Shadow Warrior

Lo Wang Is Shadow Warrior
Shadow Warrior
Жанр: Action
Разработчик: 3D Realms Entertainment
Издатель: GT Interactive Software
Год выхода: 1997
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.84 из 10
  • 92
  • 107
  • 84
Общеизвестно, что в 1996 году среди игровых продуктов большой фурор произвело издание игры Duke Nukem 3D, выпущенной на графическом движке Build, и многие могли подумать: «Ну, юморнее уже, наверное, шутера не будет…». Однако это было ошибочное заключение. Разработка Shadow Warrior была начата ещё в 1994 году, задолго до издания Дюка. Уже тогда разработчики поставили перед собой планку: чтобы юмористический 3D-шутер про мастера-ниндзя напрочь «перебивал» успех Duke Nukem. И, надо сказать, им это блестяще удалось.

Build начал своё победное шествие ещё в 1995 году. Это была всё та же 2,5D-архитектура, но по сравнению с Doom-уровнями добавились наклонные плоскости, а за счёт применения портальной технологии стала возможной реализация многоэтажности. Конкретно в Shadow Warrior появились объёмные воксельные спрайты (в игре это в основном было отображение различных подбираемых тем). Я в первые годы знакомства с игрой и понятия не имел, что такое 2,5D, но только потом пришло осознание: насколько же шедевральна эта игра, выполненная на движке, в основе которого заложена фактически плоская архитектура.

Shadow Warrior вобрал в себя очень большое число так называемых юморных «отсылок» к фильмам и вообще массу искромётного стёба над широко укоренившимися стереотипами про азиатов и не только. Действие игры полностью происходит в Японии. Здесь японская культура и быт представлены в форме очень широкого среза: от деревенской местности и древних замков до современных кварталов Токио, от промышленных районов до офисов. Особенности культуры этой азиатской страны - постройки, интерьеры, узоры, картины и прочее - представлены очень детально и красочно. Я думаю, что без участия японских консультантов создание игры точно не обошлось.

Герой игры – Ло Ванг, бодренький и крепкий дедок, судя по ФИО – явно китайского происхождения. Ло – лучший специалист по различным сложным, тонким, специальным и деликатным заданиям, который обязательно нанят при любой уважающей себя корпорации в Японии. Корпорация, бывшая работодателем Ло Ванга, называется Zilla Enterprises. Её хозяин, господин Зилла, задумал ужасные вещи насчёт насильственного изменения схемы управления страной с помощью неких тёмных сил. Ло Ванг сумел разгадать коварные планы хозяина, затем произошёл, как сейчас принято говорить, личный конфликт, и теперь Зилла не оставляет в покое старину Ло. К тому же Зилла в первых уровнях игры посмел убить старого учителя Ло Ванга – мастера Ли, а такие вещи уже не прощаются. Завязка довольно проста, но что же из неё получилось?…

В игре преувеличены очень многие моменты. Если струйки крови – то речными потоками на 7–10 метров, если разрубание катаной – то сразу на нескольку кусков с одного удара, если применение напалма – то сплошной огненной стеной и так далее. Именно эти гиперболы, выходящие за пределы здравого смысла, и служат главной основой юмористичности этого шутера. В Shadow Warrior даже есть возможность, спрятавшись за угол здания, выполнять стрельбу из ракетомёта, снаряжённого одним ядерным боезарядом. При этом довольно аутентично воспроизведены основные поражающие факторы ядерного взрыва: световая вспышка, тряска от прохождения ударной волны и непродолжительное радиоактивное заражение местности в «эпицентре». Разумеется, что абсолютно все оппоненты Ло Ванга, попавшие в эту область на карте при взрыве, в дальнейшем игровом процессе уже не смогут принять участия. Из других игр 1997 года можно отметить с аналогичной фишкой ещё и MDK, где такой «ньюк» даже специально позиционируется как взрыв самой маленькой в мире атомной бомбы.

У каждого бывает что-то впервые: первый велосипед, первая машина, первая любовь… Вот и для меня данная игра – это первый 3D-shooter. Впервые увидев Shadow Warrior в 1999 году, я был малознаком со многими другими играми и фильмами, поэтому разнообразных «отсылок» и элементов стёба просто не замечал, считая их обычным обрамлением геймплея. Сейчас, конечно же, с каждым прохождением открываю для себя новые юмористичные моменты. Например, взятие второго узи в игре порождает фразу Ло Ванга с упоминанием фамилии известного гонконгского режиссёра. Также в игре Ло иногда встречает нескольких девушек-анимэшек, которые весьма фривольно одеты (а часто вообще не одеты), так что наш ниндзя начинал в их адрес отвешивать пошлые шуточки, но девушкам быстро переставало нравиться, и они спустя некоторое время после начала «разговора» обычно брались стрелять из узи в этого старого пошляка... Видимо, здесь высмеиваются безумно популярные сегодня культы аниме и манги. Иногда после применения «ньюка» главный герой даже позволяет себе, на мой взгляд, непозволительные шуточные фразы про два известных города в Японии. Это находится уже на грани технического фола (по крайней мере, в плане потенциальной возможности издания игры для той же Японии и с подобными фразами). В геймплее появляются также кролики, размножающиеся прямо на глазах, есть ниндзя-противник, который, расстроившись, может выстрелить себе в рот из узи; есть несчастный крестьянин-кули, задолженность которого корпорации Zilla Enterprises, по-видимому, исчисляется бесконечностью, и в счёт погашения этого долга он с радостью готов подорвать ящик с динамитом возле любого врага господина Зиллы. Теперь насчёт одной хорошей доброй традиции шутеров тех лет – параллелей и обязательного наличия в игре узнаваемой фигурки персонажа из другой игры. Могу сообщить, что в shareware-уровнях есть прелестное создание, закованное в цепи и очень сильно напоминающее Лару Крофт, спасение которой, к сожалению, не предусмотрено, а вот «добыть» из неё бонусный предмет можно запросто любым типом вооружения. Кто-то посчитает шутер Shadow Warrior излишне кровавым и мясным и фактически будет прав, но, по-моему, в этой игре именно такая запредельная гиперболизация крови как раз и заставляет игрока уже не ужаснуться, а просто улыбнуться, если позволит наличие пусть даже и небольшого количества чувства юмора…

В игре много оружия с различными режимами применения. Есть японские виды - катана и сюрикены, есть «классическая» четвёрка: автоматическое оружие (узи), дробовик, ракетница и гранатомёт. Удачно применены шипастые бомбы-липучки, которые, прилипнув, как репейник, долго остаются на спрайте противника, пока не взорвутся прямо на нём. Есть возможность использования в качестве оружия частей тел или органов от некоторых противников. И это, надо сказать, наиболее мощные виды вооружения в арсенале Ло Ванга. Так, голова зелёного демона стреляет огнём и работает в нескольких режимах, самый фееричный из которых – это «стена напалма». Сердце обезьяны-риппера вообще создаёт двойника Ло Ванга, который совсем даже не виртуально за вас некоторое время будет исправно уничтожать противников, пока сам не взорвётся. К сожалению, заложенная в обилии юморность не пошла на пользу балансу игры. Здесь основной упор сделан не на то, чтобы выживать, напряжённо думая и экономя патроны, а на то, чтобы гарантированно всегда и максимально оригинально с изощрением можно было уничтожать приспешников Зиллы. От выстрелов изменяется игровое окружение: стены, окна и прочее. Воткнутые в поверхность сюрикены можно забирать себе обратно. Гильзы от патронов остаются на полу. Также в игре есть возможность управления различными механизмами: танкетками, погрузчиками, катерами и стационарными пушками. Это реализовано очень удобно и весьма аутентично.

Однако остаётся ощущение, что Shadow Warrior всё-таки прошёл немного незамеченным для большей части геймеров, и виной тому было тогда появление игр с истинно полигональной графикой. Возможно, ещё одна причина – это выход в том же 1997 году мегахита – игры Blood, выполненной на том же графическом движке Build. Спорить сейчас, что же было «круче», Blood или Shadow Warrior, – это понапрасну тратить время. Оба творения, без сомнения, «хитовы». Просто в одном (Blood) упор сделан на мрачность, жестокость и предельно «чёрный» юмор. А в другом (Shadow Warrior) акцентируется азиатская тематика, запредельная гипербола, тонкий юморок и озорство.

В концовке игры коварный Зилла всё-таки ускользает от справедливого возмездия Ло Ванга, что легко было расценено как претензия разработчиков на продолжение проекта. Да и действительно, у игры вышли позднее два дополнения: Wanton Destruction и Twin Dragon. Но, к сожалению, сам формат Shadow Warrior’а уже не может предполагать каких-либо гарантированно успешных продолжений, ибо превзойти оригинал по юмору, искромётности, безбашенности и по количеству новинок едва ли теперь представляется возможным…

Я надеюсь, что сумел составить более-менее объективное и непредвзятое описание игры, поскольку для меня Shadow Warrior уже давно стал игрой-forever, которую я ещё не проходил ну разве что с закрытыми глазами. Отличной оценки здесь заслуживают практически все элементы геймплея: карты, графика, звуки и другое. Баланс вооружения вот только немного избыточен, но ведь эта игра сделана не для того, чтобы напрягаться, а для того, чтобы отдохнуть, улыбнуться и вспомнить теперь те прекрасные золотые годы второй половины 1990-х, когда всё ещё только начиналось…
Автор обзора: WERTA
Shadow Warrior: Twin Dragon, The Legend of the Seven Paladins 3D, Wanton Destruction
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
ИМХО, чтобы вкусить SW в полной мере, нужно поиграть в него по сети. Есть несколько отличных дуэльных уровней. Возможно, трио или квартетом он бы игрался ещё веселее, но и дуэльно - просто отлично. Один из последних шутеров с тем неповторимым думо-дюковским весёленьким и совершенно несерьёхным дечматчем, который ещё не стал киберспортом (и в SW даже не пытался). В основном по модему и нуль-модемному шнурочку играли.
Не было у меня этого шутерка в 90-х, поэтому не испытываю никакой ностальгии. На мой взгляд, это самая слабая игра из золотой тройки "Duke Nukem", "Shadow Warrior", "Blood". Локации гораздо менее интересные и оригинальные, чем в Бладе и Дюке. Противники часто странные и непонятные. Оружие непримечательное. Какие-то глупые шутки про какающих женщин и пукающих огнём сумоистов... Уровень сложности вообще чудовищно несбалансированный, даже на I have no fear (второй по счёту) приходится перезагружаться каждую минуту. И я это говорю как человек проходивший "Blood" на высокой сложности, а это ни разу не лёгкая игра.

Не знаю, может быть просто не раскусил, у меня такое бывает. Надо попробовать установить через годик-другой. Но после того как японская бабка в одной из заставок произносит "why does thinking about sex makes me wanna crap" какое-то отвращение к этой игре появилось... По-моему даже "Redneck Rampage" был не настолько сортирно-мерзкий.
Жаль, что этот шутер прошел когда-то мимо моего внимания в те годы.
Хорошо, что потом удалось наверстать упущенное, когда стал знакомиться с другими проектами на движке Build.

Очень понравилось.
Есть тут какая-то особая экзотика, которая выделяет местный арсенал, противников и завязку сюжета по сравнению с другими экшенами тех лет.
Почитал другие отзывы от игроков, более опытных и со многими недостатками согласен. Баланс в игре, действительно не выдерживает критики. Секреты то хрен найдёшь, то становятся примитивными и ожидаемыми, что даже неловко

Но лично для меня всё это меркнет на фоне того драйва, который есть в игре. Драйвовая музыка, куча крови и короткие уровни, заполненные врагами. Всё это заправленно безбашенным главным героем: стереотипным бессмертным китайцем из боевиков 90-ых с катаной и двумя УЗИ, который на ломанном английском отмачивает всякие сальные шуточки. Сегодня настолько отбитые игры уже как будто не выходят. По сравнению с теми же Duke Nukem, Doom и тем более Blood эта игра подкупает своей ненапряжностью
Довольно типовая для тех годов калька в азиатской стилистике на движке Duke Nukem 3D (Build). Классический Shadow Warrior вышел в 1997 году, уже был Quake, довольно интересный Black Stone (на движке Wolfenstein 3D) и ряд других проектов. В следующем году выходил Half-Life. Этим в сущности и объясняется не слишком широкая известность оригинала. Если современное продолжение вышло вполне себе занимательным, то Classic - откровенно типичная калька из жанра игр категории B. Играбельная, неплохая, но ничем особо не занимательная.

"Сюжет он как в порно. Есть, но вовсе не важен" (с) Джон Кармак. На фоне местного сюжета текстовые затравки Doom'a и концепция Duk'а выходили куда дальше. Здесь же всё просто. Есть некто Ло Ванг. Седой самурай с узи и катаной. Некто Зилла (как типично то), владеющий вагоном компаний и собственности с тем же названием. Ло он, похоже, сильно обидел. Ло берёт катану, узи и ещё череду видов оружия и идёт крушить всех и вся на протяжении 47 уровней. Вот собственно и вся задумка. Откуда берутся разные твари и демоны не объясняется. Оружие в меру разнообразно, некоторое имеет несколько режимов, с определённым азиатским колоритом, как и локации. Последние находятся здесь в диапазоне от примечательных до весьма скупых и скучных.

Плюсы:

+ Своего рода азиатский Duke Nukem. С уклоном в Японию во всех аспектах. Как ни странно - относительная редкость для жанра шутеров, в особенности в таком сочетании, да и экшенов вообще (на вскидку в голову приходит только Sleeping Dogs).
+ Есть интересные уровни.
+ Некоторое число пасхалок, своеобразный юмор.

Минусы:

- Порой заныканые весьма не логично кнопки и ключи. И следом раздражающая архитектура уровней. Просто по принципу заныкать куда по хитрее. Искать можно весьма долго. Шутеры тогда не делали совсем уж коридорными да, но надо сказать, что на фоне SWCR, упомянутые далее игры такой проблемой на мой взгляд не страдают.
? В общем и целом, если вы играли в череду шутеров того времени, SW может показаться не особо интересным на их фоне, да и нет здесь чего-то такого выдающегося, ради чего в игре стоило бы задерживаться сколько-нибудь на долго.

Вердикт? Как уже и сказал. Типичный шутер категории B. Чтобы не быть голословным, если вы не знакомы с другими годными шутерами той эпохи, то вот вам кратких список: Doom (1/2, аддоны по желанию), серия Heretic/Hexen, Quake 1/2, Black Stone: Aliens of Gold (без продолжения, оно чахлое), Blood (на любителя, специфический проект), Зачастую лучше остановиться на них. Если не хватит - можно пройти залпом SWCR, но скорее без аддонов.

Аддоны от оригинала не отличаются по существу ничем - во втором пара изменённых врагов, боссы теперь тоже как рядовые враги (что тут сказать...), некоторый уклон в городскую стилистику. Второй же не обладает и этим качеством (все враги как в оригинале). Локации - смесь всего понемногу. Примечателен в меру только финальный босс. Проходить их стоит только в двух случаях - вам по каким-nj причинам окажется не хватит уровней для вселенской радости (мало вероятно), либо вы запланируете выбить все достижения в этой игре (мой случай, более вероятно).

К слову - если потеряетесь, то зайдите на youtube и найдите там канал товарища с ником GalleyUK. Толковые прохождения со всеми секретами.

На всё прохождение у меня ушло ~ 28 часов (сколько то набито на первичном получении карточек). Для сравнения, Final Doom (2 кампании) - 31, были собраны все секреты. Здесь же не заморачивался особо их сборкой, за рамками достижения (по существу смысла нет), как и заходом на секретные уровни (не примечательны).