Math Shop

Math Shop
Жанр: Educational
Разработчик: Cary Hammer, CPI
Издатель: Scholastic
Год выхода: 1987
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
Образовательная игра, предназначавшаяся для закрепления навыков из области арифметики у американских школьников возрастом от десяти лет. Изначально она выходила в 1986 году на Apple II, но вскоре была портирована и на IBM PC (причём этот последний вариант традиционно оказался крайне редким – и вплоть до конца зимы 2022 г. отсутствовал не только в свободном доступе, но и в списках разыскиваемых многими энтузиастами раритетов). В отличие от европейских аналогов, «Math Shop» – подобно хрестоматийной «Lemonade Stand» и её последователям – решает поставленную задачу в чисто практическом, коммерческом ключе: нам предлагается поступить на работу в один из магазинов крупного торгового центра (а то даже и сразу в целых десять магазинов!) – и испытать себя в роли оператора кассового аппарата, упаковщика продуктов, плотника, фармацевта и в других такого же рода важных и общественно полезных профессиях.

К сожалению, в визуальном плане перед нами – типичный представитель эпохи середины 1980-х, способный обеспечить исключительно скудную бирюзовую CGA-палитру. Если не считать более чёткого текста, графика в RGB-разновидности PC-версии выглядит даже похуже оригинальной в исполнении для Apple II. При желании некоторое подобие этой последней, со всеми её плюсами и минусами, можно получить переключением на «композитный» режим, – кроме того, оттенки станут чуть более насыщенными, если запустить игру на платформе PCjr. Звуковое сопровождение, разумеется, также ограничено простыми «бипами» PC Speaker, сопровождающими наши правильные или не очень действия.

Первым делом здесь следует выбрать один из трёх доступных режимов: одиночный магазин без ограничений по времени (для его активации следует нажать сначала «O», а затем «N»), он же, но с лимитом в виде рабочего дня (соответственно, «O» и «Y»), а также самый сложный и комплексный – все магазины сразу («A»). Новичкам рекомендуется предпочесть первый из вариантов: в этом случае никто, включая покупателей, никуда торопиться не станет, а обслуживать клиентов можно будет сколько душе угодно, вплоть до нажатия в любой момент клавиши «Esc». Второй режим предполагает строгое ограничение рабочего дня – с девяти утра и до пяти вечера: за этот небольшой промежуток, примерно равный пяти минутам реального времени, необходимо обслужить как можно большее количество покупателей. Наконец, «All Shops» предназначен для самых опытных пользователей: в данном варианте универмага мы оказываемся единственным продавцом на все десять торговых точек; соответственно, постепенно у них выстраиваются целые очереди! Так что придётся постоянно переходить из магазина в магазин, отслеживая поток покупателей и не допуская массовых скоплений народа: как только число дожидающихся обслуживания клиентов какого-либо заведения достигает десяти, они начинают по одному терять терпение – и уходят навсегда. После «потери» таким образом пятидесяти человек (а рано или поздно это обязательно произойдёт) игра заканчивается.

В любом случае, определившись с режимом, при помощи стрелок клавиатуры подводим фигурку своего персонажа ко входу в желаемое торговое заведение (их, как уже было сказано, всего десять, причём на трёх различных этажах, – так что, возможно, потребуется воспользоваться лифтом справа), нажимаем «пробел» для входа – и приступаем к полноценной трудовой деятельности. В каждом из магазинов (где перспектива обзора оказывается уже «видом из глаз») можно как сразу начать обслуживать клиентов нажатием «S», так и ознакомиться с инструкцией на тему своих должностных обязанностей («I»). В самой первой лавке, которая называется «Manny’s Bargain Boutique», мы продаём футболки (надо заметить, по весьма доступным ценам – начиная с сумм в несколько десятков центов: эх, счастливые 1980-е!) – и должны выдавать покупателям точную сдачу с их купюр сначала в 1, а затем и в 5 или даже 10 долларов (как правило, в каждом заведении сложность возрастает после пяти успешно обслуженных клиентов). Для этого необходимо, при помощи стрелок клавиатуры «влево» и «вправо», а также клавиш с цифрами (именно этот набор оказывается задействованным и во всех прочих магазинах), выбирать на кассовом аппарате в левой части экрана подходящее количество монет номиналом в 1, 5, 10 и 25 центов – и подтверждать своё решение нажатием «пробела».

Второй магазин, «The Eggland Dairy», торгует яйцами – причём в весьма нестандартных упаковках (насчитывающих, к примеру, 1, 2, 4 и 8 посадочных мест, а затем даже и 16 или 32). Покупательницы (ибо в этом единственном случае клиенты лично появляются на экране – и представляют собой исключительно дам) заказывают определённое количество «куриных фруктов» – и мы должны удовлетворять их желания, отбирая (при помощи отображающихся на экране символов «Y» и «N») стоящие на полке коробочки (для подтверждения, как и везде, служит опять-таки «пробел»). Продуктовая тема продолжается в «Karen’s Groceries»: здесь мы поступаем на работу помощником кассира – и должны складывать покупки клиентов в два больших пакета справа, но таким образом, чтобы они оказались одинаково тяжёлыми. Для этого прямо на них следует вручную прописывать показатели веса купленных текущим посетителем предметов: последние – в количестве сначала четырёх, а затем и более штук – отображаются в левой части экрана, будучи снабжены ярлыками с обозначением указанной их характеристики (в унциях, – но это в данном случае не так важно).

Первым из заведений второго этажа нас встречает аппетитно выглядящий «Alice’s Palace of Donuts»: от нас требуется умело оперировать машиной по производству пончиков, обеспечивая выход продукции сообразно заказу текущего клиента. Изюминка заключается в том, что на бланке последнего справа приводится точное количество желаемых посетителем разновидностей лакомства (поначалу они могут быть лишь обычными и глазированными, но вскоре появляется и вариант с начинкой, м-м-м), тогда как аппарат слева понимает исключительно дроби (т. е. делает столько-то штук упомянутых кондитерских изделий, покрывая глазурью или заполняя кремом половину, треть, две пятых и т. д. от общего числа). Для завершения затянувшейся продуктовой темы следует заглянуть в «Crunchee Health Foods»: увы, здесь нас встречает прямая противоположность пончикам в виде скучных и полезных для здоровья разнообразных смесей для сухих завтраков. Составлять их нам придётся самостоятельно, подбирая подходящее соотношение овса и высевок, – высыпая в большую миску готовые упаковки того и другого, дабы получившийся результат соответствовал пожеланиям клиента (вес здесь, как и везде, показан опять-таки в унциях, малопонятных для неамериканских пользователей, но всё же вполне подходящих для арифметических вычислений).

Ну а далее нас ждут уже исключительно промтовары! Центральный магазин второго этажа нашего универмага называется «Heart of Gold Jewelers»: здесь мы будем... растапливать слитки того или иного веса, чтобы выдать покупателю нужное ему количество унций чистого золота, – оперируя при этом числами с одним, двумя или даже тремя знаками после десятичного разделителя. В «World of Lumber», первом заведении у лифта на самом верху, нам предстоит распиливать надвое деревянные планки определённой длины – таким образом, чтобы одна из частей оказывалась на столько-то сначала одних футов, а затем ещё и дюймов длиннее другой. А вот «Numbers Unlimited» представляет собой даже уже не магазин, а какую-то непривычную в таком антураже головоломку (или, возможно, киоск фокусника?): посетители заведения задумывают числа – и мы должны их отгадывать на основе приведённых на экране подсказок (например, «меньше 10, больше 4, чётное» и т. д.). Если под условие подпадают два или более варианта, в качестве правильного ответа сгодится любой из них.

К счастью, далее по программе – «All the Fixin’s Repair Shop»: мастерская по ремонту компьютеров! Реализована починка ЭВМ довольно-таки оригинальным образом: перед нами всегда оказываются сразу две машины, рабочая и неисправная, – и необходимо настроить вторую до состояния идентичности первой. Дело в том, что у каждого ПК имеются четыре числа на «входе» и столько же на «выходе»: у поломанного, понятное дело, последний из этих рядов пустует, так что на практике ремонт сводится к установлению сначала одного только множителя, а затем ещё и слагаемого, благодаря которым обитатели первой группы превращаются в население второй. Скажем, если слева от рабочего компьютера мы видим 1, 2, 3 и 4, а справа (на выходе) – 8, 16, 24 и 32, то для починки сломанного на нём следует всего лишь прописать умножение на восемь. Ну и наконец – последнее заведение нашего торгового центра: «Pharsical Pharmacy». В качестве ассистента аптекаря здесь нам предстоит смешивать снадобья по предъявляемым клиентами рецептам. Заковыристых названий препаратов пугаться не стоит (похоже, они тут вообще все вымышленные, типа «асмедадрола» или «пролемимина»), но вот на пропорции входящих в их состав ингредиентов следует обращать самое пристальное внимание – и, переводя проценты в унции, обеспечивать получение на выходе нужного количества готового лекарства.

Трудно сказать, заинтересует ли сегодня «Math Shop» свою изначальную целевую аудиторию, – однако взрослым любителям раритетов и математики вполне стоит порекомендовать взглянуть поближе на данный сборник самых разнообразных упражнений на совершение арифметических операций в весьма достойном и оригинальном антураже.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.