Образовательная игра на математическую тему от почти неизвестной науке американской компании Play-Rite Software из на удивление богатого на различного рода «инди-проекты» эпохи 1980-х штата Миннесота. В отличие от подавляющего большинства поучительных развлечений той же самой направленности, «Math Express» посвящена не арифметике, а алгебре, – иначе говоря, предназначена для деток скорее среднего школьного возраста, нежели младшего. А вот по части внешности, к сожалению, дело обстоит весьма печально: к нашим услугам – одна только CGA-графика в скудной серо-бирюзовой палитре и с зияющей чернотой фонов. Звуковое и музыкальное оформления вполне обильные, хотя и несколько однообразные и выполненные силами одного лишь PC Speaker’а (при желании их всегда можно отключить нажатием «F5»); управление ожидаемо реализовано с клавиатуры.
Отмеченная беднота визуального ряда тем более огорчает, что задумка в плане «сеттинга» совсем даже не дурна: на этот раз решать математические примеры придётся в оригинальном железнодорожном антураже! С весьма симпатичными (если не в техническом отношении, то хотя бы в художественном) изображениями интерьеров вагонов и электровоза, а также различных подходящих случаю персонажей, от кассирши в билетной кассе до машиниста. Главное меню предлагает нам на выбор целых пять пунктов, но на самом деле внимания достоин только первый из них – «Play Game»: остальные связаны с выходом из системы, с демонстрацией предельно кратких инструкций, а также с такими неактуальными на сегодняшний день функциями, как настройка принтера и вывод на печать перечня упражнений.
В собственно игре потребуется сначала набрать свои имя и фамилию, а затем отдать предпочтение желаемому предмету из области алгебры, указав нужный из четырёх предложенных вариантов – ну или пунктов назначения, в направлении которых может курсировать наш «Математический экспресс». Пассажиры, следующие в «Integer Valley», по пути изучают операции с целыми числами; рейс до «Equation Station» тесно связан с линейными уравнениями; в вагонах «Exponent Factory» имеют дело со степенями и прочими подобными вещами; ну а по дороге на «Problem Point» предстоит решать ещё более хитрые словесные задачки.
При этом в каждом из этих случаев потребуется ещё и выбрать билет понравившейся ценовой категории: «Coach class» оказывается наиболее экономным вариантом с одними сидячими местами, «First class» предоставляет немного больше комфорта в пути, ну а «Executive class» предназначен для самых состоятельных (в математическом отношении) пассажиров. Иначе говоря, речь идёт о подразделе выбранной темы одного из трёх уровней сложности: к примеру, в рейсе «Integer Valley» мы, сообразно предпочтённой категории билетов, будем заниматься соответственно либо сложением и вычитанием, либо умножением и делением, либо всеми четырьмя операциями сразу с непременным соблюдением правильного их порядка.
Однако и это не всё! Разобравшись с пунктом назначения и классом, мы наконец-то садимся на поезд, – но приветствующий нас здесь проводник требует ещё и определиться с вагоном, в котором мы желаем разместиться в текущий момент. К счастью, на этот раз выбор особого труда не составит: четыре местных варианта (пятым в списке оказывается возвращение к билетной кассе) одинаковы для всех тем и уровней сложности и предполагают скорее последовательное прохождение. Так, в «спальном вагоне» нас просто познакомят с теорией – например, расскажут и покажут, при помощи наглядной горизонтальной шкалы от «–10» до «+10», как следует складывать и вычитать положительные и отрицательные целые числа. Немного отдохнув, можно пройти в «вагон для чтения»: здесь программа всё так же подробно пояснит нам способ решения какой-нибудь задачки, а затем потребует ввести собственно ответ. В «вагоне-ресторане» никаких подсказок уже не будет, только самообслуживание (иначе говоря, решать примеры мы будем полностью своими силами). Ну а те из пассажиров, кто уже достаточно потренировался и считает себя асом алгебры, могут попросить проводника провести их прямо в кабину машиниста! Где потребуется решить сразу десять задачек и с лимитом по времени.
Если не считать технических ограничений упомянутой CGA-графики в наиболее скромной её разновидности, всё выглядит при этом вполне себе живописно. Хотя наслаждаться интерьерами различных вагонов возможности у нас будет мало: 90% времени смотреть предстоит на чёрное окно по центру экрана с прописанными там условиями алгебраического задания. В зависимости от выбранных ранее темы и класса среди таких задачек встретятся, скажем, примеры уровня «–6 – –3 = ?», уравнения типа «–1x + 6y = –9 (определите значение «y» при «x = –3»)» или целые словесные загадки («Возраст Васи на три больше, чем возраст Ани, умноженный на три. Вместе им 23 года, – укажите возраст того из них, кто моложе»).
Разумеется, набирать все ответы необходимо вручную с клавиатуры, подтверждая своё решение «вводом»; некоторое разнообразие в этот процесс вносит лишь неумолимо уменьшающаяся шкала отведённого нам на решение времени, появляющаяся ниже окна с условиями заданий при пребывании в кабине машиниста электровоза. Зато в этом случае как раз можно будет любоваться прямо из ветрового стекла пейзажами – включая встречающиеся на пути «контрольные точки»: на каждом из десяти таких блокпостов поезд останавливается, а мы должны оперативно разобраться с очередной задачкой.
В случае правильного ответа шлагбаум поднимается – и электровоз может набирать максимальную скорость в 300 миль в час. При ошибке (или при досадном промедлении) со стороны пользователя второй попытки никто не даст: нам продемонстрируют верное решение, однако поезд получит возможность ехать дальше лишь на половине своей мощности. А значит – с риском отстать от расписания! Чтобы прибыть в пункт назначения вовремя, необходимо решить хотя бы восемь задачек из десяти, – зато пользователь, которому удалось таким образом поучаствовать в управлении современным электровозом, удостаивается права на получение именного сертификата об успешном освоении соответствующей алгебраической темы (и с процентным обозначением успеваемости).
Короче говоря, «Math Express» вполне можно порекомендовать не только коллекционерам всеми забытых образовательных редкостей, но и любителям алгебры. А вот поклонников жанра симуляторов поездов здешний уровень реализма вряд ли способен удовлетворить.
Отмеченная беднота визуального ряда тем более огорчает, что задумка в плане «сеттинга» совсем даже не дурна: на этот раз решать математические примеры придётся в оригинальном железнодорожном антураже! С весьма симпатичными (если не в техническом отношении, то хотя бы в художественном) изображениями интерьеров вагонов и электровоза, а также различных подходящих случаю персонажей, от кассирши в билетной кассе до машиниста. Главное меню предлагает нам на выбор целых пять пунктов, но на самом деле внимания достоин только первый из них – «Play Game»: остальные связаны с выходом из системы, с демонстрацией предельно кратких инструкций, а также с такими неактуальными на сегодняшний день функциями, как настройка принтера и вывод на печать перечня упражнений.
В собственно игре потребуется сначала набрать свои имя и фамилию, а затем отдать предпочтение желаемому предмету из области алгебры, указав нужный из четырёх предложенных вариантов – ну или пунктов назначения, в направлении которых может курсировать наш «Математический экспресс». Пассажиры, следующие в «Integer Valley», по пути изучают операции с целыми числами; рейс до «Equation Station» тесно связан с линейными уравнениями; в вагонах «Exponent Factory» имеют дело со степенями и прочими подобными вещами; ну а по дороге на «Problem Point» предстоит решать ещё более хитрые словесные задачки.
При этом в каждом из этих случаев потребуется ещё и выбрать билет понравившейся ценовой категории: «Coach class» оказывается наиболее экономным вариантом с одними сидячими местами, «First class» предоставляет немного больше комфорта в пути, ну а «Executive class» предназначен для самых состоятельных (в математическом отношении) пассажиров. Иначе говоря, речь идёт о подразделе выбранной темы одного из трёх уровней сложности: к примеру, в рейсе «Integer Valley» мы, сообразно предпочтённой категории билетов, будем заниматься соответственно либо сложением и вычитанием, либо умножением и делением, либо всеми четырьмя операциями сразу с непременным соблюдением правильного их порядка.
Однако и это не всё! Разобравшись с пунктом назначения и классом, мы наконец-то садимся на поезд, – но приветствующий нас здесь проводник требует ещё и определиться с вагоном, в котором мы желаем разместиться в текущий момент. К счастью, на этот раз выбор особого труда не составит: четыре местных варианта (пятым в списке оказывается возвращение к билетной кассе) одинаковы для всех тем и уровней сложности и предполагают скорее последовательное прохождение. Так, в «спальном вагоне» нас просто познакомят с теорией – например, расскажут и покажут, при помощи наглядной горизонтальной шкалы от «–10» до «+10», как следует складывать и вычитать положительные и отрицательные целые числа. Немного отдохнув, можно пройти в «вагон для чтения»: здесь программа всё так же подробно пояснит нам способ решения какой-нибудь задачки, а затем потребует ввести собственно ответ. В «вагоне-ресторане» никаких подсказок уже не будет, только самообслуживание (иначе говоря, решать примеры мы будем полностью своими силами). Ну а те из пассажиров, кто уже достаточно потренировался и считает себя асом алгебры, могут попросить проводника провести их прямо в кабину машиниста! Где потребуется решить сразу десять задачек и с лимитом по времени.
Если не считать технических ограничений упомянутой CGA-графики в наиболее скромной её разновидности, всё выглядит при этом вполне себе живописно. Хотя наслаждаться интерьерами различных вагонов возможности у нас будет мало: 90% времени смотреть предстоит на чёрное окно по центру экрана с прописанными там условиями алгебраического задания. В зависимости от выбранных ранее темы и класса среди таких задачек встретятся, скажем, примеры уровня «–6 – –3 = ?», уравнения типа «–1x + 6y = –9 (определите значение «y» при «x = –3»)» или целые словесные загадки («Возраст Васи на три больше, чем возраст Ани, умноженный на три. Вместе им 23 года, – укажите возраст того из них, кто моложе»).
Разумеется, набирать все ответы необходимо вручную с клавиатуры, подтверждая своё решение «вводом»; некоторое разнообразие в этот процесс вносит лишь неумолимо уменьшающаяся шкала отведённого нам на решение времени, появляющаяся ниже окна с условиями заданий при пребывании в кабине машиниста электровоза. Зато в этом случае как раз можно будет любоваться прямо из ветрового стекла пейзажами – включая встречающиеся на пути «контрольные точки»: на каждом из десяти таких блокпостов поезд останавливается, а мы должны оперативно разобраться с очередной задачкой.
В случае правильного ответа шлагбаум поднимается – и электровоз может набирать максимальную скорость в 300 миль в час. При ошибке (или при досадном промедлении) со стороны пользователя второй попытки никто не даст: нам продемонстрируют верное решение, однако поезд получит возможность ехать дальше лишь на половине своей мощности. А значит – с риском отстать от расписания! Чтобы прибыть в пункт назначения вовремя, необходимо решить хотя бы восемь задачек из десяти, – зато пользователь, которому удалось таким образом поучаствовать в управлении современным электровозом, удостаивается права на получение именного сертификата об успешном освоении соответствующей алгебраической темы (и с процентным обозначением успеваемости).
Короче говоря, «Math Express» вполне можно порекомендовать не только коллекционерам всеми забытых образовательных редкостей, но и любителям алгебры. А вот поклонников жанра симуляторов поездов здешний уровень реализма вряд ли способен удовлетворить.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Железные дороги
Математика - Язык:
English