Great Canadian Scientists

Great Canadian Scientists
Жанр: Edutainment
Разработчик: Softshell Small Systems Software Design
Издатель: GCS Research Society
Год выхода: 1996
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 1
Канадец Барри Шелл, специалист в области научных коммуникаций, был недоволен, что учёные его родной страны часто остаются малоизвестными даже у себя на родине, поэтому в 1993 году основал исследовательское общество "Great Canadian Scientists" (GCS), а впоследствии даже издал одноимённую книгу и прилагавшийся к ней мультимедийный диск, как раз представленный на данной страничке.

Запустив программу и создав свой профиль, мы попадаем на экран с забавной детской рисовкой, содержащий одиннадцать пунктов. Десять из них ведут на экраны, посвящённые десяти различным канадским учёным в самых разных областях знания. Свои странички имеют: математик и геометр Гарольд Коксетер (ошибочно названный Дональдом - очень плохо), микробиолог Джулия Леви, химик Джон Полани, зоолог Билл Рикер, генетик и исследователь синдрома Дауна Ирен Утида, приматолог Бируте Галдикас, психолог Дорин Кимура, метеоролог Роджер Дэйли, психолог Эндель Тульвинг и физик Герхард Херцберг. О каждом предлагается прочесть текстовую информацию, посмотреть иллюстрации, связанные с их научной деятельностью, и видеозаписи с интервью или речами учёных, а также открыть тематические мини-игры, - но об этом позже.

Одиннадцатая активная точка (в виде раскрытой книги) ведёт в общую базу данных канадских учёных. Можно выбрать либо область знания, либо провинцию Канады, после чего программа формирует список учёных, где о каждом можно будет прочесть биографическую справку и узнать, какой вклад в науку внесли эти люди. Всего представлено около сотни персоналий за XIX и XX века.

Теперь перейдём к игровой составляющей диска - и начнём с викторины. Вопросы будут как о биографиях и научной деятельности вышеперечисленных десяти учёных (вплоть до того, во сколько лет Эндель Тульвинг съехал от родителей, - причём на данный вопрос два варианта ответа из четырёх будут "1 год" и "2 года"), так и просто по соответствующим научным дисциплинам, причём невысокой сложности (сколько сторон у куба, какова химическая формула метилена и так далее). Структура квиза предельно странная. Так, запустив викторину, программа задаст ровно один вопрос (!), после чего вернёт на экран, который был открыт до этого. Чтобы ответить на ещё один вопрос, нужно снова запустить викторину, - и так много раз. Тем не менее игра запоминает счёт, но вот сам механизм викторины работает явно некорректно - например, игра в случае ошибки предупреждает, что на тот или иной вопрос можно будет попытаться ответить ещё дважды, но если он выпадет ещё раз и снова будет дан неверный ответ, то появится ровно то же сообщение. За каждый правильный ответ будут начисляться 2000 очков, но что они дают - остаётся неясным.

Куда более интересны мини-игры, посвящённые каждому из учёных и так или иначе связанных с их научной деятельностью. Всего игр семь, так как у троих предлагаются лишь инструкции к экспериментам, что нужно проводить в реальности. Игры не дают совершить неверное действие, однако ошибочные попытки учитываются, и чем их меньше, а также чем быстрее окажется решено задание, тем больше очков нам будет зачислено. Баллы даются только за первое прохождение заданий - последующие же, несмотря на сообщения о начислении очков, таковыми не награждаются.

1. Математик Гарольд Коксетер - собираем рисунки из простейших геометрических фигур; иными словами, играем в "танграм". К сожалению, это одна из тех неудачных реализаций танграма, в которой требуется ювелирно попадать в пиксели. Игра условно посвящена работам Коксетера о многогранниках.

2. Микробиолог Джулия Леви - игры нет, но предлагается провести эксперимент, светя ярким фонариком на ладонь или палец и наблюдая поглощение телом инфракрасного излучения.

3. Химик Джон Полани - удивительная игра, в которой нужно, регулируя уровень энергии и изменяя угол движения свободного атома водорода, вызывать химические реакции с фтороводородом. Собственно, за исследование влияния колебательного возбуждения на скорость элементарных химических реакций Полани получил Нобелевскую премию по химии в 1986 году.

4. Зоолог Билл Рикер - нужно соотносить названия рыб и их изображения. Даны всего пять видов, но очень похожие внешне для неспециалиста. Кстати, Рикер известен своими научными работами по рыболовству.
.
5. Генетик и исследователь синдрома Дауна Ирен Утида - нужно искать пары в россыпи хромосом и перетаскивать их поочерёдно в специальную область. Чем быстрее это сделаем, тем больше очков получим. Важно, что хромосомы должны иметь одинаковую длину, но могут быть разной степени изогнутости.

6. Приматолог Бируте Галдикас - игры нет, но предлагается в течение часа наблюдать за каким-нибудь животным, чётко фиксируя его поведение, после чего составить диаграмму, где показать в процентном отношении, сколько времени животное спокойно, сколько находится в движении и сколько тратит на приём пищи. Забавно, что нам советуют наблюдать не только за домашними питомцами, но и, например, за белкой в городском парке - интересно, как предполагается реализовать вариант с белкой и где найти такую белку, которая будет оставаться целый час в зоне видимости...

7. Психолог Дорин Кимура - игра, в которой нужно на скорость находить в списке пяти похожих рисунков тот, который идентичен или наиболее схож с контрольным. Всего 29 заданий.

8. Метеоролог Роджер Дэйли - глядим на карту Северной Америки с указанием температур и отвечаем на вопросы, является ли та или иная линия изотермой или же нет. На высоком уровне сложности будут дополнительные задания - нужно считать среднюю температуру в выделенной области (если ответ на первый вопрос - да).

9. Психолог Эндель Тульвинг - мнемоническая игра на запоминание набора случайных слов, которые по очереди демонстрируются на экране, и последующим вводом их с клавиатуры в правильной последовательности. Можно ввести всё, что удалось запомнить, после чего программа начнёт давать подсказки относительно оставшихся слов, чтобы помочь игроку вспомнить их все.

10. Физик Герхард Херцберг - игры нет, но есть эксперимент, в котором предлагается вращаться на стуле с вытянутыми руками, после чего быстро свести руки вместе и посмотреть, как изменится скорость вращения.

Получился крайне оригинальный сборник, в той или иной степени основанный на научных экспериментах и методах. И даже без типовых парных карт, раскрасок, тетрисов и подобного. Однако стоит отметить, что оригинальность соседствует с некоторой небрежностью реализации, которая выражается во множестве вещей - тот же неудачный танграм либо подбор рыб для соотношения с названиями - или то, что уровень сложности влияет от силы на 10% игр. Но больше всего расстраивают бессмысленность набора очков и явно некорректная работа викторины. Что касается целевой аудитории, то этот диск явно не для детей, учитывая серьёзность информации и большинства заданий, так что забавное оформление главного меню ничего не значит.

Оценка - 8 из 10: два балла сняты за вышеописанные проблемы. А так - перед нами уникальная вещь, интересная, познавательная и необычная.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Uka, ахахахахахах, HMS Coxeter, да это же тот самый "человек и пароход"!

Да, я видел, что у него третье имя МакДональд, но этой истории с переименованием не слышал.
Вендиго
Гарольд Коксетер (ошибочно названный Дональдом - очень плохо)
Ничего плохого в этом нет! Скорее, всё правильно:
Coxeter was known as H. S. M. Coxeter, though friends and relatives called him Donald. Here’s the explanation: At birth he was given the name MacDonald Scott Coxeter, which led to his being called Donald for short. But a godparent suggested that his father’s name should be added, so Harold was added at the front. Then somebody noticed that H. M. S. Coxeter sounded like the name of a ship. They finally changed the names around to Harold Scott MacDonald Coxeter.