Собственно, какой бывает страх? В обзоре на Condemned я уже поднимал эту тему, однако там мы пытались понять животный страх, предшествующий выбросу адреналина и яростной схватке. Прежде всего мне бы хотелось разбить страх на два вида – японский и неяпонский. Почему же? Японские хоррор-адвенчуры слишком сильно отличаются от западных аналогов (хотя, по сути, ноги у жанра растут от западного же Alone in The Dark), во многом благодаря большому фольклорному наследию Страны Восходящего Солнца. Не даром японские мифы про призраков и всяких злых божков (коих в синтоизме многие тысячи) облетели весь мир вместе с «Проклятьями» и «Звонками». Вот отличный момент, чтобы привести более понятный пример: вспомните оригинальные японские ленты и сравните их с американскими ремейками – и сразу станет ясна предложенная дифференциация. Однако это не значит, что все японские хорроры обладают этим самым «японским» страхом, – серия Resident Evil пошла другим путём, предложив нам, по сути, обычных выскакивающих из-за угла зомби. Сегодня мы поговорим об относительно длинной серии истинно японских хорроров и начнём, как ни странно, с первой части.

К 2001 году на рынке японских хоррор-адвенчур и хоррор-экшенов чётко определились «титаны жанра» - серия Resident Evil и относительный новичок Silent Hill, который к тому времени уже успел приобрести культовый статус, тем самым отправив в производство сиквел. Были, конечно, и другие подобные игры, однако ни одна из них не стала больше, чем «просто хорошей». И тут вышла первая часть Fatal Frame – необычной хоррор-адвенчуры, где все бои с врагами происходили… посредством старенького фотоаппарата. И, скажем так, идея с фотоохотой на призраков попала в точку – на то время это была очень интересная идея в малость застоявшемся жанре. Игра хоть и не «выстрелила», как тот же Сайлент Хилл, но быстро приобрела статус культовой, окупилась, вышла на консоли от дяди Билла и породила сиквел. Так о чём же, собственно, игра, да и вся серия в целом?

Сюжет каждой из частей основывается на каком-нибудь синтоистском мифе о призраках и различных «концах света». Но вернёмся к первой части, о которой и идёт речь. Сюжет незамысловат и прост – однажды писатель и оккультист Джунсей Такамине вместе с небольшой группой решил обследовать старый особняк, про который ходили слухи, что там обитают призраки, и пропал. Его ученик, Мафую Хинасаки, отправился на его поиски, но в итоге тоже пропал. И вот, прождав брата почти неделю, в этот проклятый особняк отправляется его младшая сестра – Мику, главная героиня игры.

[​IMG] [​IMG]

Хоть вначале нам и дают поиграть минут 10 за Мафую, всю оставшуюся игру мы проведём в компании Мику и разнообразных призраков. Наше оружие – камера, доставшаяся Мафую по наследству от матери, и впоследствии подобранная Мику в особняке. Чтобы изгнать призрака, необходимо сфотографировать его в определённый момент. У камеры есть шкала, при заполнении которой камера набирает максимальную мощность, и после этого нам нужно лишь дождаться, пока призрак откроется. Можно, конечно, и бездумно щёлкать кадры, но урон в таком случае будет минимальным, а плёнки много не бывает. Плёнка – наши «патроны» - бывает разной силы: к примеру, 14мм плёнка слабенько бьёт врагов, а 90мм может с одного «выстрела» отправить призрака обратно в ад. Также камеру можно улучшать – за изгнание агрессивных духов и фотографирование мирных нам дают очки, которые можно потратить на увеличение урона, дальность действия или на скорость заполнения шкалы. Эти мирные духи любят появиться сразу же, как героиня зайдёт в комнату, так что к середине игры игрок рефлекторно будет включать камеру после открытия очередной двери. Внешне призраки довольно разнообразны, как и их поведение. Вообще-то, не у всех призраков есть уникальные приёмы, но призраки «сюжетных персонажей», коих довольно много, проработаны довольно-таки неплохо. Остальная «массовка», по сути, ведёт себя одинаково, различаясь лишь модельками. Иногда встречаются довольно резвые духи, и вместе с ними игроку открывается первый серьёзный недостаток игры – довольно-таки неудобная камера. Для начала нужно навести на призрака камеру – а камера-то еле поворачивается! Стоит врагу подойти вплотную - и пиши пропало: прицелиться становится практически невозможно. Маневрировать по комнате тоже не особо удобно – Мику медленно ходит, держа объектив у глаза, да и игроку целиться левым стиком и ходить правым неудобно. Хорошо лишь то, что на самом деле сложных призраков на нас напустят через часа полтора игры, а к этому времени игрок хоть немного, но освоится.

Наша волшебная камера нужна не только для боёв с призраками: ведь жанр игры - по сути японская адвенчура, а значит, нам предстоят забеги по локациям и поиски ключей. Здесь вот и пригодится камера. К примеру, если перед нами закрытая дверь с «дымкой», на которую реагирует датчик паранормальной активности, то её следует сфотографировать, и на фотографии покажется место, куда нужно добраться, чтобы открыть эту дверь. Обычный поиск ключей тоже присутствует, но комбинирования предметов и зубодробительных головоломок типа «сделай из волос и иголки удочку, и, главное, не спрашивай, через что я прошел, чтобы достать эти волосы» нет.

По ходу игры мы будем видеть различные видения, находить кучу заметок всех персонажей, и сюжет будет обрастать подробностями. Выяснится, что в особняке много веков проводился обряд – четвертовали служительницу храма. Нужно это было, чтобы предотвратить «бедствие» - открытие адских врат. Но однажды ритуал прошёл не так, как нужно, и бедствие наступило. С его последствиями мы и будем бороться, и, в дополнение к спасению брата, будем пытаться вернуть всю нечисть назад в ад. Разработчики уверяют, что игра основана на реальных событиях, что должно ещё сильнее испугать игрока. В итоге незамысловатый сюжет играет на атмосферу, становясь её неотъемлемой частью.

[​IMG] [​IMG]

А что до атмосферы… Игра страшна. Очень. Особенно для неяпонского игрока. Ведь нам непривычен огромный особняк, выполненный в японском стиле. Лаборатории с вирусами, обшарпанные подвалы с бомжами – это всё не производит такого эффекта, как тонкие картонные перегородки, развешанные повсюду кимоно, небольшой храм по соседству… Эх, чего только стоит комната с японскими куклами! Дополняет аутентичную картинку звуковое сопровождение, выполненное в лучших традициях Тихого Холма, – шорохи, странные звуки, тревожные мелодии…
Графически игра выглядит как стандартный проект начала эпохи PS2 – то есть без откровений. Дизайн персонажей ничем не выделяется, хотя призраки сделаны довольно-таки неплохо. Видно, что основные силы пошли на дизайн интерьеров. В следующей части разработчики освоятся с консолью и получат большее финансирование, и получится… А потом посмотрим, что получится. Сейчас речь о первой части игры.

Чуть выше я говорил о «первом серьёзном недостатке». Так вот, самое время упомянуть о втором, который намного более критичен, чем первый. Игра однообразна. Главная «фишка» стала и главной проблемой. Причём в пределах одной игры всё более-менее нормально, но учитывая, что в серии на данный момент 4 части… Поэтому если вы не уверены, что осилите все 4 части, - не играйте в 1ю часть. Почему? Вторая часть, являясь, по сути, тем же, что и первая, довела все элементы игры практически до идеала. Графика, не уступающая третьей части Сайлент Хилла, чуть более удобное управление, более интересный сюжет, аккуратнее раскинутые призраки, маленькая деревенька вместо одного особняка – в игре всё стало лучше. Однако поиграв во вторую часть, игрок уже вряд ли сможет потом пройти первую - как раз по описанной выше причине. Но если не хотите терять часть сюжета (который хоть слабо, но пересекается с другими играми серии), то попробуйте первую часть, а потом сделайте перерыв на месяц-другой перед следующей.

Дальнейшие же продолжения стали лишь копиями второй части – улучшать уже было нечего, а радикально менять геймплей разработчики не решились. Хорошо это или плохо – не знаю. Современные примеры «резкой смены геймплея» и различные «перезапуски» подорвали мою веру в то, что перемены всегда к лучшему.

Так что же в итоге? Основоположница неплохой и довольно страшной, но однообразной серии, истинно японский хоррор в лучших традициях японских фильмов ужасов, оригинальная боевая система... Для любителей соответствующего жанра – рекомендуется. Всем остальным – строго по желанию, но лучше бы приглядеться к продолжению.


Автор: destroyer
Дата: 12.06.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей