Ах, это волшебное слово «мультимедиа»! В 1990-х технологии и искусство всё чаще пересекались — и на свет появлялись проекты, которые стирали границы между способами выражения. Среди них — XPLORA 1: Peter Gabriel's Secret World, который сложно назвать игрой в привычном понимании, но, безусловно, содержащий в себе интерактивные элементы исследования и погружения в личный мир артиста. Это один из самых ранних примеров того, как мультимедиа становилось новой формой художественного самовыражения, попыткой создать цифровое пространство, наполненное смыслами, образами и эмоциями. В середине 1990-х, когда CD-ROM только начинал завоёвывать внимание пользователей, такие проекты казались настоящими чудесами — они обещали не просто развлечь, но и показать что-то новое и необычное.
Питер Гэбриел — британский музыкант, сооснователь группы Genesis, ещё с начала 1980-х годов славился своей склонностью к экспериментам, странным сценическим образам и глубоким интересом к мировой культуре. Его сольная карьера, начавшаяся в конце 1970-х, постепенно ушла от традиционного рока в сторону этнических звуков, технологических поисков и социальных тем. К моменту выхода XPLORA 1 он уже был известен своими видеоклипами, наполненными символизмом и театрализованностью, а также работой над проектами, связанными с поддержкой культурных инициатив по всему миру. Выпущенный в 1992 году альбом Us стал эмоциональным, личным и мрачным произведением, и XPLORA 1 можно рассматривать как его визуальное и концептуальное продолжение — цифровую карту внутреннего мира музыканта.
Главное меню предлагает два основных пути: «Watch» и «Explore». Первый — это классический энциклопедический доступ к музыке альбома Us, текстам песен и нескольким клипам, где можно не только слушать или смотреть, но и подпевать словам на экране. Однако именно второй режим, «Explore», становится центральной частью мультимедийного опыта. Чтобы начать «исследование», нужно решить первую загадку — собрать фоторобот Питера Гэбриела. Это не слишком сложно, и если вы застрянете, то сам музыкант появится в углу экрана, чтобы помочь. После этого открывается доступ к четырём основным разделам, визуально представленным как части лица артиста: глаза, нос, рот и ухо.
Если мы начнём со «рта», то встретим первый игровой элемент: цветок, который с помощью клика можно добавить в свой виртуальный саквояж. Это одна из механик взаимодействия с игрой — поиск и сохранение определённых предметов. Некоторые из них ничего не дают, кроме удовлетворения от находки, другие же — специальные пропуска — позволяют открыть новые клипы или студийные записи в особом месте. Остальная часть раздела идентична пути «Watch».
Переходя к «глазам», мы погружаемся в более личное: семейные видео, информация обо всех предыдущих сольных альбомах с кусочками сэмплов оттуда и странички с описанием благотворительных проектов, которым помогает Гэбриел. Это своего рода цифровой дневник.
«Ухо» отведено «музыке мира». Здесь можно узнать об этнофестивале WOMAD, зародившемся ещё в начале 1980-х, и посмотреть видеоотрывки с последнего проведения, однако присутствуют места, куда пока нельзя попасть без специального пропуска, что добавляет интерактивности. Можно послушать спродюсированную Питером этническую музыку разных стран, разбитую по альбомам или континентам, и даже попробовать поиграть на экзотических инструментах, например таких, как дарбука или ньятити.
«Нос» становится самым объёмным и насыщенным разделом. Тут собрано закулисье: видео о создании проекта XPLORA 1, информация о команде разработчиков, бонусные материалы, доступные при нахождении особых пропусков. А ещё путешествие по Real World Studio — собственной музыкальной студии Питера Гэбриэла. Этот раздел реализован через FMV-ролики с активными зонами, где в определённые моменты появляются белые стрелочки, указывающие на доступность перехода с локации на локацию. Тут можно позаходить в разные помещения студии: послушать лайвы, поработать над сведением трека с нового альбома на четырёхдорожечном микшере, помочь Брайану Ино выбрать музыкантов для совместных проектов. Последнее оформлено как мини-игра: вам даётся ряд артистов — и нужно найти все возможные связи между ними. Каждая правильная связь откроет новый небольшой музыкальный клип или песню.
Интерфейс, хотя и кажется с первого взгляда немного запутанным, в своё время, уверен, ощущался передовым. Он напоминает мне уютный веб-дизайн страничек эпохи web 1.0. Питер Гэбриел часто появляется на экране, чтобы объяснить происходящее, дать совет или просто подтолкнуть пользователя, если тот завис в раздумьях. Его голос и образ создают атмосферу доверия и близости, будто мы действительно входим в личное пространство музыканта, который добровольно решил для нас его открыть.
Технически все медиафайлы хранятся в незашифрованном виде на диске в стандартных форматах, что позволяет получить к ним доступ даже без запуска самой программы, — хотя это и будет лишено художественной элегантности, но поможет тем, кто не в силах найти способ «открыть» их внутри проекта. К сожалению, качество аудио и видео по современным меркам предельно низкое, но, думаю, в середине 1990-х даже эти возможности поражали.
Честно говоря, я не поклонник творчества Питера Гэбриела, но не могу не отметить масштабность замысла и смелость подхода. XPLORA 1 — это полноценное цифровое путешествие, в котором музыка, образы, личная история и интерактивность сплелись в единое целое. Для ценителей творчества Гэбриела это подарок — уникальный, эксклюзивный и невероятно подробный взгляд за кулисы. А для всех остальных — contemporary art, робко попробовавший ножкой водную гладь новых форматов взаимодействия с аудиторией.
Питер Гэбриел — британский музыкант, сооснователь группы Genesis, ещё с начала 1980-х годов славился своей склонностью к экспериментам, странным сценическим образам и глубоким интересом к мировой культуре. Его сольная карьера, начавшаяся в конце 1970-х, постепенно ушла от традиционного рока в сторону этнических звуков, технологических поисков и социальных тем. К моменту выхода XPLORA 1 он уже был известен своими видеоклипами, наполненными символизмом и театрализованностью, а также работой над проектами, связанными с поддержкой культурных инициатив по всему миру. Выпущенный в 1992 году альбом Us стал эмоциональным, личным и мрачным произведением, и XPLORA 1 можно рассматривать как его визуальное и концептуальное продолжение — цифровую карту внутреннего мира музыканта.
Главное меню предлагает два основных пути: «Watch» и «Explore». Первый — это классический энциклопедический доступ к музыке альбома Us, текстам песен и нескольким клипам, где можно не только слушать или смотреть, но и подпевать словам на экране. Однако именно второй режим, «Explore», становится центральной частью мультимедийного опыта. Чтобы начать «исследование», нужно решить первую загадку — собрать фоторобот Питера Гэбриела. Это не слишком сложно, и если вы застрянете, то сам музыкант появится в углу экрана, чтобы помочь. После этого открывается доступ к четырём основным разделам, визуально представленным как части лица артиста: глаза, нос, рот и ухо.
Если мы начнём со «рта», то встретим первый игровой элемент: цветок, который с помощью клика можно добавить в свой виртуальный саквояж. Это одна из механик взаимодействия с игрой — поиск и сохранение определённых предметов. Некоторые из них ничего не дают, кроме удовлетворения от находки, другие же — специальные пропуска — позволяют открыть новые клипы или студийные записи в особом месте. Остальная часть раздела идентична пути «Watch».
Переходя к «глазам», мы погружаемся в более личное: семейные видео, информация обо всех предыдущих сольных альбомах с кусочками сэмплов оттуда и странички с описанием благотворительных проектов, которым помогает Гэбриел. Это своего рода цифровой дневник.
«Ухо» отведено «музыке мира». Здесь можно узнать об этнофестивале WOMAD, зародившемся ещё в начале 1980-х, и посмотреть видеоотрывки с последнего проведения, однако присутствуют места, куда пока нельзя попасть без специального пропуска, что добавляет интерактивности. Можно послушать спродюсированную Питером этническую музыку разных стран, разбитую по альбомам или континентам, и даже попробовать поиграть на экзотических инструментах, например таких, как дарбука или ньятити.
«Нос» становится самым объёмным и насыщенным разделом. Тут собрано закулисье: видео о создании проекта XPLORA 1, информация о команде разработчиков, бонусные материалы, доступные при нахождении особых пропусков. А ещё путешествие по Real World Studio — собственной музыкальной студии Питера Гэбриэла. Этот раздел реализован через FMV-ролики с активными зонами, где в определённые моменты появляются белые стрелочки, указывающие на доступность перехода с локации на локацию. Тут можно позаходить в разные помещения студии: послушать лайвы, поработать над сведением трека с нового альбома на четырёхдорожечном микшере, помочь Брайану Ино выбрать музыкантов для совместных проектов. Последнее оформлено как мини-игра: вам даётся ряд артистов — и нужно найти все возможные связи между ними. Каждая правильная связь откроет новый небольшой музыкальный клип или песню.
Интерфейс, хотя и кажется с первого взгляда немного запутанным, в своё время, уверен, ощущался передовым. Он напоминает мне уютный веб-дизайн страничек эпохи web 1.0. Питер Гэбриел часто появляется на экране, чтобы объяснить происходящее, дать совет или просто подтолкнуть пользователя, если тот завис в раздумьях. Его голос и образ создают атмосферу доверия и близости, будто мы действительно входим в личное пространство музыканта, который добровольно решил для нас его открыть.
Технически все медиафайлы хранятся в незашифрованном виде на диске в стандартных форматах, что позволяет получить к ним доступ даже без запуска самой программы, — хотя это и будет лишено художественной элегантности, но поможет тем, кто не в силах найти способ «открыть» их внутри проекта. К сожалению, качество аудио и видео по современным меркам предельно низкое, но, думаю, в середине 1990-х даже эти возможности поражали.
Честно говоря, я не поклонник творчества Питера Гэбриела, но не могу не отметить масштабность замысла и смелость подхода. XPLORA 1 — это полноценное цифровое путешествие, в котором музыка, образы, личная история и интерактивность сплелись в единое целое. Для ценителей творчества Гэбриела это подарок — уникальный, эксклюзивный и невероятно подробный взгляд за кулисы. А для всех остальных — contemporary art, робко попробовавший ножкой водную гладь новых форматов взаимодействия с аудиторией.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Время и место:
Современность - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Музыка - Язык:
English