Пошаговая тактическая стратегия с ролевыми элементами, созданная компанией First Step в 1994 году. Первая версия была разработана и выпущена двумя изданиями для платформы Commodore Amiga. Впоследствии её успех закрепился выпуском дополнения, расширяющего игру. В пределах года Death or Glory была портирована на IBM PC для запуска в среде MS-DOS.
Действие происходит в таинственном мире Драгкар (Draghkar), описание которого достаточно скудное. Игроку предстоит принять участие в самом обширном конфликте белых и чёрных магов, происходящем на территории королевства Моргана. В качестве лидера походной группы Вам необходимо решить множество тактических задач, не погибнув и усмирив множество противников. Наградой будет подтверждение квалификации стратега третьей категории Стратегическим кругом королевского совета. Вооружившись лишь логическими умозаключениями и магической интуицией, Вы должны справиться с задачами, поставленными на шестнадцати уровнях. Для компенсации недостатка боевого опыта, связанного с избалованностью цивилизацией, Вы можете начинать сражения так часто, как захочется. Однако решения по развитию персонажей, принятые в процессе игры, будут существенно влиять на тактические возможности и сложность достижения поставленных целей.
При этом разработчики предупреждают: "Но не жалуйтесь, если игра очарует Вас так, что Вы забудете о повседневной жизни вокруг и потеряете ход времени, - каждый испытуемый Стратегическим кругом временно подчиняется законам мира, которые здесь, на Земле, давно игнорируются, поскольку больше не вписываются в нашу технологизированную среду".
Короткий вступительный ролик, состоящий из нескольких последовательно сменяющих друг друга изображений, обрисовывает мировую обстановку на момент начала игры. В нём рассказывается, что в королевстве настали тяжёлые времена, но осталась надежда на благополучное разрешение всех сложностей. Главное меню содержит только два пункта, позволяющих начать новую кампанию или продолжить незавершённую вместе с возможностью изменения некоторых настроек (крайне рекомендуется включить подтверждение окончания хода, - это позволит избежать множества последующих случайных тактических ошибок). Кроме того, при непродолжительном бездействии будет показана карта королевства, схематично отображающая все ключевые точки сюжетного путешествия. По ней можно ориентироваться при прохождении, примерно представляя местоположение и направление движения группы, а также оценивать близость текущих целей.
При начале новой игры после краткого вступления, описывающего взаимоотношения в королевской семье, в "распоряжение" выделяются немного золота и амуниции и два лидера: принц Равен (Raven; как главнокомандующий) и придворный шут Церано (Cerano; в качестве первого помощника). Ресурсы не очень большие, но для начала вполне достаточные, а при умелом стратегическом подходе - так и вовсе избыточные. В первую очередь необходимо выбрать бойцов для последующих сражений. В битвах участвуют как сами предоставленные лидеры, так и нанятые отряды, при этом первые в боевых умениях обычно значительно превосходят наёмников. Далее предлагается распределить амуницию: каждому лидеру доступны для использования два предмета — и дополнительно предусмотрено одно место для хранения лишнего (все вещи, оставленные без хозяина, пропадают без возможности восстановления или замены). После этих подготовительных действий показываются наименование сюжетной главы и цели уровня, которые в том числе включают "доброе" послание от одного из противников и условия победы и поражения.
Имеющиеся лидеры размещаются на игровой карте в определённых местах, вокруг них располагаются отряды нанятых бойцов. Аналогичная процедура выполняется в отношении противников и нейтральных персонажей, помогающих или мешающих в достижении целей. Многие такие группы, дружественные и не очень, периодически появляются (выходят откуда-то) или исчезают (сбегают куда-то), что добавляет напряжения и динамики. И начинается стратегия... Каждый лидер и каждый отряд бойцов из его группы обладают основательным набором характеристик, главная из которых - очки жизни. Их снижение до нуля приводит к гибели отряда. Со стороны дружественных персонажей такие потери практически всегда безвозвратны, а иногда даже увеличивают ряды оппонентов; однако группы противников могут не только восстановиться, но и объединиться и значительно усилиться. Кроме жизненной силы, предусмотрены скорость и способ перемещения, силы атаки и защиты, методы ведения нападения и обороны, только для лидеров - очки маны и доступные заклинания, сопротивляемость магии, радиус обзора и другие. С началом каждого хода большинство управляемых отрядов получают возможность действовать. Игрок последовательно выбирает и раздаёт команды и после окончания хода наблюдает за манёврами дружественных неуправляемых групп и противников. Перемещения и нападения довольно очевидны; для последнего достаточно поместить атакующего рядом с целью и выбрать соответствующий пункт меню, после чего отобразится экран сражения, где в динамике будут показаны битва и её результаты. Лидеры и наёмные бойцы в таких поединках представлены немного по-разному: лидер - это всегда один персонаж, который "отстреливается" от оппонента, а группа наёмников - несколько отдельных существ, каждое из которых наносит свой удар различными способами, отличающимися в зависимости не только от вида бойца, но и от позиции (атакующей или обороняющейся). Некоторые командиры обучены использованию магии; система её применения очень проста, но сильно "бюрократизирована": нужно выбрать заклинание, его силу и место применения - каждое действие требует отдельного подтверждения, что кажется совершенно необязательным и избыточным.
Возможности управления лидерами достаточно широки, в то время как для отрядов бойцов доступны только три действия: идти, атаковать или стоять на месте. Но даже это может быть упрощено выбором у командира режима автоматического управления своей группой. Последнее позволяет определить действия наёмников, выполняемые игрой после завершения хода. Выбор этот небольшой и связан с приоритизацией нападения или защиты, но тактически всегда очень важен. Часто, неся потери в битвах, требуется отвести тот или иной отряд в тыл для восстановления очков жизней, которые можно восполнить либо магией, либо размещением рядом (в соприкасающейся ячейке на карте) с лидером на момент начала хода. Заклинания также позволяют изменить атакующие и защитные силы групп, что существенно влияет на результаты сражений, позволяя увереннее удерживать или занимать удобные позиции. Отдельно лидерам доступны крайне полезные опции личного отдыха и отдыха группы, восстанавливающие утраченные жизненные силы, но не позволяющие сделать что-то ещё.
При выполнении тактических манёвров очень важно учитывать удалённость лидера от своих отрядов. Так, боевой дух бойцов высок только в небольшой зоне поддержки вокруг командира, в которой они получают значительные прибавки к своим способностям. Выход отряда за границы этой области приведёт к большим собственным потерям и меньшему ущербу у противника, а в качестве индикации вместо портрета лидера в битве будет отображаться соответствующая надпись. Также важно правильно выбирать уничтожаемую цель, особенно если ею является вражеский командир. Группа, оставшаяся без лидера, перестаёт двигаться и только отвечает на атаки. Добыча трофеев с таких противников существенно упрощается, но иногда они разбегаются, лишая игрока необходимого опыта и золота, или остаются в местах, где длительное нахождение для большинства отрядов опасно.
После выполнения условий победы и достижения поставленных целей все нанятые бойцы покидают своих лидеров. Это обуславливается внутренней традицией королевства, и новую главу приходится начинать с другим войском, а точнее, с новыми расходами на... будущие потери.
Карты уровней представляют собой разделённые на клетки поля разных размеров и наполнения - от природных ландшафтов до глубоких подземелий и укреплённых замков. В игре предусмотрены мини-карты, которые можно посмотреть из меню управления. На них достаточно чётко отображается текущая расстановка сил, определяемая цветовыми индикаторами лидеров. В зависимости от характеристик отряда каждая ячейка карты предусматривает небольшой бонус или штраф для перемещения, нападения или обороны. Иногда встречаются разные полезные или опасные объекты в виде ёмкостей с сокровищами или ловушками; нельзя забывать про потоки лавы и другие опасные места, где можно утонуть или сгореть. При этом условия победы могут серьёзно противоречить подобным осторожностям: например, когда требуется обогнать бурный поток, а единственный свободный проход уже занят или уже недоступен. На помощь приходят магия и выжидание, но последнее часто ещё более усложняет игру, разделяя армию и лишая бойцов и лидеров поддержки.
Сюжет описывает путешествие по стране небольшой королевской группы, которая довольно быстро расширяется, увеличиваясь фактически в три раза. Практически всегда при начале и при достижении целей уровня показывается небольшой диалог лидеров, раскрывающий историю странствия, и в конце/начале каждой главы предлагается неплохое описание произошедшего и немного будущего. В игре предусмотрено много деталей: например, для каждого лидера, будь то союзник, противник или даже мифическое существо, сделаны короткое описание, доступное вместе с прочими характеристиками из соответствующего меню, и монолог поражения, изредка дополняющий сюжетную историю. Аккуратно нарисованы портреты, иногда напоминающие известных персонажей иных миров.
Хотя цели далеко не всегда завоевательные, за победы над противниками выдаются опыт и трофеи в виде золота и дополнительной амуниции. В начале всего этого очень мало, фактически единицы за десятки или сотни усмирённых недругов, но со временем становится всё больше и больше. Каждый управляемый игроком лидер, набрав достаточное количество опыта, может получить повышение до следующего ранга от главнокомандующего и выбор из двух новых классов с соответствующими значительными бонусами, включая возможность найма усиленных бойцов. Интересно то, что принцу Равену доступно повышение самого себя, - сюжетно это обыгрывается единогласным решением всех лидеров путешествующей группы. Амуниция же даётся в строго определённой последовательности на конкретных этапах развития сюжета, и чем дальше, тем ценнее обнаруживаемые артефакты. Хотя их условная сила падает, полезность существенно растёт. Например, возможность восстанавливать ману несравнима с существенным ослаблением атакующих и защитных характеристик. С повышением рангов и укомплектованности вещами всё больше становится заметна роль нанимаемых бойцов. "...Мы группой бежали впереди, постоянно ища укрытия и остерегаясь ловушек и засад; за нами, всегда на одинаковом расстоянии и с огромным шумом, спешила целая армия наёмников, каждый из которых надеялся заключить контракт...", - такое описание предлагается к одной из завершающих глав, обозначая важность, необходимость и затратность обеспечения лидеров поддержкой.
Сохранение игры доступно в любой момент из соответствующего меню настроек. Всего предусмотрены четыре слота - этого более чем хватает, учитывая, что в начале каждой главы будет сделана автоматическая запись (дополнительно пятнадцать возможностей продолжения).
Графическое представление DOS-версии игры существенно отличается от используемого в изданиях для Commodore Amiga. Практически все фоновые изображения были перерисованы, дополнены обрамления множества меню, существенно изменились пиктограммы ячеек карт, различных существ и символов шрифтов. Однако при внимательном изучении становятся заметны привнесённые проблемы с прозрачностью и не всегда удачными наложениями картинок. Встречается много приятного глазу, особенно в сражениях и в описаниях, но попадаются и спорные моменты: например, на начальных уровнях при путешествии по пересечённым степным и лесистым местностям пестрота представления персонажей усложняет их поиск, а для текстов - чтение (аналогичное иногда встречается в описаниях глав). Боевые фоны прекрасно сочетаются друг с другом, и их разнообразие сравнимо с количеством проводимых битв. Обилие деталей и проработки, особенно хорошо заметное примерно с третьего уровня игры, радует, при этом обозначенная "пёстрость" уходит и перестаёт отвлекать от продумывания стратегии.
Все действия выполняются при помощи клавиатуры, и каких-либо сложностей с управлением не возникает. Для удобства предусмотрены быстрые клавиши, позволяющие переключаться между лидерами, открывать мини-карту, смотреть детальную информацию о командирах, управлять сохранениями и загрузками и выполнять некоторые другие действия. Их описание представлено в руководстве, и все они дублируются соответствующими пунктами в разных меню.
Конечно, стоит отметить отличную прилагаемую пользовательскую инструкцию, описывающую пусть и не детально и на немецком языке, но практически все игровые моменты. В ней предусмотрены достаточно понятные и полезные списки и таблицы, сопровождаемые скриншотами. Вместе с основным руководством в комплект документации к игре входит весьма интересная история - "Дневник принца Равена Моргана". Она немного напоминает описание прохождения, составленное от лица участников сюжетных событий (для ознакомления уже потребуется углублённое знание немецкого языка).
Встроенные ролевые элементы и вариативность развития персонажей делают игру разнообразной. Тактические моменты требуют продумывания последствий принимаемых решений и действий. А если ещё учитывать стратегическую составляющую, детализированную графику и сюжетную проработку, то можно заключить, что игра у First Step определённо получилась удачной.
Действие происходит в таинственном мире Драгкар (Draghkar), описание которого достаточно скудное. Игроку предстоит принять участие в самом обширном конфликте белых и чёрных магов, происходящем на территории королевства Моргана. В качестве лидера походной группы Вам необходимо решить множество тактических задач, не погибнув и усмирив множество противников. Наградой будет подтверждение квалификации стратега третьей категории Стратегическим кругом королевского совета. Вооружившись лишь логическими умозаключениями и магической интуицией, Вы должны справиться с задачами, поставленными на шестнадцати уровнях. Для компенсации недостатка боевого опыта, связанного с избалованностью цивилизацией, Вы можете начинать сражения так часто, как захочется. Однако решения по развитию персонажей, принятые в процессе игры, будут существенно влиять на тактические возможности и сложность достижения поставленных целей.
При этом разработчики предупреждают: "Но не жалуйтесь, если игра очарует Вас так, что Вы забудете о повседневной жизни вокруг и потеряете ход времени, - каждый испытуемый Стратегическим кругом временно подчиняется законам мира, которые здесь, на Земле, давно игнорируются, поскольку больше не вписываются в нашу технологизированную среду".
Короткий вступительный ролик, состоящий из нескольких последовательно сменяющих друг друга изображений, обрисовывает мировую обстановку на момент начала игры. В нём рассказывается, что в королевстве настали тяжёлые времена, но осталась надежда на благополучное разрешение всех сложностей. Главное меню содержит только два пункта, позволяющих начать новую кампанию или продолжить незавершённую вместе с возможностью изменения некоторых настроек (крайне рекомендуется включить подтверждение окончания хода, - это позволит избежать множества последующих случайных тактических ошибок). Кроме того, при непродолжительном бездействии будет показана карта королевства, схематично отображающая все ключевые точки сюжетного путешествия. По ней можно ориентироваться при прохождении, примерно представляя местоположение и направление движения группы, а также оценивать близость текущих целей.
При начале новой игры после краткого вступления, описывающего взаимоотношения в королевской семье, в "распоряжение" выделяются немного золота и амуниции и два лидера: принц Равен (Raven; как главнокомандующий) и придворный шут Церано (Cerano; в качестве первого помощника). Ресурсы не очень большие, но для начала вполне достаточные, а при умелом стратегическом подходе - так и вовсе избыточные. В первую очередь необходимо выбрать бойцов для последующих сражений. В битвах участвуют как сами предоставленные лидеры, так и нанятые отряды, при этом первые в боевых умениях обычно значительно превосходят наёмников. Далее предлагается распределить амуницию: каждому лидеру доступны для использования два предмета — и дополнительно предусмотрено одно место для хранения лишнего (все вещи, оставленные без хозяина, пропадают без возможности восстановления или замены). После этих подготовительных действий показываются наименование сюжетной главы и цели уровня, которые в том числе включают "доброе" послание от одного из противников и условия победы и поражения.
Имеющиеся лидеры размещаются на игровой карте в определённых местах, вокруг них располагаются отряды нанятых бойцов. Аналогичная процедура выполняется в отношении противников и нейтральных персонажей, помогающих или мешающих в достижении целей. Многие такие группы, дружественные и не очень, периодически появляются (выходят откуда-то) или исчезают (сбегают куда-то), что добавляет напряжения и динамики. И начинается стратегия... Каждый лидер и каждый отряд бойцов из его группы обладают основательным набором характеристик, главная из которых - очки жизни. Их снижение до нуля приводит к гибели отряда. Со стороны дружественных персонажей такие потери практически всегда безвозвратны, а иногда даже увеличивают ряды оппонентов; однако группы противников могут не только восстановиться, но и объединиться и значительно усилиться. Кроме жизненной силы, предусмотрены скорость и способ перемещения, силы атаки и защиты, методы ведения нападения и обороны, только для лидеров - очки маны и доступные заклинания, сопротивляемость магии, радиус обзора и другие. С началом каждого хода большинство управляемых отрядов получают возможность действовать. Игрок последовательно выбирает и раздаёт команды и после окончания хода наблюдает за манёврами дружественных неуправляемых групп и противников. Перемещения и нападения довольно очевидны; для последнего достаточно поместить атакующего рядом с целью и выбрать соответствующий пункт меню, после чего отобразится экран сражения, где в динамике будут показаны битва и её результаты. Лидеры и наёмные бойцы в таких поединках представлены немного по-разному: лидер - это всегда один персонаж, который "отстреливается" от оппонента, а группа наёмников - несколько отдельных существ, каждое из которых наносит свой удар различными способами, отличающимися в зависимости не только от вида бойца, но и от позиции (атакующей или обороняющейся). Некоторые командиры обучены использованию магии; система её применения очень проста, но сильно "бюрократизирована": нужно выбрать заклинание, его силу и место применения - каждое действие требует отдельного подтверждения, что кажется совершенно необязательным и избыточным.
Возможности управления лидерами достаточно широки, в то время как для отрядов бойцов доступны только три действия: идти, атаковать или стоять на месте. Но даже это может быть упрощено выбором у командира режима автоматического управления своей группой. Последнее позволяет определить действия наёмников, выполняемые игрой после завершения хода. Выбор этот небольшой и связан с приоритизацией нападения или защиты, но тактически всегда очень важен. Часто, неся потери в битвах, требуется отвести тот или иной отряд в тыл для восстановления очков жизней, которые можно восполнить либо магией, либо размещением рядом (в соприкасающейся ячейке на карте) с лидером на момент начала хода. Заклинания также позволяют изменить атакующие и защитные силы групп, что существенно влияет на результаты сражений, позволяя увереннее удерживать или занимать удобные позиции. Отдельно лидерам доступны крайне полезные опции личного отдыха и отдыха группы, восстанавливающие утраченные жизненные силы, но не позволяющие сделать что-то ещё.
При выполнении тактических манёвров очень важно учитывать удалённость лидера от своих отрядов. Так, боевой дух бойцов высок только в небольшой зоне поддержки вокруг командира, в которой они получают значительные прибавки к своим способностям. Выход отряда за границы этой области приведёт к большим собственным потерям и меньшему ущербу у противника, а в качестве индикации вместо портрета лидера в битве будет отображаться соответствующая надпись. Также важно правильно выбирать уничтожаемую цель, особенно если ею является вражеский командир. Группа, оставшаяся без лидера, перестаёт двигаться и только отвечает на атаки. Добыча трофеев с таких противников существенно упрощается, но иногда они разбегаются, лишая игрока необходимого опыта и золота, или остаются в местах, где длительное нахождение для большинства отрядов опасно.
После выполнения условий победы и достижения поставленных целей все нанятые бойцы покидают своих лидеров. Это обуславливается внутренней традицией королевства, и новую главу приходится начинать с другим войском, а точнее, с новыми расходами на... будущие потери.
Карты уровней представляют собой разделённые на клетки поля разных размеров и наполнения - от природных ландшафтов до глубоких подземелий и укреплённых замков. В игре предусмотрены мини-карты, которые можно посмотреть из меню управления. На них достаточно чётко отображается текущая расстановка сил, определяемая цветовыми индикаторами лидеров. В зависимости от характеристик отряда каждая ячейка карты предусматривает небольшой бонус или штраф для перемещения, нападения или обороны. Иногда встречаются разные полезные или опасные объекты в виде ёмкостей с сокровищами или ловушками; нельзя забывать про потоки лавы и другие опасные места, где можно утонуть или сгореть. При этом условия победы могут серьёзно противоречить подобным осторожностям: например, когда требуется обогнать бурный поток, а единственный свободный проход уже занят или уже недоступен. На помощь приходят магия и выжидание, но последнее часто ещё более усложняет игру, разделяя армию и лишая бойцов и лидеров поддержки.
Сюжет описывает путешествие по стране небольшой королевской группы, которая довольно быстро расширяется, увеличиваясь фактически в три раза. Практически всегда при начале и при достижении целей уровня показывается небольшой диалог лидеров, раскрывающий историю странствия, и в конце/начале каждой главы предлагается неплохое описание произошедшего и немного будущего. В игре предусмотрено много деталей: например, для каждого лидера, будь то союзник, противник или даже мифическое существо, сделаны короткое описание, доступное вместе с прочими характеристиками из соответствующего меню, и монолог поражения, изредка дополняющий сюжетную историю. Аккуратно нарисованы портреты, иногда напоминающие известных персонажей иных миров.
Хотя цели далеко не всегда завоевательные, за победы над противниками выдаются опыт и трофеи в виде золота и дополнительной амуниции. В начале всего этого очень мало, фактически единицы за десятки или сотни усмирённых недругов, но со временем становится всё больше и больше. Каждый управляемый игроком лидер, набрав достаточное количество опыта, может получить повышение до следующего ранга от главнокомандующего и выбор из двух новых классов с соответствующими значительными бонусами, включая возможность найма усиленных бойцов. Интересно то, что принцу Равену доступно повышение самого себя, - сюжетно это обыгрывается единогласным решением всех лидеров путешествующей группы. Амуниция же даётся в строго определённой последовательности на конкретных этапах развития сюжета, и чем дальше, тем ценнее обнаруживаемые артефакты. Хотя их условная сила падает, полезность существенно растёт. Например, возможность восстанавливать ману несравнима с существенным ослаблением атакующих и защитных характеристик. С повышением рангов и укомплектованности вещами всё больше становится заметна роль нанимаемых бойцов. "...Мы группой бежали впереди, постоянно ища укрытия и остерегаясь ловушек и засад; за нами, всегда на одинаковом расстоянии и с огромным шумом, спешила целая армия наёмников, каждый из которых надеялся заключить контракт...", - такое описание предлагается к одной из завершающих глав, обозначая важность, необходимость и затратность обеспечения лидеров поддержкой.
Сохранение игры доступно в любой момент из соответствующего меню настроек. Всего предусмотрены четыре слота - этого более чем хватает, учитывая, что в начале каждой главы будет сделана автоматическая запись (дополнительно пятнадцать возможностей продолжения).
Графическое представление DOS-версии игры существенно отличается от используемого в изданиях для Commodore Amiga. Практически все фоновые изображения были перерисованы, дополнены обрамления множества меню, существенно изменились пиктограммы ячеек карт, различных существ и символов шрифтов. Однако при внимательном изучении становятся заметны привнесённые проблемы с прозрачностью и не всегда удачными наложениями картинок. Встречается много приятного глазу, особенно в сражениях и в описаниях, но попадаются и спорные моменты: например, на начальных уровнях при путешествии по пересечённым степным и лесистым местностям пестрота представления персонажей усложняет их поиск, а для текстов - чтение (аналогичное иногда встречается в описаниях глав). Боевые фоны прекрасно сочетаются друг с другом, и их разнообразие сравнимо с количеством проводимых битв. Обилие деталей и проработки, особенно хорошо заметное примерно с третьего уровня игры, радует, при этом обозначенная "пёстрость" уходит и перестаёт отвлекать от продумывания стратегии.
Все действия выполняются при помощи клавиатуры, и каких-либо сложностей с управлением не возникает. Для удобства предусмотрены быстрые клавиши, позволяющие переключаться между лидерами, открывать мини-карту, смотреть детальную информацию о командирах, управлять сохранениями и загрузками и выполнять некоторые другие действия. Их описание представлено в руководстве, и все они дублируются соответствующими пунктами в разных меню.
Конечно, стоит отметить отличную прилагаемую пользовательскую инструкцию, описывающую пусть и не детально и на немецком языке, но практически все игровые моменты. В ней предусмотрены достаточно понятные и полезные списки и таблицы, сопровождаемые скриншотами. Вместе с основным руководством в комплект документации к игре входит весьма интересная история - "Дневник принца Равена Моргана". Она немного напоминает описание прохождения, составленное от лица участников сюжетных событий (для ознакомления уже потребуется углублённое знание немецкого языка).
Встроенные ролевые элементы и вариативность развития персонажей делают игру разнообразной. Тактические моменты требуют продумывания последствий принимаемых решений и действий. А если ещё учитывать стратегическую составляющую, детализированную графику и сюжетную проработку, то можно заключить, что игра у First Step определённо получилась удачной.