Serious Sam 2

Крутой Сэм II
Serious Sam 2
Жанр: Action
Разработчик: Croteam
Издатель: 2K Games
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.07 из 10
  • 19
  • 27
  • 28
Сэм, я твой…
Неоконченная фраза Ментала

Учитывая популярность предыдущих игр серии Serious Sam, появление очередной части, посвященной противостоянию Сэма Стоуна (Sam Stone), известного также как Крутой (или Серьезный) Сэм (Serious Sam), и таинственного злодея Ментала (Mental), было лишь вопросом времени. В итоге сие знаменательное событие произошло в 2005 году, - игровой общественности был представлен проект, гордо носящий цифру два в своем названии и продолжающий традиции, заложенные его предшественниками. То есть игрокам вновь предлагалось сражаться на своего рода «аренах» против толп «пушечного мяса», выслушивая в процессе грубоватые шуточки протагониста.

Завязка же у всей этой кровавой вакханалии следующая: на связь с протагонистом выходит некий Великий Совет, члены которого сообщают Сэму о том, что существует древний мистический медальон, с помощью которого можно раз и навсегда уничтожить Ментала, установив мир и покой во всей Вселенной. К несчастью, ценный артефакт разбит на пять частей, каждая из которых хранится на «отдельной» планете. Соответственно, герою предлагается собрать все куски медальона и с его помощью покарать злодея. Поскольку предыдущие попытки уничтожить извечного недруга закончились былинным отказом, Сэм с радостью «хватается» за возможность одержать эпичную победу - и тут же отправляется за первой частью артефакта.

Впрочем, в итоге протагонисту придется посетить целых семь различных миров, среди которых будет и покрытый пеплом вулканический Клир (Kleer), и болотистый Магнор (Magnor), и даже выполненный в «китайском стиле» Чи-Фан (Chi-Fang). Более того, в случае с покрытой льдами стороной луны Кронор (Kronor) окружающая среда оказывает непосредственное влияние на геймплей, - находящийся на открытой местности Сэм начинает замерзать, в результате чего экран покрывает самый настоящий виртуальный иней… В результате геймеру приходится постоянно отогревать протагониста, забегая в здания либо поближе к источникам тепла, например кострам. В остальном же взаимодействие с окружением довольно ограниченное, - где-то в водичке можно поплавать, где-то с высоты упасть, скажем, в пропасть - или, наоборот, повыше забраться, например на крышу или балкон.

Однако всё это, так сказать, «второстепенные» детали геймплея, основной упор которого, как уже упоминалось ранее, приходится на поединки с толпами врагов на различных «аренах». И, соответственно, пока последний супостат не падет бездыханным на землю, пройти дальше у вас никак не получится. Другое дело, что слово «арена» не зря взято в кавычки, ибо полем боя в Serious Sam 2 становятся самые разнообразные локации: пасторальная зеленая лужайка, военная база Ментала, деревенька дружественных аборигенов, площадь футуристического мегаполиса. При этом сражаться придется как на открытой местности (в большей степени), так и в закрытых помещениях (соответственно, реже). Плюс следует отметить тот факт, что площадь «арен» также может быть самой различной - от небольших «пятачков» до большущих полей.

Но где бы ни оказался Сэм, можете не сомневаться в одном: там же появятся и приспешники Ментала. Много-много приспешников Ментала! Причем речь идет как о количестве нападающих врагов, так и о разнообразии их разновидностей. Кого тут только нет: ведьмы на метлах и летающих котлах, орки в футуристичной броне и в амуниции игроков в американский футбол, гигантские пауки, носороги, краснокожие демонические создания с ракетными установками… Разумеется, продвинутым интеллектом и слаженными командными действиями вся эта братия похвастаться не может, действуя по принципу «беги на протагониста и бей/стреляй». Однако количество, а главное - хитро подобранные сочетания различных типов противников вполне компенсируют этот недостаток. Правда, временами, на мой взгляд, авторы перегибают палку с продолжительностью атак/численностью атакующих, опасно приближаясь, а то и пересекая тонкую грань между «весело/сложно» и «затянуто/неоправданно сложно». Впрочем, всё это субъективно.

Да и разработчики, что заметно «невооруженным» глазом, старались максимально разнообразить процесс прохождения. И в первую очередь - за счет богатого арсенала оружия: по мере продвижения по уровням кампании Сэм разживется небольшой циркулярной пилой для рукопашной, парными револьверами с бесконечными патронами, бластером с неограниченным боезапасом и возможностью накапливать заряд для более мощной атаки, многоствольным дробовиком, двухствольным обрезом, парочкой УЗИ (по одному в каждую руку), миниганом, ракетной установкой, гранатометом, плазмаганом, электроорудием, снайперской винтовкой, снятой с лафета и ставшей «ручной» пушкой, стреляющей чугунными ядрами, «серьезной» бомбой (уничтожает всех врагов в зоне видимости) и попугаем-камикадзе, подрывающим себя вместе с жертвой. Также в качестве дополнительного оружия выступают гранаты-«лимонки», которые можно швырять во врагов, не убирая из рук текущее оружие. Как видите, арсенал вполне себе богатый, да и менять «стволы» в пылу сражения придется регулярно, - пройти серьезную заварушку с одной «пушкой» вряд ли получится. Еще одним способом борьбы с однообразием можно назвать появление в игре различных средств передвижения: плюющегося файерболлами динозавра, шипастой сферы, оснащенного лазерами судна на воздушной подушке. С их помощью уничтожать противников и легче, и веселее.

Также стоит отметить появление относительно нестандартных игровых ситуаций, призванных развлечь геймера (или довести его до белого каления). В частности, главный герой прокатится на находящейся на большой высоте деревянной платформе, параллельно отстреливая летающих врагов, совместно с союзниками поучаствует в обороне деревни и вдоволь постреляет из стационарных турелей. Сказать, что такие эпизоды оказывают существенное влияние на игровой процесс, конечно, нельзя, - но определенную долю веселья (или раздражения) они, безусловно, вносят.

Ну и на «десерт» я оставил боссов. Дело в том, что на каждой планете Сэму придется сразиться с особо «продвинутым» и опасным оппонентом. При этом практически в каждом из таких поединков потребуется не только уклоняться от атак главаря и метко попадать в цель самому, но и решать некую головоломку, связанную с нахождением уязвимости босса или лишением его некоего преимущества, например возможности восстанавливать здоровье. Да и состав этих товарищей весьма своеобразен. В частности, Сэму встретятся гигантская пчела ЗумЗум (ZumZum), громадный робот Хьюго (Hugo) (Хьюго-босс; звучит, знаете ли), дракон Сесил (Cecil) и фокусник-некромант Клировски (Count Kleerofski). Из всего этого разнообразия выделяется - к сожалению, в худшую сторону - финальный оппонент - мобильная база Ментала (Mental Institution). Поединок с ней на удивление «пресен» и не особо запоминается.

Так, вроде бы все основные моменты, касающиеся геймплея, мы проговорили. Хотя нет, остался еще один - атмосфера проекта. Охарактеризовать ее можно как весьма своеобразную, нарочито раздолбайскую с элементами сортирного юмора. Почему именно так? Да потому, что авторы знатно «оторвались» (иногда опять-таки чрезмерно) при разработке, наполнив свое детище множеством фишечек, шутеечек и приколов. Например, при наличии системы сохранений в Serious Sam 2 присутствуют жизни. В случае гибели главного героя отбрасывает к последнему чекпоинту, что вынуждает игрока заново проходить кусок уровня. И да, запас жизней можно пополнять, благо в игре присутствует система начисления очков. И старая как мир схема: набрал n-е количество баллов, получил ещё одну попытку. В общем, разработчики знатно постебались над аркадами, хотя справедливости ради следует отметить, что подобные прецеденты встречались и ранее (см. Rise of the Triad: Dark War (1994, DOS)).

Впрочем, не забыты и более стандартные способы развлечения игрока. Например, забавные реплики, озвучиваемые как самим Сэмом, так и другими персонажами вроде обретшего голос виртуального ассистента, именуемого(-ой) «NETRICSA» («NEuroTRonically Implanted Combat Situation Analyzer»). А также забавные секреты и пасхалки, разбросанные по уровням. Ведь хорошо же повстречать в бою дальнего родственника Конана-варвара (Konan The Barbarian), именуемого Онан-библиотекарь (Onan The Librarian). Или найти неприметную пещерку, заполненную боеприпасами и содержащую внутри волшебный холодильник.

Проблема, однако, в том, что многие приколы содержат шутки ниже пояса или упомянутые ранее элементы сортирного юмора. Так, в качестве одного из секретов выступает уединившаяся в кустах парочка. А другой тайник, открытие которого потребует определенной доли ловкости и скорости действий, позволит поприсутствовать на первой в истории Serious Sam гей-свадьбе (которую, к счастью, можно разгромить)! Опять же - скелет Дюка Ньюкема с ракетой, торчащей сзади и чуть ниже пояса… Нет, мы тут не ханжи, - но многие шутки попросту НЕСМЕШНЫЕ. И построены на том, чем так прославился приставочный платформер Boogerman: A Pick and Flick Adventure. Что придется по вкусу далеко не каждому.

И всё это безобразие происходит на фоне значительно изменившегося по сравнению с предшественниками видеоряда. В частности, игра выглядит нарочито нереалистично и «мультяшно». Причем речь идет не об эффекте Cel shading, а об использовании авторами чрезвычайно ярких, сочных красок. Впрочем, тот же Клир, несмотря на все старания дизайнеров, выглядит довольно уныло. Тем не менее в целом графика проекта заслуживает оценки «чуть выше среднего». В частности, создатели Serious Sam 2 поработали с окружающими фонами, заполнив их различными объектами - начиная с поросших зеленью скал и каменных башен и заканчивая различными аттракционами вроде «чертового колеса» и футуристических небоскребов будущего. Правда, находящиеся совсем далеко элементы пейзажа всё же нарисованы несколько схематично. Хватает предметов и непосредственно на «аренах»: на поле боя присутствуют различные постройки, растения, тележки, замшелые камни и прочие предметы. Хотя помещения внутри зданий обставлены довольно однообразно и несколько бедновато. Зато довольно детально прорисованы средства передвижения, оружие и противники. Правда, анимация последних несколько грубовата, - однако у меня сложилось впечатление, что это сделано специально. Также стоит отметить, что многие из доступных Сэму «пушек» буквально рвут оппонентов в клочья, - однако данный процесс, видимо в силу общей «мультяшности» и несерьезности, не слишком впечатляет. Равно как и различные спецэффекты вроде пламени и взрывов. И да: как вы, наверное, догадались, тела оппонентов (или то, что от них осталось) исчезают чрезвычайно быстро.

Что же касается звукового оформления, то оно с неба звезд не хватает, но и отрицательных эмоций не вызывает. Музыкальные треки неплохо справляются с задачей создания фона для несерьезной бойни, творящейся на экране, и довольно разнообразны: присутствуют и нарочито героические, и заведомо шуточные композиции. Озвучившие персонажей актеры проделали вполне неплохую работу, однако воображение их игра не поражает. Монстры исправно рычат, хрипят и завывают, но некоторые звуки вроде «свиста» пауков со временем начинают раздражать. Также отмечу не слишком убедительные эффекты выстрелов ряда «пушек».

В общем, прорывом или новой вехой развития серии Serious Sam вторая часть не стала. У разработчиков получился «крепкий» аренный шутер, намеренно несерьезный, пошловатый и со своеобразным чувством юмора. Такое сочетание может прийтись, да, собственно говоря, и пришлось по вкусу далеко не всем игрокам. Однако я всё же рискну предложить как поклонникам «мясных» шутеров в целом, так и фанатам сериала в частности взглянуть на Serious Sam 2. Вполне возможно, что его недостатки не окажутся для вас критичными, а геймплей сумеет заинтересовать настолько, чтобы потратить время на полное прохождение игры.
Автор обзора: Warmaster
Serious Sam: The First Encounter, Serious Sam: The Second Encounter
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вендиго
И это Serious Sam?
Конечно. Его вторая часть, если быть точным.

Вендиго
Нет, такого точно не надо.
Конечно надо. Новые локации и дизайнерские решения только приветствуются. Не все же по Египту и Месопотамии бегать.
Warmaster
Даже наличие зимних уровней не спасло второго Сэма от гнева @Вендиго, :D
А, это те, где нужно постоянно греться, чтобы не околеть и не погибнуть? И это Serious Sam? Нет, такого точно не надо. Для таких вещей существует "Анабиоз: Сон разума".
Вендиго
Вторая часть растеряла всю атмосферу оригинала и предлагала слишком осовремененные и уже не такие "аренные" бои. Вызывает вопросы дизайн уровней: какие-то аттракционы, городки, деревянные площадки в лесу, улицы городов, японские дворики, непонятные болота и т.д. Всё это не имеет ни малейшего отношения к Serious Sam. Нет запоминающихся врагов, нет вообще ничего.
Даже наличие зимних уровней не спасло второго Сэма от гнева @Вендиго, :D
Правда, какого то необснованного - есть и запоминающиеся враги, и мощные боссы, и крутое оружие, и здоровенные арены.
Видимо игра была "пройдена" на Ютубе?
Вторая часть растеряла всю атмосферу оригинала и предлагала слишком осовремененные и уже не такие "аренные" бои. Вызывает вопросы дизайн уровней: какие-то аттракционы, городки, деревянные площадки в лесу, улицы городов, японские дворики, непонятные болота и т.д. Всё это не имеет ни малейшего отношения к Serious Sam. Нет запоминающихся врагов, нет вообще ничего.
Я проходил Сэма уже позже, годах в 2010-2012, но подключив к большому телевизору.
Мои дети садились под телек и смотрели, как мультик )