The Crystal Key

Кристальный ключ
The Crystal Key
Жанр: Quest
Разработчик: Earthlight Productions
Издатель: DreamCatcher Interactive
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 4 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.50 из 10
  • 0
  • 2
  • 7
The Crystal Key – ещё одна попытка под самый занавес XX века создать клон Myst/Riven, лишённый какого бы то ни было элемента самобытности, своей особой концепции. Здесь надо отметить, что в то время выходило немало квестов от первого лица с обилием пазлов и дискретным перемещением; наличием нескольких миров, между которыми надо было путешествовать; ощущением одиночества. Такой подкласс нарекли мистоидами, - однако сам по себе этот ярлык не означал что-то второсортное по отношению к играм, напоминавшим легендарного вдохновителя. Скорее термин подразумевает лишь схожесть игровой механики, а вот захватывающий сюжет, оригинальность головоломок, графические детали могли быть уникальными, порой превосходя сам Myst. Ничего подобного нельзя сказать о The Crystal Key, вышедшем в 1999 году.

Сюжет основан на спасении Земли от внезапно появившихся у орбиты пришельцев во главе с таинственным Озгаром на своём космическом корабле. Они запустили вокруг нашей планеты спутники, которые, излучая гравитационные волны, вызвали разрушительные климатические изменения и тектонические сдвиги. За некоторое время до этого земляне перехватили и расшифровали странное послание из космоса: «Тревога. Озгар побеждён, но не уничтожен. Салурон тонет. Немедленно покиньте все колонии и отправляйтесь в Арконию». По всей видимости, Озгар и есть тот самый злодей, пытающийся уничтожить Землю. Были установлены также точные координаты того места в космосе, откуда поступило сообщение. Именно туда прямо с Северного полюса, по каким-то причинам не подвергшегося гравитационному воздействию, вы отправляетесь на сверхсовременном звездолёте.

Вы прибываете на отдалённую покинутую планету с атмосферой и всеми условиями для жизни человека. Там в древней каменной постройке хранятся указания на то, что некий кристальный ключ ни в коем случае не должен попасть в руки Озгара. Первостепенная задача – найти этот ключ, а далее через специальный портал, созданный цивилизацией арконианцев, отправиться в другой покинутый мир-колонию, чтобы отыскать один из кристаллов. Каждый из них является составной частью ключа и позволяет открыть в портале путь к новому миру. Таким образом, вам предстоит посетить несколько колоний, где вы отыщете кристаллы, присоединив их последовательно к ключу. Однако враг не дремлет и попытается помешать этой миссии, довольно скоро обнаружив ваше присутствие. Победить его и спасти Землю – задача номер два.

Дискретное перемещение сочетается с обзором на 360 градусов, создавая тем самым иллюзию «ошеломляющей 3D-графики», о чём написано на обложке оригинальных дисков с игрой. На самом деле ничего ошеломляющего, к сожалению, игроку увидеть не придётся. Довольно зернистая картинка помещается на сравнительно небольшом окне, занимающем меньше половины монитора. Присутствие симпатичных 3D-анимаций во время перемещений главного героя никак не скрашивает при этом впечатления, а по состоянию на 1999 год воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Немаловажный факт, что в том же году вышел полностью трёхмерный Myst, и, естественно, от его современника ожидаешь если не чего-то столь же великолепного, то по крайней мере уж точно не соответствия графическим стандартам пререндеренных квестов 1994 года для Windows 3.11. В некотором отношении The Crystal Key не дотягивает и до тех образчиков. Например, в основном игровом режиме панорамы почти полностью отсутствуют анимированные объекты: вода не течёт, птицы не пролетают, показатели и датчики на корабле не мелькают.

Управление в игре – это единственное, во что разработчики попытались добавить хоть какую-то оригинальность, но вышло тем не менее удручающе. Вместо обеспечивающего вращение привычного движения мыши в сторону края экрана игроку придётся одновременно удерживать нажатой левую кнопку. С какой целью это было сделано, кроме как создать дополнительное неудобство, – непонятно. А между тем поиск важных для прохождения игры объектов и предметов для инвентаря составляет главную и, возможно, единственную сложность в The Crystal Key. Этот процесс может чудовищным образом затянуться вследствие такого крайне дискомфортного обзора. Рука попросту устанет постоянно держать нажатой кнопку и в то же время вращать экран, как рулетку, по всем углам. Готовьтесь к тому, что это надо будет делать постоянно и везде, дабы не пропустить какого-то завалявшегося механизма у себя под ногами или неприметной панели на тусклой стене. Добавляет разочарования как будто специально созданное плохое освещение во множестве помещений. Иногда на экране настолько темно, что становится невозможно что-то различить. К тому же курсор «идти» совпадает с «взять/использовать».

Так называемые головоломки в The Crystal Key представляют собой элементарное использование встреченных ранее в игре символов и изображений, применения предметов инвентаря на неотъемлемых от локаций объектах. Никакого напряжения на серые клеточки, а лишь досада от необходимости унылых путешествий назад в уже посещённые миры и обратно. Сколь угодно интересных пазлов даже для неискушённого ценителя мистоидов здесь вы не найдёте. Иногда, правда, бывает не совсем очевидно, как именно оперировать тем или иным предметом инвентаря и к чему его вообще можно применить. Взаимодействие между вещмешком и окружающим миром осуществляется посредством нажатия на ранец в нижнем левом углу, затем на предмет из него и далее на интерактивную область на экране.

Было бы ошибкой упустить из виду доходящие до абсурда алогизмы, время от времени встречающиеся в игре по мере её прохождения. Так, поместив вас в тюремную камеру, охранники Озгара не посчитают нужным реквизировать ранец с инвентарём. В определённый момент, вместо того чтобы собрать сразу несколько единиц некоего материала и применить их на месте, вам предстоит брать их по одной, преодолевать немалое расстояние и использовать снова.

В каноничном для большинства мистоидов стиле в этом квесте нет никаких интерактивных персонажей, и вам почти не придётся воспринимать речь на слух, кроме нескольких записанных на специальные голограммные устройства обращений арконианцев. Нет и текстов, которые пришлось бы читать. Вся встречающаяся письменность – это необычные инопланетные знаки и нечто сродни иероглифам, хотя назначение некоторых из них всё же придётся понять. В этом смысле труд российских компаний "1С" и "Фаргус", которые работали над разными переводами The Crystal Key, был донельзя простым.

Музыкальное сопровождение, пожалуй, можно было бы назвать единственным достоинством игры. Действительно умело подобранные треки в стиле эмбиент создают атмосферу чего-то внеземного, мистического, а порой – мрачного и опасного. Однако нельзя не отметить навязчивое чувство, что где-то раньше вы могли это слышать. Например, мелодия на корабле до безобразия похожа на одну из музыкальных тем в X-Files: The Game, вышедшей годом ранее. С течением времени, так или иначе, всё это монотонное звучание надоест – и захочется играть дальше без звука, тем более что речи и диалогов почти нет.

Подводя итог, автор данного описания позволит себе без преувеличения утверждать, что The Crystal Key – весьма заурядный, недоработанный и не слишком увлекательный квест, изобилующий техническими и логическими недочётами, которые могут осложнить прохождение там, где этого быть не должно. Его не стоит рекомендовать людям, только начинающим знакомиться с миром пререндеренных адвенчур от первого лица в стиле Myst, чтобы не испортить впечатления от элемента жанра в целом. Хотя, вполне вероятно, опытному любителю мистоидов будет полезно ознакомиться с этой игрой для сравнения и пополнения коллекции пройденных квестов.
Автор обзора: Farooq
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Увы, таки ерунда. И скучно, и уродливо.
Зато хотя бы продолжение этой игры, "Эвани", отличается куда более явными достоинствами, - но и делать его уже помогала сама Kheops, т.е. наследница великой Cryo.

Farooq
Вместо обеспечивающего вращение привычного движения мыши в сторону края экрана игроку придётся одновременно удерживать нажатой левую кнопку. С какой целью это было сделано, кроме как создать дополнительное неудобство, – непонятно.
Как раз же понятно: это особенности "движка" QuickTime. Из-за которого и идёт это чудо в современных условиях с очень уж большим скрипом.

Farooq
В этом смысле труд российских компаний "1С" и "Фаргус", которые работали над разными переводами The Crystal Key, был донельзя простым.
Я бы не стал ставить настоящего издателя и переводчика в один ряд с проклятыми злобными пиратами :)