Это интересно
Бюджет видеоквеста Pandora Directive про приключения частного детектива Текса Мерфи составлял свыше четырёх миллионов долларов.
Каталог игр
Нашел опечатку? Выдели её, и нажми Ctrl + Enter!

M.U.L.E.

M.U.L.E.
Жанр: Strategy
Разработчик: Ozark Softscape
Издатель: IBM
Год выхода: 1985
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0 из 10
  • 1
  • 1
  • 4
Вероятно, для тех, кто считает себя «истинными олдгеймерами», данная игра не нуждается ни в представлении, ни – тем более – в каком-то восхвалении. Это ведь та самая знаменитая «мулька», в которую многие из названных в первом предложении когда-то заигрывались на Атари, а кое-кто и на Коммодорах. Но сейчас наш сайт (в который уже раз…) дарит вам совершенно невероятную возможность, - возможность посмотреть на DOS-версию «мульки», которая долгие-долгие годы считалась не то что утраченной, а попросту несуществующей, хотя, как выяснилось, всё-таки была портирована на IBM PC спустя два года после выхода оригинала.

Действие M.U.L.E., что, кстати говоря, расшифровывается как Multiple Use Labor Element, а является тем самым ценнейшим элементом, ради которого всё в игре и делается, происходит в далёком будущем на богатейшей, но не освоенной пока планете под названием Ирата, за контроль над территориями и ресурсами которой должны вступить в схватку четыре различных расы. Перед стартом игрок может выбрать из множества доступных как «собственную» расу, так и расы компьютерных оппонентов (хотя играть в игру можно и с живыми противниками за одним компьютером). Следует сразу отметить, что выбор расы здесь – отнюдь не формальность и не эстетическая условность: у каждой из них есть какие-то реальные преимущества и слабости, а игровой процесс за каждую будет несколько отличаться. Помимо расы перед началом игры нужно выбрать ещё один из трёх уровней сложности, которые отличаются количеством доступных ходов (например, на лёгком их будет только шесть) и количеством доступных для освоения ресурсов (на лёгком, опять же, можно добывать только три ресурса, четвёртый же не будет доступен в принципе).

Основа игрового процесса состоит в добыче упомянутого элемента M.U.L.E. и производстве трёх или четырёх ресурсов, а также торговле с другими игроками. Ресурсы в игре представлены едой (от её количества зависит то, как долго вы сможете не переходить к следующему ходу, - а подчас «затянуть» переход на него просто жизненно необходимо), энергией (чем её больше, тем выше будет качество всех прочих производимых ресурсов и тем больше денег за них потенциально можно получить), смитсором – местной рудой, которая служит основой для воспроизводства собственно M.U.L.E., и, наконец, загадочным минералом криститом, который недоступен на лёгком уровне сложности и с помощью которого на среднем и тяжёлом возможно полноценное развитие своей колонии. Здесь же следует отметить, что кристит даже на этих двух уровнях сложности будет доступен далеко не сразу: первоначально его ещё нужно будет отыскать на карте и затем доставить его образец в свой главный город в колонии.

Территория, занимаемая колонией каждого из игроков, в начале игры очень небольшая, но её можно и нужно увеличивать. В игре имеется три вида ландшафтных сегментов: горы, равнины и реки; около рек всегда лучшие возможности добывать энергию, на равнинах – еду, в горах – смитсор. Территориальное приращение делается в начале каждого хода, но – только один раз в его рамках. Формально игроки, делающие выбор свободной территории по очереди (та, что уже кем-то занята, выбрана быть не может), могут выбрать любую точку на глобальной карте, но если в начале хода два или больше игроков выбрали один и тот же сегмент, то во владение им вступает тот, кто имеет на данный момент большее число ресурсов. После получения незанятых участков территории планеты заканчивается первая (из четырёх) стадия хода. Последующие включают в себя культивацию выбранной территории, непосредственно производство и торги.

Культивация подразумевает создание условий для производства тех или иных ресурсов, покупку M.U.L.E. в специальном «магазине», которым пользуются все игроки, для начала производства, а также самое-самое начало торгов с другими игроками, где уже можно начать заключать какие-то союзы, создавать искусственный дефицит, стремясь к повышению цены на тот ресурс, который у вас доминирует, и так далее. Помимо M.U.L.E. в игре есть и подобие «наличных» денег, которые можно как выигрывать в казино (!), так и зарабатывать путём ловли вампусов (реверанс в сторону понятно кого и чего). На этой же стадии, если играете не на лёгком уровне сложности, можно начать поиски кристита. После завершения культивации начинается непосредственно крупное производство, во многом зависящее от имеющихся запасов энергии; на этом этапе впервые появляются так называемые «случайные события», а также возможно заключение полноценных союзов с другими игроками о производстве конкретных товаров, за особые успехи в которых можно заработать дополнительные бонусы.

К упомянутым случайным событиям относятся, например, резкое (не зависящее ни от одного из игроков) повышение (из-за пожаров) или понижение цен на какой-то ресурс, резкая временная нехватка какого-то продукта (руды или крестита из-за землетрясения, скажем), нападение пиратов, которые крадут руду или кристит, «бегство M.U.L.E.», падение метеора (уничтожает M.U.L.E., но даёт уйму кристита), повышение солнечной активности (даёт бонусную энергию), кислотные дожди (снижают выработку энергии, но почему-то поднимают производство еды), уничтожение запасов еды вредителями и так далее. Все эти события происходят случайно, каждый вид события может случиться один раз за ход.

За производством следует самая интересная часть – торги, когда игроки начинают полноценную торговлю своими товарами как между собой, так и с условным «магазином», цены которого на ресурсы зависят от общего количества того или иного ресурса у игроков: чем какого-то ресурса меньше – тем цены на него выше, поэтому игрок, сумевший за предыдущие стадии стать «почти монополистом» в чём-то, наверняка окажется в выигрыше, однако стать монополистом в производстве всех трёх основных благ игры всяко не получится, а важны жизненно они все, поэтому простор для тактики на стадии торгов весьма широк.

Графика в данной игре достаточно условна в любой из её версий. В версии для PC, наверное, - самая «бедная» из всех. Но графику здесь не просто не замечаешь – она здесь даже не нужна, настолько захватывает сам игровой процесс. Разумеется, M.U.L.E. – это шедевр, ориентированный в первую очередь на экономические сражения с живыми людьми, а не с компьютерными оппонентами, и игра даже сразу же после выхода позиционировалась как в первую очередь мультиплеерная, но даже при игре с «кремниевыми» друзьями-врагами можно получить массу удовольствия, потому что их ИИ, прямо скажем, впечатлить и преподнести сюрпризы (как правило, не очень приятные) вполне себе способен. Тот факт, что спустя столько лет игра не просто не забыта, а весьма популярна и имеет целые сообщества поклонников, говорит сам за себя. Строжайшая рекомендация абсолютно всем олдгеймерам и выносимый без малейших колебаний вердикт – высший балл. Ибо достойна.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
скрыть

Ой! Произошел сбой отображения рекламного баннера! Видимо, у вас AdBlock?

Дело в том, что реклама помогает развивать наш сайт. Пожалуйста, поддержите нас, добавьте наш сайт в «Исключения‎» в вашем блокировщике рекламы.

А если хотите, вы можете помочь нам как-то иначе.
Случайная игра
Новинки
Последние статьи
Последние файлы
Популярные
Half-Life
Популярность: 691319
Diablo II
Популярность: 687475
Command & Conquer: Red Alert 2
Популярность: 469959
Diablo II: Lord of Destruction
Популярность: 462742
Diablo
Популярность: 443677

Разделы

Информация

RSS

© Old-Games.RU, 2000—2019

Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель.
При использовании материалов сайта Old-Games.RU, ссылка на сайт обязательна.
Old-Games.RU не несет ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даются гиперссылки.
Все права на опубликованные на сайте Old-Games.RU материалы принадлежат их законным владельцам.

Switch to English