Pusu: Uyanış

Pusu: Uyanış
Жанр: Action
Разработчик: 3TE Games, Cinemedya, Yoğurt Teknolojileri
Издатель: Aral Ithalat
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 2
  • 2
  • 17
Эксклюзивный турецкий action с печальной судьбой, разрабатывавшийся с большими трудностями на протяжении многих лет, выпущенный в сильно урезанном виде, с обязательным требованием активации купленной игры через Интернет и с ограничением на количество её установок (да, в Турции в 2005 году), - и в итоге недооценённый, а то и вовсе пропущенный большинством игроков даже у себя на родине. Вместе с тем свои поклонники, называющие данную вещь "первой местной трёхмерной игрой" (что является чистой правдой) и "турецким ответом Max Payne" (что уже несколько спорно), у неё всё-таки есть.

Идея создать "игровой боевик" возникла у авторов Pusu: Uyanış, двух друзей и бывших одноклассников Джема Узунлара и Хакана Юкселя, ещё в их школьные годы, пришедшиеся на последнее десятилетие XX века. Разработка стартовала в самом начале 2000-х, причём проект первоначально был весьма амбициозным и даже привлёк внимание местной игропрессы, посвятившей обзору планов разработчиков (команда которых к тому моменту двумя вышеназванными людьми, естественно, уже отнюдь не ограничивалась) несколько статей в 2001-2003 годах. В частности, авторы видели игру стрелялкой от первого лица с ролевыми элементами, в некоторой степени вдохновлённой Deus Ex; предполагалось, что полученные ранения и психическое состояние будут оказывать влияние на способности и поведение персонажа, равно как и окружающие станут реагировать на те или иные его действия соответствующим образом, а принятые героем по ходу прохождения решения позволят увидеть или, наоборот, пропустить отдельные уровни. Но потом в дело вмешался рынок, - и в конце концов после нескольких переносов сроков игра вышла лишь в 2005 году, будучи переделанной в короткий и достаточно заурядный по своему игровому процессу TPS (то есть "шутер от третьего лица"), а от первоначальной задумки сохранился - пусть и тоже в значительно изменённом и урезанном виде - лишь сюжет с налётом своеобразной "мистики". От планировавшегося изначально международного релиза тоже пришлось отказаться - причём в том числе потому, что главным разработчикам принципиально хотелось сделать именно игру, связанную с турецкими реалиями и ориентированную в первую очередь на местную публику. Впрочем, однозначным коммерческим провалом эта вещь всё-таки не стала: было продано порядка 10 тысяч её копий, что позволило 3TE Games остаться на плаву.

Поскольку по жанру Pusu: Uyanış является довольно примитивной стрелялкой, почти не содержащей даже простейших "головоломок", то для её успешного прохождения не требуется ни знание турецкого языка (хотя речь в сюжетных сценах здесь присутствует), ни, по сути, даже понимание того, что стоит за происходящим на экране, - но по поводу последнего всё же стоит дать надлежащие пояснения. Главный герой - лейтенант турецкой армии Фатих Йылдырым, на момент начала игровых событий находящийся в командировке на базе НАТО в Бельгии. Принимая вечером душ, он пропустил звонок из Турции от своей помощницы Айлин, сообщившей, что отец Фатиха, известный учёный-биолог, пропал несколько дней назад, а вокруг происходят какие-то странные события, и поэтому просившей его как можно скорее приехать в Стамбул. Прослушав содержание её звонка на автоответчике, Фатих сразу же отбыл на родину и по возвращении отправился в дом своего отца - но обнаружил там лишь трёх вооружённых бандитов. Расправившись с ними (уже под управлением игрока, - именно с боя против этих головорезов и начинается непосредственное действие), герой первым делом позвонил Айлин, - но вместо неё ему ответил странный голос, сообщивший, что на самом деле Фатих уже полгода находится в коме, а всё то, что он видит перед собой сейчас, - это лишь отражение воспоминаний о его недавнем прошлом. Сначала протагонист посчитал это чьей-то неуместной шуткой, однако спустя несколько мгновений внезапно непроизвольно оказался в некоем сюрреалистичном мире, из которого, правда, быстро выбрался, вернувшись в реальность - и столкнувшись с очередным негодяем, стремившимся его убить. После этого герой решил как разобраться в происходящем, так и приступить к поискам пропавшего родителя.

Необходимо сразу же предупредить потенциальных игроков, что сюжет игры реализован вполне в традициях "турецкой фантастики", - он не только в известной степени бредов, но и отнюдь не предполагает присущего западным произведениям массовой культуры "хэппи-энда". Увы, финал данной истории будет не просто грустным, а трагическим - но всё-таки формально "открытым", а потому дающим некоторую надежду. Которой, правда, в "нашем" мире сбыться не суждено, - ибо от планов разрабатывать продолжение авторы давно отказались. Желающие могут прочитать подробности в тексте ниже под закрывающим тегом.
Посмотреть.

Прохождение разделено на тринадцать уровней-миссий, действие которых происходит как в помещениях, так и на открытой местности, однако их размеры в любом случае не слишком велики; пройти игру при некоторой сноровке реально примерно за полтора-два часа или даже быстрее. По умолчанию герой вооружён револьвером .44 Magnum, однако впоследствии сможет найти ещё три вида оружия - пистолет-пулемёт UZI, автомат АК-101 (экспортный вариант из так называемой "сотой" серии) и турецкий дробовик Baba (тур. "отец"), - однако в конкретный момент времени с собой разрешается переносить лишь два средства убиения, одним из которых всегда является пистолет. В принципе, "Калаш" показывает себя наиболее удобным и сбалансированным вариантом, поэтому после его обретения (которое случится, естественно, отнюдь не сразу после начала игры, а только где-то в пятой миссии) рекомендуется пользоваться именно этой "пушкой". У героя имеется довольно солидный запас здоровья, визуализированный в правом нижнем углу в виде его "заполненного" силуэта, по мере получения повреждений становящегося "пустым". "Жизней" нет; в случае гибели этап придётся проходить с условной "контрольной точки", сохранение в которой происходит автоматически ("записываться" же в произвольные моменты нельзя). Для восстановления здоровья используются не так уж часто встречающиеся аптечки (на которых, что характерно, изображены полумесяцы, а не кресты), а для пополнения магазина оружия - коробки с патронами, обнаруживаемые иногда сами по себе либо на стеллажах во встречающихся кое-где "арсеналах", но обычно "извлекаемые" из обильно попадающихся на пути в любых локациях ящиков путём расстрела последних, а также и сами "стволы", берущиеся с тел убитых врагов. Интересно, что в зависимости от выбранного игроком второго (наряду с пистолетом) оружия им будут отыскиваться боеприпасы именно для него, - хотя шанс изменить свой выбор (например, вернувшись от АК-101 к UZI, обретаемому по ходу прохождения раньше) несколько раз тоже выпадет.

Противники представлены исключительно вооружёнными людьми, - причём, что удивительно, среди них не так много идентичных друг другу моделей: "типом" можно назвать разве что сотрудников корпорации MRI (с которой, по всей видимости, мы ведём борьбу), носящих спецодежду с её логотипом. Разумеется, если присматриваться внимательно, кое-какие прочие недруги тоже выглядят одинаково, - но в немалой степени нам предстоит сражаться с людьми, одетыми в разную одежду и внешне тоже выглядящими по-разному; поэтому, а также ввиду их обыденного облика описать их очень проблематично: кто-то выглядит как стереотипный уличный бандит, кто-то как офисный работник и так далее; кого бы то ни было "примечательного", увы, нет вообще. Вследствие особенностей движка все неприятели склонны к хаотическим перемещениям по запутанным траекториям, а также к стрельбе из-за угла с больших расстояний, - но на деле победить их не очень сложно: во-первых, оружие у героя на удивление дальнобойное; во-вторых, убиваются враги буквально с нескольких попаданий из автомата, тогда как герой способен выдержать несколько десятков таковых; в-третьих - из-за, мягко говоря, своеобразного поведения камеры иногда, находясь в импровизированном "укрытии" за углом, можно увидеть тех, кто находится с противоположной стороны стены, и заранее просчитать свой план действий (или даже вовсе попасть в них вопреки всем законам физики).

Герой также умеет прыгать, - однако во время прохождения данная способность в обязательном порядке понадобится ему от силы пару раз (например, когда придётся выбраться из сточной канавы или преодолеть упавшие бочки). Отдельно стоит отметить короткие "стадии" (это не отдельные уровни, а именно совсем непродолжительные моменты в рамках "обычных"), во время которых Фатих попадает в сюрреалистичный мир: там никогда не бывает врагов, а единственная задача - вернуться обратно в "реальность", для чего требуется найти металлический напольный круг и встать на него. В одном из таких моментов придётся также аккуратно пройти над пропастью по появляющимся в ней клеткам, ступая именно на конкретные, соединённые между собой, - но в этом нет ничего сложного, если действовать аккуратно и не спешить. При этом стоит быть готовым к необычным сценам, - так, однажды герою доведётся увидеть самого себя рядом с телом убитого человека, а в другой раз - сидящим на больничной койке. Что касается упоминавшихся выше "головоломок", то их всего несколько и они в принципе не могут представлять никакой сложности: например, нужно подвести персонажа к запертой двери, он посмотрит на неё (это покажут в виде секундного ролика на движке), а затем потребуется приблизиться к стоящему неподалёку автомобилю, после чего он сядет за руль и пробьёт упомянутую дверь корпусом машины (это тоже реализовано в виде сюжетной сцены); взаимодействия с окружающей средой как такового почти не предполагается (не считая нескольких моментов, опять-таки приводящих к демонстрации роликов). Ближе к концу игры будет несколько "жарких" сражений против больших групп противников одновременно, - но в целом ничего по-настоящему сложного здесь всё-таки нет.

Одним из несомненных достоинств Pusu: Uyanış является разнообразие: действие - при всей его непродолжительности - будет разворачиваться на стамбульских улицах (смоделированных якобы очень точно; в любом случае дворец Топкапы мы увидим), в местных же катакомбах, в большом офисном здании, на территории знаменитого вокзала Хайдарпаша в азиатской части города и в его служебных помещениях (в одном из коридоров, в частности, можно заметить карту Турции, - такое внимание к деталям очень радует), в морском порту, в джунглях (увы, тоже "коридорных") неназванной латиноамериканской страны, в лаборатории по производству наркотиков (где мы в том числе увидим нескольких колоритных несчастных "подопытных") и так далее. Отдельно стоит отметить, что косвенно упомянутый выше "национальный" колорит проявляет себя во множестве мелких деталей: это логотипы известного местного телеканала TRT на мониторах, узоры на напольных коврах и даже особенные по своей форме крышки стиральных машин, - однако замечены такие вещи по объективным причинам могут быть только турецкими игроками.

С точки зрения графики всё выглядит, вероятно, сильно устаревшим даже на момент выхода: модели персонажей не слишком проработанные и малополигональные, а текстуры кривоватые и размытые; может создаться впечатление, что перед нами игра где-то 1999, но никак не 2005 года. Впрочем, олдгеймерам от этого только лучше, а те же задние фоны, как уже косвенно отмечалось выше, исполнены качественно и атмосферно. Визуальных эффектов немного, хотя те же выстрелы выглядят порой даже относительно реалистично; кровь, сразу предупредим, здесь есть, причём льётся она в большом количестве, хотя вскоре исчезает, как и трупы поверженных противников. Несколько раздражает странная "вертлявая" походка героя, выглядящая неестественной до смешного (в плохом смысле этого слова), - но, по-видимому, такова особенность этого самодельного движка за авторством Узунлара и Юкселя, на котором впоследствии вышла ещё одна игра - Eti Yami, где герой двигался точно так же.

Интересно, что для озвучки диалогов в сюжетных сценах были приглашены достаточно известные в Турции актёры, - но, во-первых, в наших краях изо всех них слышали в лучшем случае о Сунгуне Бабаджане, во-вторых - некоторые из тех, кто подарил персонажам свои голоса, справились со своей работой, увы, не слишком хорошо, ибо отдельные реплики (особенно монолог главного злодея в одной из последних сцен) звучат неубедительно; впрочем, общее впечатление от дубляжа всё же вполне положительное. Внимание критиков привлекло также то, что многие противники пытаются словесно "оскорбить" персонажа при встрече с ним, однако он отвечает им, по их мнению, на слишком "правильном" языке, тогда как в реальности человек, оказавшийся в его положении, никогда не употребил бы соответствующие обороты. Это в любом случае ещё одно проявление специфики, которое может быть понято и так или иначе оценено лишь человеком, знающим не только язык, но и турецкие реалии.

Подвести итоги в данном случае очень сложно. Если попытаться взглянуть на игру объективно, то приходится констатировать, что она ни разу не оригинальная, очень короткая, с вроде как действительно интересным сюжетом, но удручающей концовкой, а также не предлагающая, по сути, вообще никаких "изюминок": просто идём из точки A в точку B и стреляем во всё, что движется; ни "застрять", ни "заблудиться" здесь в принципе невозможно. Вместе с тем если вспомнить о стране происхождения Pusu: Uyanış и обо всех трудностях, сопровождавших процесс её разработки, то можно лишь искренне подивиться самому факту того, что она всё-таки "дожила до релиза", и воздать должное мужеству и упорству её авторов, хотя бы в таком урезанном виде доведших своё творение до логического завершения и игровой аудитории (как бы последняя к нему ни относилась). Поэтому вердикт будет вынесен всё же скорее положительный: несмотря на все недостатки, данная вещь является одной из лучших турецких эксклюзивных PC-игр (которых, правда, известно штук семь...) и даже безотносительно к своему экзотическому антуражу способна доставить поклонникам жанра какое-никакое удовольствие. Главное - не ждать от неё слишком многого и не играть в том случае, если вы признаёте только "голливудские финалы".
Автор обзора: kreol
Eti Yami: Mekanik Istila
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Глава 12. Havalandırma Dairesi (Вентиляция).
За спиной взрыв – и назад пути нет, только вперёд! А там враги, получившие новое оружие в виде семизарядного дробовика «Отец» (“Baba”). Само собой, они спешат поделиться им с Фатихом и, надо сказать, оружие это очень эффективное. Единственное – перезарядка занимает одинаковое время, вне зависимости от количества оставшихся патронов.
После зала с какой-то внушительной турбиной (и кучей врагов) можно повернуть направо – там нельзя пройти из-за вращающихся вентиляторов, или налево – там после двери ждёт скриптовая сцена, где «башкан» взрывает заряд, заваливающий путь дальше. Но последствиями взрыва выбивает вентиляторы, и можно возвратиться направо.
Залезаем в вентиляцию и после длинной вентиляционной трубы спрыгиваем в коридор, за которым зал с комнатой управления с припасами. Из зала проходим до бронедвери, которую открываем и попадаем в следующую главу.
Глава 13.
Прорываемся дальше и видим финального босса – вертолёт (нет). Вертолёт нам нужен, чтобы улететь отсюда.
Улететь на нём нельзя, без того, чтобы разблокировать люк. Для этого лезем вверх по лестнице, отстреливая врагов и входим в централную диспетчерскую. Открываем люк с пульта, идём к вертолёту.
Думаете, всё так просто? Башкан оказался хитрее. Вооружённые люди уже ждут Фатиха наверху, его оглушают прикладом… В призрачном мире он встречает отца, опять оказывается в сцене с трупом женщины, потом он и труп исчезают.
Фатих очнулся в помещении из локации Laboratuvar, будучи прикован к койке, рядом был «башкан», который говорил что-то.
В итоге Фатих очнулся в палате, рядом Айлин и ещё какая-то тянка. Это было 23 февраля 2004 года. На галерее наверху два охранника вели какой-то диалог, потом один из них направил пистолет с глушителем на второго, убил его, а потом выцелил Фатиха и двух дам. Изображение затемняется, звучат выстелы и звон разбитого стекла…

Как впечатления об игре? Игра – как турецкие товары, зачастую неказистые, непонятно как сделанные, но вполне полезные в быту. Ни одного бага или глитча не было замечено за время прохождения.
Враги в меру опасные, но, если не тормозить, выжить вполне реально. Боеприпасов и здоровья более чем достаточно. Кстати, урона от падения с высоты герой не получает, а если падает в пропасть, то перезагрузка идёт с максимально близкого момента игры.
Сохраняется игра только автоматически, при этом достаточно часто, в специальном пункте меню можно продолжить игру с любого чекпойнта.
Это и есть брутальный шутер, вставки с путешествием по виртуальным мирам лишь немного разбавляют действие. Не все задумки были реализованы, но лучше уж выпустить хороший играбельный шутер, чем бесконечнокормить обещаниями…
Глава 10. Güç Santrali (Центральный генератор).
Из большого зала Фатих идёт в коридор налево и чувствует запах газа. Время ограничено – газ и искрящее оборудование неизбежно приведут к взрыву. Нужно справиться с нехилой волной врагов, подключить питание к подъёмнику и уехать на нём на следующий уровень.
Сложно, но в стене перпендикулярного упомянутому коридора есть дверь, за которой комната с большим количеством здоровья и патронов.
Глава 11. Denek Koğuşu (Испытательная палата).
Снова коридор – за поворотом Фатих натыкается на ловушку, падают бочки и «башкану» докладывают о его приближении. Сопротивление нарастает – и немудрено – дальше нас ждёт подземный тюремный блок, который наполняют крики узников.
И снова подсобки, туалеты, неработающий лифт. Герою предстоит преодолеть технический тоннель, пол в котором поломан, короче тут ещё и под ноги надо смотреть.
Перед следующим уровнем можно посетить тупичок с четырьмя складами, где пополнить запасы.

окончание следует
Глава 7. Esrarengiz liman (Таинственная гавань).
По дождливой погоде корабль прибывает 8 января в некую тайную гавань, где и разгружается. Можно пойти посмотреть на корабль и устройство закрытой гавани (враги там тоже есть), а можно сразу пробивать путь в подземный ход. Это уже следующий уровень.
Глава 8. Asma kӧprü (Подвесной мост).
Попадаем в красивое место: какие-то подземные ходы, однако, открытые сверху. Стены затянуты маскировочной сеткой. Если пойти направо, можно увидеть красивый водопад.
Но нам нужно налево. Там начинаются пещеры с кучей врагов, которые поделятся с нами новым автоматическим оружием – М4 с очень удобным оптическим прицелом. Там же нас ждёт и подвесной мост (небольшой, впрочем). Идём на лестницу и проходим через иной мир в следующую главу.
Глава 9. Laboratuvar (Лаборатория).
Глава начинается с долгого диалога Фатиха и некого бородача-учёного явно по поводу отца ГГ. Дальше после зачистки пары помещений развилка – можно идти направо и остановиться перед закрытой бронедверью или налево, дойти до комнаты наблюдения, увидеть через окно врагов перед упомянутой дверью, взять карту для её открытия.
После комнаты наблюдения можно выйти на балкон, с которого видно мост над пропастью, который пока опущен (и зачем такие пропасти в промышленных объектах?).
После того, как ГГ откроет бронедверь, двигаемся дальше и останавливаемся перед очередной закрытой дверью. Но не беда, рядом комната с пультом управления и велкам в следующую главу.

Продолжение следует...
Глава 5. Sanayi Sitesi (Промзона).
Наш герой пробегает по заводским дворам и непонятным подсобкам, попутно приобретая новое оружие – АК-101. Ничего сложного, добираемся до какого-то нужного человека, с которым и уезжаем на следующую локацию.
Глава 6. Haydarpaşa (Хайдарпаша).
Мы оказываемся в азиатской части Стамбула. На календаре уже 7 января. Хайдарпаша – это прежде всего большая товарная станция и порт.
В начале побегаем между товарными составами, прорвёмся в депо, где нас неожиданно встретит силовое поле. Наш герой пойдёт в обход, гле должен будет пройти над пропастью по камешкам, выстраивающимся в виде лабиринта. Несложно.
После перестрелки в гараже попадаем в коридор с картой Турции. Кипр там входит полностью в её состав (привет грекам). А рядом календарь, почему-то 1999 года. За одной из дверей комната видеонаблюдения, в которой в скриптовом ролике Фатих смотрит, как «башкан» грузится на корабль (В репликах ГГ мне было понятно слово “başkan” – президент. Имеется в виду, конечно, не президент ТР - Türkiye Cumhuriyeti Cumhurbaşkanı).
Тут Фатих и проворачивает хитрый план: устраивает взрыв какого-то забора и цистерн, для чего находит динамит, а потом, пока подручные «башкана» тушат пожар, спокойно залезает в контейнер, который грузят на корабль «Махмут I».
Корабль выходит в Чёрное море и причаливает 8 января к некой таинственной гавани.

Продолжение следует...
Uka
Потому что он заявлен как один-единственный, "да и то гонки" :)
Но ведь может быть так, что человеку (в принципе или сейчас) хочется играть именно в action?

Вендиго
Однозначно можно, только не в данном случае.
Вообще говоря, уровень погружения в местные реалии (именно "погружения") здесь как раз довольно высок, - я в описании касался данных моментов, да и турецкие рецензенты это отмечали. Отсылок к местным реалиям, которые нам мало- или непонятны, здесь хватает.