1997 н.э. Когда в нашей вечно запаздывающей стране книги Р.Фейста наконец издали, ниша фэнтези не то чтобы была занята — она была забита, и забита так плотно, что большинство пассажиров этого сказочного поезда слегка подташнивало, а некоторые, отбросив всякие приличия, даже, пардон, блевали. Позвольте, как можно сладкое на полный желудок? Да и литературно Раймонд со своей Мидкемийской сагой смотрелся довольно жалко на фоне общепризнанных мастеров. Я вам скажу — это плохая фэнтези, она насквозь пропитана тошнотворным героическим пафосом, наполнена заезженными штампами вроде извечной борьбы с силами тьмы, отважными и бескомпромиссными (добрыми), трусливыми и подлыми (злыми) персонажами, подмастерьями, которые, без сомнений, позже вырастут в могучих воинов и волшебников, а также вездесущими эльфами, гномами и, вы не поверите, людьми. Разумеется, были там и неплохие моменты, но как я уже выше обмолвился — теснота и спертый воздух сводили все усилия автора на нет.

1993 н.э. А в этом беззаботном году я с нетерпением ожидал, когда же издадут у нас сравнительно популярного на западе Фейста, и причиной этому был Betrayal at Krondor.

К 93-ему году подразделение фирмы Sierra, Dynamix, числилось как минимум идолом в боевых рядах симуляторщиков. Судите сами: Mechwarrior, А-10, Red Baron, серия Aces. Да за одного «мехварриора» «динамичные» игроделы заслужили пенсию на всю оставшуюся. И вдруг РПГ? Несмотря на это, мало кто сомневался, что у даровитых разработчиков всё получится, и, в самом деле, выход РПГ от летальных кутюр на симуляторном движке (!), да еще с сюжетом известного писателя произвел эффект кассетной Мk83.

«BaK» был первой ролевой игрой с настоящим, «книжным» сюжетом, да-да, с целыми страницами текста, разбросанными по игре. Прибавьте к этому: отменно проработанных персонажей (как PC, так и NPC), великолепные диалоги, потрясающую музыку и шикарные видеовставки с живыми актерами. Помножьте на полный сюрпризов сюжет, возведите в квадрат симпатичной, три-дэ полигонной графики и получите результат. Ошеломляющий результат. Без сомнения, лучший продукт урожая 93 года.

Игра, опять-таки «по-книжному», разбита на девять глав. Dynamix, видимо по военной привычке, снабдили РПГ брифингами в начале главы и разбором полетов в конце. Весь этот инструктаж приправлен вышеупомянутым живым видео. Восхитительно! Задание, которое выдается вам с началом новой главы, к исполнению обязательно, но а) временем не ограничено, б)территорией почти не ограничено. А территория эта, я замечу, отнюдь не маленькая. Тут есть куда пойти, чем заняться, с кем поговорить и кому навалять, и вообще, география страны весьма реалистична. Города и деревни, пещеры и подземелья и даже у-у-угрюмые кладбища — всё прилагается. Здесь есть также и пшенично-кукурузные поля, лесостепи, горные массивы, водопады, придорожные кафе и великолепная сеть дорог, расползающаяся по всей карте. Интерфейс игры нежно выпестован. Всё под рукой, всё удобно, почти на каждый элемент есть выплывающая подсказка; тут даже есть такая экзотика для РПГ тех времен, как быстрое сохранение, здесь именуемое «закладкой». Есть и вDOOMчивое брождение по карте и включение режима «только дорога», когда персонажи, подобно дискретному «бумеру», прут исключительно по дороге. Ей богу, даже не верится, что игру делали новички в жанре РПГ.

Несмотря на большую территорию и пешие походы, в промежутках между городами соскучиться не успеваешь — дизайнеры поработали на славу. Встречаются вечно озабоченные NPC, озадачивая необязательными, но интересными квестами. Встречаются закодированные сундуки — своеобразный «конек» игры. Для доступа к содержимому сундуков вам предстоит разгадать стихоплетческую загадку отменного, кстати, качества и железной логики. Честное слово, с тех пор ничего занимательней и чудесатей не встречал. Имеются, конечно, в этом мире и враги, но о них чуть ниже. А мы пока разберемся с некоторыми аспектами «реализма».

Полупансион. Чарам нужно есть, но они идут на уступки и согласны есть самостоятельно, лишь бы вы не забывали пополнить запасы продовольствия в ближайшем супермаркете. С одним НО: если вдруг в их штанах завалялась протухшая или, упаси бог, отравленная еда, будьте осторожны — приключенцы крайне неразборчивы к качеству пищи.

Тетенька, пустите переночевать. Да, сон необходим, но если нужно форсировать марш — команда готова и на это, ценой собственной стамины. На ночлег располагаться лучше в какой-нибудь корчме, но если выбора нет, то сойдет и вещмешок в придорожной пыли, правда, в этом случае на быстрое восстановление здоровья рассчитывать не приходится.

Смотрите, что-то поднялось. Условно вы вольны в прокачке умений, которых 12 штук. Условно, потому что научить мага стрельбе из лука и вольной борьбе не получится, так как у этого олимпийца руки заточены под другие виды спорта. Попросту говоря, нет у него слота ни под арбалет, ни под меч, но в остальном вы вольны — умения увеличиваются от использования, всё как в лучших домах, и вырастить из мага мастера-конокрада вам никто не помешает… как только в Мидкемию завезут лошадей.

В мирное время камера ограничивалась традиционным видом «из глаз», но при малейшей опасности она трусливо пряталась за спины приключенцев. Как, вы не успели подготовиться?! У вас было время наточить мечи, подлатать броню, благословить всё, что можно, смазать ядом все выступающие части и накачаться стероидами (да, наши друзья не дураки чем-нибудь закинуться или чего-нибудь нюхнуть). Расторопнее надо быть, молодые люди, и на приборы смотреть, монитор вам на что? Извините, родные, но бой уже начался.

…Локлир махал мечом, Горат садил из лука, а Оуин, смышленый парнишка, пускал ветры. Кхм, магические, конечно же. Магии, к слову, в игре предостаточно, как боевой, так и не очень — 6 школ по 7 спеллов. А вот поле брани подкачало, если мне не изменяет память — 8Х8 шагов. Иногда даже убежать некуда, а бегать приходится: если враг подберется к вашему магу, тот, конечно, сможет дать отпор врагу своей клюкой, но скастовать что-нибудь толковое у него не получится, поэтому бег трусцой по кругу с отвлекающими выпадами файтеров — часть плана боя. Воин в горячке ближнего боя — существо крайне опасное. Он может просто ударить (+Accu; -Dam), а может и намахнуть со всей дури (-Accu; +Dam), так что, пожалуйста, держите его под контролем. Для боевых действий у мага выбор небольшой — либо каст, либо дубье, выбор за вами. У бойцов же кой-какое разнообразие имеется: оружие ближнего боя и оружие дальнего. Но, поверьте мне, лучше, если воинственный ваш будет хорош и в том, и в другом, тем паче слоты под арбалет и меч разные, и в бою не придется суматошно рыться в рюкзаках. Кстати, о рюкзаках: они, увы, не безразмерны. В туристической сумке Джеймса уместится всего-то четыре брони да три флакона какого-нибудь зелья. А учитывая, что с каждого встреченного противника вывалится как минимум оружие и броня — это катастрофически мало; примите во внимание еще и то, что местные барыги чрезвычайно разборчивы и загнать в продмаге двуручник у вас не получится.

Напоследок позвольте вас обрадовать: в этой игре Смерть не будет насмешливо скалиться. В Мидкемии никто не умирает в одиночку: пока цел хоть один из ваших героев, жизнь продолжается. Дотянете до ближайшего храма? Там вас ждут скорая помощь, экспресс до ближайшего города и девоч… Нет, нет — эти девочки ждут меня. До новых встреч.

Вердикт: божественно.
И очень жаль, что эта игра стала первой и последней РПГ «Дайнамиксов».


Автор: zer
Дата: 19.01.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей