Интродукция

Как уже понятно из заголовка, сегодня я хочу рассказать вам о продолжении одной из любимейших моих игр, об одной из самых ожидаемых мною (и не только) и об одном из самых спорных и даже - провальных релизов. Речь пойдёт об игре «Дальнобойщики 3: Покорение Америки». Я задумывал это как обзор, но не классический, разряда «графика 5/10, гемйплей 7/10, итог – 6,5/10», - а скорее более личный.

«Я встретил Вас - и всё былое»

Начало нулевых. Лихие 90-е подошли к концу. Компьютеры уже не являются чем-то космическим, - но и чем-то обыденным ещё не стали. В очередной раз пришёл в гости к друзьям, у которых был компьютер, который они недавно усилили (слово «апгрейд» и его произвольные в общий лексикон ещё не вошли), получив настоящую пентиумную мощь и современную операционную систему семейства Windows.

Играя с друзьями, я заметил на рабочем столе неприметный ярлычок «Дальнобойщики 2». Странно прозвучит, но я с детства люблю большегрузные машины и романтику дороги. Угадаете мой любимый отечественный сериал? Да, всё верно – «Дальнобойщики», которые к моменту моего знакомства с игрой, если память меня не подводит, уже вовсю крутили по НТВ - возможно, что уже даже и не в первый раз. Итак, заметив этот ярлык, я не мог не переключить внимание друзей на то, что Дюк Нюкем и Quake – это прекрасно, но что это за чудо игропрома по соседству?

Дождавшись довольно длительной загрузки, я сел с отвисшей челюстью. Никакие гонки не начались. Мне не дали направление пути. Лишь мужик в ролике сказал, что база рядом, иди за товаром. Что? Как? Куда ехать? Подождите… Это что… СВОБОДА? Да, это она!

Именно с этой обложки началась моя любовь к играм про большегрузные машины

Мой игровой опыт к тому моменту не был особо большим, но почти всё, во что я играл, имело точную цель и путь к её достижению. Здесь же были километры дорог и весьма размытая «цель» - заработать денег. В общем, это была любовь с первого взгляда - и игра настолько зацепила меня, что я не расстаюсь с ней до сих пор. А когда услышал, что будет продолжение, что оно будет масштабным и действие будет происходить в реальной Америке, – я чуть не взлетел от восторга. Нет, не из-за реальной Америки (это скорее, наоборот, напрягло чутка), а из-за того, что наконец выйдет продолжение ТОЙ САМОЙ игры. Никакие «18 Wheels of Steel» с ордой продолжений и прочие «Euro Truck Simulator» даже в сотой части так не зашли, как уже классические «Дальнобойщики». Поэтому я начал ждать. И ждать. И ждать…

«Ждали-ждали, дождались, то-то нынче будет ХОРОШО!»

«Тысячи километров дорог! Захватывающий сюжет! Современная графика и физика!» Я ловил каждую крупинку информации в журналах, а позже и в Интернете. Я предвкушал, как буду перевозить грузы по дорогам настоящей Америки, хоть и не понимал сначала, чем им Россия-Матушка не подошла. Потом понял – желание выйти на западный рынок (а ещё желание покататься за счёт издателя, - но это уже понял гораздо позже).

Не верьте глазам своим, этот грузовик везде в игре проходит исключительно как "красный"

О, как я переживал из-за переносов игры! Комп не молодел, внутренняя «игротерпелка» уже достигла максимума. И тут она вышла! Я уже был готов бежать в магазин, размахивая месячной стипендией, но тут узнал страшную вещь о лицензионной игре – лимитированное количество активаций.

Я признаюсь честно, – я ненавижу системы защиты. Нет, я не идейный пират. Я просто люблю играть в игры, а не думать, сколько ещё раз я смогу её установить и что будет, если вдруг винда навернётся и мне придётся заново её переустанавливать. У меня есть первый Макс Пейн, купленный ещё в 2005-м году; я десятки, если не сотни раз его устанавливал, проходил, удалял, повторял процедуру заново. И он не требует активации в Интернете, там нет защиты, которая не поддерживается современными операционками, и я всегда уверен в нём. А есть «Ночной дозор» и «Дневной дозор», в современном переиздании «Суперсборник», но, блин, с долбаным старфорсом, который так НИ РАЗУ и не позволил мне загрузить эту игру ни на «семёрке», ни на XP. Спасибо, господа-издатели, я всегда любил платить за ничто! В общем, я начал ждать патча от пиратских контор, чтобы уже после этого купить лицензионную версию, ибо только друзья-пираты могли мне гарантировать игру всегда и везде, когда я этого захочу, а не когда есть Интернет и количество активаций. Но пиратов опередили – диск мне подарили уже на Новый год. И я всё же потратил первую активацию. Добро пожаловать в Америку - *голосом Нико Беллича* лэнд оф оппортьюнити!

Начало игры сразу дало понять, что взят курс на псевдореализм. Почему псевдо? Ну, полностью проекционные компьютеры я до сих пор не встречал, да и выезжающие из-под земли прицепы, груженные коровами, - явный перебор. Зато не надо кататься по разбросанным по всему острову парковкам в поисках новых работников, да ещё и с вечно подгоняющей лицензией на найм, - здесь тебе достаточно зайти в свой офис, найти водилу в базе данных, купить фуру, дать простейшее указание, и он уже в пути - зарабатывает тебе деньги.

Однако чем больше я играл, тем больше понимал, что разработчики явно занимались не тем, что нужно, колеся по дорогам Америки. Это были те самые, качественные, улучшенные и дополненные «Дальнобойщики», которых просто убивали миллионом косяков, некоторые из которых были воистину важны.



«Всё *потерять* - ведь это тоже дар?»

Уже на пятом посещении грузовой базы я понял, что последние лет 8 разработчики не следили за трендами в игрострое, а потому свято веровали в то, что чем больше роликов – тем лучше, а если они ещё и часто повторяются, но при этом никак не пропускаются или хотя бы ставятся на паузу, – вообще отлично. Первые заезды на базу я воспринимал как возможность полюбоваться на модельку моего железного коня, потом же уже откровенно начинал орать и биться головой о клавиатуру. Любое действие сопровождалось нескипываемым роликом на движке - и зачастую нехилыми глюками. Иногда я приезжал на базу почти вровень с соперником, и появлялась немаленькая такая вероятность, что в момент проезда от ворот до самой базы он мне нехило повреждал груз! И ничего, кроме загрузки сохранёнки ПОСЛЕ роликов въезда на базу и выезда из неё же, тут сделать было нельзя.

И случалось такое почти регулярно - из-за абсолютно неадекватной системы «catch-up», которая не только тормозила далеко оторвавшихся противников, но и вас зачастую заставляла ехать медленней без объяснения причин! Буквально сегодня смог насладиться этой системой во всей красе. Взяв гоночное задание - то есть езда без груза, - ринулся в путь. Всю дорогу скорость редко превышала 80 миль в час, иногда падая вообще до 50-60. Закончив заезд, выехал с базы без груза и заданий, ибо нужно было заехать на стоянку грузовиков. И что вы думаете? На абсолютно том же грузовике, на той же дороге гнал под 100, абсолютно не напрягаясь! Я, конечно, всё понимаю, - но это уже иначе как наглостью и не назовёшь.

Пока мы любуемся на рекламу с белым медведем, соперник догоняет нас на первой космической скорости

Кстати, о стоянках грузовиков. Что это такое? Это место, где можно отремонтироваться, подзаправиться, проапгрейдиться и даже поспать (в паре миссий действительно очень полезная фишка). Вот только апгрейды по-прежнему расположены рандомно, и за некоторыми придётся покататься, да и вообще состав truck stop’ов разнится – где-то нет отелей, где-то – автомастерских, ну и так далее. Самое же противное во всём этом деле то, что добираться до них долго и муторно, даже если они находятся на другой стороне дороги.

Да-да, теперь нельзя просто забить на ПДД и махнуть через встречный поток машин – монолитное бетонное ограждение в центре дороги не позволит это сделать. Будь любезен - поезжай прямо (а тут вариантов вообще нет), найди эстакаду, не облажайся на ней (что почти всегда элементарно), развернись и поезжай обратно, – только так. Не нравится? Плевать! Бензина не хватит? Пф, отбашляй местному МЧС – заправят и починят. Вариантов у тебя нет!

Ограждения посередине и вдоль дороги будут преследовать вас почти постоянно

И вот тут-то и кроется главный косяк игры. Помните, я говорил, как был поражён свободой вторых «Дальнобойщиков»? Вы помните вообще их карту? Вспомните, как добирались из Южного в Алмазный. Помните, сколько это занимало времени и сил? Даже не важно, ехали ли вы по официальной дороге или ныкались по заброшенной шахте, – впечатлений хватало! Даже если брать более скромный маршрут, типа Южный-Шахты, – ты ощущал дорогу, ощущал путешествие! Тебе некогда было расслабляться, ты постоянно должен держать путь. Что мы имеем здесь? А тут у нас взят курс на «реализм», а в реальности маршрут не петляет, а лежит строго прямо. Поэтому и здесь у вас есть только одно направление – прямо. И не просто «прямо», а «прямо по хайвэю». Не раз и не два я ловил себя на зевоте в пути. Челленджа нет: «кетчуп» сам решит, кто выиграет, - знай катись прямо, не сверни на эстакаде в другую сторону да уворачивайся от машин поблизости, а то копы достанут и обеспечат тебе штраф и, что ещё хуже, очередной непропускаемый ролик, где суровые полицейские постараются сделать твой рейс особенно незабываемым. В «Дальнобойщиках 3» у тебя есть 2000 километров дороги, но если ты играешь с включённой сюжеткой, то едва ли скоро увидишь север карты. Более того: если ты продвинешься хотя бы выше трети карты – то сильно рискуешь досрочно закончить игру.



«Проблемы негров шерифа не *интересуют*»

И тут уже «спасибо» одной из главных фишек третьей части – сюжету. Мы имеем как раз тот случай, когда лучше бы его и не было вовсе, потому что авторы максимально плохо вплели его в геймплей. В условный день (игровой, разумеется), в условный час вам позвонят и скажут: «Так, мол, и так, мил человек, приезжай в свой офис в Окснарде, а не приедешь, мы не только твоего тягача выхлопную трубу расшатаем, но и тебя права переписки лишим». И запустится таймер. И никого не будет волновать, есть ли у тебя сейчас груз или где ты находишься, – приезжай в Окснард, иначе всё: гейм, как говорится, ова. Когда в первый раз с этим столкнулся - я, мягко скажем, удивился. Спокойно доставил груз, поехал назад, но не успел. Ничего не произошло, я пошёл играть дальше как ни в чём ни бывало - с уверенностью, что сюжет от меня никуда не денется, да и вообще: я столько частей GTA и Elder Scrolls уже прошёл, я знаю, что сюжет в openworld’е не мешает геймплею. Ну, я-то это знал - вот только разрабы не в курсах оказались. Я опять находился далеко от основной базы, когда мне повторно позвонили и сказали, что если я не приеду, мне точно не поздоровится. Я решил не спорить в этот раз, сбросил груз, что повлекло за собой нехилый штраф от заказчика и копов, быстро развернулся, поехал без остановок в Окснард, но не успел. И что вы думаете? Игра окончена! Ёлки-иголки, разрабы хоть таймер бы подстроить могли под твоё местоположение, - но нет: твоя проблема – кати в Окснард как хочешь, откуда хочешь, а времени у тебя вот сколько дано, столько и будет.

Вот так и выглядит местный сюжет

Не буду лукавить - я не знаю, возможно, это исправили патчем; я так и не нашёл в себе сил перепройти сюжетку, хотя именно сейчас стараюсь потихоньку этим заняться. Но когда я играл – все актуальные патчи были установлены, и было именно так. Именно это событие мгновенно обрушило и без того довольно шаткое впечатление об игре. После такой подставы я уже не рискнул далеко отъезжать от центрального офиса - и, как выяснилось, правильно делал, ибо навязчивый сюжет звал туда снова и снова, и постоянно с ограничением времени. Итого - у тебя есть огромный кусок Америки, а ездить ты будешь только по «сюжетному треугольнику».

Может, хоть сюжет интересный сам по себе? Да нет - очередной сюжет «меня подставили, но кто же это мог быть» с весьма очевидной развязкой. Так что могу смело порекомендовать отключить сюжет на старте, хотя его прохождение даёт неплохой денежный бонус. Вот только пока вы достигнете этого бонуса, уже настолько укатаетесь, что не захотите больше видеть эту игру. Я прошёл её уже больше 6 лет назад, однако до сих пор так НИ РАЗУ и не был на севере карты. Такие дела…

А ещё игра даже с полной "пропачкой" иногда любит словить глюки. Например, зачастую машину начинает без повода трясти, причём, переключаясь на вид от третьего лица, глюк никак не заметен, зато в кабине – настоящее землетрясение. Про глюки в скриптовых сценах уже говорил ранее. В первой версии ещё была интересная особенность – при входящем звонке свободная камера, управляемая мышкой, блокировалась. То есть задел мышку, начал рассматривать колени, а тебе позвонили? Отлично, так и поезжай дальше до конца разговора! Вот она, магия hands free гарнитур! Хорошо хоть это пофиксили быстро. Даже музыкальный проигрыватель получился «с характером»: вышел в меню – песня сменилась. Загрузил игру – то же самое. Приходится вручную возвращать понравившуюся композицию.

Про физику много говорить не буду - скажу только, что как по мне – аркада чистой воды. Тяжесть груза ты ощущаешь, но только как «есть груз/нет груза»; машина легко входит в поворот - даже на относительно высоких скоростях, - быстро тормозит. Управление довольно простое и приятное, хотя и явно упрощённое. Хотя могу и ошибаться - честно признаюсь, никогда не водил тягачи. При авариях же начинает задираться капот, двери самопроизвольно открываются, будто и не в аварию попал вовсе, а автобарабашку словил. В общем, физика есть, но восторгов не вызывает, зато найти к чему придраться при желании проблем не составит.

Последствия неаккуратной езды



«Судьба моя - дорога»

Упорный читатель, осиливший всё, что я ранее написал, уже наверняка решил, что игра не жизнеспособна. И это недалеко от истины. Абсолютно во всех её аспектах есть косяки. Причём зачастую не просто косяки, а критические недочёты. Но одного у неё не отнять. Она каким-то образом не растеряла романтику дороги! Да, это звучит дико, но в ней реально приятно кататься, если делать это небольшими партиями и по более разнообразным маршрутам, чем заставляет сюжет. Здесь отличный разнообразный саундтрек, с возможностью добавления своих песен. Здесь обильный тюнинг и достаточно грузовиков, но при этом весьма жёсткая экономика, так что терзаться выбором «что же мне сделать/купить/улучшить» придётся постоянно.

Мир, несмотря на общую картонность, выглядит правдоподобно – везде висит реклама (в том числе и реальный product placement), по радио крутят редкие новости - и опять же рекламу; иногда можно напороться даже на пробку, а около трассы - подобрать попутчика. Но, увы, ты всё равно понимаешь, что это декорации. Города мертвы и представлены от силы парой домов. Из живых людей – только те самые случайные попутчики.

Однако это я записал бы скорее в плюс, чем в минус. Это не ГТА, здесь нет места мини-сценкам и рандомным диалогам. Это игра не о людях и не о городе. Это игра о Дороге. Бесконечной Дороге. Где есть только ты, груз и бесконечный автобан.

«Тройке» никогда не занять место второй части в моём сердце. Да, «двойка» уже абсолютно устарела, там были дикие элементы геймплея, типа лицензий на найм и внезапных ремонтов прямо на твоём пути, но это воспринималось как условность, а не как лень и/или неумение разработчиков.

В заголовок своего обзора я вынес строку из песни «Арии». Она идеально отражает моё отношение к игре. Я люблю её. Это абсолютно иррациональная любовь - я сам не знаю, чем же она меня цепляет. Я снова и снова ставлю её к себе на винчестер с желанием перепройти сюжетку, - но снова и снова сношу, так и не осилив её. Я мечтаю однажды увидеть север карты, - но он слишком далёк от меня. Я бы и хотел, чтобы этой игры никогда не было, - но одновременно рад, что она есть.

«Дальнобойщиков 3» нельзя воспринимать как нечто, во что можно заигрываться без конца. Такой была 2-я часть - 3-я же очень сильно выезжает на своём наследии и на отсутствии серьёзных конкурентов. Это на каждый «Need for Speed» найдётся свой «Burnout» или «Testdrive». Конкурентом же «Дальнобойщиков» всегда будут лишь сами же «Дальнобойщики», и только они сами и могут порушить всё хорошее, что сами же и создали.

Автор: Maniac99
Дата: 07.08.2016