Крушение Interplay и развал Black Isle Studios привели к тому, что многие известные люди, когда-то трудившиеся над хитами всех времен и народов в составе одной из этих фирм, создали свои собственные конторы. Одни из них яркой вспышкой отметились на ролевом небосклоне и унеслись в неведомые дали небытия. Другие освоились в тихой гавани имени Bioware и по сей день живут припеваючи, клепая бесконечные DLC. Кто-то выбрал не столь легкий путь и попал в Obsidian, которому все его немногочисленные успехи даются с явным трудом. Брайан Фарго, похоже, выбрал самый сложный вариант.

The Bard’s Tale
(в России игра вышла под названием «Похождения Барда»)

Пути-дорожки

[​IMG]
«Я бы не назвал это кражей... Люди много чего в сундуках держат и обычно не возражают,
когда я в них заглядываю. Думай об этом как об услуге - ведь обычно эти сундуки набиты
всякой дрянью, а я навожу в них порядок.»

Фарго основал контору под названием inXile Entertainment и решил начать, как и двадцатью годами ранее в Interplay, с игры под незамысловатым названием The Bard’s Tale. Но любые спекуляции на тему сиквела либо ремейка в данном случае неуместны: связи между данными играми фактически нет. Хотя бы уже потому, что права на оригинальную трилогию принадлежат EA. Что удивительно, но The Bard’s Tale, вышедшая в 2005 году (на ПК; годом ранее – на PS2; годом позднее – в России), и по сей день является главным достижением фирмы. Среди прочих ее разработок значатся почти исключительно игры для iPhone… Зато в запасниках хранится лицензия на саму Wasteland, а несколько лет назад Брайан даже высказался в том смысле, что не прочь задействовать ее по полной программе. С тех пор, как вы сами прекрасно знаете, дальше того заявления дело не пошло.

Но не будем о грустном. Покидая Interplay, Фарго, видимо, прихватил с собой флэшку с наработками для Baldur’s Gate: Dark Alliance – именно на этот проект больше всего похож «Бард», а не на своего знаменитого (в узких кругах) тезку. Консольная суть проекта тяжелым обухом бьет многих ПК-адептов. Я две главы стоически переносил издевательства управления, но в конце концов не выдержал и отказался от мыши и клавиатуры в пользу геймпада. И оказалось, что не зря. Хотя поворот камеры осуществляется не вторым аналогом, а двумя шифтами, да и продираться сквозь меню в разгар боя, вроде бы, не лучшая идея, – управление оказалось отзывчивым и удобным. Если же вы принципиально придерживаетесь традиционной схемы управления, то готовьтесь к тому, что закликать противников в духе Diablo не удастся: щелчок левой клавишей не указывает цель, а всего лишь вынуждает барда махнуть мечом… прямо перед собой. Может быть, звучит не очень понятно, но разницу вы ощутите моментально. Впрочем, Фарго почему-то не сумел перенести главную особенность Dark Alliance в свою The Bard’s Tale: хотя водные поверхности по-прежнему похожи на масляную пленку, отличные модели и впечатляющая графика куда-то исчезли. Вероятно, надо делать поправку на то, что The Bard’s Tale поддерживает высокие разрешения и разглядеть его в подробностях гораздо проще, чем обмазанный мылом консольный Baldur’s Gate. И всё же…

It's Bad Luck to Be You

[​IMG]
Хоть и начало игры, но без подвоха не обошлось...

Это только кажется, что главным героем любого сказания должен быть рыцарь без страха и упрека. Он верит в идеалы добра и справедливости, спасает беспомощную принцессу, томящуюся в темнице главного злодея регионального масштаба, а попутно помогает крестьянам, правоохранительным органам и пожилым людям. На деле в подобную историю может впутаться и обычный балбес, непутевый бард, бродяга – большой любитель спасти вино от скисания и помочь крестьянкам потерять невинность. За пару монет и сытный ужин он готов сам наколдовать крысу, чтобы затем под аплодисменты пышногрудой хозяйки таверны отправить ее в ад. Но на сей раз длинный язык и эпизодически острый ум впутали его в историю значительно более масштабную, нежели очередная махинация с вызываемым в таверне грызуном. Милая барышня, с красотой которой может сравниться только ее богатство, просит спасти ее из лап злодеев. Как же не отказать такой… богатой даме?

У каждого «рогалика», который хочет чем-то запомниться общественности, должна быть какая-то уникальная черта. Причем такая, чтобы о нем вспоминали с теплотой и любовью: отточенного интерфейса Dungeon Siege, прекрасной графики Dark Alliance или впечатляющих масштабов Sacred маловато будет. The Bard’s Tale лишь по форме типичный hack’n’slash, но по сути это весьма увлекательная пародийная ролевая игра. И «пародийная» в данном случае – комплимент, потому что многочисленные шутки действительно хороши. Обычно, рассказывая про The Bard’s Tale, вспоминают о комментариях Барда по поводу выпавшего из убитого волка золота или же о торговце бочками, с которым можно договориться о возмездном уничтожении его продукции. На самом деле подобных ситуаций в игре на порядки больше: в игре нет ни одного тривиального, типичного для фэнтезийных RPG диалога. Не удивляйтесь, если очередной босс вдруг предложит отдать артефакт без боя или же в финале Бард махнет рукой и скажет «сами разбирайтесь». К тому времени вы увидите и услышите столько всего, что вас уже ничто не удивит.

Один в лодке, не считая собаки, телохранителя, героини, рыцаря и огненного элементаля

[​IMG]
У каждого торговца своя манера ведения деловой беседы.
Одни детально опишут товар, другие не смогут вспомнить его название,
третьи посоветуют сгонять в магазин для бедных.

The Bard’s Tale только лишь на первый взгляд кажется типичной action/RPG про одинокого героя, выступающего против полчищ порождений тьмы. Во-первых, герой не совсем один: большую часть событий комментирует закадровый голос, который явно недолюбливает главного героя и в большинстве случаев отмечает его низкий интеллектуальный уровень и удивительную несдержанность (в случае гибели и вовсе радуется этому, казалось бы, неприятному событию). Во-вторых, в игре нет атакующих заклинаний вроде шаровой молнии или волшебной стрелы, но в большинстве случаев именно магия выручает героя. Хотя никто не отменяет и обычных средств уничтожения противников, но выбор тут, честно говоря, невелик. Есть несколько типов луков, мечей, кинжалов и т.п., но такого разнообразия, как в иных action/RPG, вы тут не увидите. Каждые два уровня (всего их 21) Бард может выбирать новые умения, будь то обучение владению двуручным оружием или новый прием в рукопашном бою. Но на практике самым полезным видом оружия является всё-таки лук: именно с его помощью проще всего победить любого противника по пути к счастливому финалу. Или несчастливому – кто знает, ведь в игре целых три концовки, неизменно сопровождаемых видеороликами отвратительнейшего качества…

Музыка – ключевой элемент местной магической системы. Бард способен призвать большое количество существ, но для этого ему необходимо раздобыть соответствующую мелодию. Вызвать можно огненного элементаля, смертоносную воровку, обученную хитрому удару в спину, или дряхлого дедулю, который чует ловушки за версту и бежит их обезвреживать самим собой (а еще чует потайные двери и поясняет, что вот раньше потайные двери были такие потайные, что в жизни их не найдешь, а теперь – эх, молодежь)… Тут же – целый отряд существ, полезных в бою, вроде героини-арбалетчицы, наемника – мастера ближнего боя или магического паука. Никто не вынуждает бродить в компании всего этого сброда, но без него Барду пришлось бы туго, к тому же подбор подходящей «партии» - одна из немногих возможностей разнообразить монотонные зачистки подземелий. Продолжение курса на абсурдность и пародийность – улучшенный вариант крысы, которая, как и ее «обычная» версия, дохнет с одного пинка, зато наносит фантастический ущерб… Единственное существо, которое никогда (ну… почти никогда) не покидает Барда, – его верный песик, которого он может подобрать в первом поселении. Хотя щенок валится без сознания на землю с двух-трех ударов, Бард регулярно хвалит его и вслух удивляется тому, что раньше он почему-то не догадался завести собаку.

Легенды кого-то там

[​IMG]
Суровые каменные големши очень боятся... крыс.
И снова грызун помог Барду!

Если магическая система выглядит любопытно, то управление инвентарем в лучшем случае рационально, в худшем – примитивно. Забудьте о бесконечных вылазках к торговцу, которыми, кстати, так страдал родственник The Bard’s Tale по движку Dark Alliance, муки выбора лучшего комплекта брони вас также перестанут мучить. Во-первых, потому, что выбора особо-то и нет. Во-вторых, потому, что все найденные бесполезные вещи моментально конвертируются в валюту. Сразу становится понятно, что делают в желудках волков красные шапочки, а в карманах друидов – «сувениры из Стоунхенджа»: при такой либеральной системе сбора трофеев разработчики могли поместить в трупы монстров и не такие вещи… Деньги, впрочем, особо тратить некуда: каждый раз, когда будет возможность, – скупайте всё что сможете. К финалу скопится несколько десятков тысяч серебряных монет, но приобрести что-либо на них, скорее всего, не удастся.

А жаль, потому что, при всей своей линейности, The Bard’s Tale не утомляет обязаловкой и одинаковыми коридорами. Глобальная карта мира и возможность выбора в некоторых диалогах одного из двух типов поведения (условно положительного и отрицательного, причем отрицательное зачастую дает лучший эффект) – еще два явных достоинства «Барда». Впрочем, понятие «глобальная карта» не особо стыкуется с небольшим планом какого-то микроскопического островка. Похоже, разработчики, позаимствовавшие идеи для своей игры у фольклора Оркнейских островов (что, безусловно, прославило эти ничем не примечательные территории к северу от Шотландии), подсмотрели у первоисточника и масштабы «декораций»… Хотя в конечном счете всё сводится к зачистке подземелий (финальная локация – натуральная мясорубка на протяжении двенадцати комнат-этажей), большое количество глав сводятся к прогулкам по поселкам, лесам, полям и заснеженным перевалам. Нашлось место и оригинальным заданиям вроде поиска ключевых NPC на время или же прорыву сквозь орды *бесконечных* монстров… Даже в самые, казалось бы, напряженные моменты «Бард» не ослабляет хватки и продолжает веселить игрока забавными персонажами и ужимками. И именно это в первую очередь его спасает.

Трудности перевода

[​IMG]
Вот, собственно, и она сама.
Если подопечный крайне уродлив или вызывает отвращение, рассказчик
не забывает отметить тот факт, что Бард, в общем-то, не лучше.
Чем неизменно выводит из себя последнего.

Потому что, скажем, графика особо не впечатляет. В 2005 (и даже в 2004) были проекты и красивее, и технологичнее. Зато музыкальное сопровождение пленяет сердечную мышцу раз и навсегда. Причем речь идет не о фоновых мелодиях (хм… они вообще есть?), а о композициях, которые воспроизводятся по ходу сюжета. Хотя сохранение происходит исключительно в специально отведенных местах, сокрушаться по этому поводу не приходится: баланс, понимаете ли. Кстати, хотя Бард постепенно регенерирует (чего, видимо, не делают его подопечные), зачастую приходится обращаться к услугам «дамы сердца», которая за специальный кристалл излечит бойца и весь его отряд. Для «быстрого» лечения весь процесс, пожалуй, излишне затянут, но выбирать не приходится.

Кстати, о «выбирать не приходится». Даже если локализаторы и не смогли передать какие-то тонкости фольклора богом забытых островов, перевод – как в плане собственно текстов, так и голосов, - получился отличным, полностью в духе самой игры. Хотелось бы привести примеры, но их надо видеть и слышать, передать это словами и скриншотами, на мой взгляд, невозможно. Песни, кстати, переозвучивать не стали – ограничились субтитрами. И это также является безусловным достоинством локализации.

Отличный

[​IMG]
Лучше всего прибегать к маленькой хитрости: расстреливать противников с максимального расстояния.
Вблизи они доставляют слишком много хлопот.

The Bard’s Tale длится всего 15 часов. За это время он наверняка понравится, но вряд ли успеет надоесть. Во всём чувствуется нестандартность подхода и оригинальность мышления. Даже среди основных характеристик персонажа, повышаемых с каждым уровнем, которые вроде бы не блещут оригинальностью (сила, ловкость и т.п., всего шесть штук), нашлось место такому необычному пункту, как «чувство ритма»… В общем, Фарго и его inXile удалось отметиться игрой, за которую точно не будет стыдно. Увлекательная, веселая история с (для кого-то) неожиданной развязкой – о чем еще можно мечтать в век Diablo-клонов и засилья ролевой серости?


Автор: katarn
Дата: 27.11.2010