Прислонил Иванушка нос к земле. Слышит - гуси-лебеди летят.
- Гуси, гуси, ква-ква-ква, есть хотите? Нет? Ну и плывите себе дальше, ежики.

Старая шутка про радиоактивные отходы.


Klone & Konquer

Однажды я спросил у своих друзей, слышали ли они об игре под названием Krush, Kill & Destroy? На что друзья ответили резвым смехом и поинтересовались, сколько времени у меня ушло на сочинение такого названия. Откуда же им было знать, что в далекой Австралии, где много-много диких кенгуру, существовали две конторы Beam Software и Melburn House. Эти компании решили показать всему миру, что Австралия славна не только «Крокодилом по имени Данди». Поэтому в эпоху массового клонирования RTS тоже не остались в стороне и предложили играющей общественности такой продукт как Krush, Kill & Destroy. В просторечье KKND. Кстати, буква «К» в слове «Krush» - это вовсе не ошибка и не австралийский вариант языка падонкафф. Оказывается, в австралийском английском вместо буквы «C» обычно используется «К». Никто бы в России об этом и не узнал, если бы не вышеуказанные господа из Австралии.

KKND - один из самых успешных и самых живучих клонов. Игра даже удостоилась второй части, которая, к сожалению, значительно уступала родителю.

[​IMG]

В ту пору авторы клонов не особо заморачивались на сюжете. После Третьей мировой войны оставшееся в живых человечество успело попрятаться в подземных бункерах («Метро 2033» читали? Во-во). Места там хватило не всем, но тогда это мало кого волновало. Прошло несколько поколений, уровень радиации упал, и выжившие решили выбраться на поверхность, чтобы пополнить запасы и разведать обстановку. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что те, кто остался на поверхности, пережили катастрофу. Они отрастили себе по третьей руке, чтобы чесать жабры на спине, и осваивали новые народные ремесла, такие как резьба лобзиком по бивню мастодонта. Дальше следует сюжетная дыра. Авторы не стали раскрывать, что же послужило причиной войны между уцелевшими (Survivor) и мутантами (Evolved). То ли это война за ресурсы, то ли за территорию. А может, причиной войны стала обычная ксенофобия, или мутанты узнали тех, кто оставил их предков умирать на зараженной поверхности. Ну да не суть важно.

Крушить, ломать и рвать на части. Вот это жизнь, вот это счастье!

Итак, в KKND две, как ни странно, враждующие стороны. Люди, которые используют более-менее традиционные способы уничтожения ближних. Такие как танки, броневики и самоходные ракетные установки. И мутанты, которых прогресс обошел стороной. Поэтому бедолаги вооружились луками и поставили себе на службу различных чернобыльских зверей, вроде гигантских скорпионов, воскресших мастодонтов и прочих детей атома. Игровой процесс в KKND практически идентичен десятку-другому иных RTS, вышедших в те годы. За тем исключением, что наш главный штаб заодно играет роль казарм и радара, и все здания не нуждаются в электроэнергии. Кстати, в KKND вообще удивительно мало зданий - пять у людей, шесть у мутантов и по три вида оборонительных сооружений на каждую сторону. Интересно реализован подход к апгрейдам. Сперва нужно построить исследовательский центр (алхимическую лабораторию у мутантов), затем выбрать его и кликнуть на здании, которое хочется улучшить. Через некоторое время услышим бодрое донесение о состоявшемся апгрейде, после чего фабрика или питомник сможет производить более мощных юнитов. Улучшенный штаб даст миникарту, продвинутую пехоту и новые оборонительные сооружения, а ремонтный завод будет быстрее чинить технику или лечить зверинец.

Авторы почему-то уверены, что после апокалипсиса самым ценным ресурсом на Земле станет нефть. Потому что это единственный ресурс в игре, который одинаково нужен как уцелевшим, так и мутантам (не иначе в одном из лагерей затесался потомок Джорджа Буша Младшего). Зачем нефть нужна последним - я понимаю смутно. Хотя, чем Чернобыль не шутит, может быть их питомцы вместо воды предпочитают пить что-то черное и тягучее? По карте раскиданы месторождения нефти, куда надо сперва пригнать мобильную нефтяную вышку, а затем уж присылать за ней танкеры. Черное золото имеет привычку заканчиваться, так что во время затяжных миссий придется отвоевывать новые месторождения.

[​IMG]

Если разновидностей построек в игре «малавата будет», то с войсками здесь полное раздолье. Целых восемнадцать видов юнитов на каждую сторону. Только ни флота, ни авиации в KKND нет. Вернее, есть бомбардировщик (у Evolved это гигантская оса), которого можно строить лишь на последнем техническом уровне, да и то он относится к разряду местного супер-оружия. Кроме того, несмотря на все многообразие войск, вы будете пользоваться только одним-двумя самыми мощными юнитами из доступных. Увы, но это не Starcraft, где у каждого юнита есть своя специализация и каждому находится применение в различных игровых ситуациях. Не обошлось в KKND и без своих аналогов мега-техники. У людей это Autocannon Tank - здоровая бронированная крепость на гусеницах, вооруженная крупнокалиберным пулеметом гаттлинга. А у мутантов на эту роль претендует Missile Crab, юнит, который стал негласным символом игры. Выходит такая картина - у каждого юнита Survivor есть свой аналог у Evolved. Да, они разнятся по игровым характеристикам, но в пылу боя, обычно, этому значения не придаешь.

Стоит открыть любой журнал тех лет, где есть обзор KKND, то наткнемся на восхваление «сильного компьютерного интеллекта». Да нету в KKND никакого сильного AI, запомните это! Просто наши австралийские друзья одни из первых, кто додумался научить компьютерного игрока ходить в атаку рашем, а не пятью юнитами. Поэтому не следует сильно удивляться, когда на вашу базу попрется армия из полсотни вражин. При этом такое веселье начинает происходить не ближе к концу кампании, а где-то задолго до ее середины. Неугомонный компьютер, шлющий волну за волной, является главной достопримечательностью KKND. Если бы не это, то игра затерялась бы среди других клонов и покрылась пылью веков. Ходить регулярно в атаку и восстанавливать рaзрушенные здания - все, что умеет местный AI. Никаких тактических хитростей он не знает, и даже база ему дается всегда полностью отстроенной. Но от этого он не перестает быть грозным соперником, который, раз прорвав оборону игрока, не успокоится, пока не сравняет базу с землей.

Красота требует жертв. Человеческих.

Хочу заметить, что в KKND очень любовно нарисованный постапокалептический ландшафт. Когда-то его называли «трехмерным». Особенно авторам удалось изобразить погибшие города - столь детальной прорисовки я давно не видел. А в миссии за уцелевших «Give me Liberty» четверть карты занимает утонувшая по брови в земле Статуя Свободы. Здания, что у людей, что у мутантов на первый взгляд кажутся игрушечными, но потом на это уже не обращаешь внимания. Взрывы в KKND тоже весьма красочные для тех лет - с осколками и яркими вспышками. Только не впечатляет, что и животные-мутанты тоже взрываются, не хуже танков (тому виной нефтяная диета). Наконец-то пехота пропорциональных размеров по сравнению с техникой и зданиями! Хотя слышал, как кто-то возмущался, дескать, человечки мелковаты. Ну зато в Red Alert 2 человечки немного поменьше танков. Правда, KKND скуповата на анимацию, но на это тоже перестаешь обращать внимания.

[​IMG]

Музыка из KKND когда-то была преобразована мною в формат mp3 и заслушана до дыр. Индастриал рок у людей и кислотный рэйв у мутантов никого не оставят равнодушными, а главное, они очень хорошо передают атмосферу игры и индивидуальность стороны. Наши бойцы не столь разговорчивы, как хотелось бы, но приятно отметить такую мелочь, что голос у юнитов-ветеранов становится более уверенным. Почти непрекращающийся грохот орудий и шум взрывов тоже выполнен на твердую пятерку.

Хтремальное удовольствие.

Что не удивительно, очень скоро игра обзавелась add-on'ом, который получил название KKND: Xtreme. Я чуть не оторвал диск у продавца вместе с руками, тем более на коробке было написано, что в игру добавлено «более 30 новых юнитов и 10 новых зданий на каждую сторону…». Понятия не имею, кто эту утку пустил, так как о мифических новых юнитах я позже прочитал даже в «Стране Игр» (только описания, что это за юниты, нигде не было). Так вот, расставлю все точки над «ё» - в KKND: Xtreme нет новых юнитов и зданий. Это тот же самый KKND с десятком новых миссий за людей и мутантов, которые можно проходить в любой последовательности и так называемый Kaos Mode. «Хаос режим», в переводе с австралийского на русский или Skirmish, в переводе на RTSный. Так же игра обогатилась на пяток новых музыкальных треков, которые не уступают качеством трекам из оригинала. Что примечательно, в этом самом Хаос Режиме у компьютера тоже база изначально полностью отстроена. Обилие карт и возможность выбора уровня сложности позволяет развлекаться в данном режиме довольно долго или оттачивать свое мастерство для сражений по сети.

Кампания игры, в основном, посвящена тотальному истреблению противника на карте. Хотя, порой попадаются миссии, где надо спасти особо ценного товарища, провести конвой, заманить неприятеля в засаду или угнать танкеры. Сюжет никаких сюрпризов вам не преподнесет, но зато очень забавляют брифинги (живое видео, кстати). Товарищ генерал или обожаемый вождь будут рассказывать нам о поставленных задачах, не без доли юмора, между прочим. На некоторых картах можно обнаружить некие бункеры с оружием прошлого. Судя по нему, прошлое у нас было не таким уж плохим. Тот игрок, который первым доберется до бункера, получит в свое распоряжение плазменный танк или робота. При умелом использовании эти юниты способны уничтожить целую армию. Очень радует удобный и простой интерфейс, который занимает совсем мало места. Юниты послушны, легко выделяются. Правда, порой они не в меру ретивы и кидаются в погоню за отступающим противником.

Крушить или убивать - вот в чем вопрос...

KKND - зубодробильная стратегия. В ней нет глубокого сюжета, нет тактического разнообразия и иных вещей, присущих хитам жанра. Но в то же время KKND является качественным продуктом, выполненным на четверку с плюсом. Если вы любите сложные стратегии, где сложность заключается не в войне с интерфейсом или форами компьютера, массовые зрелищные битвы, то не проходите мимо.

З.Ы. Напоследок о «шедевральном» пиратском переводе, известном, как «KKND по-русски», где сражаются русские бандиты и украинские националисты. Если вы большой любитель «гоблинских переводов», то должно понравиться, а если геймплей для вас должен быть един с атмосферой игры, то лучше играйте в английскую версию. Хотя была у меня и русская версия, с вполне достойным переводом.


Автор: Мугайс
Дата: 19.03.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей