Автор сей рецензии недолюбливает биографические картины. С одной стороны, в них есть то, что ему, в общем, нравится в кино: череда меняющихся декораций, эпох, действующих лиц, зачастую необычный взгляд на известные события, но конец всегда один, скорбный и печальный, где вместе с финальными титрами в голову закрадываются не самые радужные мысли... не так ли?

Шпион, Который Любил Всех

Биография Маты Хари, даблшпионки Первой мировой войны, насыщенна, полна интриг и романтики, но, как и в жизни каждого разведчика, в ней достаточно белых пятен, на тему которых до сих пор ведут споры историки и пишутся книги разной степени художественности. Ноа Фальштейн и Хэл Барвуд, матёрые дизайнеры, давшие миру Indiana Jones: The Fate of Atlantis, нашли чем их заполнить, чтобы получить в результате point & click-адвенчуру.

Неведомые дорожки привели девушку с нелёгкой судьбой из яванских тропиков в столицу европейской культуры. Изучая индонезийские традиции и обычаи, она взяла себе имя, означающее «солнце» на местном диалекте, и в Европе выдавала себя за индийскую принцессу, в совершенстве владевшую искусством восточного танца. Конечно, это было неправдой, но такая легенда помогла ей стать замеченной публикой.

Птица войны ещё находилась в заточении, прекрасная эпоха в своём расцвете: конные экипажи соседствуют с первыми «Мерседесами» и «Пежо», стремительно распространяется телефонная связь, телеграф, аэропланы, дирижабли, синематограф. Париж — неукоснительно центр модных веяний: улицы полны мадемуазелей в непропорциональных платьях от кутюр при мсье в котелках и непременно с тростью. Именно сюда устремляется Мата в поисках новой жизни, и именно отсюда начнётся приключение.

[​IMG]

Первая же сцена — приём в честь матиного дебюта на сцене. Мы робко входим в круг парижской богемы, начинаем наводить хрупкие мостики знакомств, находя индивидуальный подход ко всем и каждому — будь то ненавязчивый разговор о погоде, или последних модных тенденциях, или других гостях. Так, потихоньку, Мату представляют одному из известнейших парижских импресарио, Габриэлю Аструку, который может помочь устроить карьеру экзотической танцовщицы. Но он на слово ей не верит и просит рекомендации людей, видевших выступление. Коммуникативные способности под конец вечера сводят её с будущим продюсером и таинственным работодателем. К сожалению, больше таких сцен не будет, и игра пойдёт по традиционной квестовой линии.

Mata Hari: Betrayal is Only a Kiss Away – классическая адвенчура, кренящаяся в сторону казуальной публики. Пиксель-хантинг не обязателен (имеется в виду не сам факт поиска чего-то на экране, а именно выискивание отдельных, особо замаскировавшихся п.) и обычно поощряется клочком бумаги с секретными сведениями, который к действу имеет косвенное отношение и нужен лишь для удовлетворения своего любопытства. Инвентарные закрома никогда не переполняются — здесь всегда бегаешь налегке, хотя вычурные туалеты Маты более вместительны, нежели обтягивающие курточки Кейт Уокер или Нины Каленковой, и, по логике, именно она должна носить наибольшее количество скарба за пазухой. Паззлов самый чуть, мне запомнился только раздражающе-неочевидный "прокрадись-между-рядами-машин-не-напугав-крыс-которых не-видно" и грандфинальный. Оставшееся время поделено между несколькими мини-играми, которые либо неоригинальны, либо успевают надоесть.

[​IMG]

А что же танцы? Находясь в Париже, Мата может заглянуть в театр и предложить Габриэлю организовать выступление, но тут всё не так просто — чтобы удивить публику, он требует от неё добавить в репертуар какое-нибудь новое па и гонит за ним Мату на улицу. Вдохновение может поджидать за каждым углом. Буквально. Вид журчащего фонтана или наворачивающего круги по Потсдамской площади бюргера зажигают идейную лампочку над головой танцовщицы, которая преобразуется в кое-как анимированные движения.

Сами танцы имеют мало общего с Dance Dance Revolution и скорее походят на аркадную вставку из Nancy Drew (таковая имеет место быть — в Venice Murderers). На экране появляются переминающаяся с ноги на ногу гг и четыре кружочка, через которые проплывают ноты. Когда они пересекаются с центром круга, надо навести на них курсор, — чем ближе, тем больше очков приносит, и тем слаженнее пройдёт выступление. Всего нужно набрать какой-то минимум, чтобы поразить публику, или больше, дабы произвести фурор и получить больший гонорар. Чаще ноги идут впляс по желанию игрока, но иногда это требуется по сюжету.

[​IMG]

Куртизанскому аспекту жизни уделено меньше внимания, хотя бывать проездом в чужих постелях всё же придётся. Её представления посещали высокопоставленные военные, политики, бизнесмены. Европейская элита находилась на расстоянии вытянутой руки. Все приходили полюбоваться на искусство экзотического танца, прикоснуться к неизвестной для многих культуре Индии (хотя она тут не при чём) и полуобнажённому телу. Оба этих факта не могли оставаться незамеченными в закипающем Старом Свете долго, и уже в 1905-м году она получает своё первое задание.

Но прежде чем выудить секреты из мужчины (женщин обдурить гораздо легче, ведь эпоха эмансипации ещё не скоро), надо найти путь к их сердцу. Итак, по её мнению, бывает четыре типа личности: застенчивый интеллигент, интеллигент напористый, брутальный мужлан и скрытный агрессор. Чтобы узнать от них нужную информацию, требуется найти подходы, руководствуясь имеющимися шаблонами: польстить уму, открыто пофлиртовать или, напротив, усомниться в мужских достоинствах. Конечно, это всего лишь вариация на тему стандартного диалога или выбора направления в Tex Murphy, но добавляет в игру некий колорит.

А больше всего Мата будет путешествовать. Этому уделена целая мини-игра. Есть карта, где в хитросплетении маршрутов отмечены ключевые станции, и задача — прибыть в пункт назначения, не попавшись в руки к вражеским агентам. Обмениваясь ходами, нужно обскакать шпионов на развязках и доехать до финиша, что обычно не представляет трудности, но между городами придётся мотаться очень и очень много. Отчего мини-игра скоро превращается в пытку, однако стоит отдать должное разработчикам — через некоторое время они дают возможность её пропустить, промчавшись мимо ошарашенных контрразведчиков на экспрессе.

[​IMG]

К середине игра начинает давать слабину, заставляя мотаться взад-вперёд по всему континенту, - у авторов заканчиваются идеи. То за отвёрткой съездишь в Берлин, то оторвёшь трубку от таксофона и уедешь подслушивать разговоры в Мадрид. Какая уж тут историческая достоверность. И несмотря на географическое многообразие, локаций в игре немного — вход на арену финального столкновения можно увидеть в начале игры.

Помимо ощущения бюджетности, дёгтя добавляет тот факт, что её события происходят на протяжении девяти лет, а городские пейзажи не меняются: припаркованные авто гниют на своих местах, на стенах домов висят одни и те же афиши, убранства помещений консервируются, словно под наблюдением смотрителей музея. Закончив одну главу и проснувшись в новой, невольно хочется виртуальную себя ущипнуть, чтобы убедиться, что не проживаешь «день сурка» из-за программной ошибки. Условности такого рода, отмеченные Дэвидом Кроненбергом в «Экзистенции», неприятно удивляют и выбрасывают из прекрасной эпохи в начало XXI века . Не меняется и облик ключевых персонажей, кроме Маты, сами они выглядят чуть ли не на уровне Syberia две тысячи, подчеркну, второго года.

Под конец само собой напрашивается сравнение современного труда с трудом классическим. Рекламируемая нелинейность на поверку не имеет ничего общего с тремя путями в Fate of Atlantis — здесь всё зависит от численных характеристик. Как так? Здесь есть система очков, разделённая аж на три шкалы: мастерство, богатство и шпионские навыки. Первое набирается злоупотреблением мини-играми, второе - плясками до упаду, а третье - просто за выполнение заданий и сбор секретной информации. И при подведении итогов этим достижениям даётся оценка.

Чувство юмора куда-то тоже улетучилось, подобно духу Нур-Аб-Сала, я даже сначала подумал, что имею дело с не очень качественной переводной версией. Вот уж чего не ожидаешь от авторов FoA. Но со всеми недочётами игра остаётся верной своим корням, что также означает, что типичные квестовые ляпы двадцатилетней давности всплывают то там, то сям.

[​IMG]

Переплетение реальных персон, событий и фактов с художественной массой породило занимательную историю о приключениях оригинальной фам фаталь. Да, я намеренно не говорю про игру. Набрав скорость на старте, она слетает с дороги в кювет и продолжает свой путь по пересечённой местности, скатываясь в овраги и продираясь сквозь заросли неустановленного кустарника, обеспечивая водителя ушибами и синяками, но благодаря современным узлам финиширует в целости. Стоит ли такая поездка времени? Зависит от того, какого типа путешественником вы себя считаете.

P.S. На совести господ разработчиков находится Black Mirror 2, которая уже продаётся в Германии.

Автор: Virgil
Дата: 11.10.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей