Chu-Teng

中天
Chu-Teng
Жанр: Adventure
Разработчик: OutSide Directors Company
Издатель: Sony Music Entertainment (Japan)
Год выхода: 1995
Платформа: Macintosh
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.50 из 10
  • 5
  • 4
  • 18
«Chu-Teng» – игра-легенда, называемая даже «Святым Граалем» олдгеймерства: многие годы она не только считалась навсегда потерянной для человечества, но и вовсе вызывала сомнения в отношении самого факта своего существования в природе. Экземпляра адвенчуры не имелось даже у её создателя – японского художника и музыканта Осаму Сато, чьи необычные игровые проекты 1990-х годов, почти что неизвестные в своё время за пределами Страны восходящего солнца, стали привлекать внимание любителей оригинальных произведений компьютерно-развлекательного искусства со всего мира уже в середине-конце годов 2000-х. Потребовалось несколько лет бесплодных поисков со стороны энтузиастов, чтобы 3 июля 2013 года некий японский пользователь форума 4chan, не пожелавший запечатлеть для истории даже своего имени, выложил во всеобщий доступ электронную версию этого раритета, диск с которым незадолго до этого обнаружил у себя на чердаке.

«Chu-Teng» представляет собой прямое продолжение предыдущей, первой работы Осаму Сато и небольшого коллектива его сотрудников, вышедшее в том же 1995 году, что и английская ПК-версия «Tong-Nou». Увы, на этот раз до международного релиза дело не дошло, да и исходный вариант – японское издание для Macintosh – появился на свет таким мизерным тиражом, что не ясно даже, поступал ли он вообще в открытую продажу. Тем не менее вскоре после «второго рождения» очередного шедевра OutSide Directors Company в сетевых сообществах образовалось сразу несколько команд для любительского его перевода на английский язык. Одну из таких локализаций, созданную пользователем под псевдонимом cyanide cordial, мы и предлагаем вашему вниманию – несмотря на некоторое её несовершенство, включая опечатки и около полудюжины оставшихся непереведенными фраз, это единственная возможность поближе познакомиться с «Chu-Teng» для тех, кто не знает японского языка. Тем более что художественная, да и просто игровая привлекательность этой необычайной сюрреалистической адвенчуры ненамного уступает её неслыханной редкости.

События игры начинают разворачиваться практически с того момента, на котором мы простились с нашим протагонистом Рином в финале «Tong-Nou». Возвращаясь восвояси с острова Восточного Разума, счастливый (и теперь уже полностью воодушевлённый) герой встречает... ещё одну голову, парящую в бездонных просторах космоса, – но на этот раз вполне говорящую: перед нами сам Наньшу, владыка Срединного Неба (что и значит в буквальном переводе словосочетание «Chu Teng»). Стряслась очередная беда: и наш новый знакомый, и весь его мир был атакован некоей Тёмной Силой из пучины Внешнего Неба – победить её может только сам Наньшу, но для этого ему необходимо найти свои потерянные в суматохе первой битвы рот, нос и левый глаз. Разумеется, Рин по привычке соглашается помочь – и получает для начала ещё и уши Владыки Неба, ставшие в нашем инвентаре записной книжкой, и такой себе космический мини-корабль – правый глаз Наньшу, который домчит его по Млечному Пути до Срединного Неба...

Как можно видеть, сюжет у нас ничуть не менее фантасмагорический, нежели в «Tong-Nou», да и по внешнему виду, и по игровому процессу вторая игра практически полностью повторяет первую. Перед нами по-прежнему дискретные локации с перспективой от первого лица, выполненные в виде слайдшоу из картинок с разрешением 640х480, с палитрой в 256 цветов и с возможностью повернуться и посмотреть в одну из четырёх сторон света; курсор всё также принимает лишь вид стрелок, указывающих доступные направления дальнейшего перемещения; меню вверху экрана предоставляет возможность отрегулировать громкость звука и сохранить/загрузить игру; а двойной клик на «фуросики» в правом нижнем углу открывает столь же потенциально богатый инвентарь. Не потеряла свой фирменный «электронный» стиль и музыка за авторством того же Осаму Сато.

Тем не менее хватает и мелких и не очень усовершенствований: во-первых, картинка стала ещё более яркой и красочной – хотя, казалось бы, «Tong-Nou» уже не оставлял желать в этом отношении ничего лучшего. Во-вторых, анимации значительно прибавилось – появились даже «плавные» переходы между локациями, пусть и отличающиеся от статичных изображений этих последних некоторой зернистостью. В-третьих, улучшилась и инвентарная «энциклопедия» игрового мира (встроенная в те самые уши Наньшу): теперь она наполняется содержимым, описывающим в том числе предметы и персонажей, не сразу, а лишь по мере того, как мы открываем для себя новые и новые области Срединного Неба, – причём карта этого последнего даже научилась указывать мигающей точкой наше текущее местоположение: мелочь, а приятно. Наконец, выросло и количество диковинных существ, наглядно демонстрирующих своим внешним видом неисчерпаемость буйной фантазии японского художника, – качество же их исполнения и подавно можно оценить лишь в превосходных выражениях.

Однако, как это ни печально, далеко не все нововведения сиквела заслуживают однозначно похвального отзыва. Несмотря на то, что теперь мы взобрались на самое небо, в «Chu-Teng» напрочь отсутствует такая фирменная особенность «Tong-Nou» как реинкарнация: персонаж у нас теперь один, а смерть Рина означает... да-да, Game Over и ничего более. Увы, преждевременного окончания игры вряд ли получится избежать, и это второе крайне сомнительное решение авторов – в геймплей добавилось несколько аркадных вставок: что-то вроде тира, файтинга и тому подобного. Жаль: для поклонников разного рода боевиков и просто динамичного геймплея этого вряд ли будет достаточно, чтобы заинтересоваться сюрреалистическими приключениями в мире мифологической психоделии, а вот любителей спокойных и медитативных адвенчур такие новшества могут и отпугнуть. Тем более что имеющиеся на сегодняшний день эмуляторы Macintosh, которые наверняка окажутся единственной возможностью запуска «Chu-Teng» для подавляющего большинства современных игроков, из-за некоторых особенностей своей реализации, не предусматривающей регулировку скорости эмуляции, способны затруднить прохождение такого рода моментов, особенно на сравнительно неслабых машинах (и потребовать применения сторонних программ из разряда «замедлялок»).

Хотя, разумеется, классические элементы квестового игрового процесса здесь преобладают. И, несмотря на отказ от идеи перевоплощения, по-прежнему сохраняют значительную долю нелинейности: мир Срединного Неба состоит, помимо нескольких вступительных и промежуточных локаций, из трёх основных «узлов» – чертогов (или «дворцов») Луны, Солнца и Звёзд – в которых, посещаемых в любом порядке и в любом темпе, нам и предстоит блуждать в поисках частей лица Наньшу и прочих сокровищ, позволяющих изгнать и победить силы тьмы (как-то: семь зеркал, семь драгоценных камней и так далее, в полном соответствии с восточной традицией обязательной нумерации всего и вся). Скучать никак не придётся: «космические» пейзажи и «дворцовые» интерьеры не только небесно красивы, но и отличаются редким разнообразием. К примеру, Звёздный Чертог состоит – не считая центрального вестибюля – из двадцати восьми расположенных по кругу комнат, в каждой (!) из которых нас поджидает хоть какой-нибудь, да сюрприз – как правило, очередной умопомрачительного вида персонаж.

Встретятся нам и старые знакомые: скажем, торговец с Призрачного Рынка «Tong-Nou» заделался поваром – и будет рад приготовить нам цыплёнка на гриле (если нам удастся такового поймать в одной из других комнат). Другие персонажи далеко не так дружелюбны – даже властитель одного из чертогов попал под влияние Тёмной Силы, – так что временами нужно будет побыстрее уносить ноги (чтобы затем вернуться уже хорошо вооружённым). Загадки, как правило, сводятся к традиционному обретению и использованию предметов инвентаря; впрочем, сохранилась и одна головоломка с необходимостью ручного ввода «пароля» – имени персонажа, вычислить которое оказывается делом не таким уж и очевидным.

В целом же, если не считать не особо приятные (для многих игроков) аркадные моменты, вторая игра Осаму Сато остаётся уникальным и неповторимым шедевром, превосходящим «Tong-Nou» в плане живописности, пусть и несколько уступающим ему в отношении самобытности игрового процесса. Всё же проходить мимо такого раритета просто невозможно – особенно учитывая то, что третья и последняя из известных на сегодня игр японского художника, «LSD: Dream Emulator» 1998 года, выходила только на платформе PlayStation и относится уже совсем не к жанру классических Point-and-click адвенчур.
Автор обзора: Uka
Windows 3.x (Chu-Teng)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.