Что: Римейк оригинальной Mafia: The City of Lost Heaven

Кто: Hangar 13, Take2

Где: Консоли, ПК

Когда: Сентябрь 2020го


Итак, мальчики и девочки. Готовы ли вы послушать историю о той самой легендарной Мафии? О гангстерах в плащах с фетровыми шляпами и томми-ганами под мышкой, о дерзких ограблениях и заказных убийствах, о Великой депрессии, Сухом законе и рассвете бутлегерства? Вот это всё в рамках одной компьютерной игры, выпущенной в далёком 2002 году и воспроизведённой 18 лет спустя.


Томми дают испытание, прежде чем принять в Семью
Не готовы? Ну тогда вам же хуже, – я останавливаться не собираюсь. Итак, на дворе 2002 год. У вашего покорного на руках журнал «Страна Игр» и компьютер образца года так 1999. В те времена компьютеры, кстати, старели не так, как сейчас. Это сегодня компьютер 4-летней давности без особых проблем позволяет запускать современные игры на средне-высоких настройках и получать при этом более-менее стабильные кадры. В 2002 же году компьютер образца года 2000, например, с процессором Duron 700Mhz, 64 мегабайтами оперативной памяти да видеокартой хорошо если Radeon VE уже годился только в офисе на ворде печатать, – в современные игрушки на нём играть было уже проблематично. В «Стране...» как раз был солюшн к игре «Mafia», и очень уж мне хотелось в неё погонять. С чем подсобил одноклассник, принесший мне болванку с криво написанной на ней маркером надписью «Мафия». Конечно, на диске была совсем другая игра, Italian Job, – но спустя пару недель у меня оказалась и настоящая «Мафия». С кривым исключительно текстовым переводом и без стартового видеоролика, разумеется. Да и загружала эта игра каждую миссию где-то по минуты две-три, а в самой ней были просто адские тормоза на любых настройках графики, плавный фреймрейт же имелся разве что в главном меню да в некоторых катсценах. И всё же в это мы играли. Играли и поражались реалистичной модели повреждений на автомобилях, тому факту, что герои меняют свою одежду от миссии к миссии, что в диалогах у них реалистично двигаются лица и говорят они о серьёзных вещах. Игру я проходил около месяца, борясь с кривым управлением, невероятной сложностью и бесконечными тормозами. И она меня захватила. Захватила своим сюжетом, персонажами, постановкой и разнообразием миссий. Это была не GTA 3, где присутствовала куча активностей, но при этом сюжет оказывался примитивным и подавался практически никак. Нет, это была серьёзная криминальная драма уровня какого-нибудь «Однажды в Америке» от известного итальянского режиссёра Серджо Леоне. С разнообразными персонажами, дружбой, любовью, предательством и кровавыми деньгами. Это и держало именно меня в сюжете игры до конца. Ну а неадекватно высокая для тупого школьника сложность и нечеловеческие тормоза удерживали от того, чтобы пройти игру за два-три дня.


Гоночная миссия в ремейке проходится попытки так со второй.

Стоит ли говорить, что ничего из этого в ремейке от Hangar 13 ждать не стоит? Игра проходится за пять часов, геймплей – монотонный захват вышек, а сюжет, конечно же, одно сплошное разочарование с картонками вместо персонажей и абсолютно неадекватным количеством попыток подлизаться к СЖВ, ЛГБТ и прочим страшным словам. Жутко, да? Хорошо, что это всё неправда.

Итак, начнём с самого плохого, чтобы потом сгладить ощущения хорошим. С геймплея. Более опытные люди утверждают, что механически римейк первой "Мафии" играется абсолютно так же, как и ремейк третьей. Не могу гарантировать, что это правда, впрочем, так как в третью "Мафию" я просто не играл. Но если управление, стрельба, укрытия и поведение машин на дороге действительно такие и там, то я считаю, что Hangar 13 нужно срочно менять геймдизайнеров. Дело вот в чём: стрельба совершенно дубовая. У Томми есть на выбор где-то три вида пистолетов, помповый дробовик, обрез (та самая итальянская «Лупара»), ПП Томпсона 1928 года и винтовка. Плюс иногда удаётся взять коктейли Молотова и совсем редко, всего пару раз за игру, – ручные гранаты. Ну и всякая мелочь для рукопашки – ножик, труба, бита, обломок забора – совершенно не обязательные вещи. Проблема вот в чём: из всего этого разнообразия оружия Томми может таскать с собой исключительно две пушки – один пистолет и что-то потяжелее. Нельзя держать одно оружие под плащом, стреляя из второго. Но при этом почему-то коктейль Молотова и гранаты получили отдельные слоты в колесе выбора оружия. Зачем это вообще надо - непонятно. Тем более что пушки сами по себе ведут себя, мягко говоря, не очень. Дробовик следует заветам первой Half-Life и теряет точность на расстояниях, которые превосходят дистанцию «в упор». То есть если ваш гигантский прицел размером превышает тушку противника – готовьтесь к тому, что большая часть снарядов уйдёт «в молоко». И если для обреза это простительно, то вот для помпового ружья, дальность которого по-хорошему должна быть больше, чем у пистолета, но ради баланса можно было бы сделать хотя бы метров 10-15, это выглядит откровенно глупо. Томми-ган тоже точностью не блещет. Вы вполне можете выпустить в человека, идущего на вас, метров с 20 целый магазин (а это 50 патронов) - и попадёте в него от силы пару раз. Я понимаю, что Томас – не закалённый боями солдат, но из-за подобных «особенностей» боёвка ощущается дико деревянно, – сидишь в укрытии и выжидаешь, когда враг высунет свою репу, чтобы попасть по ней из пистолета. На гранаты и коктейли Молотова лучше не полагаться – они попадаются настолько редко, что порой просто нет смысла их использовать. А когда было бы неплохо взять парочку – их просто нет. Такие дела.


Почему-то в этой сцене у меня было чувство, что Дон активно хочет что-то Томми продать.

Почти все бои следуют одному шаблону – Томми сидит в укрытии и стреляет по врагам, а враги стреляют по Томми. Но, что забавно, в некоторых миссиях «Перестрелять всех» не является самоцелью. Из-за чего отдельные моменты, например миссия «Омерта», в моём прохождении выглядели забавно – Томми скрытно добрался до нужного места, после чего рванул как ужаленный к нужному ангару. Что особенно смешно – игра приняла то, что я добрался до триггера, и закончила миссию. Как так-то? Но ещё смешнее было в миссии с сигарами, когда я вообще ни разу не попался на глаза полиции и стреляли в меня только в порту, но при этом в сюжетной вставке Поли заявил, что грузовик некисло потрепали. Это при том, что в нём оказалось меньше пуль, чем в любой другой миссии. И тут мы подходим к ещё одному неприятному моменту – Hangar 13 явно хотели из бандитской драмы сделать гангстерский боевик, поэтому теперь практически в каждой миссии у нас будет как минимум одна экшн-сцена, перестрелка или другой момент, когда потребуется махать кулаками, а затем пушкой. Даже если в оригинале боёвки в сцене не было. Возьмём самую первую миссию: в оригинале за нами гналась одна машина, сбросив которую мы были свободны добраться до бара Сальери как угодно, благо за нами никто больше не следовал. Что же в ремейке? Ехать надо строго на Центральный остров, на мосту к которому нас уже ждут ТРИ машины. И от всех троих надо избавиться, используя практически одинаковые перебивки со стройкой на дороге. Я всё понимаю, но ЧЕТЫРЕ одинаковых сценки в одной миссии – это перебор. И вот в каждой миссии нас ожидают стрельба и драки, а там, где они были и раньше, их станет больше. Но ладно, - может, я очень жесток к игре. Что там с машинами? А машины – это все, как одна, неповоротливые утюги, которые на скорости в 10 миль в час поворачивают так, будто угол поворота колёс у них – градусов 10, а всё, что больше, – это уже повод для визга, скрипа и крутых заносов. Не знаю, как вели себя машины в те годы, - но мне кажется, они были всё-таки НЕМНОГО порезвее. Хорошо хоть автомобили ведут себя по-разному. Их характеристики написаны в гараже и Автоэнциклопедии и в основном различаются управляемостью, ускорением, максимальной скоростью и тормозами. Ну и звуками моторов и клаксона. Это всё достаточно разнообразно. Занятно, что теперь в процессе игры нас будет сопровождать радио в числе аж двух станций, из которого играет лицензированная музыка. Да, оригинальной, за исключением главной темы, в игре нет. Но это связано с авторскими правами, будь они неладны. О музыке я расскажу чуть позже, впрочем.

Итак, что у нас дальше на повестке дня? Ах да – стрельба из машины. Она есть, сделана топорно, и лучше бы её вообще не было.


Да, кстати, в игре есть и маршрут на карте и маркер места назначения, и даже на дороге появляются фантомные столбы на перекрёстках, показывая, куда надо ехать. С таким джипиэсом не заблудишься, даже если очень захочется.

Ну и полиция. Помните, как раньше полицейские узнавали машину и лучшим способом сбросить «хвост» было угнать какую-то тачку на улице, бросив предыдущую? Так вот – забудьте. Копы узнают, если вы угнали новую машину, и будут гнаться за вами с тем же остервенением, как только вы сядете на новые «колёса». Но потом - стоит выйти из их поля обзора секунд на 30, как полиция всего Лост Хэвена дружно заявляет «Ну всё, он оторвался! По домам!» и решительно расходится. Вы можете сразу же попасться на своей стреляной, дырявой и разбитой колымаге полиции – они вообще никак не отреагируют: ставить машины в розыск, как в оригинале, стражи порядка в ремейке не умеют.

Единственное, чего в игре нет, – это монотонного геймплея с лупой из третьей части: спасибо хоть базовая структура миссий в ремейке Мафии осталась от оригинала.

Ну и наконец – они изменили расположение бара Сальери, из-за чего первую половину игры я в Маленькой Италии терялся. Нельзя так делать! Просто НЕЛЬЗЯ!


В отличие от некоторых пользователей у меня претензии были только к новой озвучке Поли. Но, если честно, ближе к середине я уже привык к нему.


Что ж, о плохом вроде бы всё; давайте перейдём к менее плохому и более хорошему. Из хорошего у нас сюжет, персонажи, атмосфера и музыка. Начнём с наименее удачного по моему мнению – с музыки. Не то чтобы она была плохой. Просто оригинальная игра имела по музыкальной теме для каждого района города: в Маленькой Италии играла одна тема, в Центральном Острове другая, в Оуквуде третья и т.д. Каждый трек чётко описывал характер района города, придавая тому индивидуальности. В ремейке этого нет: музыка играет из радио, и она в целом соответствует эпохе. Также по радио периодически можно послушать интересные моменты – от описания наших последних действий до сводок о погоде и международной политике 1930-х вроде аннексии нацистской Германией Чехословакии, гибели дирижабля USS Akron, дерзкого ограбления банка и т.д. Это неплохо добавляет живости городу, которому её раньше сильно не хватало. К сожалению, особой живости ему не придали: как и в оригинале, да и в каком-нибудь L.A. Noire, Лост Хэвен в Mafia Definitive Edition город довольно скучный сам по себе. В нём нет каких-то активностей, в итоге он как был, так и остаётся лишь декорацией для сюжета игры. Хорошо это или плохо – лично я судить не берусь. С одной стороны – вроде бы и неплохо: зачем распылять бюджет и силы на целый город, если игрок не будет по нему толком ездить, а некоторые локации в игре и вовсе посещать не придётся? С другой же стороны, город служит основной сценой и декорацией для разворачивающейся в нём истории. Если хотите – является основой, поверх которой разработчики могут навесить как можно больше разных декораций для отдельных сцен. В общем, в этом плане создатели проследовали достаточно чётко принципам оригинальной игры.

Надо также отметить, что выглядит Лост Хэвен из 2020-го ничуть не хуже, чем его близнец из 2002-го. Кое-где поменяли места, добавили «Гувервилль», без которого невозможно себе представить Америку начала 1930-х годов и по мелочи. В целом город хоть и картонная декорация, но красивая и в наше время выглядит намного убедительней. Особенно учитывая, что загрузок внутри миссий нет, а те, что есть, умело маскируются под кат-сценами. Тут, впрочем, вынесу ремарку по техчасти игры: загрузки вне кат-сцен довольно долгие – около 10-15 секунд с NVME SSD. Как дела обстоят с обычными SATA SSD или классическими HDD, я вообще боюсь представить себе.


"Поездка в деревню" - единственная миссия, после которой нас заставляют проехать через весь город домой под дождём. И это отличная подводка к самой эмоционально сильной сцене в игре.

Но хватит о средних вещах. Поговорим о реально хорошем. Сюжет и персонажи. И вот тут становится понятно, что Hangar 13 всё-таки могут, если захотят. Во-первых – постановка кат-сцен очень даже на уровне. Это, конечно, не какая-нибудь The Last of Us 2 или другой многомиллионный блокбастер, но и не совсем дешёвый ширпотреб. Даже в очень понравившемся мне Control диалоги обычно были поставлены в виде двух статично стоящих персонажей друг напротив друга. Тут же у нас есть и постановка, и действие. В спокойных сценах персонажи не стоят как столбы – они жестикулируют, двигаются, действуют, одним словом. Явно ощущается, что разработчики очень хотели рассказать историю именно в стиле фильма. Получилось несколько своеобразно.

Общая канва сюжета не изменилась. Основные темы всех миссий те же, что были 18 лет назад. Здесь нет новых заданий, а кое-что даже подрезали. Например – полностью убрали миссии у Луки Бертоне. Не то чтобы эти покатушки были важны, - но немного жаль, что Лука практически выпадает из сюжета после «Честной игры».



В оригинале "Омерту" приходилось проходить, выкосив всех в аэропорту. Самое смешное, что в ремейке это едва ли не единственная миссия, которую я прошёл, никого не убив.

Но особо грустить не придётся. Сюжет хоть в целом и следует оригинальной истории, но, как и обещали разработчики, привносит ряд существенных изменений в события, персонажей и мотивацию. Вроде бы история та же, но, как говорилось в том самом анекдоте, «есть один нюанс». И в истории Mafia Definitive Edition таких нюансов не просто много. Они есть буквально на каждом шагу. В основном это, конечно же, мелочи. Там дополнительный диалог, тут мелкая фраза. Но вот теперь благодаря этим нюансам история выстраивается хоть и та же по общей фабуле, но рассказанная совершенно в другом ключе. Особенно это касается персонажей.

Томас Анджело больше не мягкотелый «хороший парень», который был «вот буквально вынужден встать на путь преступлений», а потом не особо спешил с него уходить, пока не запахло жареным. Теперь Томас Анджело – это человек, который осознанно добивается того, чего хочет, и на путь преступлений он встаёт вполне осознанно, быстро смекая, что инициативу надо брать в свои руки. Нынешний Томми больше не предаётся долгим размышлениям, однако в особо сильные моменты имеет любопытную привычку буквально впадать в ступор.


Убийство политика на пароходе теперь подвязано к истории Томми более явно. Неплохое решение, как по мне.

Поли и Сэм перестали быть аналогией на «Хьюи, Дьюи и Луи» и перестали выглядеть по-разному раскрашенными версиями одного и того же человека, отличающимися лишь незначительно визуально и голосом. Теперь у них действительно разные характеры. Вот скажите мне честно – что вы знали о Поли в оригинале? Кроме того, что он друг Томми и подбил того ограбить банк после того, как вскрылась история с алмазами? Что конкретно вы знаете о Поли как о человеке? У меня, если честно, не было особых ассоциаций. Да, можно притянуть за уши, что Поли немного более самостоятельный и иногда ловил пули, - но как он, ребята? Что мы реально о нём знали?

Нынешний Поли – человек довольно жестокий, дерзкий, не самый умный парень в семье. Он откровенно чмырит Ральфа, ввязывается в авантюры, предпочитает решать все вопросы кулаками. Но при этом он остаётся верным другом. И, что самое печальное, - это крайне одинокий человек. И для него одиночество очень болезненно.

С Сэмом ситуация похожая, но, так как его характер крайне важен в свете сюжета и упирается в спойлер, я этот момент раскрывать не буду. Тем не менее Сэм точно так же обрёл куда большую индивидуальность. То же касается Фрэнка, Винченцо и самого дона Сальери. Пожалуй, я соглашусь с Даниэлем Ваврой и скажу, что, мне кажется, авторам стоило бы лучше раскрыть дона Морелло как персонажа, - ведь он является чуть ли не главным антагонистом почти всю игру.

А вот кто получил больше всего изменений в истории, так это Сара. Помните её? Ну, ту «невинную девушку», которая появилась в полутора миссиях и в одной из них занималась с Томми сексом? Собственно, на этом её существование в оригинальной игре и заканчивалось.

В ремейке сцену секса убрали (учитывая, насколько натужно и по-детски она выглядела в оригинале, – и слава богу), а вот присутствие самой Сары в сюжете стало заметно ощутимее.

Ну, как ощутимее. Реально она всё так же появляется в одной миссии, - но теперь Сара имеет более-менее чётко определённое место в сюжете. Она НЕ стала главной героиней игры (чего некоторые фанаты очень боялись), превратившись из "статистки" в цельного второстепенного персонажа, и теперь играет хоть и не самую большую, но всё же существенную роль в жизни Томми. Пожалуй, как по мне, самая сильная сцена с ней – после миссии «Поездка в деревню», в которой Томми просит Сару выйти за него. Именно здесь понимаешь, что разработчики умеют в постановку и эмоции.

Кроме того, Hangar 13 явно умеют в правильное освещение сцены, – лица персонажей часто то находятся в тени, то ярко освещены не просто так, а явно с целью придать им определённые эмоции и моменты в характере.


Спойлерно, да, - но вот те самые "нюансы" истории, о которых я говорил.


Я не буду раскрывать детали сюжета, ибо оригинал все помнят, а ремейк ещё достаточно новый, чтобы это можно было считать спойлерами, - поэтому ограничусь тем, что изменения хоть и не делают совсем новую историю, но рассказывают ту же от лица новых персонажей. Хорошо это или плохо – считайте сами, мне же история понравилась.

Как мне кажется, главный косяк – это то, что в миссиях, в которых экшна практически не было (например – "Визит к толстосумам" или "С днём рождения"), этот самый экшн буквально навязывают, – почему надо было в стелс-задании под конец превращать всё в унылый шутер, лично мне не понятно. Может, это Take2 пытались так завлечь новых игроков? Не знаю, как по мне – не лучшая затея, так как ощущается в итоге, будто игра силком закидывает игрока в экшн, хотя хотелось бы больше медленных и размеренных моментов с драмой.


Ну, посмотрите на этот кадр и скажите мне, что разработчики не умеют в постановку сцены.
Наконец, в финале – техническая составляющая игры. Как я уже упоминал выше, загрузки довольно-таки долгие, но не смертельные, – жить можно. Игра за прохождение ни разу не вылетела, совсем критических багов вроде пропадания текстур или исчезновения моделей у меня также не было. Но периодически то ТАА барахлил, оставляя следы одного кадра в пяти-шести последующих, то шейдеры PBR выдавали излишне зернистую картинку. Иногда игра мелко так подтормаживала, и очень часто модельки машин буквально на пару кадров исчезали из этой реальности; или наоборот, рендеринг подключался слишком поздно, и создавалось впечатление, что машины буквально появляются из ниоткуда. Один раз во время финальной миссии с Морелло мою машину подкинуло на пять метров в воздух на ровном месте, в результате чего кусок погони пришлось переигрывать, - и прочие мелочи. В общем, ничего совсем страшного, - но игру ещё надо бы полечить патчами.

Графически ремейк Мафии выглядит, в общем-то сносно. Освещение неплохое, город выглядит хорошо, модельки персонажей – туда-сюда. Подкачали мыльные текстуры, и в целом не самый высокий уровень детализации. Но как таковой проект глаза особо не мозолит и смотрится достаточно чётко.



Финальная оценка: Хорошая мина при слабой игре.

Людям, для которых оригинальная Мафия остаётся эталоном и лучшей игрой на свете, можно к ремейку даже не приближаться. Людям же, которые оригинал в глаза не видели или играли давно и +/- помнят, что там да как, можно и попробовать, – всё не так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Автор: Omega-Envych
Дата: 01.10.2020