Neuro Hunter

Совковый киберпанк

Neuro Hunter - это игра, разработанная в 2005 году покойной ныне компанией Media Art. Как пишет википедия, это cyberpunk-themed first-person shooter/role-playing video game. Довольно размыто, но заманчиво, да? Сразу вспоминаются Deus Ex, System Shock и другие столпы жанра. Губа раскатывается, слюньки текут, и даже думаешь: а вдруг это незаслуженно забытый шедевр, канувший в лету?​

Но потом видишь русские и украинские фамилии в титрах, и закрадываются смутные сомнения. Ну а потом запускаешь игру - и видишь вот это:​



Знакомьтесь: это главный герой, некий хакер, по фамилии Хантер (очень оригинально). Задумывался он, конечно, как смесь Брюса Уиллиса и Риддика, но похож больше на колхозного Ваню, прибарахлившегося по случаю в секонд-хэнде. Вообще, тут всё такое. Игра просто переполнена пафосными диалогами, крутыми ракурсами в заставках и прочим таким, что авторы подглядели в других играх, однако не сумели этим правильно воспользоваться, и поэтому выглядит всё максимально смешно и нелепо.​

Но плохая ли это игра? Вот давайте и разберёмся.​



Итак, по порядку. Сначала сюжет, ведь игра нас заманивает роликом, где Хантера нанимает некая корпорация, чтобы тот взломал для неё кой-чего. Но (как обычно) что-то идёт не так, всё взрывается, и наш горе хакер оказывается погребён в некоем подземном комплексе. Затравка без шуток неплохая: ведь оказывается, что в этом бункере корпорация проводила опыты над заключёнными, однако один из последних оказался не дурак, взял да и захватил контроль над всей системой безопасности. Зовут его тут Хакер (да, вот именно так, с большой буквы Х, я же уже предупреждал насчёт пафоса?), и теперь он тут всё контролирует, а все на него пашут. Эдакий "Апокалипсис Сегодня". Интересно, да? Забудьте. Все эти неплохие наработки утонут дальше в клише и глупости сценаристов.​



Но вот этого-то Хакера нам и нужно устранить, чем мы и будем заниматься всю игру. Хотя далеко не только этим, - ведь (и тут мы переходим к геймплею) игра, как уже упоминалось, role-playing. Нет, не зря вспоминается Deus Ex при первом взгляде: ведь косили разработчики именно под него и ещё под одну игру. А это значит, что тут придётся много ходить и много болтать.

Пусть вас не смущает приписка role-playing: никакого отыгрыша тут нет, мы Хантер и никто другой, и никаких особых выборов нам тут тоже не дадут. На самом деле геймплей тут выглядит так: мы ходим от персонажа к персонажу и выполняем то, что нам говорят. И воюем с мутантами. Тут же у нас эксперименты, забыли? Огнестрел в этой игре почти бесполезен. Только ближе к концу нам дадут нормальное оружие, которым я действительно пользовался. Пусть приписка "first-person shooter" вас не обманывает, больше половины игры вот эта труба будет вам самым верным другом.​



Поначалу сражения могут показаться сложными, но на самом деле всё очень просто. Бегаем с дрыном вокруг врага, чтобы он не успевал нас кусать, и бьём его. Так забиваются абсолютно все враги в этой игре, кроме парочки особенно мерзких. Ещё мы ищем нычки и лутаем сундуки. Хорошо ли мы воюем и хорошо ли лутаем - зависит от прокачки. Качать тут можно много чего, но в первую очередь лучше "конституцию". Да, это такое претенциозное название для обычной полоски жизни и того, сколько хлама вы можете таскать.​



Всего тут семь навыков: та самая "конституция", "воровство", "кибернавык", "интуиция", "оружие", "сборка" и "взлом замков". Самые полезные - это первый, оружие и сборка. Взлом замков влияет лишь на уровень замка, который вы можете открыть, а таких тут очень мало, и в конце вы всё равно их откроете, потому что к этому моменту всё равно вкачивается абсолютно всё. Воровство влияет на скорость полоски при краже, но навык по сюжету не нужен вообще. Ещё тут есть навешиваемые (и снимаемые взад) импланты, которые увеличивают тот или иной параметр на единицу.

Однако есть ещё одна способность - "воровство информации", и узнал я об этом, только найдя (единственный во всём интернете) FAQ по этой игре. Работает обычное воровство на кнопку Z, а воровство информации - на кнопку X, и это нужно по сюжету. Я долго бегал и тупил, пока не нашёл этот навык, потому что до этого в игре он не использовался. Качается это "кибернавыком".

"Кибернавык" нужен ещё для одного, и тут я хочу остановиться подробнее. Взлом систем. Знаете, как выглядит взлом в этой игре? Вот так:​



Да, вы не ошиблись, это мини-стратегия.

Вот знаете, есть такие люди, которые не любят стратегии и не умеют в них играть. Я один из этих людей. Смешение жанров - отлично. Гонки с шутером там или что-то в этом духе - пожалуйста. В DeusEx: HR, например, отличные мини-игры на взлом, в меру сложные, но быстрые и понятные. Но пихать стратегию в экшон - это самый идиотский геймдизайн на свете.

Ну вот представьте: играете вы в Дум. Подбегаете к двери, а она вместо того, чтобы попросить жёлтый ключ, такая тебе: "Слышь, а давай в шахматишки? Выиграешь - я откроюсь!" Здорово, правда?

Помню, в первый раз именно здесь я и бросил играть. В этот раз превозмог - и пытался играть даже честно, но в один прекрасный момент плюнул, полез в файлы игры (они ничем не защищены вообще, лежат себе) и увеличил здоровье главного юнита до 9000. Да, я хакнул мини-игру про хакинг. Я считаю, что сделал всё правильно.

Впрочем, я не удивлюсь, если кому-нибудь зайдёт эта мини-игра. Они будут сидеть, качать юнита, разбираться в стратегии и тактике. Тем лучше, - для этих людей в игре будет на одну интересную механику больше.

Есть там ещё одна дурацкая мини-игра, потому что геймдизайнер, видать, очень любил сапёра. На некоторых сундуках есть специальный замок. Там нужно провести юнита по клеточкам на другую сторону, чтобы он не взорвался. Взрывается он, несмотря ни на какую прокачку, с двух мин. Эту игру я проходил брутфорсом, посылая его тупо прямо. Раз на пятый-десятый прокатывает.

Но тут я внезапно похвалю игру за вменяемый взлом обычных, не пафосных замков. Очень удобно: как это работает - разбираешься быстро, и, хоть этих сундуков там море, меня оно даже не очень бесило. Молодцы.​



Что же ещё есть в игре? В начале нас пугают: "не воруйте", "не убивайте". Но убить мирных персонажей нельзя (у них даже полоски энергии нет), и они просто тебе говорят, если их ударить: "Больше так не делай". Так мило. То же самое они говорят, если обокрасть их. Но никакого штрафа за это я не заметил - и вообще не знаю, можно ли довести дело до сирены с охраной. Не пробовал.​



Крафт!

В игре есть крафт и торговля. И это даже работает! Есть, правда, хак, который я потом прочитал в FAQ, - что можно, мол, бесконечно воровать дорогой итем и продавать его обратно. Но тут уже, видно, проблема в том, что игра толком никем не тестировалась. Я этим не пользовался - и прошёл нормально. К тому же самое интересное не продаётся, его можно только скрафтить. Для этого нужно искать хлам по всем щелям, лутать врагов и выполнять все квесты. Мне эта часть игры понравилась больше всего. Самое приятное, что весь хлам сохраняется, где бы ты его ни оставил. Можно положить в рандомный сундук, можно просто на пол выбросить, - он никуда не исчезнет. Пустячок, а приятно.

Здоровье восстанавливается в основном жратвой. Ее можно употреблять так, собрав с монстров, а можно приготовить, и тогда она восстанавливает больше энергии. Поначалу это не очень нужно, ведь всегда есть рядом кровать, где можно поспать и восстановить здоровье полностью. Но потом уровни становятся больше, а кровати пропадают. Вот там это пригодится.

Как раз навык "сборка" и отвечает за то, насколько крутую штуку вы в состоянии собрать. Навык "оружие" определяет, способны ли вы пользоваться вот этим, тем, что вы собрали. Разумеется, никакого творчества: крафтим лишь по чертежам, которые можно только найти, скачать с компьютеров или спереть(воровство информации, помните?).​

Левель-дизайн



Поначалу вы тут заблудитесь сразу, я отвечаю. Первый уровень - это пещеры. Пещеры, понимаете? Пещеры - они одинаковые. В игре есть карта, но она бесполезна. Ну вот, например, говорят мне - иди в компрессорную и принеси мне баллоны с водой. Я такой "Ок!... А, собссна... где компрессорная?". На карте нет никаких надписей, а уж маркеров и подавно, никто тебе про это не скажет - догадайся сам. Тебе придётся бегать по всему уровню и искать компрессорную.​



Бегать в игре вообще надо много, а финал - это гимн бэктрекингу, где нужно будет постоянно мотаться из начала игры в конец и наоборот. Под конец вы этот комплекс выучите как родной безо всякой карты.​



И тут вы мне скажете: ну ладно там сюжет, ну а как подача? Актёрская игра? Ой, ну не смешите меня, - это снгшная игра начала двухтысячных. Какая подача, какая актёрская игра? "Озвучено профессиональными программистами", знаете такое? Ну вот. Диалоги написаны не лучше. Обидно, потому что всё могла вытащить та самая подача, даже этот сюжет, - но подачи нет. Правда, игра иногда удивляет синематик-вставками в самых неожиданных местах, чем даже веселит.

А чего ж ни слова про графон, спросите вы? Ну, на скриншотах всё видно. Несмотря на то что игра 2005 года, выглядит она на несколько лет старше, да и то, что есть, слеплено кое-как. Как вам, например, такое?​



Вердикт? Ну, я даже не знаю. На самом деле я получил даже некое удовольствие. Атмосфера на удивление в игре есть, какая-никакая. Подземный комплекс, шахты, зеки, лаборатории, всё это...​



Играть-то не во что, - игр в подобном жанре (FPS/RPG) кот наплакал. И если любите лазить всюду, болтать, собирать, торговать, выполнять квесты, то можно и попробовать. Главное - не ждать от игры какой-то крутой боёвки, глубин сюжета DeusEx или харизмы Риддика от главного героя. Тут этого, к сожалению, нет.​


Автор: id0
Дата: 20.11.2020