[​IMG]

[​IMG]
Ten, Nine, Eight, Seven, Six, Five, Four, Three, Two, One, Liftoff!


ВСТУПЛЕНИЕ

Ground control to Major Tom…
Ground control to Major Tom…
Take your protein pills and put your helmet on…

Дэвид Боуи​

В эпиграфе выше я отнюдь не просто так привёл цитату из культовой песни не менее культового Дэвида Боуи. Дело в том, что игра, о которой пойдёт речь ниже, целиком и полностью посвящена космосу и относится к жанру космических симуляторов. Более того, наш безымянный герой (таковым он останется вплоть до выхода в свет X²: The Threat), пилот-испытатель Земного флота тоже оказался затерянным среди звёзд подобно персонажу из песни Боуи. Вот только в случае с X: Beyond the Frontier этим всё отнюдь не заканчивается. Напротив, именно этим тут всё и начинается: после неудачного эксперимента с телепортацией наш герой оказывается в совершенно незнакомом ему месте.

[​IMG]
Наш космолёт оказывается повреждён в прыжке.


СЮЖЕТ

Светит незнакомая звезда.
Снова мы отрезаны от дома.

Николай Добронравов​

Итак, в роли пилота-испытателя на тестовом космолёте X Prototype мы оказываемся в совершенно незнакомой вселенной, где о Земле-матушке вообще мало кто знает, а те, кто знают, не слишком-то и верят в её существование, считая её чем-то вроде легенды. Как вернуться домой — совершенно непонятно, связь с Землёй и коллегами отсутствует, что делать — тоже неясно. Кроме того, наш космолёт был повреждён во время прыжка и может вот-вот взорваться.

[​IMG]
Жизнь нашему герою спасает капитан боевого корабля расы Телади.

К счастью, Вселенная Х (X-Universe — именно так называется место, в котором разворачиваются основные события игры) оказалась не без добрых людей (прошу прощения, гуманоидов), и жизнь нашему герою спасает капитан боевого корабля расы Телади (Teladi), одной из шести представленных в игре рас, чьей специализацией является торговля. Разумеется, ни один настоящий торговец ничего не делает просто так, так что герой наш хоть и выжил, но оказался в долгу у совершенно незнакомых ему ящерообразных созданий. Так что, несмотря на всё желание вернуться домой, первым делом ему надлежит вернуть долг. Как это сделать? Очень просто — начать торговать самому!

[​IMG]
Драться поначалу нечем — лазеры вышли из строя, а на новые у вас не хватает средств.


ИГРОВАЯ МЕХАНИКА

Жил отважный Капитал,
В древних банках обитал,
И не раз он попирал
Идеал

Михаил Успенский​

Именно так. В отличие от поголовного большинства представителей жанра космических симуляторов, X: Beyond the Frontier делает основной упор отнюдь не на бои, а на торговлю. «Купить подешевле, продать подороже» — вот ваш девиз на первый десяток игровых часов. Тем более что и драться-то вам поначалу нечем — лазеры вышли из строя при прыжке вместе со многим другим оборудованием, тогда как на новые у вас банальнейшим образом не хватает средств. Той жалкой горстки кредитов, что вы получите в долг от Телади, вам не хватит даже на то, чтобы толком забить грузовой отсек товарами на продажу. Придётся проявить смекалку и продать единственную ценность на корабле — энергетический щит, — пустив полученный таким образом капитал в оборот.

[​IMG]
Заработав в качестве перевозчика своё первое состояние, вы начнёте возводить фабрики и рудники.

Вообще, коробка с игрой отнюдь не просто так призывает игрока думать (призыв «Trade, fight, build, think» — «Торгуй, сражайся, строй, думай» — стал девизом серии с самой первой игры). Без должной смекалки в X: Beyond the Frontier никуда. Начав с такой простенькой хитрости, как продажа последнего с целью создания стартового капитала, вы впоследствии должны будете целиком и полностью слиться с бурным миром экономики Вселенной X. Так, заработав в качестве перевозчика грузов серьёзное состояние, вы начнёте возводить свои собственные фабрики и рудники. Причём главная сложность будет заключаться не в том, чтобы накопить на очередную фабрику, а в том, чтобы грамотно оную фабрику разместить.

[​IMG]
Изучив в должной мере спрос, можно за считанные часы купить всех с потрохами.

На ярмарки уже затем ходить надобно, чтобы понять –
как много на свете вещей, без которых человек вполне может обойтись!

Михаил Успенский​

Спрос и предложение — вот на чём зиждется путь к успеху в игре. Возведённая в секторе без должного спроса на производимые товары фабрика едва ли принесёт вам много дохода, но после изучения в должной мере потребностей сектора и наладки соответствующего производства можно за считанные часы не только вернуть долг капиталистам Телади, но и купить их всех с потрохами. Погоня за выгодой в X: Beyond the Frontier — первейшая цель.

[​IMG]
Главная проблема Вселенной X — воинственная раса Ксенон.

Выбирай себе друзей потщательней.
А враги выберут вас сами.

Ясир Арафат, вымышленная цитата из романа Роберта Асприна​

Придётся, впрочем, и подраться. Главная проблема Вселенной X — воинственная раса Ксенон (Xenon), мусорным ветром идущая по секторам всех без исключения рас и уничтожающая всё на своём пути. Разумеется, что с вами они разговаривать не захотят. То, что вы, возможно, уже стали главным капиталистом вселенной, тоже не поможет, так что хотите того или нет, придётся отбиваться. Хорошее же оружие и щиты стоят столько, что поначалу голова идёт кругом. В приличную сумму обойдётся и звено добротных кораблей поддержки, которые можно понастроить на своих фабриках. В конце же вас ждёт неравный бой с гигантским кораблём Ксенонов (забегая вперёд скажу, что X: Beyond the Frontier — это духовная наследница старой доброй Elite и многое тут, начиная с общей концепции и заканчивая даже такими вещами, как дизайн и название кораблей, взято именно из этой легендарной игры), ничуть не уступающий по насыщенности битве против Звезды Смерти (Death Star) из культовых Звёздных войн (Star Wars). Извольте как следует приготовиться.

[​IMG]
Вы сможете выходить на связь с любыми судами и космическими станциями.

Впрочем, от рядовых Ксенонов можно легко удрать, предоставив расправу над ними рядовому патрулю, тогда как несколько серьёзных битв в конце — скорее исключение, нежели правило. X: Beyond the Frontier — это в первую очередь торговая игра, так что заработок тем или иным способом занимает тут добрых девяносто процентов времени. Тем более что сюжетная линия крайне непродолжительна и сводится, по сути, всего к нескольким контактам и паре обязательных битв. Авторы сумели создать для игры довольно таки занятный сеттинг, который успеет подкинуть нам за время игры ряд неожиданностей, однако история как таковая крайне проста и незатейлива. Более того, не предлагает она и ровным счётом никакой нелинейности. Вы хоть и сможете выходить на связь с любыми судами и космическими станциями и общаться с ними (беседы оформлены в стиле компьютерных ролевых игр), выбирая желаемые варианты ответа из предложенного списка, но, увы, в итоге от вашего выбора ничего не будет зависеть, и вся свобода заключается лишь в том, чтобы пропустить некоторые этапы сюжетной линии. Вы, например, вольны войти в контакт с кораблём местных религиозных фанатиков и разрешить им провести вас к храму или же сразу лететь к храму и связываться с ним без посредников. Вот вам и вся свобода.

[​IMG]
Лучший лазер в игре стоит без малого семьсот тысяч кредитов.

Победа в сражении - это самая незначительная победа.
Победа без сражения - вот высочайшее мастерство.

Зурин Арктус, The Elder Scrolls​

Не слишком задался и баланс, опять же подрезающий свободу действий. Дело в том, что X: Beyond the Frontier хоть и повторяет многое из того, что было в Elite, разрешая нам, например, торговать наркотиками или, записавшись в полицию, зарабатывать на отстреле пиратских судов и злокозненных Ксенонов (для этого придётся приобрести отдельную лицензию у каждой из рас, поскольку за отстрел врагов в чужих секторах платить никто не будет, тогда как за провоз наркотиков лицензию у вас могут и отобрать), тем не менее сделать на всём этом приличные деньги не получится. За каждый сбитый космолёт пиратов или Ксенонов вам будут платить от ста до пятисот кредитов, тогда как цена на лучший лазер в игре (коих вам в итоге потребуется два) составляет без малого семьсот тысяч. Вот и считайте, сколько вам придётся настрелять супостатов. Добавьте к этому тот факт, что всегда существует шанс по ошибке подстрелить крутящегося под ногами мирного патрульного (эти ребята вечно норовят посшибать врагов задолго до того, как к драке подключитесь вы, так что охотиться на врагов придётся осмысленно, летая вокруг врат перехода из сектора в сектор) и тем самым нажить себе врагов из тех, кто ещё минуту назад был вам другом, и вы поймёте, что быть копом в игре отнюдь не престижно.

[​IMG]
Покупать и сбывать местную «травку» можно лишь у Телади, да у пиратов.

Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему,
даже кушать не могу!

К/ф «Мимино»​

Равно как и контрабандистом. Возить наркотики придётся далеко (покупать и сбывать местную «травку» можно лишь у торговцев Телади, которые продают и покупают всё, да у пиратов), а денег вы на этом заработаете всего ничего. Таким образом вся деятельность сводится к строительству фабрик и снятия с них сливок. Доход с расположенной в удачно выбранном месте фабрики всего через пару часов позволит вам купить лучшие лазеры, что начисто перечёркивает всяческую необходимость заниматься чем-либо ещё. Разве что с целью убить время, так как система ускорения времени работает тут очень однобоко, и просто висеть в пространстве рядом со своей фабрикой, ожидая прибыль, нельзя. Придётся куда-то лететь. Тем более что битв с Ксенонами в некоторых секторах всё-таки избежать не удастся, потому что две из пяти мирных рас будут изначально относиться к вам враждебно и давать разрешение на посадку откажутся. Вот вам, к слову сказать, и ещё один минус в плане игровой свободы — заработать репутацию у той или иной расы можно исключительно сражаясь с врагами, решить дело финансами или умением красно говорить не выйдет.

[​IMG]
Атмосфера космических полётов в игре — это то, что невозможно передать словами.

Так что особенно тут не разгуляешься. Суровая экономика в игре давит всё (в свете чего надпись «A space combat action game» — «космический экшн» — на обложке, мягко говоря, не соответствует действительности), не оставляя вам ровным счётом никакого выбора. То есть по возможностям игра уступает даже старушке Elite. Зато авторам X: Beyond the Frontier удалось создать атмосферу. Сотканная из чарующей электронной музыки в хорошем качестве, трёхмерного звука и действительно симпатичной картинки с потрясающей красоты космическими пейзажами, которая даже спустя более чем десять лет смотрится очень приятно и душевно, атмосфера космических полётов в игре — это то, что невозможно передать словами. Её можно лишь почувствовать, запустив игру у себя на компьютере.

[​IMG]
Апгрейды в игре довольно многочисленны и занятны.

Дядя Вова: Астронавты! Которая тут цапа?
Би: Там, ржавая гайка, родной.
Дядя Вова: У вас тут всё ржавое!
Би: А эта самая ржавая

К/ф «Кин-дза-дза»​

Вдобавок, очень приятное впечатление производит отсутствие излишних поблажек и упрощений при общем удобстве. Имея довольно наглядный и удобный интерфейс, «горячие клавиши» для всех важных функций и отличную поддержку джойстиков, игра, тем не менее, не пытается сделать вашу жизнь излишне лёгкой. Поначалу ваш корабль будет лишён даже электронной карты секторов (придётся обходиться одним лишь радаром, охват которого оставляет желать лучшего), при этом даже покупка этой карты облегчит вам лишь нахождение нужных объектов в выбранном секторе, на «быстрые перемещения» даже не надейтесь. Апгрейды в игре, к слову, довольно многочисленны и занятны. Их, конечно, придётся поискать, даром что каждая раса предлагает вам что-то своё, эксклюзивное, но зато в итоге вы сможете узнавать расценки без стыковки с торговыми станциями, сканировать содержимое грузовых отсеков чужих кораблей (идеальное решение для пирата, если бы пиратство тут приносило хоть какую-либо выгоду) и даже перепоручать стыковку компьютеру, избавив себя от необходимости делать всё вручную. Всё это создаёт впечатление, что вы сами управляете своим кораблём, что ещё более усиливает атмосферу космических приключений.

[​IMG]
В X: Beyond the Frontier приятно играть, и это её сильнейшая сторона.


ИТОГ

Capitalism, ho!
Recette Lemongrass, Recettear: An Item Shop's Tale​

И всё же X: Beyond the Frontier — игра на любителя. Производящая поначалу эффект «перезагрузки» милой сердцу старушки Elite, она очень быстро превращается в симулятор строительства космических фабрик, не оставляя вам никакого выбора в том, как именно вы хотите идти к своей цели. Меж тем, однако, игра действительно затягивает с самых первых минут и держит благодаря своей замечательной атмосфере. Революции она не сделала, немного не дотянув даже до звания перерождения великой классики, да и свободы в ней маловато, но если вы предпочитаете торговлю космическим баталиям, то очень рекомендую познакомиться с данным проектом. Неделю в нём вы проведёте очень душевно. В X: Beyond the Frontier приятно играть, и это её сильнейшая сторона.




Автор: Letande
Дата: 14.10.2013

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей