Romance of the Three Kingdoms IV: Wall of Fire

Romance of the Three Kingdoms IV: Wall of Fire
Жанр: Strategy
Разработчик: KOEI
Издатель: KOEI
Год выхода: 1996
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.50 из 10
  • 3
  • 0
  • 22
Четвёртая часть знаменитого азиатского стратегического сериала, посвящённого китайской военной (и не только военной) истории древности, - впрочем, с изрядной долей вымысла и фэнтезийных элементов в сюжете. Действие данной части происходит в III веке н.э., когда после восстания «Жёлтых Повязок» династия Хань пала, а Китайское государство в очередной раз распалось на множество мелких независимых образований, воевавших друг с другом. Вы можете играть за любого из тридцати восьми претендентов на императорский трон (за историчность каждой представленной на выбор личности не поручусь).

Игра начинается почти как РПГ (сразу стоит отметить, что РПГ-элемент в игре вообще силён) – с распределения характеристик выбранного вами правителя какой-либо области. Перед этим можно выбрать его пол (это чисто вопрос эстетики, ни на что в игре влиять не будет). Характеристик всего пять: талант к лидерству, физическая сила, ум, обаяние, умение вести переговоры (потому как очень многое в данной игре можно решить не войной, а дипломатией). У каждого героя есть определённый неизменяемый возраст: чем он выше, тем выше изначальные значения этих характеристик, но тем меньше бонусные очки, которые можно по ним распределить. Ещё необходимо выбрать портрет правителя, но это тоже чисто эстетический вопрос.

Радости от создания кого-то на этом не заканчиваются – после создания своего альтер-эго необходимо перейти к процессу создания своих вельмож-придворных, которые нам особенно понадобятся, когда мы начнём постепенно создавать свою империю. В общем и целом этот процесс похож на создание своего персонажа – те же самые выбор пола, портрета, распределение характеристик, - но есть и серьёзные отличия. В первую очередь – независимо от возраста придворного количество значений характеристик всегда случайное (от двухсот до трёхсот), бонусных баллов – где-то семьдесят-сто. Также придворный может быть любого возраста – даже годовалым младенцем (но почему-то не бывает старше сорока девяти). Наконец, любого придворного можно сделать сыном (дочерью) любого другого придворного – в этом случае, если с придворным-«отцом» что-либо в игре случится, «сын» моментально унаследует его титул и функции.

У четвёртой части есть одна важнейшая – негативная для одних игроков и наверняка интересная для других – особенность: теперь правитель (то есть протагонист игрока) обладает тремя магическими силами: магией Ветра, магией Погоды и магией Грома (понятно, что после этого, казалось бы, ни о какой историчности и даже серьёзности и речи быть не может). Все три способности могут применяться в бою: на вражескую армию можно наслать сильный ветер, грозу с громом и молнией либо же вообще испортить погоду непосредственно над их головами. Однако на деле эти моменты особенной роли в процессе не играют, без них вообще можно обойтись. Это просто приятные для кого-то мелочи, и только по ним относить игру к «несерьёзным» не стоит.

Начать рассказ об игре лучше всего с боёв. Да, экономическая составляющая тут достаточно сильна, но всё-таки без сражений обойтись вряд ли возможно. Боёв бывает два вида – на открытых пространствах и штурмы городов. Бои на открытых пространствах достаточно просты и скучны, поэтому в детальном описании не нуждаются. Во время штурмов перед нашими глазами может быть, к сожалению, только какой-то конкретный (сравнительно небольшой) участок стены, действиями на котором мы в данный момент и управляем.

Перед боем необходимо сначала сформировать армию. Возглавлять её должен как минимум один из «героев» - ваших непосредственных вассалов. Но если их будет в армии два или три – тем только лучше, в том числе и потому, что любой из офицеров в любой момент может как погибнуть, так и просто предать вас. Одна отдельная армия включает в себя до пяти отрядов разных типов войск, общая численность солдат колоссальная – сто-триста тысяч. При формировании отрядов необходимо следовать логике. Например, если вы хотите сформировать отряд из такого-то количества арбалетчиков или кавалеристов, то у вас для этого должно быть такое же количество арбалетов или лошадей. То есть, другими словами, вам перед отправлением в поход войск нужно именно вручную собирать отряды – не просто «трубить общий сбор», а едва ли не каждому вручать тот или иной тип оружия прямо в руки (для выбора оружия для конкретного отряда есть специальное меню). В игре, к слову, есть и осадные машины – огромные баллисты и катапульты, тараны. Это всё тоже можно взять с собой, если оно у вас есть и если вы собираетесь штурмовать какой-то город. Однако данные вещи занимают собой целый отряд (да, один таран – один отряд из пяти доступных). Наконец, ни в коем случае нельзя забыть взять с собой обозы с деньгами и едой – люди хотят есть и получать деньги, если этого не будет – то и ничего хорошего тоже не будет.

При атаке города защищающиеся могут выбрать, отсиживаться ли им в городе или сначала дать сражение у его стен. Перед боем войска сначала необходимо разместить. Бои в игре, естественно, пошаговые. Сами по себе бои тут не очень сложные. Сначала нужно выбрать отряд, потом покажут места, куда его можно передвинуть (помечены точками). Если враг находится в зоне досягаемости – он помечен мечом. Типов атаки несколько. Самый распространённый – Normal, когда войска просто сражаются с врагом. Кстати, единственный тип атаки, возможный после непосредственно перемещения, если оно закончилось столкновением с врагом. Также доступны групповые атаки (пехота + конница, например), «яростные» атаки (нарушить строй и просто давить врага яростью и массой), сугубо стрелковые атаки с расстояния, отдельным видом является атака горящими стрелами. Катапульты можно использовать против вражеских отрядов, но только с большого расстояния; также, само собой, они применяются для обрушения вражеских стен. Если вы выступаете в роли осаждаемых, то вам будет доступны опция сбрасывания больших камней со стен. Магические способности, о которых говорилось выше, тоже можно применять в бою, также врагов можно оскорблять для понижения их морального духа или вообще обмануть, создав видимость того, что к вам пришло подкрепление.

Чтобы победить в бою, нужно разрушить ворота замка (если вы являетесь осаждающими) или дождаться сдачи войск противника (или бегства, или полного уничтожения – бывают разные ситуации), или добиться смерти или пленения вражеского полководца. В последнем случае его можно либо попробовать уговорить перейти на вашу сторону, либо казнить, либо отпустить. Если не получилось переманить сразу – можно посадить в темницу и ждать, пока он не согласится (но некоторые скорее умрут, чем предадут своего господина, - люди все разные). Ещё к вам может обратиться повелитель захваченного и предложить за него выкуп (если захватили вашего военачальника – вы тоже можете его выкупить). Ещё один способ быстро выиграть сражение – вызвать вражеского полководца на честный бой один на один, речь о котором ниже.

Наибольший интерес в области сражений, конечно же, представляет особый режим – «поединок», фактически – аркадная мини-игра. Поединки всегда происходят только между всадниками. На практике это выглядит так: два всадника, одним из которых управляете вы, скачут слева направо и справа налево, потом сходятся, потом продолжают свой путь. Когда они достигают конца экрана, можно увидеть, кто и как кого ранил. Цель здесь, понятное дело, - убить врага. Иногда получается (скорее всего, это случайность) убить врага с одного удара – отрубить ему голову саблей. После получения определённого количества ран один из всадников может попытаться убежать с поля боя. Если ваш враг так поступил – то оружие нужно срочно менять с сабли на лук и гнаться за ним, пытаясь убить стрелой в спину.

Но и это не всё. Выше был описан только один из вариантов таких аркадных поединков – схватка один на один, применяемая чаще всего. А можно устроить вообще настоящий «турнир», который может быть индивидуальным или командным и в котором вовсе не обязательно убивать врага. В индивидуальном на выбывание сражаются шестнадцать бойцов, в командном – сорок (по пять на каждую из восьми команд, пятый номер – лидер). «Матч» в этом случае происходит так: сначала выходят бойцы команд под первыми номерами, с победителем сражается второй боец проигравших, потом – второй боец бывших победителей или третий боец проигравших (в зависимости от того, кто победил во второй схватке). Здоровье всадников в перерывах между схватками не восстанавливается – то есть раненый (скорее всего) боец будет сражаться со здоровым. Тем не менее, при умении хорошо управлять всадником и изрядной доле везения можно убить одним всадником последовательно всех пятерых врагов.

Сценариев на выбор всего девять. После выбора какого-то одного из них большую часть экрана займёт карта Китая. Квадраты на ней – это города, которые можно захватить, линии – дороги, по которым можно перемещать армии. Цвета городов указывают на их принадлежность той или иной фракции. Справа находится список правителей, число которых зависит от конкретного момента в игре, - иногда их может быть очень много. В том числе и потому, что некоторых можете создать вы сами (это так называемые «герои-вассалы», управляемые правители автономных областей, которых может быть до семи человек), некоторые («короли бандитов») появляются вообще сами.

Со времён предыдущих частей возросла роль чиновников – как гражданских, так и военных, - которые со временем, когда у нас появятся захваченные провинции, станут едва ли не важнейшим аспектом для достижения победы. У каждого знатного человека есть четыре важнейших показателя – уровень лояльности вам, состояние здоровья, продолжительность службы у вас и возраст. Но, в отличие от предыдущих частей, у любого придворного, будь то полководец, губернатор или кто-то ещё, есть две (а не одна) категории навыков: физические и умственные. То есть, например, ваш генерал может обладать колоссальной физической силой, быть отличным наездником или великолепно драться на мечах, но при этом является полной бездарностью как именно военачальник. Все характеристики каждого придворного прописаны – поэтому перед тем, как привлечь кого-то к какому-то делу, стоит очень серьёзно подумать, точно ли нет лучшего кандидата на эту роль.

Вообще, разнообразные умения вельмож в этой игре положительно впечатляют – редко какая РПГ может похвастаться таким богатым перечнем! Судите сами: способности к дипломатии, подкупу, шпионажу, морскому делу, меткость стрельбы, командование определёнными родами войск, ремонту, оскорблениям врагов (да-да), обманам, диверсионным поджогам и так далее, далее, далее… Одним словом – просто здорово.

Любой город при щелчке на него показывает весьма солидный экран с множеством разных опций, потому как управление поселениями в данной игре тоже весьма детализировано. Можно в любой момент узнать, сколько в данном городе жителей, денег и запасов еды, каков уровень сельского хозяйства и ожидаемого урожая, сколько дамб, любят там вас вообще или нет, сколько в городе солдат и каков их боевой дух, опыт и численность, а также к каким родам войск они относятся, и даже число военнопленных, наконец, не находится ли данное поселение в зоне какого-либо стихийного бедствия (а их в игре тоже много – от наводнений до нашествия саранчи).

Важнейшая часть игры – это так называемый «экран действий». «Действия» могут совершать только правитель и вассалы. За каждый ход может быть совершено только одно действие. Также для выполнения некоторых действий нужны конкретные навыки. К действиям относятся, например, приказ войскам двигаться куда-либо из города (армию, как мы помним, всегда должен возглавлять хотя бы один герой), отправление в другой город обоза с провизией или оружием, приказ атаковать вражеский город, также можно отдать приказы по найму солдат, тренировке определённых типов их, строительству боевых машин, наконец, можно послать шпиона в чужой город.

Экономическая составляющая игры сильна, но далеко не так, как военная. Есть четыре основных направления развития – промышленность (достаточно условная), сельское хозяйство, строительство дамб и исследование новых технологий. Дамбы являются чуть ли не вторыми по важности после сельского хозяйства, потому что наводнения случаются чаще других бедствий. Впрочем, ваша роль в управлении экономикой сводится к распределению денег между отраслями с учётом личных предпочтений (то есть чему вы сейчас хотите уделить больше внимания) и назначению пары доверенных придворных для наблюдения за расходом денег. Торговля в игре есть, но по большей части внутренняя. Торговать можно зерном, оружием и лошадьми.

Что ещё можно делать в игре? Да уйму всего! Можно отправить своего вассала в путешествие по Китаю с целью поиска талантливых людей, которые в будущем могли бы стать членами вашей правящей элиты. Можно подкупать чем-либо губернаторов, служащих другим правителям. Можно раздавать еду населению бесплатно, что резко повышает вашу популярность. Можно заключать и разрывать военные союзы с другими правителями, направленные против ещё кого-то. Можно делать друзьям и врагам подарки. Можно спрятать сокровища на чёрный день, можно распускать слухи о своих врагах, можно устраивать диверсионные поджоги в их тылах… Можно, наконец, отправить делегацию к гуннам (!) с предложением союза, но последствия этого решения неизвестны.

В отличие от ваших возможных персонажей, все чиновники в игре – уже точно реально существовавшие лица. По крайней мере, в этом нас уверяют разработчики игры, подкрепляя свои слова детальной биографией и досье на каждого из них с обилием исторических фактов. Если всё это действительно правда – то игра имеет колоссальную образовательную ценность. Также присутствует целый ряд незначительных РПГ-элементов. Например, с любым генералом или губернатором можно в любой момент поговорить о чём-либо, нередко в наш замок будут приходить странствующие мудрецы-даосы, которые нередко дадут очень полезный совет, а самое интересное – можно с помощью специальной опции подслушивать (!) разговоры придворных – и узнать таким образом очень много интересного о себе как о правителе в том числе… Наконец, любого придворного в любой момент можно изгнать и назначить на его место нового, а можно и распорядиться судьбой их детей (теперь у придворных есть дети – в других частях такого не было) – в плане того, приблизить ли их ко двору или нет.

Для победы над конкретным вражеским правителем требуется, как правило, убить его. Вообще же вариантов победы три: либо объединить большую часть Китая под своей властью (наиболее долгий, но и наиболее реальный вариант), взять столицу страны – на тот момент город Лоян (уже сложнее, но зато и короче), также можно найти утерянную императорскую печать – тогда якобы вас все сразу признают законным наследником свергнутой династии и воцарится всеобщий мир (сам я не находил, поэтому ничего больше сказать не могу).

Графически игра смотрится как минимум неплохо, мне больше всего нравится чёткость прорисовки стен во время боёв за города. Конечно, ждать здесь чёткой прорисовки войск, ландшафтов или зданий городов не стоит, хотя стоит признать, что рельеф местности обычно очень красивый. Но ведь всем известно, что подобные масштабные стратегии по графике в первую очередь никогда и не оценивались. А уж к графике в режиме поединков – вообще нет ни малейших претензий, она напоминает очень милый платформер с поразительными по красоте фонами.

Вердикт – не высший балл, но очень к нему близко. Не варгейм – ни по сложности, ни по игровому процессу, - но всё равно очень сложная, в первую очередь свой многоплановостью, игра. Прекрасный «допинг» для ума каждого, кто увлекается хорошими историческими стратегиями, и прекрасный пример «восточной» игры, каждый элемент которой просто пропитан своеобразным очарованием и атмосферой Древнего Китая. Так что если кто-то из поклонников такого рода игр в это ещё не играл – не стоит упускать такой шанс, тем более что это последняя из старых частей сериала, переведённая на английский язык.
Автор обзора: kreol
Romance of the Three Kingdoms, Romance of the Three Kingdoms II, Romance of the Three Kingdoms III: Dragon of Destiny
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Игра (да и вся серия, в общем) не по учебнику истории сделана, а по одноимённому роману. Отсюда и магия, и такое пристальное внимание к личностям героев. Силами ветра, погоды и грома там весьма активно пользовались даосы (пример - Битва у Красной скалы, где Чжугэ Лян при помощи ритуала изменил направление ветра, чтобы брандеры не просто так горели, а весь флот сожгли). А внимание к героям - это отличительная черта китайской военной стратегии вообще и китайских исторических/уся романов в частности. Редко когда полководцев убивали, их стремились взять живыми и тут же переманить на свою сторону с помощью вежливости (а иногда и банальной подставы). За всё Троецарствие есть лишь один пример другого отношения: казнь Гуань Юя, которого переманивать было абсолютно бесполезно. Ну и Цао Цао по пьяни или со зла любил казнить героев, о чём потом всегда очень сожалел. Так вот, в этой серии все маленькие тонкости отражены наилучшим образом. Особенно забавно, что роман-то китайский, а разработчики игры - японцы. А у них понятия о воинской чести были совсем разными. Незнакомым с китайским менталитетом времён Троецарствия вообще должно казаться диким, что полководцы с такой лёгкостью переманиваются. У меня самого поначалу рука так и тянулась поступить по-европейски: тупо казнить несогласных, чтобы не воевали против меня в будущем. Но в Троецарствие так играть не интересно =)
Предыдущая третья часть не содержит фэнтезийных элементов, они были добавлены только в этой части. Игра весьма реалистична, так как основана на интереснейшем периоде китайской истории - Троецарствии. Герои из игры соответствуют реально существовавшим историческим личностям. Играть можно как за хорошего легендарного Лю Бэя, так и за злого Цао Цао, не говоря уже о множестве других персонажей. Как статегия вся игровая серия замечательна, представляя собой верхнюю планку достижений KOEI. Смотрится довольно свежо и оригинально на фоне бесчисленных западных стратегий.