Это интересно
Simcity, родоначальник солидного жанра "градостроительный симулятор" и массы ответвлений с приставкой "Sim-", изначально был простым техническим редактором карт для игры Raid on the Bungeling Bay (1984). Уилл Райт, автор программы-редактора, неожиданно для себя обнаружил, что выстраивать базы и склады гораздо увлекательнее, чем их уничтожать. Однако целых четыре года издатели отказывались выпускать проект, опасаясь провала продаж. Какой же ребёнок будет играть в игру, где нет элементов аркады и "экшена"? Двенадцать наград в год выпуска и миллионные прибыли не только вывели на рынок новый жанр, но и сломали стереотип, что видеоигры интересны только детям.
Каталог игр

Метро-2

The Stalin Subway
Метро-2
Жанр: Action
Разработчик: G5 Software, Orion Games
Издатель: Бука
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.00 из 10
  • 3
  • 6
  • 5
Будет людям счастье,
Счастье на века;
У Советской Власти
Сила велика!


Главная музыкальная тема «Метро-2»

Одной из команд разработчиков, попытавшихся «постоять за Землю Русскую» и создать классный отечественный шутер, была студия Orion Games, выпустившая в начале 2000-х на рынок целый ряд экшенов от первого лица. При этом авторы явно находились в поиске «своей темы», в результате чего постоянно экспериментировали с сеттингом своих творений. Так, после выхода «в свет» Чистильщик (2005, Windows), повествующего о войне простого бармена против бандитов, зомби, культистов и демонов, разработчики не стали развивать эту идею, вместо этого обратив внимание на прошлое нашей страны. В результате история «Метро-2» повествует о противостоянии молодого офицера МГБ СССР (Министерство Государственной Безопасности, «предшественник» КГБ СССР) Глеба Святославовича Суворова с группой высокопоставленных заговорщиков, пытающихся ликвидировать «отца народов», САМОГО товарища Сталина! Причем предатели «не мелочатся» и для осуществления своей цели решают использовать… небольшую атомную бомбу. Видимо, по-другому Иосифа Виссарионовича уничтожить невозможно.

В общем, сюжет «Метро-2» в целом довольно интересный. Но вот его развитие и подача вызывают определенные вопросы. Начав с мощного вступления - звонок отца протагониста о повальных арестах в его институте, появление неизвестных сотрудников МГБ, ликвидирующих персонал секретного объекта, в число охранников которого входит протагонист, и пытающихся проделать тот же «трюк» с главным героем, - повествование надолго «засыпает» и буксует на месте. В результате первую половину кампании геймер просто «мочит» толпы советских солдат и офицеров и задается исконным русским вопросом: «Нафига я это делаю?». Скрасить ситуацию, по идее, должны были бы изредка демонстрируемые между уровнями ролики, отличительной особенностью которых, кстати, является эффект старой пленки. Однако на деле они: а) немногочисленны; б) посвящены исключительно заседаниям высокопоставленных чинов или же беседам Сталина и Берии; в) ничего толком не объясняют. Зато в них четко видно, что Лаврентий Павлович (Берия) отчаянно юлит и всеми силами пытается что-то скрыть, а Иосиф Виссарионович (Сталин) всячески его троллит и «жирно» намекает о том, что обладает всей необходимой информацией: «Лаврентий, ты всё просчитываешь на три шага вперед, а я на пять» или «Ты не вся партия, Лаврентий. А может быть, и не партия вовсе».

Впрочем, во второй половине кампании становится повеселее, - постепенно начинает вырисовываться общая картина происходящего, а разработчики принимаются разнообразить действие различными «хитрыми» приемами. И если избитые ходы разновидности «попал в плен - сбежал - собрал арсенал заново» или «нас неожиданно предали» особых эмоций не вызывают, то вот появление в повествовании двух девушек-агентов весьма радует и позволяет почувствовать себя этаким «советским Джеймсом Бондом». Правда, белокурой спортсменке-комсомолке Лене (будущей жене протагониста и героине вышедшего позднее аддона) особо раскрыться не дают, так что отдуваться за двоих приходится рыжей бестии Наталье Михалевой. Мало того, что пару уровней геймеру придется проходить от лица этой знойной красотки, попутно «наслаждаясь» сильно урезанным арсеналом, так еще и в ряде роликов на движке она будет активно воздействовать на неокрепшую психику игрока своим откровенным (по советским меркам до неприличия) внешним видом, вызывающим стойкие ассоциации с небезызвестной Натальей Романовой, более известной как «Черная Вдова» (героиня комиксов Marvel, ежели кто не в курсе), не сумевшей устроиться в булошную, а потому пошедшей работать в находившуюся по соседству проститутошную. К сожалению, не обошлось и без откровенно глупых, если не сказать идиотских ситуаций вроде «позвонил, положил трубку, понял, что сглупил» и «только увидел, сразу переспал».

Ну да ладно, сюжет сюжетом, - но решающим аргументом в пользу выбора «Метро-2» для прохождения будет геймплей. И тут ситуация довольно интересна. Начнем с того, что 90% времени игрок проведет в замкнутых пространствах: аскетичных помещениях и коридорах научного института, «застенках» Лубянки, на строящихся и действующих станциях метрополитена, в вагонах метро, древних катакомбах под Кремлем, секретном бункере и обязательной для игр этого жанра канализации. На свежий воздух протагонист выберется буквально пару раз, посетив некую стройку, а также пробежавшись среди комплекса исторических зданий. Всего в наличии 29 этапов, которые - условно - можно разделить на две категории: «разветвленные» локации и прямолинейные «кишки».

Первый тип уровней отличается наличием необязательных для посещения мест и присутствием головоломок, связанных с поиском ключей, кнопок или проходов, позволяющих продвинуться дальше. Причем решаются все эти паззлы довольно легко, не в последнюю очередь благодаря небольшим размерам локаций и их достаточно простой структуре. Кроме того, большинство важных для прохождения объектов помечается специальным значком, парящим над ними в воздухе, что также значительно облегчает игроку задачу по их поиску. Тем не менее пара-тройка местных задачек способна на некоторое время задержать геймера, однако речи о том, чтобы «застрять» на уровне из-за невозможности найти ключ или выход, как в какой-нибудь Blood (1997, DOS) или Shadow Warrior (1997, DOS), не идет. Другое дело, что ситуации, когда продвинуться дальше не получается, всё же возможны. Вот только возникают они по довольно специфической причине: практически на каждом уровне «Метро-2» присутствует большое количество неактивных дверей, открыть которые невозможно в принципе. А те из них, что находятся «в рабочем состоянии», могут изнутри подпереть враги… Соответственно, временами наблюдается следующая картина: геймер «мечется» по локации в поисках правильного пути, даже не подозревая, что он уже давно найден и просто «не сработал».

Кстати, среди локаций подобного типа отмечу этап в канализации, выполненный в стиле, немного напоминающем приключения Индианы Джонса, - главный герой с факелом в руках прыгает по обвалившимся каменным лестницам и преодолевает смертоносные препятствия в виде огромных вентиляторов, чьи лопасти способны в мгновение ока отправить его на тот свет. Кроме того, нельзя не отметить и один из уровней за Наталью, проходящий посреди упомянутого ранее комплекса исторических зданий. Дело в том, что во время поисков выхода с локации имеется возможность поприсутствовать на инструктаже, проводимом офицером для большой группы солдат. Из него выяснится, что задачей отряда является… поимка (читай: ликвидация) нашей подопечной. И, если до окончания инструктажа не удрать, бойцы оперативно пустят героиню «в расход». Хотя перестрелять всех этих товарищей тоже вполне реально, главное - занять правильную позицию.

Что же касается второго типа уровней, то они в большинстве своем проходят на станциях/в составах метро, а упор в них сделан на безостановочный экшен. В этом плане особо выделяется «блок» следующих один за другим этапов, посвященных прорыву протагониста через ряд организованных противником «кордонов», размещенных на станциях метро «Маяковская», «Сокол», «Динамо», а также и нескольких других (включая секретную ветку). Отличительной чертой данных уровней является постоянный захват новых составов, а также наличие респауна врагов. Возможно, конечно, что оппонентов просто очень много, - но лично я того момента, как они закончатся, дождаться так и не смог. Правда, не исключено, что это особенность максимальной сложности. Еще хотелось бы упомянуть пару ограниченных по времени этапов, проходящих в движущихся поездах, а также поездку на небольшом мотовозе, в ходе которой придется отбиться от группы солдат, преследующих героя на аналогичном средстве передвижения.

Собственно, пора сказать пару слов и о противниках. В основном в качестве оппонентов будут выступать рядовые бойцы и офицеры Красной Армии и МГБ нескольких видов, включая защищенных стальными «кирасами» и носящих каски врагов. Плюс облаченные в камуфляжные костюмы «спецназовцы». Также при посещении канализации герою встретятся проживающие там бандиты-рецидивисты. При этом никаких боссов и особых врагов разработчики, увы, не предусмотрели. Более того, следует отметить, что поведение у всех супостатов примерно одинаковое, - противники либо стоят/сидят на месте и стреляют, либо несколько хаотично перемещаются по полю боя, ведя огонь. Командной работе, равно как и «продвинутым» индивидуальным действиям, боты не обучены и максимум, чего от них можно ожидать, - это кратковременного отступления после получения урона. Иногда виртуальные товарищи отступают за различные преграды, уходя с линии огня, - но, как мне показалось, делают они это во время своего беспорядочного маневрирования, а не осознанно в поисках укрытия. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство оппонентов поддается на провокации и заманивается в подготовленные игроком засады. Однако временами эта схема дает сбой, и бот вполне может остаться на позиции, а то и забиться в какой-нибудь угол, чтобы затем неожиданно атаковать протагониста. Правда, возможно, что такая «тактическая подкованность» является всего лишь следствием сбоя алгоритма нахождения пути, - застрявших на одном месте солдат можно будет наблюдать на протяжении всей кампании, хотя и не слишком часто. Либо же дело в заскриптованности действий таких бойцов, - благо их товарищей, автоматически выскакивающих из укрытий, «влетающих» в окна и спрыгивающих вниз из люков в потолке, повидать придется немало. Особенно среди «спецназовцев».

Да, чуть не забыл упомянуть: как и в Чистильщик (2005, Windows), авторы используют ограниченный респаун неприятельских бойцов. Речь идет о неожиданно выскакивающих из-за углов, в том числе за спиной, вражеских «подкреплениях». К счастью, в «Метро-2» этой «фишкой» авторы злоупотребляют не столь сильно, как в упомянутом выше проекте.

В сложившейся ситуации приходится признать, что одинаковое поведение ботов ставит «во главу угла» их вооружение, которое достаточно разнообразно и включает в себя лучшие достижения советской «оборонки»: пистолет «ПМ», винтовку «СВТ», автомат «Калашников», легендарный «ППШ» и противотанковые ружья (последние, к счастью, попадаются крайне редко). Также следует упомянуть, что практически все боты довольно умело используют гранаты. Причем если убить неприятеля во время подготовки к броску, то «лимонка» благополучно упадет на землю и спустя время взорвется. Так что рекомендуется не приближаться к трупу сразу после ликвидации оппонента, оставаясь на безопасной дистанции.

