Спойлер алёрт!
Перуанская резня бензопилой

Лучший друг Лары Крофт - бензопила. Ну или хотя бы просто пила, она же - ножовка, хотя бы по дереву или по головам сценаристов, что, в общем-то, одно и то же. Сколько времени было бы сэкономлено, сколько нервов и электроэнергии, будь у Лары такая лучший друг, а не этот повар, сменивший уже третью шкуру, но так и не рассмотревший в Ларе объект объективизации.


Повар, сменивший третью шкуру, но так и не рассмотревший в Ларе объект объективизации. Лара опечалена, но чем-то другим.

И хорошо бы его тянуло на экзотику, что-то нетрадиционное, но – нет: увязывается за первым же человеком с менструацией, лишь бы не Лара. А у ней: только топорики для скало-/грязе-/лёдолазания на всё ширеющей талии болтаются, пистолет один, а не два в кобуре лежит, и даже брутальный самодельный нож в ножнах не ржавеет, идя в ход при малейшем пустяке... А простой человеческой цепной бензопилы (хотя бы и вместо руки) с каким-нибудь леденцом для придачи - увы-увы.

Nice night for a walk

Ладно бензопила, зато какие просторы, какая природа, воздух, твари всяческие, - загляденье! Вода опять же, чтоб понырять и задохнуться насмерть после или до съедения пираньями (да, пираньи водятся в Перу). Какие объёмные, фактурные руины из камня и сухого дерева, вечно горящего, вечно проламывающегося! И к Хун Ахау эти натянутые, словно тетива нормального, человеческого лука, а не блочного (как прежде), причитания про плохой сюжет и плохую нижнюю челюсть немного вспухшей Лары.


Канадские профессионалы старались. Это американские любители сначала сделали очень плохо, а только потом встали на путь исправления, добавив для вкуса клюквы из второго Рима. У канадских профессионалов не совсем наоборот: не вышло разнообразить балку, не вышло разделить человечество, но вот подвести его к концу света от падающей с неба тени - это получилось почти на славу. И слава всем богам майя, инков и ацтеков.

С ними также предстоит познакомиться поближе много раз. Такого добра напихано с избытком. А если всё же осмотреться, то чего тут не в избытке? Впервые за всё американское турне испано-британской археологини ни она, ни её материнско-отцовско-дочеринские как бы переживания не вызывают отчётливо негативных позывов, хотя охов и ахов хватило бы на небольшую мыльную драму. И почитать можно, и послушать, и даже порассматривать со всех ракурсов. Жаль, тушки все родом из одного инкубатора - и губы, если есть, шевелятся как-то невпопад, это если вообще шевелятся.

Уф.

Возможно, предыдущая трилогия не была абсолютно ужасной, учитывая, что Anniversary - римейк самой первой Tomb Raider. Но было много «но», на которые глаза устало закрывались, так как другой Лары ни у кого больше не было. Underworld - так и вовсе играбельная штучка, хоть и кривенькая. Персонажи появлялись и растворялись, а Лара была и есть одна и та самая. Сколько бы её ни мучили в США и Японии, память о Core Design не так-то и просто вымарать. И когда монреальцы втихаря кричат в какой-то из вкладок внутриигрового меню: “да, мы тоже любим Лару и знаем, какой она должна быть, простите нас, окаянных!”, - тут уже лопается всяческое терпение.

Зачем нужно было в первой части перезапуска менять цвет глаз и делать скучнейшую однообразную аркаду, зачем во второй части нужно было вводить много красивого и хорошего, кроме самой Лары? Чтобы что? Всем не угодишь, а если и угодишь, то не навсегда. Сейчас красиво синее, завтра - твёрдое, послезавтра - ледяное. Определитесь там уже раз - и чтоб навек, как в 1996-м, а не как флюгер крутитесь по ветрам мейнстрима. Мейнстрим – он и сам, что ветер, – дует куда попало, но особенно сильно – в карманы издателей. Вот вытащили высвободившихся канадцев, чтоб помогли хоть не сценарием, так контентом, уменьшили атлетическую грудь и прокачали по костям гормон роста.

На выходе – продажи, как бы они там счастливо ни радовались, похоже, разочаровали Square Enix, и последующая судьба самой крутой из Крофт туманна, как Альбион, из которого она родом.


А решение проще, чем кажется: взять и поделить наступить на горло чисто японской гордости и оживить Core Design, вернув их на коня, даже против их желания, даже если придётся кого-то из них клонировать… А что, японцы на многое способны.

Да, можно долго спорить, что The Angel of Darkness - сырая, а Хроники - выкачка денег, но у них - Лара, а у Crystal...

Хотите об этом поговорить?

Что же. Сначала плохой пример: забрали у Ридли Скотта «Чужого» - получили прекрасных «Чужих», недооценённого и прекрасного «Чужой 3» и неудачно экспериментального «Чужой: Воскрешение». Вернули Скотту «Чужого» - получили два позорища. И флейту.

Или вот: забрали «Терминатора» у Джеймса Кэмерона – получили отвратительные спин-оффы, вернули Кэмерону «Терминатора» - получили отвратительный «Terminator: Dark Fate».

А теперь хороший пример: выгнали Жобса из Яблока – стало хуже. Вернули Жобса в Яблоко – стало лучше, но ровно до его глупой смерти. Или когда Кармак ушёл из id и ничего не поменялось.

Или когда Чувак вернулся из трижды проклятой Акеллы домой и стал прирастать. Когда ЕА тужилась несколько лет, а всё же плюнула – и Westwood сами омолодили C&C. Или вот приквел Ватмана хороший, а всё-таки куцый; вернулись Rocksteady – и сделалось как надо.

В Crystal Dynamics \ Eidos Montreal Ватмана, похоже, тоже любят и гоняют, поскольку структура мирков и заданий второй-третьей частей второго перезапуска Tomb Raider как бы намекает: карта с парой больших хабов и множеством крохотных, всякие точки интереса, основные и второстепенные задания (в Ватмане - лучше), головоломки с использованием разных гаджетов (в Ватмане - лучше), акробатические трюки с использованием разных гаджетов (в Ватмане - лучше), разные гаджеты (в Ватмане - лучше)… А вот прямейшие жирные отсылки к боевикам 80-90-х - крепкий плюс: нехай молодёжь присовокупляется; Джон Рэмбо и T-800 тут рыдают маслянистыми слезами. Да и в Ватмане такого нет.


Ведь нельзя же на свете…

Блажкович устоял, Лысый удержался, Дюк Нукем почти не опростоволосился, Гордон Фримен гордо промолчал. А вот Думгай и Лара скатились, да и Джей Си Дентону стыдно за Адама “яникогданепросилэтого” .|. Дженсена. Кстати, где он, что он?

Не так много культовых PC-фигур было в 80-90-00-е, и все – белолицые и токсично маскулинные. И только смуглая кареглазая Лара нетоксичной феминности маяком освещала путь в бурлящем океане мальчуковых хотелок… Или всё же не все? Правда же, кто там вспомнит какую-то Сару Керриган или Шодан, нимфу Викторию, Аду Вонг с Джилл Валентайн, Самус Аран, Эйприл Райан, Джейд, Рейн, Элексис Синклер, первопроходицу Д’арси Стерн, Хизер…

Ну хорошо, до нулевых бледнокожие любители программирования делали игры про белых-белых супергероев, в нулевых дали выбирать не только пол, но и расу (допотопные RPG тут благопристойно удаляются в кому), - но Лару-то японцам продавать нужно здесь и сейчас. Перекрасить её было бы не просто актом обратного расизма, но и глупостью, тем более что она и без того Лаура Круз (Laura Cruz), hispanic, как и родственный ей Rev-9. Но что можно предложить современности с SJW и прочими Вайнштейнгейтами? Выход почти нашли.

…Быть красивой такой!

Remedy сделали ставку на вполне настоящую актрису, – и это сработало дважды. В Crystal Dynamics сделали ставку на вполне настоящую модель Megan Farquhar, – и это сработало… против Crystal Dynamics! Пришлось поспешно переделывать, потому во второй\третьей части второй трилогии Лара выглядит не совсем так, как того хотелось бы отдельным носителям пениса и соответствующих гормонов. Но главная проблема новой Лары вовсе не в пресной акромегалической внешности, хотя – правда – и в США, и в Канаде знают, как делать если не красиво, то хотя бы приятно, и второстепенные персонажи – прямое тому подтверждение.

Проблема Лары – и тут нельзя не согласиться с мнением адекватных феминисток – в её песочном характере, который рассыпается в пыль при малейшем дуновении логики.

Итс ту мач ту аск, бат спаси, пожалуйста, мир много-много раз и, знаешь, убей пару тысяч человек, просто бикоз, вот почему. Это если не тумбы, то уже и не довольно сносный TPS из Rise of the Tomb Raider, а так себе TPS с упором на стелс, который не нужен. Лара и без стелса круче того самого Джона, который Рэмбо. Когда говорят, что Макс Боль укокошил более тысячи человеков, за него как-то неловко становится, хоть все они и были негодяями: нежная студентка Лара собственноручно пару сотен передавила, а если рассчитать жертвы после нескольких вызванных ею катаклизмов, то и до десятков тысяч дойдёт. Вот такая вот расхитительница по самую макушку в человеческой крови. Но, вполне возможно, что по меркам жителей Пайтити (основного места действия), и она невинная овечка. Канадцы густо и плотно усыпали Перу человеческими останками в разной степени разложения. Такое количество трупов и Кэмэрону с его киборгами не снилось, хотя сам «Терминатор» не раз и не два приснился то ли сценаристам, то ли дизайнерам. Иногда даже особо эффектно. А нечего лепетать по радио, что друг погиб, – Лара не только безобразно инфантильна, но и мстительна.


Доходит до того, что самый главный антагонист и негодяй (куда уж без него) в ужасе вопрошает, зачем и за что Лара загубила столько не всегда порочных человеческих жизней, у которых тоже родные и близкие, а она ухмыляется про себя отмороженной улыбочкой Чувака из Postal и что-то про украденное детство отвечает. Аж холодок по шее.

Славная героиНЯ! получилась, чего и описывать: «твой папа уехал и обещал никогда не вернуться...» Такое бытовое враньё во благо, чтобы не травмировать (!) детскую психику, поскольку Лара сама что?

Правильно. Нашпиговала не возвратившегося горе-отца стрелами с ядом, огнём, взрывчаткой, натравила на него одурманенных соплеменников (умерших впоследствии в муках от отравления), разорвала на части гранатами, в том числе самодельными, а останки расстреляла из огнестрела и сожгла. Если бы помочилась на тлеющие угольки – был бы вполне себе оммаж Postal’у. Хотя пончиков да, не хватает.


Лара убивает, убивает, убивает, хладнокровно, без сожаления, без зазрения совести, словно робот, запрограммированный только на уничтожение.

Даже там, где можно было бы усыпить, увести по ложному следу, заманить в несмертельную ловушку или тупик, дизайнеры не оставляют никакого выбора: лишить жизни - и точка. Даже сумасшедшая Сенуа, которой сопереживаешь от начала и даже после uninstall, орудовала мечом из-за необходимости, а не кровожадности, но в SotTR нет места глубине или сомнениям – только бесконечное червоное месиво… О боги, перед коровьими глазками Крофт ребёнок сорвался и был унесён водами цунами в царство Аида, - ну и ладно, нужно же лететь в Перу, к чему тут все эти переживания.

В итоге нынешняя, с позволения сказать, Лара – уже не икона, не локомотив, а шлепок по щечкам феминизма, поскольку она не просто несимпатична, но отвращает от себя. Она чудовищно эффективный массовый убийца, одинаково хорошо владеющий как холодным, так и огнестрельным оружием. Идеальный хищник, слетевший с катушек. Если взять для аналогии упомянутых «Чужих», то Лара Крофт – не Эллен Рипли (и не Аманда), Лара Крофт – и есть чужой, уничтожающий живое беспорядочно и просто так.

При выборе между плейбоем-миллионером, помешанным на летучих мышах из-за детской травмы, но с пенисом, и археологиней-миллионершей, также помешанной на чём-то из-за детской травмы, но с влагалищем (оба гении и атлеты), симпатии склонятся на сторону первого, потому что он кто угодно, но не убийца, даже если ему и приходилось убивать. Куда писать жалобу? К тому же как персонаж она просто плоская, и дело вовсе не в анатомии: одна-две мимолётных эмоции, а дальше – полное безразличие ко всему.


В конце концов, есть же самоделкин, обожающий Крофт настолько, что бодро схватился за UE4, - и в часовой пробежке по местам былой боевой славы духа Tomb Raider больше, чем во всей пенталогии кристаллов.

Нет, не гекса-, потому что SotTR - на редкость приличное произведение, почки которого набухли ещё в RotTR.

Неожиданно, да?

Сколько верёвочка ни вейся...

Верёвки - не только фетиш и корабельная необходимость. Начиная с паршивого TR (2013) 146% головоломок построено вокруг канатов, что, учитывая предсказуемое однообразие, быстро приедается. Опциональные тумбы разрешаются в один-два хода, чтобы не перетруждать уставшую ЦА, - да и не Talos Portal Principle тут, но... каждая тумба - настоящее произведение и услада глаз, потому добираться до очередного тотема не столько сложно, сколько красиво. Но, эй, когда было по-другому? Игры с огнём, игры с водой, прыжок и верёвки, – всё настолько стандартно, что даже не верится. Да, появилась пара новых (для трилогии) полезных гаджетов (в Ватмане – лучше), позволяющих, например, карабкаться по отвесной скале или свисать и раскачиваться на верёвке, но по-настоящему свежих идей или подходов в SotTR нет.


Спасителем (уничтожителем) мира на побегушках быть как-то странно, но приходится, – внятной мотивацию, почему археологиня без лицензии на убийство должна находиться в тот или иной момент в том или ином месте, не прописали. Антагонистов - злодейскую организацию Тринити, баснословно богатую и влиятельную, обеззубили и оболванили: там, где пехота пройдёт и бронепоезд промчится, и танк, и вертолёт, и взрывчатка, и экскаватор смогли бы в два счёта обеспечить получение желаемого, они либо растерянно ждут, пока всю работу проделает Крофт, либо вяленько пытаются её зачем-то убить. Бред? Бред. Но даже простая просьба расстроенного ребёнка-клона способна увлечь и вляпать в такую передрягу, что вмиг забываешь о таких мелочах.
И ещё: садиться за SotTR без всех ДЛЦ - дурная затея. Добрая половина, возможно, лучшего аудиовизуального удовольствия останется за кадром. Совсем нечестно так поступать с покупателями, - но где честность, а где коммерческая модель и Япония?

Wash day tomorrow, nothing clean!

Если не сделать всё как нужно, затмение никогда не прекратится, а это - конец света.
Монреальцы, видно, старались, но сделали как надо далеко не всё, потому небольшая полутень всё же падает на SotTR.

Бесит, что Крофт самостоятельно переодевается, путешествуя между локациями, что шкурки мобильных объектов - прямиком из селения Копипаст, что, будучи едва ли не лучшей в мире скалолазкой, Лара не способна перелезть через обыкновенный забор. В мире SotTR многое красиво, но статично и нерушимо, оттого не всегда ощущается взаимодействие персонажей с окружающим миром. TPS лучше был проработан в предыдущей части (боты, впрочем, не поглупели), - но и тут не так стыдно, как в глупой коричневой аркаде 2013-го.


Снова и опять приходится гриндить, выкапывать монетки, покупать не слишком полезные «обвесы» (хотя без некоторых – не попасть в те или иные локации) и прокачивать не слишком полезные навыки. Иллюзия экономики, иллюзия RPG, современная иллюзия геймдизайна…

Однако сложность можно настроить исходя из личных предпочтений: отрубить, например, к Ах-Пучевой бабушке все подсказки, подсветки и сделать мальчиков для битья хоть немножко острее и опаснее. В таком режиме путешествовать по руинам намного приятнее.

Тень тумбы Райдера

Эмоции, конечно, - главное. И Тень их, как ни странно, дарит: даже бытовые посиделки и истории про местных богов интересны и познавательны.

Shadow of the Tomb Raider - захватывающее приключение без изысков и сложностей, но с антуражем, красотами и занятной режиссурой. Конечно, на месте Лары Крофт мог быть какой угодно ноунейм или Натан Дрейк, и это не красит разработчиков, - но спасибо, что хоть в третий раз все элементы предельно сбалансированы: повествование, пробежки, перестрелки и пазлы (ну да, ну да) органично переплетены и не дают особо заскучать. Если в первых двух частях внутренний Терри Джонс кричал: “Ну давай уже!”, то в SotTR подают именно так, как нужно. Практически венец yoba-творения конца десятых.
А вообще…

Верните Лару!​


LLAMA!


Автор: Жук
Дата: 31.12.2020