или 20), так и по количеству времени, отводимого на ответы (5, 10 или 15 минут – причём либо на каждого из участников, либо на всех вместе). Последним (после очередного подтверждения уже введённого или его изменения посредством «S» или «N») испытанием перед началом турнира является ввод буквы диска с заданиями (в данном случае всё просто и требуется лишь указать, куда именно вы смонтировали папку с игрой, – в большинстве случаев это явно окажется литера «С»), – после чего можно будет наконец-то приступить к собственно викторине, нажав лишний раз любую клавишу, за исключением «Esc», приводящей к выходу в меню (откуда «Q» в свою очередь позволяет выбраться в систему).

Как уже было замечено, основной экран представляет собой вид зрительного зала; имена участников и набранные ими очки отображаются в небольшой табличке в самом верху. Чуть ниже располагаются вопросы, а в левой части – четыре варианта ответов, которые и нужно выбирать путём нажатия клавиш с цифрами от 1 до 4. В левом нижнем углу виднеются упоминавшиеся уже фигурки участников партии, различающиеся цветом костюмов (или же одна фигурка, если вы предпочли испытывать свои знания в гордом одиночестве: посостязаться с искусственным интеллектом не получится), которые следует по очереди отправлять на сцену справа нажатием любой клавиши (опять-таки кроме «Esc»), что символизирует готовность очередного игрока приступить к выполнению задания. В центре и справа внизу на экране красуются три счётчика: во-первых, порядковый номер текущего вопроса и количество секунд, истекших с момента его появления; во-вторых, общее время, затраченное на обдумывание ответов всеми соревнующимися; и, в-третьих, аналогичный показатель, но уже лично для текущего участника.

Вне зависимости от активированного режима на обдумывание даётся лишь тридцать секунд – их исчерпание означает автоматический проигрыш! Разумеется, поражение (и соответствующее количество отрицательных баллов в копилку) засчитывается и в случае неверного выбора, – зато при этом мы сможем узнать и правильный ответ, что, по справедливому мнению авторов «Mastertrivial», добавляет этой викторине внушительную образовательную составляющую. Точное число имеющихся вопросов назвать сложно, однако их ассортимент заслуживает самой положительной оценки: представлены здесь и история, и география, и химия, и спорт, и искусство – причём далеко не только с акцентом на реалии Иберийского полуострова! Иными словами, данная вещь, несмотря на всю свою простоту и неказистость, вполне способна заинтересовать и современного пользователя, особенно изучающего испанский язык.

Кстати сказать, примечательна эта работа T.M.S. и своей редкостью: историю обретения той или иной игры сложно отнести к составляющей её описания, а потому такие вещи крайне редко излагаются на страничках нашего сайта. Однако дело выуживания «Mastertrivial» из вод забвения само по себе способно составить сюжет небольшого рассказа: так, часть этой игры, ещё в 2018 году предоставленная одним испанским коллекционером, потребовала немало времени на обработку – и всё только для того, чтобы установить отсутствие в каком бы то ни было доступе второй дискеты, собственно вопросов викторины. Добыча последней стала в свою очередь задачей уже энтузиастов сайта Old-Games.ru, отнявшей несколько месяцев в конце 2019 – начале 2020 годов: начиная с процесса уламывания испанского продавца, в итоге сбросившего цену с совсем несусветной до просто очень высокой, – и заканчивая кропотливым выковыриванием содержимого файлов, едва ли не построчно, с не читавшихся уже по причине своего древнего возраста дискет, на рабочей поверхности одной из которых к тому же зияла внушительная дыра... К счастью, все эти заботы уже позади – и отныне это творение испанских игроделов времён «золотого века» их отечественной индустрии доступно всем любителям подобного рода развлечений и коллекционерам редкостей.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.