Есть игры, в которых имеются все слагаемые если не успеха, то весьма добротного проекта. Rambo The Video Game: Baker Team принадлежит к этой когорте бодрых середнячков. Симпатичная графика, при этом нетребовательная к ресурсам системы; сюжет, основанный на классической трилогии и максимально достоверно ей следующий; роскошный геймплей чистокровного шутера, бросающий неслабый вызов, но при этом грамотно сбалансированный. На мой взгляд, это лучшая игра о Рэмбо, — и одна из лучших игр по фильмам вообще.


Джон буянит в полиции.
Но, как это часто, увы, бывает, игру ни за что и ни про что растоптали на релизе. Я честно не нахожу ни одной убедительной причины для столь яростной критики. У Rambo The Video Game: Baker Team не было ни багов, ни вопиющих ляпов, ни уродств; ценник находился в рамках стоимости среднебюджетных проектов; игра не лезла в эшелон AAA и не обещала несбыточного. Когда изучаешь отрицательные отзывы о ней, то замечаешь их вымученность, высосанность из пальца. Один жалуется, что игра чересчур проста, при этом открыто говоря, что начал на лёгком уровне сложности. Другому же, наоборот, слишком сложно, и он бросает прохождение на последнем уровне, при этом напрочь игнорируя систему прокачки, которая даёт Джону умения и силы, необходимые для выживания. Что это, вопиющий непрофессионализм, безграничная тупость или ненависть к жанру? Ребята из Teyon при таком отношении к их детищу ещё и спустя почти два года после релиза выпустили полностью бесплатное DLC «Команда Бейкера», добавлявшее три новых этапа с сюжетом и новый уровень сложности («Джон Рэмбо»), тогда как многие разработчики полностью бросают созданное (причём не какие-то провальные поделки, а громкие хиты) уже за месяц после выхода. Судьба Rambo The Video Game: Baker Team — яркий диагноз современному геймеру и индустрии. Ужасающий трэш по типу Undertale возводится в культ, тогда как крепкие качественные проекты либо слепо игнорируются, либо подвергаются остракизму. В завершение всех злосчастий у Rambo The Video Game: Baker Team отняли права на распространение из-за конца срока лицензирования франшизы, из-за чего купить её теперь можно только на дисках, число коих сокращается, — или же попросту остаётся скачать на варезниках.


Недолго музыка играла, недолго вертолёт летал…

Пространно рассказывать о сюжете не вижу смысла, так как история преданного государством и обществом ветерана Вьетнама общеизвестна, давным-давно став неотъемлемой частью культурного кода. Тем более что игра не скупится на видеоролики на движке, повторяющие ключевые моменты кино, а повествование следует в точности всем трём фильмам, лишь в некоторых местах позволяя себе незначительные вольности, необходимые для насыщенности геймплея. Создатели с любовью и уважением перенесли в игру персонажей и события. Прогнившая полиция американской провинции, решившая поиздеваться над чужаком. Возвращение во Вьетнам, где предстоит освобождение соратников из плена Вьетконга, а в союзниках у вьетнамцев неожиданно обнаруживаются звероподобного вида русские, возглавляемые командиром, пугающе похожим на Басаева. И кроваво-красная пелена клюквы, переходящей в идиотический трэш, в противостоянии с «Май нейм из зыс полковтнек Зайтцен» в Афганистане. Подозреваю, что вся ненависть к творению Teyon вызвана тем, что игравшим стало стыдно, что когда-то давно они пищали от восторга, смотря весь этот разухабистый трэш на VHS, а теперь, повзрослев, узрели, каким придурочным цирком всё это было.


«Найди их всех».

Сама из себя Rambo The Video Game: Baker Team представляет ныне (да и на год релиза) чрезвычайно редкий жанр рельсовых шутеров (как яркий пример — серия House of the Dead). И выполнена она в лучших их традициях, при этом внося ненавязчивый элемент прокачки, придающий геймплею новую глубину и увлекательность. Выбрав доступное оружие, игрок отправляется на поле боя, где с не уступающей накалу фильмов динамикой выкашивает целые армии противника, наслаждаясь феерией взрывов и разрушений, благо что патроны к оружию, за исключением стрел и гранат, бесконечны. С каждым убитым противником Джон пополняет деления шкалы гнева. Когда одно из таковых начинает мигать ярко-жёлтым, её (ярость) можно активировать в любой момент, после чего Рэмбо становится практически неуязвим, а уничтожение врага восполняет здоровье. Очень выгодно использовать эту способность в самых сложных моментах или при критическом уровне жизни. После завершения миссии игра начисляет баллы, дающие уровни (максимальный — 25) персонажа, очки навыков и перки. Если уровни ни на что не влияют, то вот очки навыков увеличивают живучесть героя, мощность оружия, число носимых стрел и гранат, а перки, коих тут в немалом числе, дают определённые способности (например, на 50% больше патронов в обойме/ленте/магазине). Их (перки) можно взять три штуки, а выбираются они не навсегда, предоставляя возможность их сменить в меню выбора навыков. После каждого этапа стоит заглянуть в испытания Траутмана, где за выполненные цели (например, пройти миссию без убийств, используя только нелетальные способы обезвреживания врага) вас наградят новым оружием. А на уровнях сложности начиная с «Зелёного берета», не говоря уж о прохождении на три звезды, без полученного у Траутмана пулемёта M-60 E3 делать нечего! И именно там не замечаемые многими особенности вроде комбо-перезарядки становятся залогом успешного выживания под шквальным огнём противника: справился с мини-QTE — зарядил пушку за секунду, получив бонус в несколько десятков дополнительных патронов в ленте; провалил — времени уходит в два раза больше, а патронов получаешь в разы меньше «дефолтного» значения. А уж какая радость для неприятеля судорожно пытающийся справиться с внезапно непослушным стволом Джон!..


Речной круиз.

Сложность, коей так пеняли обзоры, выверена до мелочей. Если на лёгком о перках и навыках можно не задумываться, то уже начиная со среднего они имеют значение, а на высоких важны не меньше внимательности и скорости реакции. Кстати, о последней: в некоторых местах Rambo The Video Game: Baker Team будет подсовывать элементы QTE, а один из уровней полностью состоит из них. Большинство считает QTE раздражающей частью геймплея многих проектов, но тут, в игре, построенной на реакции, они на своём полноправном месте. Лёгкий уровень бесконечно прощает гибель, отсылая на последнюю контрольную точку, — а вот максимальный, красноречиво называющийся «Джон Рэмбо», даёт всего два шанса, потеряв которые этап придётся начинать сначала. Game Over не заставит вас громить окружающее пространство с яростью самого Джона, так как уровни длятся самое большее минут 15, — а потому переигрывать их не надоедает. Так что каждому здесь своё: кто-то всласть оторвётся на лёгком, а другой пойдёт воевать на хардкоре, чтобы стать таким же крутым, как Рэмбо.


Гром в пустыне.

А теперь об оружии. Ведь для рельсового тира это один из важнейших аспектов. О да, с пушками всё удалось на славу! Местный арсенал бравирует кучей разномастных экземпляров, включающих настоящую экзотику. То, как они стреляют, заставит любого милитариста расплыться в улыбке блаженства. А когда Рэмбо берёт в свои руки тяжёлый пулемёт, в играющем просыпается Баал — повелитель разрушения! Град свинца сметает врагов, сквозя их тела фонтанами крови под аккомпанемент звона стекла, треска дерева и лязга металла. Не говоря уж, как сурово-эстетично выглядит эта машина аннигиляции с запаянными в её ленте тысячами будущих смертей. И, конечно же, знаменитый лук с взрывными стрелами, коим Джон устраивает настоящий погром, необычайно смачно и эффектно смотрящийся благодаря великолепной разрушаемости и взрывам! И как вишенка на торте: игра не боится насилия, и более того — открыто его смакует: Джон с садизмом заправского мясника кромсает ножом подставившихся под ближний бой бедолаг, а крупные калибры и вовсе рвут несчастных в мясо. Творящийся же на экране дурдом (истошно орущий Джон, припадочно дрыгающий ногами, советские офицеры в парадных белых кителях и таких же белоснежных фуражках с красным околышем, похожие то ли на царских жандармов, то ли на казаков) лишь придаёт перца происходящему, усиливая градус веселья. Решительно не понимаю, как такой бодрящий геймплей может не зацепить? Нужно напрочь выжечь дофаминовые рецепторы, чтобы не найти в этом удовольствия!


Совьет уберзольдатен.

Подытоживая: представитель почти вымерших душевных «подпивасных» стрелялок, которому не повезло стать жертвой психологических комплексов бывших фанатов трилогии о Джоне Рэмбо. Та игра, где просто садишься, «врубаешь» самую лёгкую сложность и погружаешься в беспрерывный экшен, радуясь взрывному шапито как тогда, в далёком детстве. Я верю, что когда-нибудь игру оценят по достоинству, как это было со многими вещами, уничтоженными на выходе, но нашедшими всеобщее признание спустя годы. Но всё это уже не вернёт подававшую надежды Teyon, выпускавшую неплохие виртуальные тиры, но оплёванную за попытку подняться выше…

Автор: HAL9000
Дата: 04.09.2019