Уважаемые олдгеймеры, позвольте представить: исторически первая успешная компьютерная программа для игры в китайские шахматы – сянци! Пользователя ждут монохромный цветовой режим, предельно простой интерфейс с управлением числовыми клавишами, а настройка сложности алгоритмов, запуск и выход из игры выполняются в одном общем окне на экране. Однако под неброской внешностью скрывается удивительная интеллектуальная мощь…
Почти на каждом континенте, у каждого народа есть свои любимые разновидности шахматных игр. У нас с вами предпочитают «классику», а вот в Поднебесной и даже в некоторых соседних с ней странах – так называемые сянци (象棋) – китайские шахматы. Разумеется, уже и в 1970-е, и в 1980-е годы программистам хотелось создать свой вариант компьютерной программы, которая сумела бы победить любого гроссмейстера в логических играх, – это был своеобразный вызов того времени…
Сегодня у нас как раз такая программа – Chinese Chess Master. Создателя компьютерных сянци («игрой» называть этот программный продукт как-то уже технически не вполне корректно…) зовут Юй Сишунь (кит. имя – 虞希舜 [yú xī shùn]). Он родился в 1961 году в Тайбэе, в 1984 г. окончил Политехнический институт Минчжи (明志) и впоследствии занимался программированием. В 1987 году компания Acer Computer Corporation (宏基電腦公司) и Тайваньская шахматная ассоциация (台灣省象棋協會聯合) совместно провели первое соревнование среди компьютерных шахматных программ. Юй Сишунь, который ещё и увлекался изучением алгоритмов ИИ, также принял участие в чемпионате. Он потратил четыре месяца на разработку Chinese Chess Master на языке ассемблера. В конце концов его продукт заметно выделился среди 16 участвующих программ и сумел выиграть этот чемпионат. А затем в состязании «Человек VS Машина» программа Chinese Chess Master даже победила шахматного вундеркинда Цай Чэнъюя (蔡澄宇)! Это была исторически первая компьютерная шахматная программа, которая публично выиграла у соперника-человека (по крайней мере на Тайване, и поражение потерпел молодой гроссмейстер), что произошло на целое десятилетие раньше успеха «ДипБлю» в классических шахматах против знаменитого Гарри Кимовича...
Профессор кафедры информатики Национального тайваньского университета Сюй Шуньцинь (許舜欽), которого называют «отцом компьютерных сянци», высоко оценил программные решения в Chinese Chess Master. Победа на том чемпионате изменила жизнь Юй Сишуня, побудив его продолжить изучение алгоритмов компьютерных шахматных программ и стремиться к совершенству. В 1989 году вышла вторая версия его детища – Chinese Chess Grand Master (特級大師), на доработку которой ушли шесть месяцев; эта программа снова выиграла очередной чемпионат по компьютерным шахматам. В игре человека против компьютера национальная шахматная королева Чэнь Хуэйвэнь (陳慧文) была уже близка к поражению. Если бы не группа тайваньских мастеров сянци, помогавших ей тогда, то история о «победе компьютера над человеческим мозгом» была бы переписана заново. Игра Chinese Chess Grand Master уже хранится в коллекции нашего сайта.
Ну а что, собственно, по предмету данного описания? Несмотря на свою «монохромность», программа вполне даже удобна для пользования. Нужную фигуру необходимо выделить курсором (управление – клавиши "Стрелки", затем – Enter), а потом выделить клетку, на которую следует ходить, и нажать клавишу Enter. Если такое перемещение фигуры допускается правилами, а также ситуацией на доске, то ход игрока выполняется и программа начинает обдумывать свой вариант ответных действий. У игры есть настраиваемые параметры: уровень сложности алгоритма и запас времени (в секундах) на перебор вариантов. Те, кто не любит ждать, могут установить минимально возможный лимит на «обдумывание» для Chinese Chess Master – не более 5 сек. После каждого хода выводится численное значение “Player score” – оценка ситуации для текущей расстановки фигур игрока. Также хотелось бы отметить совсем уж «нечестный» приём. В окне “Expect Message” отображается пара вполне себе хороших ходов, которые машина ожидает от игрока с новой пересчитанной оценкой ситуации в параметре “Score”…
Если интересно, то о правилах игры в сянци можно почитать на других страничках нашего сайта, посвящённых этому виду шахмат. Для начинающих рекомендуется выставить в настройках уровень сложности 2, не выше. Шахов в Chinese Chess Master программно не реализовано в принципе (в реальных сянци понятие «шаха» предусмотрено правилами): фигура вашего генерала (аналог короля) попросту срубается на следующем ходе после условного необъявленного «шаха» – и партия оканчивается. В любой момент текущую игру можно сохранить на диск.
Разрешение экрана – 640х400 пикселей. Цветов, как уже было упомянуто выше, всего два, чёрный и белый, чего для шахмат вполне достаточно. Доска выполнена без особых изысков: белой полосой выделена «река», а «дворец», как это и положено, размечен двумя диагоналями. Дополнительными маркерами указаны перекрестия для начальной расстановки «солдат» (аналоги пешек) и «пушек» (самая коварная фигура в сянци, аналогов которой нет в классических шахматах). Нотация на доске – привычная нам буквенно-числовая (буквы – латинские, цифры – арабские). Иероглифы в обозначениях фигур вполне читаемы.
Хорошая оценка; играть – одно удовольствие. Можно уверенно порекомендовать начинающим гроссмейстерам; только выучите иероглифы названий фигур и правила, по которым они ходят, иначе едва начавшийся приятный дебют превратится для вас в жёсткий эндшпиль. На этом всё: приятного всем геймплея и побед в бескомпромиссных шахматных поединках с электронным оппонентом, никогда не допускающим ошибок! А господин Юй Сишунь впоследствии стал одним из основателей компании T-Time Technology Co. Ltd (光譜資訊股份有限公司), которая с 1992 года разработала и издала на Тайване несколько десятков компьютерных игр очень высокого качества в самых разных жанровых категориях…
Почти на каждом континенте, у каждого народа есть свои любимые разновидности шахматных игр. У нас с вами предпочитают «классику», а вот в Поднебесной и даже в некоторых соседних с ней странах – так называемые сянци (象棋) – китайские шахматы. Разумеется, уже и в 1970-е, и в 1980-е годы программистам хотелось создать свой вариант компьютерной программы, которая сумела бы победить любого гроссмейстера в логических играх, – это был своеобразный вызов того времени…
Сегодня у нас как раз такая программа – Chinese Chess Master. Создателя компьютерных сянци («игрой» называть этот программный продукт как-то уже технически не вполне корректно…) зовут Юй Сишунь (кит. имя – 虞希舜 [yú xī shùn]). Он родился в 1961 году в Тайбэе, в 1984 г. окончил Политехнический институт Минчжи (明志) и впоследствии занимался программированием. В 1987 году компания Acer Computer Corporation (宏基電腦公司) и Тайваньская шахматная ассоциация (台灣省象棋協會聯合) совместно провели первое соревнование среди компьютерных шахматных программ. Юй Сишунь, который ещё и увлекался изучением алгоритмов ИИ, также принял участие в чемпионате. Он потратил четыре месяца на разработку Chinese Chess Master на языке ассемблера. В конце концов его продукт заметно выделился среди 16 участвующих программ и сумел выиграть этот чемпионат. А затем в состязании «Человек VS Машина» программа Chinese Chess Master даже победила шахматного вундеркинда Цай Чэнъюя (蔡澄宇)! Это была исторически первая компьютерная шахматная программа, которая публично выиграла у соперника-человека (по крайней мере на Тайване, и поражение потерпел молодой гроссмейстер), что произошло на целое десятилетие раньше успеха «ДипБлю» в классических шахматах против знаменитого Гарри Кимовича...
Профессор кафедры информатики Национального тайваньского университета Сюй Шуньцинь (許舜欽), которого называют «отцом компьютерных сянци», высоко оценил программные решения в Chinese Chess Master. Победа на том чемпионате изменила жизнь Юй Сишуня, побудив его продолжить изучение алгоритмов компьютерных шахматных программ и стремиться к совершенству. В 1989 году вышла вторая версия его детища – Chinese Chess Grand Master (特級大師), на доработку которой ушли шесть месяцев; эта программа снова выиграла очередной чемпионат по компьютерным шахматам. В игре человека против компьютера национальная шахматная королева Чэнь Хуэйвэнь (陳慧文) была уже близка к поражению. Если бы не группа тайваньских мастеров сянци, помогавших ей тогда, то история о «победе компьютера над человеческим мозгом» была бы переписана заново. Игра Chinese Chess Grand Master уже хранится в коллекции нашего сайта.
Ну а что, собственно, по предмету данного описания? Несмотря на свою «монохромность», программа вполне даже удобна для пользования. Нужную фигуру необходимо выделить курсором (управление – клавиши "Стрелки", затем – Enter), а потом выделить клетку, на которую следует ходить, и нажать клавишу Enter. Если такое перемещение фигуры допускается правилами, а также ситуацией на доске, то ход игрока выполняется и программа начинает обдумывать свой вариант ответных действий. У игры есть настраиваемые параметры: уровень сложности алгоритма и запас времени (в секундах) на перебор вариантов. Те, кто не любит ждать, могут установить минимально возможный лимит на «обдумывание» для Chinese Chess Master – не более 5 сек. После каждого хода выводится численное значение “Player score” – оценка ситуации для текущей расстановки фигур игрока. Также хотелось бы отметить совсем уж «нечестный» приём. В окне “Expect Message” отображается пара вполне себе хороших ходов, которые машина ожидает от игрока с новой пересчитанной оценкой ситуации в параметре “Score”…
Если интересно, то о правилах игры в сянци можно почитать на других страничках нашего сайта, посвящённых этому виду шахмат. Для начинающих рекомендуется выставить в настройках уровень сложности 2, не выше. Шахов в Chinese Chess Master программно не реализовано в принципе (в реальных сянци понятие «шаха» предусмотрено правилами): фигура вашего генерала (аналог короля) попросту срубается на следующем ходе после условного необъявленного «шаха» – и партия оканчивается. В любой момент текущую игру можно сохранить на диск.
Разрешение экрана – 640х400 пикселей. Цветов, как уже было упомянуто выше, всего два, чёрный и белый, чего для шахмат вполне достаточно. Доска выполнена без особых изысков: белой полосой выделена «река», а «дворец», как это и положено, размечен двумя диагоналями. Дополнительными маркерами указаны перекрестия для начальной расстановки «солдат» (аналоги пешек) и «пушек» (самая коварная фигура в сянци, аналогов которой нет в классических шахматах). Нотация на доске – привычная нам буквенно-числовая (буквы – латинские, цифры – арабские). Иероглифы в обозначениях фигур вполне читаемы.
Хорошая оценка; играть – одно удовольствие. Можно уверенно порекомендовать начинающим гроссмейстерам; только выучите иероглифы названий фигур и правила, по которым они ходят, иначе едва начавшийся приятный дебют превратится для вас в жёсткий эндшпиль. На этом всё: приятного всем геймплея и побед в бескомпромиссных шахматных поединках с электронным оппонентом, никогда не допускающим ошибок! А господин Юй Сишунь впоследствии стал одним из основателей компании T-Time Technology Co. Ltd (光譜資訊股份有限公司), которая с 1992 года разработала и издала на Тайване несколько десятков компьютерных игр очень высокого качества в самых разных жанровых категориях…
- Страна или регион происхождения:
Тайвань - Элемент жанра:
Китайские шахматы - Язык:
English