Shoot 'em up, выложенный на данной странице, относится к категории так называемых "Lost Media": о нём практически нет информации во всемирной паутине, его статус как завершённой и изданной игры до конца не выяснен, а сам он был предоставлен общественности лишь в марте 2025 года, что в предельно узких кругах стало настоящим событием.
Действие происходит в очень далёком будущем, где существует некая населённая людьми Империя (называющаяся просто именно данным словом с прописной буквы), охватывающая множество созвездий и придерживающаяся абстрактной тоталитарной идеологии. В этом государстве имеется Корпус космической полиции (подчинённый, что интересно, Министерству финансов для эффективного расходования средств), базирующийся в районе созвездия Лира на гигантском корабле "Большая мамочка" и периодически отправляющийся что в соседние, что в отдалённые "провинции" для подавления разнообразных восстаний, поднимаемых сторонниками различных "устаревших земных" взглядов, противоречащих "генеральной линии" (среди которых либералы, коммунисты, национал-социалисты и так далее - вплоть до экоактивистов и эллинистов). Делается это всегда по одному и тому же принципу: "Большая мамочка" зависает над конкретной мятежной планетой и выпускает со своего борта небольшие одноместные пилотируемые кораблики класса "Скат", задачей которых является уничтожение вражеских военных баз и сил. Примечательно, что Корпус космической полиции является наиболее презираемой в имперском обществе организацией, а служба в нём из-за очень высокого риска гибели в ходе боевых заданий обычно длится недолго, поэтому его силы комплектуются представителями лишь трёх социальных групп: беглыми преступниками, умственно отсталыми, не сумевшими получить даже среднего образования, и страдающими тяжёлыми формами различных зависимостей (то есть алкоголиками, наркоманами и так далее). Собственно говоря, игроку предлагается отождествить себя с бойцом-новобранцем данной организации (к великому сожалению, без возможности выбора конкретной "категории" из вышеперечисленных) и выполнить несколько миссий на различных планетах.
Данная вещь, являющаяся условной "предтечей" куда более известных Polaris Rebelion (имевшей даже официальное издание на территории СНГ) и X-Guard, создана в Германии, но полностью на английском языке (если не считать руководства пользователя). Перспектива обзора - вид сверху с автоматической прокруткой экрана; действие, как, возможно, уже стало понятно читателям из предыдущего абзаца, разворачивается не в космосе, а над поверхностями различных планет. Выбирать корабль или менять его по ходу процесса нельзя, но перед стартом разрешается по желанию приобрести различные усиливающие его бонусы: правда, в момент начала игры наш капитал равен всего лишь 10 тысячам долларов, поэтому для покупки доступно не так много вещей из предлагаемых (большинство из них стоит намного дороже вышеозначенной суммы). Происходит данный процесс при помощи по умолчанию выделенного пункта меню "Buy": прокрутка ассортимента осуществляется посредством "боковых" курсорных стрелок (при этом название конкретного "товара" показывается слева от его изображения, а цена - справа), обзаведение при условии наличия нужной суммы - "Enter'а". Следующий пункт меню - "Sell", где можно продать то, что у нас есть (всегда за куда меньшие деньги, чем те, за которые то же самое покупается): по умолчанию мы можем расстаться лишь с комплектом маломощных бомб, но делать этого явно не стоит. Для начала игры следует нажать третий пункт меню - "Start". Сразу же отметим, что почти всеми видами бонусов из вышеупомянутого перечня можно будет с разной степенью вероятности обзавестись в ходе самого действия совершенно бесплатно (подробно рассмотрены они будут далее), поэтому особо тратиться, тем более перед первым заданием, явно не стоит, хотя кое-что прикупить допустимо.
Как и в большинстве shoot 'em up'ов, кораблик здесь перемещается автоматически, а игрок может лишь менять его курс при помощи "боковых" стрелок и тормозить либо ускорять посредством соответственно "нижней" и "верхней"; примечательно, что при определённом (но отнюдь не условно "максимально" возможном) приближении к текущей верхней границе пространства ускоряться становится невозможно. Стрельба "базовым" оружием, представляющим собой лазерные лучи с формально бесконечным боезапасом, осуществляется "Ctrl'ом", применение специального - "пробелом". Во время полётов над мятежными планетами в верхней части экрана отображается слева направо следующая информация: порядковый номер текущей миссии (уровень), набираемый счёт, количество "жизней" (по умолчанию равное трём) и запас прочности в виде фиолетовой шкалы, синеющей по мере получения нами повреждений. Последняя формально восстанавливается автоматически, но довольно (а нередко и очень) медленно, ввиду чего полагаться на эту возможность ни в коем случае не следует: риск погибнуть здесь крайне высок. Счёт увеличивается по мере уничтожения как врагов, так и зданий, коими изобилуют поверхности небесных тел, причём из-за серьёзного нарушения перспективы порой очень сложно понять, попадаем мы в них или нет. Бонусы формально не берутся из ниоткуда, а сбрасываются наблюдающим за нашими действиями "материнским" кораблём - и они будут тем многочисленнее и разнообразнее, чем успешнее мы проявим себя на поле боя (иными словами, чем выше окажется наш текущий счёт).
Полезные объекты, предназначенные для сбора, представляют собой сферы тех или иных оттенков с "заключёнными" в них предметами или символами, которые возникают из-за разных границ экрана и движутся в пространстве по различным траекториям - к счастью, всегда намного медленнее нас, однако шанс упустить их всё равно весьма отличен от нуля. Бонусы, обнаруживаемые "на местности", делятся на шесть категорий: ракеты (четырёх видов), бомбы (также четырёх видов, не считая "стартовых", которые тоже реально подобрать), "спутники" (также шести вариаций; рассматриваются далее), лазерные "муны" трёх видов (термин "mun" в англоязычном военном сленге означает "боеприпас"), предназначенные для улучшения мощности и скорости генерации энергии лазеров, которыми ведётся огонь, "аптечки" - красноватые сферы, опять-таки бывающие трёх разновидностей в зависимости от своей "мощности", которые частично восстанавливают наше "здоровье" и ни в коем случае не должны упускаться, и самые ценные объекты - дополнительные "жизни" (выглядят как фиолетовые шары с корабликами внутри), не продающиеся в меню игры. Зато в последнем есть два вида объектов, на "местности" не встречающихся: это E-генератор, существенно увеличивающий скорость выработки энергии лазеров, и "набор" аптечек, позволяющий при применении мгновенно восстановить "жизнь" корабля из любого состояния (задействуется посредством "F5"); стоят, правда, оба данных предмета немало и перед стартом первой миссии недоступны.
Как уже косвенно отмечалось выше, ни в коем случае не стоит продавать стартовый комплект бомб: эти боеприпасы, количество которых бесконечно, входят в стандартный комплект нашего вооружения, периодически "выбрасываются" корабликом вместе с лазерными лучами и предназначаются как раз для уничтожения зданий: если "сбыть" их перед началом первой миссии, то мы лишимся важной опции для увеличения счёта, а соответствующий бонус, позволяющий вновь получить их, запросто может и не встретиться. Дополнительным оружием, о котором говорилось выше, являются другие виды бомб, переключение между которыми осуществляется нажатием "F4", а "текущая" из них в виде пиктограммы отмечена в левом нижнем углу экрана. Применяются они посредством "пробела", причём самая мощная из них (которая практически гарантированно попадётся уже в первом задании) без вреда для нас уничтожает всех врагов и здания в границах одномоментно видимого пространства. Чрезвычайно важно постараться как можно быстрее обзавестись вышеупомянутыми "мунами" (купить их перед первым заданием мы не можем, поэтому желательно не пропустить соответствующие бонусы): по умолчанию скорострельность и убойная сила кораблика на удивление низкие, равно как и "базовые" бомбочки вылетают отнюдь не при каждой атаке; но вскоре, если взять нужные предметы, интенсивность ведения огня существенно увеличится. При обзаведении бонусом-ракетой соответствующие боеприпасы в бесконечном количестве (в отличие от бомб, "поставляющихся", за исключением "стандартных", поштучно) появляются при атаке (то есть последняя происходит уже тремя способами одновременно: лазерными выстрелами, периодически возникающими малыми бомбами и как раз ракетами); переключение между их типами, если таковых взято несколько, осуществляется при помощи "F2", но пиктограммы для них не предусмотрено (хотя внешний вид вылетающих из корабля средств убиения данной категории изменяется).
Последняя группа полезных объектов - уже упоминавшиеся "спутники" - представляет собой шарики разных цветов, обычно (за одним исключением) летящие вместе с протагонистом и имеющие какой-либо полезный эффект; все они носят собственные названия. "Gunner'ы", коих может быть одновременно два (на каждом из крыльев кораблика), ведут огонь по врагам вместе с нами. Четыре других типа - это (в порядке увеличения их мощности) "Protector", "Guardian", "Starlight" и "Volcano" - выполняют функцию энергетических щитов: они располагаются впереди "протагониста" и частично поглощают энергию вражеских выстрелов, а равно и высасывают из врагов немного их "сил"; при этом последний названный способен периодически в принципе перехватывать неприятельский огонь. Наконец, шестой "спутник", "Ghost", при задействовании прикрепляется к недругам и высасывает из них энергию, но затем исчезает. "Спутники" со второго по шестой включительно могут быть уничтожены и не применяются совместно - переключение между ними осуществляется посредством "F3"; "Gunner'ы" же в количестве одной или двух штук в случае их приобретения либо подбора соответствующих бонусов присутствуют с нами постоянно и, похоже, погибают только вместе с кораблём.
Уровень сложности Pilot можно охарактеризовать как достаточно высокий: противники, среди которых встречаются как всевозможные типы корабликов и летающие мины, взрывающиеся при нашем приближении, так и различная наземная движущаяся техника (например, гусеничные танки или роботы) и стационарные орудия, представлены на картах в большом количестве и снабжены определённым искусственным интеллектом, хотя обычно не склонны нас преследовать или "выцеливать" (и многих, особенно наземных, вполне реально просто облететь) и нередко (но не всегда) действуют "странно" (хотя в отдельных случаях - напротив, грамотно). Дело дополнительно осложняется небольшим запасом прочности "протагониста", очень медленным его автоматическим восстановлением, а также - пусть и только в начале первой миссии - нашей крайне малой огневой мощью и низкой скорострельностью, из-за чего игра какое-то время больше напоминает "пазл", задача в котором - избегать контактов с врагами и их огнём. К счастью, запас "здоровья" у многих типов неприятелей небольшой, и они часто - но отнюдь не во всех случаях - уничтожаются с одного-двух метких выстрелов. Вместе с тем есть и целый ряд исключений, плюс их убойная сила тоже существенно различается; одними из наиболее опасных по части последней являются наземные орудия.
В случае гибели вся окружающая обстановка почему-то уничтожается вместе с "протагонистом", после чего камера какое-то время сама по себе прокручивается вверх, а затем на ней появляется новый самолётик, но управлять им становится возможно лишь спустя пару мгновений, что не очень удобно (ибо рядом сразу же могут быть враги либо бонусы, которые следует успеть схватить). К счастью, достижения в виде набранного счёта и подобранных "усилений" при возрождении сохраняются. Для завершения миссии необходимо уничтожить здание главного штаба конкретных мятежников и их босса (особо мощную единицу с огромным запасом прочности), в ходе схватки с которым как раз и рекомендуется использовать спутник "Ghost", если он у нас есть. После победы выдаются пароль для доступа к следующему этапу (дабы при очередном запуске игры можно было начать сразу с него, воспользовавшись соответствующим пунктом главного меню) и определённая сумма денег, напрямую зависящая от набранного нами счёта, которую при желании можно потратить на приобретение дополнительных бонусов - или увеличить её, продав те из них, собранные во время выполнения задания, кои нам почему-то не нужны.
Графика Pilot, надо сказать, весьма неплохая с учётом поджанра, года выхода и не вполне очевидной завершённости игры: визуальные эффекты при задействовании тех или иных видов боеприпасов отличаются, взрывы всегда довольно красочные и опять-таки разнятся по своей мощи, модели противников и текстуры зданий и даже ландшафтов радуют как относительной чёткостью прорисовки, так и разнообразием, а порой и любопытным дизайном. Звуковое оформление, увы, несколько минималистичное, но вместе с тем "достаточное". В общем и целом - отличная неожиданная находка, наверняка способная порадовать поклонников поджанра shoot 'em up'ов, а благодаря своей сложности - даже бросить вызов некоторым из них. Кроме того, редкость данной вещи в очередной раз запредельная, так что и для коллекционеров диковинок она тоже наверняка станет замечательным подарком.
Действие происходит в очень далёком будущем, где существует некая населённая людьми Империя (называющаяся просто именно данным словом с прописной буквы), охватывающая множество созвездий и придерживающаяся абстрактной тоталитарной идеологии. В этом государстве имеется Корпус космической полиции (подчинённый, что интересно, Министерству финансов для эффективного расходования средств), базирующийся в районе созвездия Лира на гигантском корабле "Большая мамочка" и периодически отправляющийся что в соседние, что в отдалённые "провинции" для подавления разнообразных восстаний, поднимаемых сторонниками различных "устаревших земных" взглядов, противоречащих "генеральной линии" (среди которых либералы, коммунисты, национал-социалисты и так далее - вплоть до экоактивистов и эллинистов). Делается это всегда по одному и тому же принципу: "Большая мамочка" зависает над конкретной мятежной планетой и выпускает со своего борта небольшие одноместные пилотируемые кораблики класса "Скат", задачей которых является уничтожение вражеских военных баз и сил. Примечательно, что Корпус космической полиции является наиболее презираемой в имперском обществе организацией, а служба в нём из-за очень высокого риска гибели в ходе боевых заданий обычно длится недолго, поэтому его силы комплектуются представителями лишь трёх социальных групп: беглыми преступниками, умственно отсталыми, не сумевшими получить даже среднего образования, и страдающими тяжёлыми формами различных зависимостей (то есть алкоголиками, наркоманами и так далее). Собственно говоря, игроку предлагается отождествить себя с бойцом-новобранцем данной организации (к великому сожалению, без возможности выбора конкретной "категории" из вышеперечисленных) и выполнить несколько миссий на различных планетах.
Данная вещь, являющаяся условной "предтечей" куда более известных Polaris Rebelion (имевшей даже официальное издание на территории СНГ) и X-Guard, создана в Германии, но полностью на английском языке (если не считать руководства пользователя). Перспектива обзора - вид сверху с автоматической прокруткой экрана; действие, как, возможно, уже стало понятно читателям из предыдущего абзаца, разворачивается не в космосе, а над поверхностями различных планет. Выбирать корабль или менять его по ходу процесса нельзя, но перед стартом разрешается по желанию приобрести различные усиливающие его бонусы: правда, в момент начала игры наш капитал равен всего лишь 10 тысячам долларов, поэтому для покупки доступно не так много вещей из предлагаемых (большинство из них стоит намного дороже вышеозначенной суммы). Происходит данный процесс при помощи по умолчанию выделенного пункта меню "Buy": прокрутка ассортимента осуществляется посредством "боковых" курсорных стрелок (при этом название конкретного "товара" показывается слева от его изображения, а цена - справа), обзаведение при условии наличия нужной суммы - "Enter'а". Следующий пункт меню - "Sell", где можно продать то, что у нас есть (всегда за куда меньшие деньги, чем те, за которые то же самое покупается): по умолчанию мы можем расстаться лишь с комплектом маломощных бомб, но делать этого явно не стоит. Для начала игры следует нажать третий пункт меню - "Start". Сразу же отметим, что почти всеми видами бонусов из вышеупомянутого перечня можно будет с разной степенью вероятности обзавестись в ходе самого действия совершенно бесплатно (подробно рассмотрены они будут далее), поэтому особо тратиться, тем более перед первым заданием, явно не стоит, хотя кое-что прикупить допустимо.
Как и в большинстве shoot 'em up'ов, кораблик здесь перемещается автоматически, а игрок может лишь менять его курс при помощи "боковых" стрелок и тормозить либо ускорять посредством соответственно "нижней" и "верхней"; примечательно, что при определённом (но отнюдь не условно "максимально" возможном) приближении к текущей верхней границе пространства ускоряться становится невозможно. Стрельба "базовым" оружием, представляющим собой лазерные лучи с формально бесконечным боезапасом, осуществляется "Ctrl'ом", применение специального - "пробелом". Во время полётов над мятежными планетами в верхней части экрана отображается слева направо следующая информация: порядковый номер текущей миссии (уровень), набираемый счёт, количество "жизней" (по умолчанию равное трём) и запас прочности в виде фиолетовой шкалы, синеющей по мере получения нами повреждений. Последняя формально восстанавливается автоматически, но довольно (а нередко и очень) медленно, ввиду чего полагаться на эту возможность ни в коем случае не следует: риск погибнуть здесь крайне высок. Счёт увеличивается по мере уничтожения как врагов, так и зданий, коими изобилуют поверхности небесных тел, причём из-за серьёзного нарушения перспективы порой очень сложно понять, попадаем мы в них или нет. Бонусы формально не берутся из ниоткуда, а сбрасываются наблюдающим за нашими действиями "материнским" кораблём - и они будут тем многочисленнее и разнообразнее, чем успешнее мы проявим себя на поле боя (иными словами, чем выше окажется наш текущий счёт).
Полезные объекты, предназначенные для сбора, представляют собой сферы тех или иных оттенков с "заключёнными" в них предметами или символами, которые возникают из-за разных границ экрана и движутся в пространстве по различным траекториям - к счастью, всегда намного медленнее нас, однако шанс упустить их всё равно весьма отличен от нуля. Бонусы, обнаруживаемые "на местности", делятся на шесть категорий: ракеты (четырёх видов), бомбы (также четырёх видов, не считая "стартовых", которые тоже реально подобрать), "спутники" (также шести вариаций; рассматриваются далее), лазерные "муны" трёх видов (термин "mun" в англоязычном военном сленге означает "боеприпас"), предназначенные для улучшения мощности и скорости генерации энергии лазеров, которыми ведётся огонь, "аптечки" - красноватые сферы, опять-таки бывающие трёх разновидностей в зависимости от своей "мощности", которые частично восстанавливают наше "здоровье" и ни в коем случае не должны упускаться, и самые ценные объекты - дополнительные "жизни" (выглядят как фиолетовые шары с корабликами внутри), не продающиеся в меню игры. Зато в последнем есть два вида объектов, на "местности" не встречающихся: это E-генератор, существенно увеличивающий скорость выработки энергии лазеров, и "набор" аптечек, позволяющий при применении мгновенно восстановить "жизнь" корабля из любого состояния (задействуется посредством "F5"); стоят, правда, оба данных предмета немало и перед стартом первой миссии недоступны.
Как уже косвенно отмечалось выше, ни в коем случае не стоит продавать стартовый комплект бомб: эти боеприпасы, количество которых бесконечно, входят в стандартный комплект нашего вооружения, периодически "выбрасываются" корабликом вместе с лазерными лучами и предназначаются как раз для уничтожения зданий: если "сбыть" их перед началом первой миссии, то мы лишимся важной опции для увеличения счёта, а соответствующий бонус, позволяющий вновь получить их, запросто может и не встретиться. Дополнительным оружием, о котором говорилось выше, являются другие виды бомб, переключение между которыми осуществляется нажатием "F4", а "текущая" из них в виде пиктограммы отмечена в левом нижнем углу экрана. Применяются они посредством "пробела", причём самая мощная из них (которая практически гарантированно попадётся уже в первом задании) без вреда для нас уничтожает всех врагов и здания в границах одномоментно видимого пространства. Чрезвычайно важно постараться как можно быстрее обзавестись вышеупомянутыми "мунами" (купить их перед первым заданием мы не можем, поэтому желательно не пропустить соответствующие бонусы): по умолчанию скорострельность и убойная сила кораблика на удивление низкие, равно как и "базовые" бомбочки вылетают отнюдь не при каждой атаке; но вскоре, если взять нужные предметы, интенсивность ведения огня существенно увеличится. При обзаведении бонусом-ракетой соответствующие боеприпасы в бесконечном количестве (в отличие от бомб, "поставляющихся", за исключением "стандартных", поштучно) появляются при атаке (то есть последняя происходит уже тремя способами одновременно: лазерными выстрелами, периодически возникающими малыми бомбами и как раз ракетами); переключение между их типами, если таковых взято несколько, осуществляется при помощи "F2", но пиктограммы для них не предусмотрено (хотя внешний вид вылетающих из корабля средств убиения данной категории изменяется).
Последняя группа полезных объектов - уже упоминавшиеся "спутники" - представляет собой шарики разных цветов, обычно (за одним исключением) летящие вместе с протагонистом и имеющие какой-либо полезный эффект; все они носят собственные названия. "Gunner'ы", коих может быть одновременно два (на каждом из крыльев кораблика), ведут огонь по врагам вместе с нами. Четыре других типа - это (в порядке увеличения их мощности) "Protector", "Guardian", "Starlight" и "Volcano" - выполняют функцию энергетических щитов: они располагаются впереди "протагониста" и частично поглощают энергию вражеских выстрелов, а равно и высасывают из врагов немного их "сил"; при этом последний названный способен периодически в принципе перехватывать неприятельский огонь. Наконец, шестой "спутник", "Ghost", при задействовании прикрепляется к недругам и высасывает из них энергию, но затем исчезает. "Спутники" со второго по шестой включительно могут быть уничтожены и не применяются совместно - переключение между ними осуществляется посредством "F3"; "Gunner'ы" же в количестве одной или двух штук в случае их приобретения либо подбора соответствующих бонусов присутствуют с нами постоянно и, похоже, погибают только вместе с кораблём.
Уровень сложности Pilot можно охарактеризовать как достаточно высокий: противники, среди которых встречаются как всевозможные типы корабликов и летающие мины, взрывающиеся при нашем приближении, так и различная наземная движущаяся техника (например, гусеничные танки или роботы) и стационарные орудия, представлены на картах в большом количестве и снабжены определённым искусственным интеллектом, хотя обычно не склонны нас преследовать или "выцеливать" (и многих, особенно наземных, вполне реально просто облететь) и нередко (но не всегда) действуют "странно" (хотя в отдельных случаях - напротив, грамотно). Дело дополнительно осложняется небольшим запасом прочности "протагониста", очень медленным его автоматическим восстановлением, а также - пусть и только в начале первой миссии - нашей крайне малой огневой мощью и низкой скорострельностью, из-за чего игра какое-то время больше напоминает "пазл", задача в котором - избегать контактов с врагами и их огнём. К счастью, запас "здоровья" у многих типов неприятелей небольшой, и они часто - но отнюдь не во всех случаях - уничтожаются с одного-двух метких выстрелов. Вместе с тем есть и целый ряд исключений, плюс их убойная сила тоже существенно различается; одними из наиболее опасных по части последней являются наземные орудия.
В случае гибели вся окружающая обстановка почему-то уничтожается вместе с "протагонистом", после чего камера какое-то время сама по себе прокручивается вверх, а затем на ней появляется новый самолётик, но управлять им становится возможно лишь спустя пару мгновений, что не очень удобно (ибо рядом сразу же могут быть враги либо бонусы, которые следует успеть схватить). К счастью, достижения в виде набранного счёта и подобранных "усилений" при возрождении сохраняются. Для завершения миссии необходимо уничтожить здание главного штаба конкретных мятежников и их босса (особо мощную единицу с огромным запасом прочности), в ходе схватки с которым как раз и рекомендуется использовать спутник "Ghost", если он у нас есть. После победы выдаются пароль для доступа к следующему этапу (дабы при очередном запуске игры можно было начать сразу с него, воспользовавшись соответствующим пунктом главного меню) и определённая сумма денег, напрямую зависящая от набранного нами счёта, которую при желании можно потратить на приобретение дополнительных бонусов - или увеличить её, продав те из них, собранные во время выполнения задания, кои нам почему-то не нужны.
Графика Pilot, надо сказать, весьма неплохая с учётом поджанра, года выхода и не вполне очевидной завершённости игры: визуальные эффекты при задействовании тех или иных видов боеприпасов отличаются, взрывы всегда довольно красочные и опять-таки разнятся по своей мощи, модели противников и текстуры зданий и даже ландшафтов радуют как относительной чёткостью прорисовки, так и разнообразием, а порой и любопытным дизайном. Звуковое оформление, увы, несколько минималистичное, но вместе с тем "достаточное". В общем и целом - отличная неожиданная находка, наверняка способная порадовать поклонников поджанра shoot 'em up'ов, а благодаря своей сложности - даже бросить вызов некоторым из них. Кроме того, редкость данной вещи в очередной раз запредельная, так что и для коллекционеров диковинок она тоже наверняка станет замечательным подарком.
- Время и место:
Другие планеты - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
Германия - Тематика:
Научная фантастика - Элемент жанра:
Shoot 'em up - Язык:
English