Iron Helix

Iron Helix
Жанр: Adventure
Разработчик: Drew Pictures
Издатель: Spectrum Holobyte
Год выхода: 1993
Платформа: Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 4
  • 3
  • 22
Пусть вас не обманывает простоватая внешность: перед вами - очень необычный представитель жанра Logic, можно даже сказать - дедушка stealth action.

Как описать Iron Helix? Представьте себе обыкновенный Pacman с видом от первого лица, где бегать приходится не по плоскому лабиринту, а по шести соединённым между собой палубам заброшенного космического корабля. Вместо «таблеток» здесь образцы ДНК и обрывки видеозаписей, но где они находятся - можно только предположить. Вместо четырёх привидений – одинокий монстр, который хоть и не ползёт к вам по кратчайшему пути, но каким-то образом всё же узнаёт ваше местоположение (как – ещё предстоит выяснить); съесть монстра нельзя, можно только заманить его в ловушку, и то не сразу. Ну и, наконец, в отличие от Pacman, здесь есть сюжет!

В далёком будущем человечество встретило расу инопланетян, Thanatosians, и, не придумав ничего умнее, начало с ними холодную войну. Желая поиграть мускулами перед возможным противником, земной флот решает испытать новейшее разрушительное оружие под названием Iron Helix на безжизненном астероиде, неподалёку от Calliope, мирной планеты танатосийцев. Для этих целей туда выслан тяжёлый эсминец "Иеремия О‘Брайен" (Jeremiah O'Brien). Но перед самым началом учений члены экипажа "Иеремии" к своему ужасу узнают, что поражены неизвестным вирусом, изменившим их ДНК. Системы управления перестают узнавать экипаж и закрывают доступ ко всем отсекам, автоматическая система охраны обнаруживает на борту "чужеродных захватчиков", и на этой благодатной почве у бортового компьютера случается приступ паранойи вида «Аааакругомвраги!»: он решает, что война началась, и выбирает целью для основного оружия ту самую мирную планету… что называется, доигрались (вообще, подозрительное стечение обстоятельств, вам не кажется?) Экипаж пытается остановить корабль, но прогрессирующая болезнь вкупе с агрессивным охранным роботом, напоминающим помесь морского ската со шлемом Дарта Вейдера, не оставляют им шансов.

До начала большого дипломатического конфуза остаются считанные часы. Холодная война стремительно перерастает в «горячую». В отчаянии командование земного флота посылает сигнал всем судам в окрестностях, и на зов откликается хлипкая научно-исследовательская скорлупка "Индиана", которой, собственно, командуете вы. К сожалению, всё вооружение вашего корабля составляет гравитационный луч, с помощью которого вы садитесь эсминцу на хвост, и набор зоологических зондов, которые… Впрочем, здесь уже начинается игра.

Итак, на корабле свирепствует вирус, так что о личном визите на борт не может быть и речи (да и с охранником безоружному учёному знакомиться - мало радости). Так что придётся высылать дистанционно управляемый зонд, панель управления которого вы и будете видеть всю игру. Зондов у нас три, считай - три жизни. Времени – полтора часа, но, поверьте, зонды кончатся быстрее. Зонд ваш, конечно, умница, однако приспособлен только для пассивного наблюдения и сбора биологического материала. Да, у нас есть манипулятор, однако настучать им судовому стражу по чайнику не получится. Максимум, что ваш бравый ботаник может сделать при встрече с охраной, – это лужицу смазочной жидкости, и то - если успеет. Придётся делать то, что мы умеем лучше всего, – сканировать корабль в поисках неповреждённых образцов ДНК экипажа. Итак, первая часть игры – это поиск ДНК персонала высокого ранга. У каждого из членов экипажа свой уровень допуска: скажем, младший инженер сможет войти только в инженерный отсек, офицер охраны и врач – войдут в любой, а уж капитану доступны рычаги управления судном. Во второй фазе нужно будет разыскать видеосообщения членов экипажа, в которых они рассказывают, как остановить охранника и уничтожить корабль (именно в такой последовательности - активный страж заблокирует любую вашу команду). Всё это время вам придётся оглядываться на датчик опасности, не летит ли к вам охранник, которому изначально открыты все отсеки и который, зараза такая, будет виден на карте только на уровне сложности easy.

Управление достаточно простое: четыре стороны света и кнопки вверх-вниз. Доступные направления высвечены на основной панели. При нажатии на кнопку, зонд или поворачивается, или проделывает некий путь в выбранном направлении. В видеоокошке можно также сканировать окружение на предмет ДНК, попытаться манипулятором получить доступ к консоли или устроить кратковременный фейерверк в мозгах стража (только не увлекайтесь: запас энергии крайне мал).
Что больше всего радует, так это атмосфера вымершего корабля. Прилив адреналина, который испытываешь, набирая трясущимися руками пароль на консоли, когда страж, чтоб он сгорел, буквально дышит тебе в затылок, запоминается надолго. Радует графика: попробуйте сравнить Helix с другими играми 1993 года – и поймёте, о чём я. Видео с живыми актёрами – это для того времени очень круто. Также радует высокая сложность и качественный звук. Музыкальные темы хоть и коротки до безобразия, но хорошо запоминаются.

Что не радует? Практически нулевая реиграбельность: расположение образцов ДНК и варианты уничтожения охранника жёстко закреплены за уровнем сложности. Не говоря уже о том, что игра очень коротка. Раздражает крохотное видеоокошко (1/5 экрана, не больше). Разработчики побоялись, что полноэкранное видео сильно снизит производительность, и напрасно - уже года через два средние пользовательские машины успешно тянули такие нагрузки.

Резюме: сложная и неоднозначная игра. Недостатки видны невооружённым глазом, но в ней есть своё очарование. Рекомендуется вдумчивому, усидчивому и терпеливому геймеру.
Автор обзора: Faramant
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Помимо System Shock также стойкие ассоциации с Defcon 5 - довольно сложной и непонятной поначалу игрой, но очень захватывающей, когда понимаешь, наконец, что в ней нужно делать.
Кое в чём я всё-таки ошибся. К жанру Stealth action игра отношения не имеет. Stealth здесь условный, Action в привычном его понимании - практически отсутствует. Однако на лицо элементы Survival Horror, причём поздней, новаторской вариации, где главный герой практически беззащитен перед антагонистом (как, например, в игре Outlast). Таким образом эта игра - едва ли не первый First Person Survival Horror. Надо заметить, что даже разработчики Thief признавались, что выпуская игру? они преодолевали барьер предубеждения, что First Person это обязательно "с ракетницей против орд демонов", и это в 98 году! Напомню, год выпуска Iron Helix - 1993, а значит он ровесник Doom. Посмотрел выложенное видео и внезапно уловил навязчивую ассоциацию с System shock 2 - тот же вымерший корабль, те же записки членов экипажа, трагичная судьба которых раскрывается по ходу игры. Кроме того Iron Helix может похвастаться очень неоднозначной концовкой, оставляющим пищу для толкований сюжетом, массой загадок и тайн, то есть тем, что сейчас считается атрибутами хорошего инди-проекта. Одно жалко - в игре очевидно просматривается вырезанный материал: будь это "выдранная" кнопка ультрафиолетового и инфракрасного визора на панели управления или проработанная биография члена экипажа, которого в игре встретишь, дай бог, однажды, в виде кусочка ДНК на унитазе. Возможно если бы разработчики воплотили все свои задумки, игра ощутимо повлияла бы на развитие жанра. В общем, подниму я, пожалуй, свою оценку. P.S. Вдруг ужасно захотелось просто погулять по крейсеру Иеремия Обрайен, без кошек-мышек с охранником. Интересно, возможно ли?...