Американский художник и писатель Мерсер Майер (род. 1943) более всего известен – в том числе посетителям нашего сайта – как создатель книг и компьютерных игр на тему приключений забавных антропоморфных зверюшек неведомых науке видов – Little Critter и Little Monster. Куда меньшему числу что читателей, что любителей электронных развлечений знакомы другие истории его авторства – например, серия «Tink!Tonk!» о крохотных роботообразных существах, предназначенная для самых маленьких и выходившая в начале–середине 1980-х в том числе и на домашних ПК. Ибо задолго до Big Tuna New Media вместе со всё тем же Джоном Сансевере Мерсер Майер разрабатывал компьютерные воплощения своих детских книжек в ещё одной собственной компании – Angelsoft. Ну и совсем уже считанные единицы знают о существовании этих игр и в исполнении для IBM PC!
«Tink’s Adventure» – один из таких немыслимых раритетов, неожиданно обнаруженный и возвращённый человечеству в начале весны 2025 г. Поразительно, однако версия для PC 1985 года выпуска выглядит ничуть не хуже, а то и лучше изданий для Apple II, Atari и Commodore 64 (что для той эпохи было скорее исключением из правил). В любом из четырёх здешних режимов (RGB, Composite и TV на PC – плюс PCjr) картинка одинаково крупная, яркая и цветастая: используется весь максимум в 16 оттенков CGA-палитры. Достигается такой результат ценой значительной пикселизации изображения; впрочем, с учётом целевой аудитории (игра предназначалась для деток возрастом от четырёх до восьми лет) внушительный кегль всех символов выглядит скорее преимуществом, нежели недостатком, – да и осваивать нам здесь предстоит именно что буквы латинского алфавита. Кстати сказать, задействованы и продвинутые возможности платформы PCjr по части полифонического звукового сопровождения.
Тинк – так зовут маленькое пиксельное существо, отличающееся яйцеобразным телом (или корпусом?) и обитающее вместе со своими друзьями прямо внутри компьютера (sic!); это он является протагонистом всей истории, который взирает на нас с обложки – и готовится отправиться в большое приключение. Сразу после выбора графического режима можно как предпочесть знакомство со всей этой историей, так и перейти сразу к мини-играм. Последние всё равно встретятся нам и в основном режиме, который представляет собой интерактивную книгу – с возможностью не только перелистывать экраны-страницы, отслеживая похождения Тинка, но и принимать ключевые решения на предмет дальнейших действий главного героя (отправиться путешествовать на лодке или на вертолёте, сыграть в игру или пройти дальше и т. д.).
Управление реализовано исключительно посредством клавиатуры. В случае, когда в самом низу экрана отображаются несколько горизонтальных отрезков, требуется нажимать клавишу «Ins» для пролистывания страниц (обратите внимание: даже во время заставки или в главном меню!); иллюстрированная и анимированная история сопровождается двумя нижними строками текста с комментариями и пояснениями (напомним – литерами особо крупных размеров). Там же временами появляется команда нажать «пробел» для перехода к следующей главе приключений Тинка; в случае же необходимости сделать тот или иной выбор, следует использовать клавиши с цифрами, соответствующие представленным на экране пронумерованным вариантам. Для возврата в меню служит «Esc» или сочетание «Ctrl-Break».
Не будем пересказывать «сюжет» здешней истории – он в любом случае достаточно краток и незамысловат. А вот мини-игры, которые можно как встретить при знакомстве с приключениями протагониста, так и запустить прямо из особого раздела главного меню, стоит описать чуть подробнее. Развлечений всего семь. Самое первое называется «Get Gas» и посвящено закреплению знаний о буквах английского алфавита. В наличии – два режима: угадывание либо первой, либо последней буквы некоторой последовательности. В любом случае речь пойдёт о необходимости заправить топливный бак вертолёта – путём решения задачек уровня «_BCDE» или «STUV_»: следует просто отыскать и нажать на клавиатуре подходящую букву. Имеются здесь ещё и два уровня сложности: на первом потребуется дать правильные ответы на девять вопросов из десяти, причём в нижней части экрана в качестве подсказки отобразится весь алфавит; на втором этой поблажки уже не окажется, а ответить безошибочно нужно будет в восемнадцати случаях из двадцати.
Забава под названием «Go Fishing» подразумевает «ловлю» проплывающих на экране рыб и сопровождающих их символов – посредством быстрого нажатия соответствующих клавиш. В настройках потребуется предварительно указать как желаемые размер и скорость движения объектов ловли (влияющие на уровень сложности задания – от одного до пяти символов включительно), так и задействованную область клавиатуры (только цифры, только правая часть букв и т. д.). В третьем развлечении, «Coconut Catch», предстоит ловить кокосы, которыми кидается в Тинка не очень-то дружелюбно настроенная обезьяна, путём более-менее скоростного набора пропущенных букв в последовательностях класса «K_M». К услугам юных пользователей – три уровня сложности: на 12 попыток (из которых правильных, т.е. успешно пойманных кокосов, должно быть не менее 10), на 18 (соответственно, без права ошибиться как минимум 15 раз) и на 25 (и на 21 кокос).
Мини-игра «Sinking Boat» возвращает нас к изучению клавиатуры: заполнять последовательности с пропущенными символами потребуется уже глядя на эту последнюю, а не на алфавит (например, AS_FG). Как можно догадаться по заголовку, времени на раздумья – в обрез, ибо плавательное средство Тинка обзавелось нехилой пробоиной и грозится непременно пойти ко дну: в зависимости от выбранного уровня сложности на всё про всё выдаётся 22, 15 или 10 секунд (в любом случае за указанное время потребуется правильно решить по меньшей мере пять заданий). Ну а «Gork’s Treasure» изображает собой финал всей истории – и возможность стащить у страшного монстра сундук с несметными сокровищами! Если только удастся десять раз подряд успешно выполнить всё те же задачки на ввод пропущенных символов: к нашим услугам – два режима («алфавит» – и он же вместе с «клавиатурой») и три уровня сложности (с ограничениями на каждый ответ в 8, 6 или 4 секунды).
Что до двух последних развлечений, «Pilot Boat» и «Fly Helicopter», то они представляют собой неожиданно свободные дисциплины без какой-либо образовательной нагрузки. Можно просто-напросто вволю плавать по экрану на лодочке или летать на вертолёте! Клавиша «H» выводит подсказку на тему управления: курсорные стрелки служат для перемещения (в том числе на соседние экраны), «S» отвечает за остановку (ибо движение в заданном направлении происходит автоматически), а «G» – за ускорение или за отмену такой паузы, «F» и «B» отправляют наше транспортное средство на соответственно передний или задний план (относительно к представленным на экране островам или облакам: странно, что Mindscape не додумалась рекламировать данную вещь как «3D-игру»!), ну а «Esc» привычно позволяет вернуться в меню.
В результате следует признать, что с учётом своего позиционирования «Tink’s Adventure» оставляет по себе исключительно хорошие впечатления! Хотя, вероятно, порекомендовать её сегодня стоит в первую очередь коллекционерам диковинных артефактов игростроения середины 1980-х.
«Tink’s Adventure» – один из таких немыслимых раритетов, неожиданно обнаруженный и возвращённый человечеству в начале весны 2025 г. Поразительно, однако версия для PC 1985 года выпуска выглядит ничуть не хуже, а то и лучше изданий для Apple II, Atari и Commodore 64 (что для той эпохи было скорее исключением из правил). В любом из четырёх здешних режимов (RGB, Composite и TV на PC – плюс PCjr) картинка одинаково крупная, яркая и цветастая: используется весь максимум в 16 оттенков CGA-палитры. Достигается такой результат ценой значительной пикселизации изображения; впрочем, с учётом целевой аудитории (игра предназначалась для деток возрастом от четырёх до восьми лет) внушительный кегль всех символов выглядит скорее преимуществом, нежели недостатком, – да и осваивать нам здесь предстоит именно что буквы латинского алфавита. Кстати сказать, задействованы и продвинутые возможности платформы PCjr по части полифонического звукового сопровождения.
Тинк – так зовут маленькое пиксельное существо, отличающееся яйцеобразным телом (или корпусом?) и обитающее вместе со своими друзьями прямо внутри компьютера (sic!); это он является протагонистом всей истории, который взирает на нас с обложки – и готовится отправиться в большое приключение. Сразу после выбора графического режима можно как предпочесть знакомство со всей этой историей, так и перейти сразу к мини-играм. Последние всё равно встретятся нам и в основном режиме, который представляет собой интерактивную книгу – с возможностью не только перелистывать экраны-страницы, отслеживая похождения Тинка, но и принимать ключевые решения на предмет дальнейших действий главного героя (отправиться путешествовать на лодке или на вертолёте, сыграть в игру или пройти дальше и т. д.).
Управление реализовано исключительно посредством клавиатуры. В случае, когда в самом низу экрана отображаются несколько горизонтальных отрезков, требуется нажимать клавишу «Ins» для пролистывания страниц (обратите внимание: даже во время заставки или в главном меню!); иллюстрированная и анимированная история сопровождается двумя нижними строками текста с комментариями и пояснениями (напомним – литерами особо крупных размеров). Там же временами появляется команда нажать «пробел» для перехода к следующей главе приключений Тинка; в случае же необходимости сделать тот или иной выбор, следует использовать клавиши с цифрами, соответствующие представленным на экране пронумерованным вариантам. Для возврата в меню служит «Esc» или сочетание «Ctrl-Break».
Не будем пересказывать «сюжет» здешней истории – он в любом случае достаточно краток и незамысловат. А вот мини-игры, которые можно как встретить при знакомстве с приключениями протагониста, так и запустить прямо из особого раздела главного меню, стоит описать чуть подробнее. Развлечений всего семь. Самое первое называется «Get Gas» и посвящено закреплению знаний о буквах английского алфавита. В наличии – два режима: угадывание либо первой, либо последней буквы некоторой последовательности. В любом случае речь пойдёт о необходимости заправить топливный бак вертолёта – путём решения задачек уровня «_BCDE» или «STUV_»: следует просто отыскать и нажать на клавиатуре подходящую букву. Имеются здесь ещё и два уровня сложности: на первом потребуется дать правильные ответы на девять вопросов из десяти, причём в нижней части экрана в качестве подсказки отобразится весь алфавит; на втором этой поблажки уже не окажется, а ответить безошибочно нужно будет в восемнадцати случаях из двадцати.
Забава под названием «Go Fishing» подразумевает «ловлю» проплывающих на экране рыб и сопровождающих их символов – посредством быстрого нажатия соответствующих клавиш. В настройках потребуется предварительно указать как желаемые размер и скорость движения объектов ловли (влияющие на уровень сложности задания – от одного до пяти символов включительно), так и задействованную область клавиатуры (только цифры, только правая часть букв и т. д.). В третьем развлечении, «Coconut Catch», предстоит ловить кокосы, которыми кидается в Тинка не очень-то дружелюбно настроенная обезьяна, путём более-менее скоростного набора пропущенных букв в последовательностях класса «K_M». К услугам юных пользователей – три уровня сложности: на 12 попыток (из которых правильных, т.е. успешно пойманных кокосов, должно быть не менее 10), на 18 (соответственно, без права ошибиться как минимум 15 раз) и на 25 (и на 21 кокос).
Мини-игра «Sinking Boat» возвращает нас к изучению клавиатуры: заполнять последовательности с пропущенными символами потребуется уже глядя на эту последнюю, а не на алфавит (например, AS_FG). Как можно догадаться по заголовку, времени на раздумья – в обрез, ибо плавательное средство Тинка обзавелось нехилой пробоиной и грозится непременно пойти ко дну: в зависимости от выбранного уровня сложности на всё про всё выдаётся 22, 15 или 10 секунд (в любом случае за указанное время потребуется правильно решить по меньшей мере пять заданий). Ну а «Gork’s Treasure» изображает собой финал всей истории – и возможность стащить у страшного монстра сундук с несметными сокровищами! Если только удастся десять раз подряд успешно выполнить всё те же задачки на ввод пропущенных символов: к нашим услугам – два режима («алфавит» – и он же вместе с «клавиатурой») и три уровня сложности (с ограничениями на каждый ответ в 8, 6 или 4 секунды).
Что до двух последних развлечений, «Pilot Boat» и «Fly Helicopter», то они представляют собой неожиданно свободные дисциплины без какой-либо образовательной нагрузки. Можно просто-напросто вволю плавать по экрану на лодочке или летать на вертолёте! Клавиша «H» выводит подсказку на тему управления: курсорные стрелки служат для перемещения (в том числе на соседние экраны), «S» отвечает за остановку (ибо движение в заданном направлении происходит автоматически), а «G» – за ускорение или за отмену такой паузы, «F» и «B» отправляют наше транспортное средство на соответственно передний или задний план (относительно к представленным на экране островам или облакам: странно, что Mindscape не додумалась рекламировать данную вещь как «3D-игру»!), ну а «Esc» привычно позволяет вернуться в меню.
В результате следует признать, что с учётом своего позиционирования «Tink’s Adventure» оставляет по себе исключительно хорошие впечатления! Хотя, вероятно, порекомендовать её сегодня стоит в первую очередь коллекционерам диковинных артефактов игростроения середины 1980-х.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
PC booter
CGA composite
PCjr - Язык:
English