Bomb Zone

Bomb Zone
Жанр: Arcade
Разработчик: Fantasy Research
Издатель: Fantasy Research
Год выхода: 1983
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 1
Fantasy Research - маленькая компания из Техаса, выпускавшая на заре игростроения пусть и бюджетные, но весьма самобытные и хитроумные аркады, бывшие эксклюзивами для IBM PC. И если "Virus Rage", посвящённая актуальной для сезона 2020-2021 гг. теме борьбы с бесклеточными разносчиками инфекции, давно была доступна широкому пользователю и представлена в том числе и на Old-Games.ru, то вышедшая чуть позднее в том же 1983 году и очень на неё похожая "Bomb Zone" многие годы провела в пучине забвения, никому не ведомая и никем не разыскиваемая. К счастью, спустя без малого сорок лет после своего появления на свет эта игра всё же попала в поле зрения опытных псов-ищеек отечественного олдгеймерского движения - и после серии оперативно-разыскных мероприятий, организованных не без участия специалистов нашего сайта, в ходе которого её единственному известному науке экземпляру пришлось как минимум во второй раз пересечь океан, была успешно спасена и представлена алчущему пищи духовной человечеству. При этом, как иногда случается даже с такими древними феноменальными раритетами, данный артефакт оказался примечательным далеко не только своей коллекционной редкостью.

Сюжета в "Bomb Zone" никакого нет, а изложение сути игрового процесса умещается в одном-единственном предложении на задней обложке. Если чуть подробнее, то на протяжении трёх десятков уровней нам предстоит выживать на поле, преисполненном бомб, стремясь уничтожить - посредством умелой и своевременной детонации этих последних - перемещающихся туда и сюда в хаотическом порядке "дронов-убийц" (а затем - перейти к следующему, ещё более сложному этапу). Экран заставки встречает нас логотипом компании-разработчика и заливистыми руладами в исполнении PC Speaker'а, после чего нашему взору предстаёт пустая (пока ещё) таблица рекордов и текст с указанием некоторых управляющих клавиш. При помощи "В" здесь можно переключаться между синим и чёрным фонами, - все прочие элементы в любом случае останутся серо-бирюзовыми, ибо никакого иного режима, помимо CGA, игра не поддерживает. Выбранное авторами визуальное решение производит несколько спорное впечатление: с одной стороны, всё выглядит вполне себе симпатично и даже в меру отчётливо (естественно, с учётом года выхода игры), однако с другой - скудным оттенкам местной четырёхцветной палитры не очень-то удаются роли заявленных в руководстве "белого, красного и зелёного", тем более что нужны они здесь вовсе не для декорации, а для обозначения важнейших функций игрового процесса. Переключение в "композитный" режим помогает, но, увы, несильно.

Вторая достойная упоминания опция главного меню - включение режима джойстика нажатием "J". Трудно сказать, способно ли использование такого манипулятора упростить здешнее управление, и если да, то насколько, - но выставленный по умолчанию клавиатурный режим вполне естественным образом адаптирован под модели эпохи IBM PC/XT, с двумя рядами функциональных клавиш слева и отсутствующим курсорным блоком. Впрочем, из первого набора в аркаде задействованы лишь F1 ("пауза" - с учётом динамичности происходящего как раз очень даже полезная вещь), F3 (отключение звука: бесконечные "бипы" PC Speaker'а немного назойливы, однако несут на себе и смысловую нагрузку в лице акцентирования кое-каких происходящих на нашем минном поле событий), F5 для возврата в главное меню и F7 для мгновенного выхода в систему. "Пробел" позволяет начать игру (как со стартового экрана, так и после паузы, в том числе автоматической, случающейся перед сменой этапов), а "D" включает опциональный "демонстрационный" режим, в котором нас никто не будет лишать командных функций, зато можно будет выбрать желаемый уровень в пределах от первого до двадцатого включительно.

Учитывая то, что сложность здесь всё равно неуклонно возрастает от этапа к этапу, начинать лучше всё-таки с самого "низа". Итак, перед нами - в аркадной перспективе двумерного вида "сверху" - оказывается пустое пространство, на котором находятся фигурка (а точнее, бюст) нашего человечка-протагониста - и несколько "дронов-убийц" в форме злобных черепообразных мордочек, окружённых исходящими из них восемью радиальными лучами. Для управления героем служат клавиши со стрелками, в том числе на малой цифровой клавиатуре. "Враги", как уже замечалось, спонтанным образом перемещаются по полю - как по горизонтали, так и по вертикали, - периодически изменяя направление и траекторию своего движения; специально нас никто не преследует, но любой контакт с неприятелем немедленно убивает протагониста (чья гибель визуализируется анимацией в виде, э-э, ядерного грибочка и миганием экрана самыми разными цветами). Фокус заключается в том, чтобы умело использовать для поражения противника бомбы, вскоре после старта начинающие появляться в различных местах поля таким же случайным образом. Каждое подобное взрывное устройство сначала отображается "белым" (в здешних реалиях - скорее серым) цветом, затем становится "зелёным", спустя некоторое время - "красным" (оттенки эти - напомним - в силу ограниченности местной палитры весьма условны), ну и наконец взрывается, уничтожая всё в непосредственной близости от себя. Конечно, при некотором везении таким нехитрым образом можно избавиться и от дронов, - но чаще всего подстраивать врагам ловушки придётся всё же самостоятельно и целиком осмысленно.

Дело в том, что если "ткнуть" нашего протагониста в появившуюся на поле бомбу, она деактивируется (что обозначается на её значке-картинке жирным "минусом") - и становится относительно безопасной. Автоматической детонации устройства теперь уже не произойдёт, зато мы всегда сможем подорвать его по собственному желанию, выпустив в подходящий момент пулю в соответствующем направлении (одновременным нажатием клавиши Shift и одной из стрелок). Да: герой на самом деле вооружён и умеет стрелять; проблема лишь в том, что навредить таким образом "дронам-убийцам" у него никак не получится: все снаряды от них "отскакивают", а потому практически неизбежно поражают самого горе-стрелка! Так что ликвидировать противников придётся тем самым косвенным путём, дождавшись их появления возле подходящей бомбочки - и "активировав" её метким выстрелом. Естественно, при этом необходимо ещё и выживать, умудряясь не подрываться самому и особенно избегать соприкосновения с неутомимо мигрирующими по полю дронами. Поначалу эти враги погибают от одного удара, но в дальнейшем обзаводятся несколькими слоями брони (до четырёх включительно), которые придётся уничтожать по очереди, один за другим. После гибели всех неприятелей мы получим возможность перейти на следующий уровень - где дронов, разумеется, будет ещё больше (например, на втором этапе их насчитывается уже четыре, на третьем - пять, а, скажем, на двадцатом - сразу восемь, да ещё к тому же и "трёхслойных"). На все попытки нам даётся только три жизни - "запасные" человечки отображаются на панели в левой части экрана, под вывеской с названиями игры и компании-разработчика.

Что особенно примечательно: выстрелы отнюдь не "бесплатны", а расходуют боезапас в лице... набираемых нами очков! Решение одновременно простое и элегантное, выгодно отличающее "Bomb Zone" от прочих бесчисленных аркад, где заполучение бонусных баллов является чисто опциональным занятием, совершаемым разве что ради символических цифр в таблице рекордов. Так, дезактивация бомбы приносит в наш актив 2, 4 или 6 очков в зависимости от того, на каком этапе её жизненного пути произошло это судьбоносное событие; подрыв взрывного устройства награждается пятью баллами, а уничтожение слоя брони дрона или всего его целиком - соответственно пятью и пятнадцатью; переход же на следующий уровень даёт целых 25 очков. Каждый выстрел уменьшает наш счёт на единичку, - однако это не единственная возможная трата средств, нажитых непосильным трудом: помимо ведения огня у протагониста имеется и какая-никакая защита в лице опционального "силового щита". Появление героя на поле всегда сопровождается активацией такового; первые три использования подобной брони "бесплатны", однако последующие отнимают по целых 10 баллов каждое. К сожалению, этот интересный момент, по идее способный хотя бы немного снизить здешний зашкаливающий градус сложности, оказывается на деле каким-то недоработанным: щит - визуализируемый изменением цвета "рубашки" нашего протагониста на условно "красный", включаемый одновременным нажатием Shift и "5" на малой цифровой клавиатуре и призванный воспрепятствовать получению протагонистом любого урона - активируется буквально на секунду (!), после чего тут же исчезает. Что помешало сделать его хотя бы "одноразовым", способным продержаться до первого ранения, - непонятно.

Но и это ещё не всё! Периодически - и особенно часто на более высоких уровнях сложности - на поле могут появляться представители одного из пяти дополнительных видов недружелюбно настроенных существ. "Деактобот", стремительно перемещаясь, уничтожает все встреченные им бомбы, но зато может погибнуть от нашего меткого выстрела, а при смерти ещё и взрывается, унося за собой на тот свет находящихся поблизости дронов (впрочем, попасть в него будет крайне сложно). "Бомбер" передвигается исключительно по горизонтали, испуская вверх и вниз поражающие всех и вся снаряды. "Магнабот" - в отличие от всего прочего здешнего бестиария - целенаправленно преследует игрока, но всё же уязвим для наших пуль. "Силер" (т.е. буквально "запечатывающий") обладает уникальной способностью убирать с поля кратеры, оставшиеся после взорванных бомб и прочих существ, которые, нагромождаясь, образуют немалые преграды для движения как протагониста, так и неприятелей; его также можно уничтожить, заработав на этом - как и в прочих двух случаях поражения "уникального" противника - целых двадцать очков (не считая причитающихся за дронов, которым не посчастливится оказаться рядом с местом взрыва). Наконец, "Ассасин" в принципе бессмертен и перемещается, невзирая ни на какие препятствия.

В общем, если вам ещё не стало страшно от одного только перечисления всех особенностей, казалось бы, незамысловатой на вид CGA-аркады начала 1980-х, обязательно попробуйте свои силы в "Bomb Zone". Перед нами - игра самобытная, динамичная, сложная и при этом очень даже интересная, - не говоря уже, разумеется, об её умопомрачительной редкости.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@MrPepka, jest to tajemnica wojskowa. Nie wywołuj wilka z lasu!!!
RU: Кажется, я даже знаю, что такое Лесной отшельник
PL: Chyba nawet wiem co to za Leśny Pustelnik
Вендиго
Очень надеюсь, что данная занимательная история будет раскрыта в следующей новости.
Будет, но только с перечислением большего количества людей, которые оказались вовлечены в процесс.
А всё основное уже сказано: да, мир, в котором мы живём, удивителен. И в нём есть Лесной Отшельник, который живёт в лесу и собирает редчайшие игры, но не играет в них. Удалось уговорить его продать одну из этих игр (оказывается, посылки доставляют даже из леса). При этом у него есть и другие редкости, которых нигде нет.
Установил с оригинала, приобретённого им в лесу у отшельника (это не шутка)
Очень надеюсь, что данная занимательная история будет раскрыта в следующей новости.