Windfall — один из представителей инновационной для своего времени серии игр Interactive Fantasies, затрагивающей серьёзные темы вроде кризисов, пропаганды, психологии или терроризма. По форме это симулятор, в котором игрок выступает в роли главы выдуманной нефтяной компании «Engulf Oil» и пытается превратить ограничение поставок, рост цен и конкуренцию во «внезапную прибыль» (как переводится название игры) через тонкую настройку закупок, выплат работникам и управление реакциями на действия соперников и правительства.
Позволю себе немного исторического контекста к моменту выхода игры: совсем недавно прошли два тяжёлых кризиса — 1973 и 1979 годов, когда соответственно Война Судного дня и Иранская революция вызвали перебои в экспорте ближневосточного «чёрного золота» по всему миру. Каждый из них сопровождался ростом цен на нефтепродукты, а также паникой на биржах. В США и в других странах это приводило к очередям на заправках, ограничениям продаж топлива и вмешательству государства в регулирование цен. Windfall вышла в то время, когда игроки могли ещё хорошо помнить свои недавние переживания, связанные с этими глобальными проблемами.
В основе игры лежит теория очередей — раздел математики, изучающий поведение потока заявок и времени ожидания в системах массового обслуживания. Она описывает, как производительность служащих меняет среднее время очереди, что делать, если структура перегружена, и каким образом зарплаты и цены сдвигают баланс в сторону стабильности либо кризиса. Играя в Windfall, можно не только соревноваться с конкурентами за прибыль, но и невольно усваивать основы прикладной математики и экономической теории, так как программа пытается сделать их «видимыми» через визуализацию динамики очередей.
Интерфейс разделён на шесть вкладок. Две первые — это режимы наблюдения. «Observe Service Stations» показывает на экране шесть заправок, из которых две по бокам находятся под контролем игрока, а четыре в центре — конкурирующих компаний. К станциям подъезжают автомобили и встают в очередь. Вереница машин показывает спрос на бензин при текущей цене, а также отражает, сколько времени занимает обслуживание одного клиента на этой станции. Аналогично вторая вкладка «Observe Dock Yards» показывает доки, куда прибывают танкеры с нефтепродуктами. Ожидание, задержка и обслуживание кораблей — визуальный индикатор того, насколько эффективно организованы ваши поставки. В каком-то смысле очереди у станций отображают спрос, а у доков — предложение; успех зависит от баланса между ними.
Далее идут четыре режима статистики и управления. «Service Station Statistics» представляет числовые показатели по заправкам: сколько бензина доступно на каждой из шести станций, средняя длина автомобильной очереди, запасы топлива и его цена (дополнительно к этому здесь можно посмотреть зарплату ваших работников). «Dock Yard Statistics» показывает, сколько вы платите поставщикам нефти и докерам, стабильно ли идут «караваны», а также там отмечается влияние погодных условий на задержки судов. Во вкладке «Set Prices, Wages, Purchases» можно менять цены на бензин на обеих ваших заправках, зарплаты сотрудников станций и доков, выбирать, у кого из выдуманных, но узнаваемых стран ОПЕК закупать нефть и на какой срок. Последний раздел, «Financial Status», позволяет увидеть общую финансовую картину: расходы и доходы, зарплаты, средняя цена за бензин у поставщика и на заправках. Здесь же можно купить и продать акции своей компании (увы, я так и не понял, влияет ли это хоть на что-то) и попытаться устроить ценовой сговор в отрасли на нужную вам стоимость топлива.
Стратегия сводится к компромиссам: если назначить слишком низкую зарплату работникам станций, то обслуживание замедлится, очередь вырастет, а продажи упадут. Если платить служащим больше, то придётся поднять цену топлива, что отпугнёт клиентов. Если завысить стоимость бензина — не заработаете денег, а если занизить — появится риск регулирования через сговор конкурентов. При большой закупочной цене нефти маржа уменьшится, а при низкой она всё равно надолго не сохранится, так как страны ОПЕК регулярно задирают стоимость даже при наличии контракта. Игровой процесс состоит из наблюдения за статистикой, формирования выводов и принятия решений — и всё это в реальном времени. Одна партия длится от десяти до двадцати минут; по её окончании ваше предприятие оценивается, подсчитываются прибыль или убытки и даётся итоговая оценка эффективности вашего управления за год.
Графика игры ограничивается низким разрешением, поэтому визуализация очередей и танкеров предельно условна. В остальном всё подаётся текстом с редким попискиванием динамика. Однако за простым визуальным фасадом скрывается интересная модель, симулирующая реальные экономические механизмы. Windfall — элегантная и компактная образовательная симуляция, которую я рекомендую попробовать всем, кого может заинтересовать такая узкопрофильная тема.
Позволю себе немного исторического контекста к моменту выхода игры: совсем недавно прошли два тяжёлых кризиса — 1973 и 1979 годов, когда соответственно Война Судного дня и Иранская революция вызвали перебои в экспорте ближневосточного «чёрного золота» по всему миру. Каждый из них сопровождался ростом цен на нефтепродукты, а также паникой на биржах. В США и в других странах это приводило к очередям на заправках, ограничениям продаж топлива и вмешательству государства в регулирование цен. Windfall вышла в то время, когда игроки могли ещё хорошо помнить свои недавние переживания, связанные с этими глобальными проблемами.
В основе игры лежит теория очередей — раздел математики, изучающий поведение потока заявок и времени ожидания в системах массового обслуживания. Она описывает, как производительность служащих меняет среднее время очереди, что делать, если структура перегружена, и каким образом зарплаты и цены сдвигают баланс в сторону стабильности либо кризиса. Играя в Windfall, можно не только соревноваться с конкурентами за прибыль, но и невольно усваивать основы прикладной математики и экономической теории, так как программа пытается сделать их «видимыми» через визуализацию динамики очередей.
Интерфейс разделён на шесть вкладок. Две первые — это режимы наблюдения. «Observe Service Stations» показывает на экране шесть заправок, из которых две по бокам находятся под контролем игрока, а четыре в центре — конкурирующих компаний. К станциям подъезжают автомобили и встают в очередь. Вереница машин показывает спрос на бензин при текущей цене, а также отражает, сколько времени занимает обслуживание одного клиента на этой станции. Аналогично вторая вкладка «Observe Dock Yards» показывает доки, куда прибывают танкеры с нефтепродуктами. Ожидание, задержка и обслуживание кораблей — визуальный индикатор того, насколько эффективно организованы ваши поставки. В каком-то смысле очереди у станций отображают спрос, а у доков — предложение; успех зависит от баланса между ними.
Далее идут четыре режима статистики и управления. «Service Station Statistics» представляет числовые показатели по заправкам: сколько бензина доступно на каждой из шести станций, средняя длина автомобильной очереди, запасы топлива и его цена (дополнительно к этому здесь можно посмотреть зарплату ваших работников). «Dock Yard Statistics» показывает, сколько вы платите поставщикам нефти и докерам, стабильно ли идут «караваны», а также там отмечается влияние погодных условий на задержки судов. Во вкладке «Set Prices, Wages, Purchases» можно менять цены на бензин на обеих ваших заправках, зарплаты сотрудников станций и доков, выбирать, у кого из выдуманных, но узнаваемых стран ОПЕК закупать нефть и на какой срок. Последний раздел, «Financial Status», позволяет увидеть общую финансовую картину: расходы и доходы, зарплаты, средняя цена за бензин у поставщика и на заправках. Здесь же можно купить и продать акции своей компании (увы, я так и не понял, влияет ли это хоть на что-то) и попытаться устроить ценовой сговор в отрасли на нужную вам стоимость топлива.
Стратегия сводится к компромиссам: если назначить слишком низкую зарплату работникам станций, то обслуживание замедлится, очередь вырастет, а продажи упадут. Если платить служащим больше, то придётся поднять цену топлива, что отпугнёт клиентов. Если завысить стоимость бензина — не заработаете денег, а если занизить — появится риск регулирования через сговор конкурентов. При большой закупочной цене нефти маржа уменьшится, а при низкой она всё равно надолго не сохранится, так как страны ОПЕК регулярно задирают стоимость даже при наличии контракта. Игровой процесс состоит из наблюдения за статистикой, формирования выводов и принятия решений — и всё это в реальном времени. Одна партия длится от десяти до двадцати минут; по её окончании ваше предприятие оценивается, подсчитываются прибыль или убытки и даётся итоговая оценка эффективности вашего управления за год.
Графика игры ограничивается низким разрешением, поэтому визуализация очередей и танкеров предельно условна. В остальном всё подаётся текстом с редким попискиванием динамика. Однако за простым визуальным фасадом скрывается интересная модель, симулирующая реальные экономические механизмы. Windfall — элегантная и компактная образовательная симуляция, которую я рекомендую попробовать всем, кого может заинтересовать такая узкопрофильная тема.
- Время и место:
Современность - Особенность геймплея:
Образовательная
Парсерный ввод - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
В реальном времени
Торговля
Симуляторы деятельности - Язык:
English