Донельзя банальный заголовок этой игры – не случайность: перед нами – один из не таких уж и малочисленных духовных последователей легендарной «Adventure». Другое дело, что едва ли не все подобные проекты – за редкими исключениями в лице, например, «Zork» – оказались в итоге всеми забытыми, а то и безвозвратно утерянными. И британский «Quest» в этом плане – не исключение: выпущенный в 1983 году после трёхлетней разработки на местном мейнфрейме ICL System 10, он был со временем портирован на System 25 и DRS 20 производства той же International Computers Limited, а затем даже и на CP/M и MS-DOS, – однако на сегодняшний день в свободном доступе (а то и вообще в дикой природе) имеется лишь более свежая версия для Windows 3.1, неожиданно обнаруженная в 2020 г.
Несмотря на такую платформу и на достаточно поздний формальный год выхода, «Quest» – это всё-таки игра самого начала 1980-х. Прежде всего – в отношении внешности: никакой графики и никаких звуковых эффектов от неё ожидать не стоит. На верхней системной панели присутствует один лишь заголовок, а на основном экране красуются три окна разных размеров. Самое большое, вверху, – это описание локации (зато хотя бы чёрным по белому, а не наоборот); у нижней границы виднеется одинокая строка, отведённая для набора команд вручную; наконец, правее над этой последней можно заметить крохотное серое окошко со счётчиком получаемых нами за разные осмысленные действия баллов (кстати сказать, данный показатель вполне способен достигать и отрицательных величин).
Сюжетная завязка ожидаемо минималистична: игроку предстоит исследовать некий весьма масштабный и не менее загадочный фэнтезийный мир, избегая многочисленных опасностей и собирая плохо лежащие сокровища. На старте мы оказываемся в простой деревянной хижине где-то в горах; предлагаемые нам описания – не в пример той же оригинальной «Adventure» – оказываются весьма подробными и художественными: так, в указанной начальной локации на стене можно «увидеть» (разумеется, при наличии толики воображения) знаменитое полотно Дж. Уистлера «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» – в сопровождении подписи, намекающей на способность данной картины воскрешать протагониста в случае преждевременной гибели. Временами игра даже... переходит на немецкий и французский языки: да-да, её целевая аудитория в лице пользователей мейнфреймов – личности определённо интеллектуально развитые.
К сожалению, сказать хотя бы несколько незлых слов в адрес местного парсера вряд ли получится. Там, где подавляющее большинство коллег по профессии обнаруживают способность рано или поздно понять, чего добивается от них пользователь, командная строка «Quest» станет раз за разом выдавать на удивление вежливое, но оттого не менее бесполезное и раздражающее «I am sorry, I do not understand you». К примеру, INVENTORY для просмотра содержимого нашего вещмешка придётся всегда прописывать как минимум четырьмя первыми буквами, никаких вам «I»; то же относится и к LOOK, отвечающей исключительно за повторное выведение на экран общего описания текущего пейзажа или помещения: глагол EXAMINE игре совершенно неизвестен. Ну, хотя бы N, E, S, W, U и D традиционно позволяют переместиться в соответствующем направлении.
Если верить краткому вступлению, при возникновении желания прикарманить нечто доступное для взятия следует набирать не самую привычную команду CARRY, – впрочем, TAKE или GET также вполне сгодятся (хотя никакой реакции на подобные действия программа нам почему-то не выдаст – оценить их результативность можно лишь при повторном обращении к INVENTORY). Сохранения и загрузка доступны, однако исключительно при соответственно выходе из игры (командой END) и запуске её заново. На упоминавшемся стартовом экране говорится также о глаголе HELP, по идее позволяющем получить некоторую полезную помощь, – однако если таковая и предусмотрена, то далеко не во всех возможных ситуациях, чреватых смертельными опасностями и просто головоломными проблемами.
Которые тут, сразу скажем, будут встречаться практически на каждом шагу! Труд авторами был проделан явно немалый: к нашим услугам – более двух сотен локаций, населённых троллями, гномами, драконами, эльфами – а также шерифами, динозаврами и страховыми агентами. В подавляющем большинстве настроенными по отношению к нам отнюдь не дружелюбно... Короче говоря, по состоянию на 2025 г. даже среди мастеров Interactive Fiction мирового уровня вряд ли найдётся кто-нибудь, кто может похвастаться раскрытием всех секретов «Quest». Так что общий вердикт оказывается предельно условным, а порекомендовать данную вещь остаётся лишь матёрым ветеранам жанра, проходящим «Zork» и прочие подобные вещи вслепую за четверть часа – и горящим желанием отыскать равного им по силам противника.
Несмотря на такую платформу и на достаточно поздний формальный год выхода, «Quest» – это всё-таки игра самого начала 1980-х. Прежде всего – в отношении внешности: никакой графики и никаких звуковых эффектов от неё ожидать не стоит. На верхней системной панели присутствует один лишь заголовок, а на основном экране красуются три окна разных размеров. Самое большое, вверху, – это описание локации (зато хотя бы чёрным по белому, а не наоборот); у нижней границы виднеется одинокая строка, отведённая для набора команд вручную; наконец, правее над этой последней можно заметить крохотное серое окошко со счётчиком получаемых нами за разные осмысленные действия баллов (кстати сказать, данный показатель вполне способен достигать и отрицательных величин).
Сюжетная завязка ожидаемо минималистична: игроку предстоит исследовать некий весьма масштабный и не менее загадочный фэнтезийный мир, избегая многочисленных опасностей и собирая плохо лежащие сокровища. На старте мы оказываемся в простой деревянной хижине где-то в горах; предлагаемые нам описания – не в пример той же оригинальной «Adventure» – оказываются весьма подробными и художественными: так, в указанной начальной локации на стене можно «увидеть» (разумеется, при наличии толики воображения) знаменитое полотно Дж. Уистлера «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» – в сопровождении подписи, намекающей на способность данной картины воскрешать протагониста в случае преждевременной гибели. Временами игра даже... переходит на немецкий и французский языки: да-да, её целевая аудитория в лице пользователей мейнфреймов – личности определённо интеллектуально развитые.
К сожалению, сказать хотя бы несколько незлых слов в адрес местного парсера вряд ли получится. Там, где подавляющее большинство коллег по профессии обнаруживают способность рано или поздно понять, чего добивается от них пользователь, командная строка «Quest» станет раз за разом выдавать на удивление вежливое, но оттого не менее бесполезное и раздражающее «I am sorry, I do not understand you». К примеру, INVENTORY для просмотра содержимого нашего вещмешка придётся всегда прописывать как минимум четырьмя первыми буквами, никаких вам «I»; то же относится и к LOOK, отвечающей исключительно за повторное выведение на экран общего описания текущего пейзажа или помещения: глагол EXAMINE игре совершенно неизвестен. Ну, хотя бы N, E, S, W, U и D традиционно позволяют переместиться в соответствующем направлении.
Если верить краткому вступлению, при возникновении желания прикарманить нечто доступное для взятия следует набирать не самую привычную команду CARRY, – впрочем, TAKE или GET также вполне сгодятся (хотя никакой реакции на подобные действия программа нам почему-то не выдаст – оценить их результативность можно лишь при повторном обращении к INVENTORY). Сохранения и загрузка доступны, однако исключительно при соответственно выходе из игры (командой END) и запуске её заново. На упоминавшемся стартовом экране говорится также о глаголе HELP, по идее позволяющем получить некоторую полезную помощь, – однако если таковая и предусмотрена, то далеко не во всех возможных ситуациях, чреватых смертельными опасностями и просто головоломными проблемами.
Которые тут, сразу скажем, будут встречаться практически на каждом шагу! Труд авторами был проделан явно немалый: к нашим услугам – более двух сотен локаций, населённых троллями, гномами, драконами, эльфами – а также шерифами, динозаврами и страховыми агентами. В подавляющем большинстве настроенными по отношению к нам отнюдь не дружелюбно... Короче говоря, по состоянию на 2025 г. даже среди мастеров Interactive Fiction мирового уровня вряд ли найдётся кто-нибудь, кто может похвастаться раскрытием всех секретов «Quest». Так что общий вердикт оказывается предельно условным, а порекомендовать данную вещь остаётся лишь матёрым ветеранам жанра, проходящим «Zork» и прочие подобные вещи вслепую за четверть часа – и горящим желанием отыскать равного им по силам противника.
- Особенность геймплея:
Парсерный ввод - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Фэнтези - Язык:
English