Исторически сложилось так, что в постсоветских странах стараются доказать, что уничтожение врага, то есть разгром Германии войсками СССР и союзников, – это поражение, а не победа. В ход идут разные аргументы: счёт потерь (привет Солженицыну), разные акты жестокости и насилия (привет Фосту), а также художественный вымысел (тут машем ручкой Михалкову), который размывает грань между правдой и ложью.

[​IMG]

Вообще, Вторая Мировая война для России и стран СНГ – это одна из тех больных тем, которые мало кого оставляют равнодушным. Люди от этой темы радуются и злятся, ею спекулируют и её раскрывают. Были в этой войне предатели и герои, простые солдаты, выполнявшие свой долг, мародеры и убийцы. Были и ошибки, и успехи. Генералы переоценивали и недооценивали свои силы. Но масштабы боёв заставляют ужаснуться и понять, что всё было непросто. Совсем непросто. Некоторые стараются забыть о войне, словно это сон. Но оставшиеся воронки от бомб и снарядов, заросшие травой, а также некоторые другие военные артефакты не дают забыть о том, что где-то здесь шла война. У нас она прозвана Великой Отечественной, а за рубежом отмечена как бои на Восточном фронте.

Наследие генерала​


Серия Panzer General, после выхода триумфальной второй части, к третьей подошла к своему закату. Выход Panzer General 3D: Assault (1999) люди отметили сдержанно. Игра больше походила на тестирование первого трёхмерного движка от SSI, авторов PG, чем на мечту фанатов серии. А после выхода Panzer General III: Scorched Earth (2000) и вовсе забыли о том, что после первой и второй части вообще что-то было. После провала трехмерных частей SSI исчезла, а права на серию со временем попали в руки Ubisoft.

[​IMG]

Однако парадокс: спустя 14 лет люди вспоминают последние части «Стального Генерала» с теплотой. И непонятно, в чём причина: в ностальгии, или просто людям уже надоело хвалить и боготворить первую и вторую части. Да, Panzer General, Allied General и Panzer General 2 – это легенды варгеймов, но не ими едиными! Однако в Интернете можно найти видео с геймплеем PG 3D: Assault и PG III: Scorched Earth. Последняя особенно интересна: эта игра не просто посвящена Второй Мировой войне, а конкретно Великой Отечественной.

Для кого-то это станет новостью, но на Западе давно в курсе о том, как Красная армия и партизаны держали удар немцев, финнов и даже румын, защищая родные земли. И на Западе до сих пор делают игры на эту тему. Особенно часто там делают стратегии вроде Unity of Command. Из стана RTS можно вспомнить Close Combat 3: the Russian Front и Company of Heroes 2. Но поверьте: CoH 2 по сравнению с PG 3: SE – это Земля и Небо!

Штрафбаты, заградительные отряды, злые люди из НКВД, честный протагонист, которого несправедливо приговаривают к расстрелу – всего этого в «Выжженной земле» вы не увидите. Каждая кампания в PG 3 – это боевой путь той или иной исторической личности, ограниченный Восточным фронтом и периодом с 1939 по 1945 годы: Манштейна, Гудериана, Жукова и Конева.

[​IMG]

Хотя освободить Восточную Польшу нам не дадут, но предложат захватить Варшаву. Более того, сложность у кампаний совершенно разная: если у Конева проблем с офицерами не было, то Жуков испытывал с этим трудности. Хотя уровень сложности в той или иной кампании можно поменять, но по умолчанию каждая кампания заставит попотеть новичка. Однако роли это не играет. Единственное, чем игрок расплатится за облегченное прохождение, это уменьшенное число очков. В игре есть своя «доска почета», которая отмечает, кто и как прошёл кампанию.

Сказать насчёт историчности событий трудно, ведь игры – это, мягко говоря, не учебники истории. Но поучаствовать в битве за Брест-Литовск, или контратаковать немцев под Витебском, захватив Урюпинск, здесь вполне реально.

Кстати о русских названиях: миссии, где игрок командует РККА, называются совершенно по-русски: «Рожденная в боях», «Полёт из Брянска», «Битва за Москву» и так далее. Но тут разработчики малость переоценили свои силы в знании великого и могучего. Например, игра приказывает игроку захватить Уруюпинск вместо Урюпинска. Или одна из миссий называется «Защищат Родина» из-за того, что в английском языке нет мягкого знака. А про то, как трудно прочесть некоторые названия населенных пунктов, можно скулить до бесконечности. Но с такими ошибками почему-то хочется смириться, при этом вспоминая нашу взаимность по отношению к англичанам, вроде «Squirrel Institute» (по-нашему, это было Институтом белка РАН).

Офицер – всему голова

В PG 3D разработчики решили поэкспериментировать над игровой механикой. Теперь ваши войска, будь это танковая дивизия или пехотный взвод, нуждаются в офицере – генерале, который обладает своими характеристиками и даже специальностью.

Бронемашина будет воевать хуже, если ей командует лётчик бомбардировщика. При этом каждый офицер обладает своими особыми приказами. Бомбардировщик может нанести мощный урон фортификациям, если ему отдать приказ «Bunker Killer». Бронемашины и пехота могут замаскироваться, устроив врагу засаду, или разведать местность, позволив найти вражеские единицы. Всё это добавляло некоторые сложности, а заодно как-то развивало серию.

[​IMG]

В PG 3: SE пошли дальше. Если раньше игрок был ограничен задачами «захвати-удержи город», то теперь ему предлагают заодно уничтожить столько-то единиц конкретного типа (например, разгромить один танк КВ-1А и пять «тридцатьчетверок») и вывести за край карты конкретное число войск. Военно-воздушные силы при этом вывести с поля боя нельзя, игра считает только наземные войска.

Всё это поначалу кажется здорово. Новые задачи, новый опыт. Но если ознакомиться с первыми двумя частями Panzer General, то получается, что в PG 3D SSI сделала два шага назад, а в PG 3: SE шаг вперёд! В частности, в Panzer General и в Allied General глобальная карта играла косметическую роль, с целью ознакомления игрока о месте выполнения миссии. В PG 3D её убрали вовсе, ограничившись видеороликами. А в Scorched Earth эта самая карта возвращается, позволяя игроку выбрать ту или иную миссию, опираясь на брифинги. Так же в Assault можно было прямо во время брифинга осмотреть поле боя. В SE эту возможность убрали.

Вперёд, в 3D

В плане графики сначала следует отметить, что пошаговые стратегии и варгеймы особо не стремятся к графическим красотам. Обычно это привилегия RTS. Warhammer 40k: Dawn of War, Dungeon Keeper, Warcraft, В тылу врага, все они обычно цепляют внешним видом, а уже потом втягивают в игровой процесс. Однако в некоторых умах творцов варгеймов порой проскальзывает мысль, что хорошая игра должна быть не только играбельной, но и красивой.

Собственно, поэтому SSI решила создать трёхмерный движок. У неё сделать игру красивой не вышло, модели пехоты в PG 3: SE не выдерживают сравнения со спрайтами из PG 2. Да и в PG 3D были кое-какие проблемы с чтением надписей, когда, заигравшись с камерой, совершенно невозможно было прочитать название подразделения и фамилию офицера.

[​IMG]

В SE графику не переделали. Лишь исправили ошибки вроде искажения шрифтов. Однако со временем к тамошним красотам можно привыкнуть. Тут срабатывает то, за что обожают игры вроде Dungeon Crawl или компьютерные адаптации Magic: the Gathering. Графика будит воображение. Вспоминаются кадры из кинохроник времен Второй Мировой, и из-за этого не обращаешь внимания на то, что ослабленная пехота в игре горит.

Хотелось бы отдельно рассказать о музыке. Если в Assault почти всё музыкальное оформление состояло из маршей и даже из музыки Вагнера, то для Scorched Earth композитор Кевин Мантей (Kevin Manthei) не постеснялся сделать дополнительную музыку. Хотя некоторые треки успешно перекочевали из Assault в SE.

Делаем выводы

Первое, что следует заметить, так это то, что PG 3: SE - очень сложная игра. Кампании создавались с расчётом на тех, кто прошёл Assault и хочет добавки. При этом в игре есть своё обучение, которое знакомит новичков с игровой механикой. Это здорово! В первых двух частях серии обучения не было, как такового, хотя это не мешало их проходить по несколько раз. Однако SE в обучении ссылается на руководство, которое представлено отдельным pdf-документом и в игру не встроено. Самое нелепое, что та же история с туториалом была и в PG 3D.


Panzer General: Allied Assault, настольная реинкарнация великой серии. От создателей Dune II и Command & Conquer

В целом игра удалась, пускай до высот Panzer General 1 она не добралась. Выглядит не очень хорошо, да и требует определенной отдачи. Но играть в это можно, и получить от игры удовольствие вполне реально. Надо предугадывать ходы противника, учитывать возможные последствия от тех или иных действий, особенности ландшафта и возможности войск. Хотя подобное есть во многих варгеймах и пошаговых стратегиях, Panzer General всё равно является образцом жанра. Даже после того, как претерпела большие изменения. Потеряла былой шарм, изменилась внешне, пыталась изменить свои сильные стороны. Чтобы потом и вовсе превратиться в настольную игру, изданную Petroglyph, выходцами из Westwood. Но это уже другая история.

Автор: Terronezov
Дата: 05.05.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей