[​IMG]

I

Spear of Destiny​


Би Джей Блажковичу несказанно повезло - за всю свою долгую компьютерную жизнь он не знал дурного обращения. С ним всегда носились и сюсюкались, его любили и уважали, подражали ему и всегда ставили в пример. Кто бы ни брался за продолжение или пересказ историй Блажковича - всегда получалось если уж не замечательно, то очень хорошо. И даже вступив в пошаговую RPG на доисторических мобильных телефонах (sic!), он не потерял свое запоминающееся квадратное лицо, остался верен канону и сохранил бодрость духа. Дедушка всех современных FPS, как его окрестили в рекламных брошюрах, удовлетворяет всех, везде и всегда. Но в этот раз...

[​IMG]

Разные прочие шведы из Starbreeze, выпустив яркий, но ничем не примечательный Syndicate, развалились. Их безупречная биография дала затрещину поклонникам: не сотворив ни одной (!) дурной игры, Starbreeze вымучили облапошенный EA средний шутерок - и приказали долго жить. Замечательно, конечно, что закон сохранения массы не перестал существовать вместе со студией и люди, ответственные за многое у The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay и The Darkness, не исчезли в небытии, - они образовали новую студию MachineGames, перебежали на крылечко Беседки и занялись любимым. А Беседка, не поглядев вообще ни на что и никого не послушав, осталась верной своим каким-то внутренним фантазиям и убеждениям: навязала новой студии старый и неказистый idTech5 (проделав тот же фокус и с доверчивым создателем Resident Evil), весьма завалявшийся после провала Rage. С одной стороны, оно, конечно, традиция, но с другой - современный проект получился технически устаревшим еще до выхода, беззастенчиво раздутым по размеру и графически не ахти. Зато, как и всякая прочая гордость испоганившегося Джона Кармака, со стабильными 60 кадрами в секунду практически на любом утюге. Еще бы немного, самую кроху, - и работа хороших художников пошла бы прахом, а так, если не всматриваться, - пейзажи, декорации удались на славу: всё обставлено настолько концептуально и достоверно, что хочешь не хочешь, а насыщаешься игровой атмосферой.

Этому же насыщению способствуют и многочисленные плакаты, буклеты, газетные вырезки, письма, диалоги и истории непростых NPC - нагрузка на эмоции игрока в этой части, пожалуй, максимальна.

Да, тут встречаются пустотелые персонажи и нелепые ситуации, но разработчики постарались не видеть в игроках полных идиотов и со скрипом перебрались с PEGI 12 на "взрослую" 18+, где уже порядочно развязаны руки. Получилось замечательно, но, увы, насквозь одноразово; к тому же еще до наступления экватора играющий успеет заскучать. Вложившись в проникновенный и масштабный сюжет, изобилующий CGI, и в фантастическую проработку антуража, MachineGames халатно проигнорировали главное - игровой процесс.

II

Kronolog


Несмотря на все усилия и утраты Уильяма в предыдущих частях сериала, нацистская Германия таки победила во Второй Мировой. Причём победу обеспечил всё тот же лысый профессор-негодяй - обергруппенфюрер Вильгельм (Тотеннкопф) Штрассе, начавший строить козни Блажковичу ещё в Return to Castle Wolfenstein и благополучно отпраздновавший столетие в New Order. И хотя он потерял монокль и немножко обгорел в финале Wolfenstein (2009), однако сохранил всё же дурной характер и нелюбовь к главному герою.

[​IMG]

После победы нацистов воцарился преступный мир. Мир ржавеющей диктатуры, бесправия, мир концентрационных лагерей, доносов, этнических чисток и... Процветания. Да-да, если бы не пятая колонна, устраивающая вялый террор и диверсии по всей необъятной территории Третьего Рейха, в государстве этом воцарилось бы спокойствие. Даром что полицейское. За пятнадцать лет, прошедших после победы, Германия обуздала мирный атом и кибернетику, взрастила генную инженерию и построила базу на Луне.

И вот во всё это пиршество вклинился деструктивный элемент - Би Джэй Блажкович. В 46-м его знатно покорежило - осколок раскроил черепушку так, что он 15 лет провел в состоянии несостоятельного овоща в инвалидном кресле, почему-то не теряя мышечную массу, навыки и твердость духа. Хотя и разнежился несколько - настолько плаксивого Блажковича история еще не знала.
WNO - одна из тех немногих игр, где нет какой-то глобальной угрозы, напротив: игрок - и есть угроза устоявшемуся строю.

Шведские тролли радостно стёрли в зелень свои зеленые лапки: они оговорили вначале - кратко, еще перед меню, - что ни за что не будут оправдывать нацистов, но выстраивают в итоге вполне привлекательный мир альтернативной истории под коричневым сапогом.

Пускай, конечно, доносы, пускай гомосексуалисты в опале, но это ничего - зато глядите какой Берлин, какой Лондон отгрохали! И что, что свободы слова нету, что за музыку и к расстрелу приставить могут? Зато первыми ведь вырвались в космос! И уж совсем не страшно, что нельзя хулить престарелого фюрера, - зато планета наша и кругом стабильность... Правда вот, поговаривают, что бетон крошится и какой-то грибок повсюду пророс...

И как-то это всё неуютно. Историю ведь пишут победители, разве нет?

Впрочем, англиканской Великобритании ничто не помешало запретить WNO, например, обвинив шведов в пропаганде нацизма, так как те позарились на святое, - на жуков.

Бремя наследия​


Гадкое ощущение того, что играешь в очередное дополнение к опостылевшей Rage, выветривается также к середине повествования, но на первых порах оно неотступно следует по пятам и всячески препятствует. А после - ярость вновь захватывает память, поскольку убогость Rage на фоне Wolfenstein становится гораздо фактурнее. Издевки, видимо, ради шведы вставили в игру эпический заезд на автомашине, хорошо демонстрирующий ширину инженерной мысли Кармака.

Если проигнорировать некрасивую мегатекстуру, отсутствие физики и хоть завалящей интерактивности, то в целом картинка не мозолит глаза, а требует для работы, в отличие от ежегодного кала, негусто. Вот только фирменное квадратное лицо игрок сможет лицезреть только в заставках, поскольку idTech5, подзабыв наработки предшественника, всячески отказывает Блажковичу в зеркалах.


КАЧЕСТВЕННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГРАФИКИ idTech5 НА ПРИМЕРЕ ДВУХ СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫХ ИГР

И беда не ходит одна: сделав реверанс сторонникам старой школы, попытавшись вернуть жанру былую свежесть за счёт нескончаемого потока мяса, Starbreeze MachineGames всё-таки сели в лужу: в игре нет разнообразия.

Игровой процесс одинаков и в конце, и в начале, и, что самое важное, посередине. Да, тут старались как-то выделиться, снабдив Би Джея промышленным лазером, который в лёгкую режет заборы и цепи, вскрывает металлические ящики и моментально прожаривает вражескую плоть. Да, здесь попытались ввести элементы стелса (по идее, традиционные для серии) - на некоторых локациях за игроком оставляют право выбора: либо устроить кровавую вакханалию в духе Сэма, либо прихлопнуть втихую офицеров, вызывающих в случае тревоги волны подкрепления из ниоткуда.

Опять же, реалистично и вполне в духе старой школы (но не в духе современности) Блажкович способен унести двенадцать единиц оружия и даже вести стрельбу по-македонски... И что? Враг от уровня к уровню жирнеет не особо, а его искусственный алгоритм всячески не желает Блажковичу умерщвления, и помереть, случайно оступившись или не допрыгнув куда, тут возможностей больше, чем от шальной пули или шального луча. Единожды героя усадят в боевого меха, развлечения только ради, но счастье продлится недолго. Тут вам не F.E.A.R. И прогулками по Луне толком насладиться не дадут. Тут вам не Duke Nukem. Хотя в целом и близко.

[​IMG]

А вот местное аудио, в отличие от ковыляющего видео, целиком достойно игрового Оскара - так оно хорошо. Расписывать электронными буквами, насколько мощный вклад вносит звук в игровой процесс, не имеет смысла - игру нужно слышать, и желательно - через добротную аудиосистему.

Как бы там ни было, Wolfenstein - пронзительно честная, хоть и несложная игра. Во-первых, не было заявлено, не вышло и не выйдет никаких DLC, а все 'достижения', вносящие в игру приятные, но необязательные бонусы, заранее прописаны в меню, и игрок знает, к чему стремиться.

К тому же четыре альтернативных режима игры, меняющие правила прохождения, присутствуют тут же, хотя для их активации придётся немного попыхтеть над расшифровкой кода Энигмы, фрагменты которого разбросаны в самых неожиданных местах. Да и аптечки нам вернули, хотя и сохранили частичную регенерацию - видимо, плотный и многолетний контакт с мистическим оставил полезный след на организме Блажковича.

Планку здоровья также можно приподнять, сладко поспав, хотя после одного приятного ретрокошмара никаких бонусов не полагается.

Ирония заключается в том, что шведский Wolfenstein об американском супергерое польского происхождения близок по духу и уровню исполнения к немецкому Spec Ops: Line. Здесь точно так же имеется прочная история и однотипный, но в целом неплохой action. И если несчастных немцев из Yager принудили когда-то вкрутить бесполезный и отвратный мультиплеер, ломая по ходу и одиночный режим, то шведов никто не заставлял. Что вдвойне удивительно в нынешнее время, но совсем даже и неплохо. Мультиплеера в Wolfenstein: The New Order нет.

А вот что бесспорно - так это то, что Wolfenstein - лучший FPS 2014-го года, хотя победа эта - сугубо техническая: сколь-нибудь достойных конкурентов в 2014-м у него попросту не было. С другой стороны, собирать с пола амуницию или ещё что-то практически в ручном режиме, беспрестанно тыкая в кнопку действия, - это не то чтобы совсем уж плохо, но странно. И неудобно.

III

P.S.

P.P.S.

Автор: Жук
Дата: 26.05.2015

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей