The Crystal Skull

The Crystal Skull: A Mythic Aztec Adventure
The Crystal Skull
Жанр: Quest
Разработчик: Some Interactive
Издатель: Maxis Software
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.50 из 10
  • 2
  • 3
  • 23
Небольшая компания из Сан-Франциско Some Interactive специализировалась на выпуске образовательных адвенчур с уклоном в историю и культурологию ещё за несколько лет до того, как пальму первенства в этом жанре надолго захватили французы. Вскоре после выпуска своей первой компьютерной игры, Wrath of the Gods, чуть ли не специально предназначенной для использования в средних учебных заведениях с целью познакомить подрастающее поколение с древнегреческой мифологией в более привычной для представителей этого поколения форме, команда разработчиков (сменившая к тому времени название Luminaria на более звучное и загадочное) решила, что негоже наработанному материалу пропадать всуе, и создала весьма похожий проект, посвящённый на сей раз культуре ацтеков и некоторых других цивилизаций доколумбовой Центральной Америки.

Действие The Crystal Skull начинает разворачиваться в столице древней Мексики незадолго до её захвата конкистадорами. Императору снится сон, в котором некий юноша приносит ему хрустальный череп, способный, по всей видимости, спасти страну от угрозы уничтожения. Проснувшись и услышав вести о появлении кораблей с белыми людьми, владыка ацтеков приказывает во что бы то ни стало разыскать виденного им молодого человека. Как можно догадаться, этот последний и оказывается нашем героем: зовут его Кетцаль, и служит он смотрителем птиц в царском зоопарке, просыпаясь в начале игры в полном неведении относительно внезапно возникшего в верхах интереса к его скромной персоне. А точнее даже – угрозы его жизни: интриги вокруг власти плетутся здесь ничуть не меньшие, нежели в Версале или в Иерусалиме эпохи крестоносцев, и некоторые высокопоставленные чиновники готовы пойти на всё, лишь бы наш протагонист никогда не смог встретиться с императором...

Движок Macromedia Director сочетается с видео формата QuickTime, в котором перед нами предстают около пятидесяти персонажей игры в исполнении живых актёров (в ярких и красочных костюмах) и сотни анимированных сцен (довольно живописно воссоздающих архитектуру Теночтитлана и другие места). Подобно Wrath of the Gods, новая игра Some Interactive отличается видом от третьего лица и схожим интерфейсом. Зато курсор изрядно «поумнел» и теперь, по моде середины 1990-х, принимает форму стрелки, руки или квадратика с текстом при наведении на соответствующие направления, предметы или персонажей игрового экрана. Широкая чёрная полоса под этим последним отведена под иконки, вызывающие инвентарь (довольно вместительный), главное меню, энциклопедию (удобно открывающуюся в аккурат на статье, повествующей о нашей текущей локации), и три особых элемента интерфейса – подробные многоуровневые подсказки (которые при желании можно отключить в начале игры), карту для перемещения в уже посещённые места (выдаваемую нам пусть и не с самого начала, но вскоре после первых игровых шагов) и особую магическую штуковину, позволяющую герою на короткое время принимать обличье других персонажей или существ.

Увы, как адвенчура - пусть и при такой многообещающей постановке дела - The Crystal Skull способна скорее разочаровать. Прежде всего, тем, что при огромном количестве диалогов и видеороликов начисто лишена субтитров; даже выбор тем для беседы, традиционно представляющий собой один из видов классических квестовых загадок, реализован в виде портретов Кетцаля в трёх различных «расположениях духа»: наведя курсор на один из них, можно услышать (но никак не прочесть) его мысли по поводу текущего разговора, а нажав – сказать собеседнику что-то более или менее правдивое, вымышленное или забавное. Да, в игре на поверку оказывается немало юмора – в основном именно в виде такого рода разговорных шуточек, далеко не всегда эффективных с точки зрения прохождения сюжета. В самом же начале, выйдя из дома в местный зоопарк, мы встречаем там не только вверенных нашей заботе попугаев, но и такие диковины, как, скажем, трёхголовый и сверх меры упитанный матёрый человечище, служащий одной из достопримечательностей зверинца... Вероятно, по-своему это и смешно, но созданию аутентичной атмосферы историко-культурологической адвенчуры не очень-то способствует, вступая в противоречие с фундаментальной, иллюстрированной и отлично документированной энциклопедией доколумбовой Центральной Америки.

Практически все загадки строятся на диалогах и применении предметов – однако при этом достаточно распространены смертельные случаи по любому пустяковому поводу и без единого предупреждения: не забудьте при начале игры ответить утвердительно на вопрос о том, желаете ли вы видеть в истории Кетцаля автоматические сохранения перед такого рода неочевидно рискованными действиями, – это сбережёт вам немало нервных клеток. Но и при этом сохраняться вручную придётся довольно часто – по причине наличия в игре сюжетных тупиков, выглядевших анахронизмом даже для середины девяностых. Стоит, к примеру, наугад воспользоваться картой, переместившись в одно из очень немногих доступных на момент её получения мест, – и путь назад нам будет заказан, а выйти из положения, предусматривающего для Кетцаля неожиданный летальный исход, можно лишь при наличии в инвентаре нужного предмета: не успели или не додумались вовремя взять – переигрывайте сначала или с последнего сохранения (разумеется, в случае его наличия)! Решение со стороны разработчиков крайне странное и ничем помимо искусственного и нарочитого усложнения игрового процесса не объяснимое.

Впрочем, если у поклонников историко-образовательных и старорежимных адвенчур хватит умения воспринимать английский язык на слух и терпения преодолевать упомянутые геймплейные препятствия, то после крайне неторопливого дебюта, в котором герою предстоит дважды попасть в тюрьму, несколько раз попытать удачу в игре в напёрсток, стащить из кладовой полдюжины разнообразных предметов, продать их на рынке, а затем после ряда новых мытарств снова их же выкупить назад, и всё для того, чтобы пробраться во дворец и наконец-то выяснить, чего от нас хочет император и что нам, собственно, предстоит делать, – после всего этого игроков ждёт и встреча с древними богами, и плавание на остров Ацтлан – мифическую прародину ацтеков, и путешествие во времени на 500 лет назад, знакомство с ольмеками и ритуальная игра в мяч с майя в Чичен-Ице... Вот только приходится подозревать, что такими качествами похвастаются сегодня далеко не все фанаты старых игр, – и даже любителям Edutainment стоит скорее порекомендовать знакомство с куда более атмосферными «Ацтеками» от Cryo Interactive.
Автор обзора: Uka
Wrath of the Gods
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Отличный образовательный FMV-квест, который в увлекательной и непринужденной манере позволяет приобщиться к истории и мифам доколумбовой Америки. Отмечу и графику, и музыку на очень высоком уровне. Сюжет, возможно, не самая сильная сторона этой игры, но не будем забывать, что построен он на легендах древних индейцев, в частности Пополь-Вух, которые, мягко говоря, не отличаются целостностью и логичностью. Претензий к головоломкам пожалуй нет, за исключением их шаблонности и простоты, но это уже на взгляд искушенного квестомана. В общем и целом, если вы неплохо владеете английским и любите историю, то вам можно смело рекомендовать.