Что же может противопоставить своим противникам главный герой? В принципе, ничего особенного, - никаким волшебным или сверхъестественным «трюкам» наш подопечный не обучен. Так, здоровье протагониста не регенерируется, а восполняется с помощью аптечек нескольких типов, разбросанных по уровням, а также выпадающих из врагов. Не восстанавливается самостоятельно и броня, для увеличения запасов которой необходимо находить соответствующие предметы. Причем мне они попадались чрезвычайно редко, буквально на паре-тройке уровней. Почему так получилось, сказать не могу, - то ли спрятаны они очень надежно, то ли авторы сознательно пошли на такой шаг. А может, выбранный уровень сложности сказался. Зато с чем вопросов не возникало - так это с боеприпасами. Данное обстоятельство можно признать весьма удачным, так как в проекте есть из чего пострелять, - в «Метро-2» главный герой не ограничен в количестве переносимого оружия и таскает с собой 9 единиц «огнестрела», среди которых, помимо перечисленных ранее, также присутствуют пистолет «АПС», карабин «СКС», автомат «Стен», гранатомет «РПГ». Плюс используемые в рукопашной штык-нож и факел, а также «лимонки» для уничтожения групп врагов. Причем для удобства игрока вооружение разбито на группы: пистолеты, винтовки, автоматическое, - за каждой из которых закреплена отдельная кнопка. И еще один момент: видимо, для того чтобы подчеркнуть, насколько главный герой крут, разработчики дали ему возможность стрелять из двух «ПМ» сразу, «по-македонски».

На этом разговор о главном герое, как и о геймплее в целом, можно было бы и завершить. Однако полагаю необходимым отметить пару моментов, связанных с игровым процессом, которые разработчики, без сомнения, рассматривали как особые «фишки», разнообразящие прохождение их детища. Но многим игрокам они могут показаться не особо нужными и даже раздражающими «наворотами». Во-первых, речь идет о присутствующих на многих этапах мирных NPC, убийство которых приводит к провалу миссии. Правда, работает эта схема как-то странно, - то гибель даже одного нейтрального персонажа означает проигрыш, то расстрел парочки таких ребят остается безнаказанным. Тем не менее когда в самый разгар битвы приходится загружать последнее сохранение и начинать всё заново из-за того, что шальная пуля случайно «срезала» мирного работягу, удержаться от пары «ласковых» слов в адрес авторов «Метро-2» довольно сложно. Во-вторых, следует отметить наличие в игре рикошета пуль от определенных поверхностей. Этот момент бывает временами крайне раздражающим, например в случае с перестрелками в вагонах метро, в которых одной неточной очереди достаточно, чтобы «нашпиговать» героя свинцом.

Пожалуй, на этом разговор об игровом процессе можно и завершить, перейдя к графической составляющей проекта, которая в целом вызывает положительные эмоции, - «движок» собственного производства позволил авторам создать весьма симпатичный игровой мир с качественно прорисованными объектами окружения и достойными моделями техники оружия и персонажей. Также следует отметить поддержку различных «модных» технологий, вроде шейдеров и «бамп мэппинга». Однако, как гласит известная поговорка, точнее одна из ее вариаций, «дьявол таится в деталях». И в «Метро-2» таких вот деталей хватает. В частности, в глаза бросается постоянная копипаста помещений и скудность интерьеров многих из них. Также нельзя не отметить общую аскетичность и, если так можно выразиться, «серость» окружения многих этапов. Впрочем, возможно, речь идет о попытке передать дух советских времен и царившую тогда атмосферу, но я, как человек, родившийся в последние годы существования СССР, не могу достоверно об этом судить. Однако вышло однозначно не так чрезмерно пафосно и нереалистично, как у авторов той же Singularity. Впрочем, даже если моя догадка верна, она не снимает с создателей «Метро-2» ответственности за совсем уж примитивные в плане дизайна уровни вроде канализации и подземного лабиринта. Хотя всё это «цветочки» по сравнению с ужасным по исполнению этапом на свежем воздухе, посвященным блужданиям среди исторических зданий неподалеку от Кремля. Дело в том, что качество исполнения этих самых зданий, равно как и «задников», оставляет желать много лучшего.

Далее хотелось бы отметить не столь однозначную ситуацию с игровыми персонажами. С одной стороны, их модели достаточно качественно и детально прорисованы, имеют неплохую анимацию, в том числе довольно интересные заскриптованные движения вроде торможения после стремительного рывка вперед, а также обладают простейшей системой повреждений. Тела врагов, кстати говоря, «могут похвастаться» простейшей системой повреждений, «ragdoll-физикой», потерей (отдельными типами врагов) головных уборов, а также трупами, остающимися лежать на месте гибели до самого завершения этапа. Однако эти плюсы «уравновешиваются» случающимися временами «сбоями» анимации, выливающимися в довольно нереалистичные движения, а также глюками, связанными с телами убитых, которые временами в момент смерти подлетают удивительно высоко или же как будто «окостеневают» и принимают совершенно дикие, неестественные позы. Также регулярно «чудит» оружие, - вместо того чтобы выпасть из рук покойника, автомат легко может взмыть высоко вверх, так что главный герой подхватит его прямо в воздухе, на лету. Тем не менее разговор о графике я всё же хотел бы закончить на положительной «ноте», а потому отмечу симпатичные спецэффекты вроде разгоняющего тьму факела, блеска красивой, хотя, может, не совсем реалистичной воды и зрелищно бьющегося стекла.

Что же касается звукового компонента «Метро-2», то в первую очередь отмечу неплохое музыкальное сопровождение, - во время игры звучат выполненные на достойном уровне «перепевки» советских композиций и электронные треки. А уж кавер на одно известное произведение, звучащий в главном меню, просто великолепен. Также различные музыкальные композиции речи партийных лидеров звучат из попадающихся на уровнях приемников. Чуть похуже обстоят дела с озвучкой: рядовые враги знают всего несколько повторяющихся фраз, из которых, по моим ощущениям, чаще всего звучат «умри» и «сука». Впрочем, немного исправляют ситуацию различные «постановочные» диалоги вроде разноса офицером своих подчиненных за неопрятный внешний вид или пересказа одним из урок своим корешам истории, действующим лицом которой является некая Мурка. Голоса главных действующих лиц, особенно главного героя и его отца, подобраны очень неплохо, вот только слышать их придется нечасто. Так, протагонист в основном ограничивается одной-двумя фразами за уровень, произносимыми в строго определенных местах, «раскрываясь» лишь в относительно нечасто «случающихся» роликах на «движке». Единственным же персонажем, голос которого мне показался совсем неприятным, оказался товарищ Берия. Хотя, возможно, он таким был и в реальности. Впрочем, на фоне охов и стонов обоих протагонистов (особенно дамы), издаваемых при прыжках и попаданиях, он даже начинает казаться приятным…

В качестве же заключения отмечу, что «Метро-2» является «крепким», добротно сделанным шутером, который, однако, в первую очередь обращает на себя внимание благодаря интересному и не «избитому» сеттингу. Без него проект становится обычным, в меру увлекательным экшеном, который не может предложить игроку действительно оригинальных идей и революционные решения в геймплее. Впрочем, ожидать того, что каждый выходящий шутер обязан стать прорывом в своем жанре, попросту глупо. Так что если вы не являетесь избалованным перфекционистом, играющим исключительно в шедевры и суперхиты, то смело устанавливайте «Метро-2» на свой компьютер и начинайте ее прохождение. Вряд ли вы потом пожалеете о своем решении.
Автор обзора: Warmaster
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
скрыть

Ой! Произошел сбой отображения рекламного баннера! Видимо, у вас AdBlock?

Дело в том, что реклама помогает развивать наш сайт. Пожалуйста, поддержите нас, добавьте наш сайт в «Исключения‎» в вашем блокировщике рекламы.

А если хотите, вы можете помочь нам как-то иначе.
Случайная игра
Новинки
Последние статьи
Последние файлы
Популярные
Half-Life
Популярность: 748792
Diablo II
Популярность: 729576
Command & Conquer: Red Alert 2
Популярность: 514481
Diablo II: Lord of Destruction
Популярность: 508767
Diablo
Популярность: 481790

Разделы

Информация

RSS

© Old-Games.RU, 2000—2020

Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель.
При использовании материалов сайта Old-Games.RU, ссылка на сайт обязательна.
Old-Games.RU не несет ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даются гиперссылки.
Все права на опубликованные на сайте Old-Games.RU материалы принадлежат их законным владельцам.

Switch to English