HIND: The Russian Combat Helicopter Simulation

HIND: The Russian Combat Helicopter Simulation
Жанр: Simulation
Разработчик: Digital Integration
Издатель: Interactive Magic
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.09 из 10
  • 9
  • 4
  • 17
Как вы думаете, может ли сама модель боевой машины повлиять на успех и популярность соответствующего симулятора? Ответ – да. Ярчайший пример тому - симулятор отечественного вертолёта Ми-24ДHIND:The Russian Combat Helicopter Simulation, разработанный Digital Integration в 1996 году. Этот коллектив уже отметился ранее выпуском отличного симулятора американского вертолёта AH64C Apache. Но между этими, казалось бы, очень схожими и фактически родственными симуляторами существует малозаметная, но очень глубокая разница – модель и боевое назначение винтокрылой машины.

«Апач» – по своему назначению это ударный вертолёт, соответственно, набор и типы симуляции миссий которого имеют довольно узкий диапазон, а доминирующим типом будет что-то вроде классического «найти и уничтожить». А что же нам может предложить многофункциональный вертолёт КБ Миля? А это очень большой набор различных типов боевых заданий, заложенных в модель: доставка группы на поле боя, эвакуация группы и раненых, минирование, авиаразведка позиций противника, огневая поддержка пехоты, бомбардировочные рейды, сопровождение транспортных колонн и звеньев транспортных вертолётов и самое невероятное – дистанционное бомбометание при помощи другого самолёта с применением лазерного целеуказания. Также дополнительным плюсом в сторону реалистичности является довольно длительное участие этой боевой машины в военных действиях вооружённых сил СССР в Афганистане. Да, на такой «богатой» основе просто трудно не создать максимально реалистичный симулятор.

Новой фишкой в игре стала высокая интерактивность. Здесь движется всё, ездят аэродромные машины, взлетают и садятся самолёты и… ходят довольно проработанные человечки-техники. Именно добавление «живых» персонажей в игру резко добавило градус реалистичности. Именно наличие в списке выполняемых задач этого вертолёта миссий по эвакуации и доставке потребовало введения чего-то живого и человекоподобного. Здесь даже попасть в солдата или мятежника из бортового пулемёта не всегда получается, поскольку они просто-напросто… убегают перпендикулярно боевому курсу вертолёта. Хорошо помню, когда подобрал первый раз группу с ранеными: «Сел метрах в ста, а более точно довольно трудно приземлиться на расчётную точку; жду, вроде как пока ничего не происходит. Но вот вижу – вдалеке медленно мерцают зелёненькие точки. Постепенно они становятся больше, и вот уже видны контуры носилок и пара солдат, которые бегом несут своих раненых товарищей к вертолёту. Но наивысший подъём в душе происходит именно тогда, когда они сами запрыгивают в ваш вертолёт и бортинженер сообщает о завершении погрузки группы на борт; тут вы увеличиваете кнопкой (а можно и рукояткой какого-нибудь джойстика – «газ») шаг несущего винта до максимума, резко взмываете вверх, глубоко чувствуя теперь свою ответственность за ребят, и уже никакие силы мятежников не помешают вам доставить их живыми домой, на базу…»

Но это ещё далеко не всё. Вы на самом деле в своей боевой машине не один. Штатно в экипаж Ми-24 входит ещё стрелок-оператор. Именно он отвечает за наводку, захват цели и боевое применение вооружения. Кстати, в реальности у стрелка-оператора также есть возможность управления вертолётом, если пилоту в бою станет вдруг «плохо». Понятно, что на живучести машины это не могло не сказаться положительно. Ваш стрелок-оператор в режиме одиночных миссий – искусственный, электронный, но справляется он со своими обязанностями очень хорошо. Вы просто переключаете вид из кабины пилота на вид из кабины оператора, - вы можете захватывать цели и по-прежнему продолжаете управлять машиной, что как раз не противоречит реальности. То есть тут даже фактически реализуется действительно существующая кнопка в вертолёте – «Управление на себя», отвечающая за переключение пилотированием между двумя членами экипажа. Надо сказать, что и в режиме вида из кабины пилота вы также имеете возможность всегда захватить цель, которую по какой-то неведомой причине «проспит» оператор. В общем, налицо полная слаженность экипажа. Ну, есть ещё один член экипажа – бортинженер: он всегда сообщит о прибытии бойцов на борт при подборе и про окончание высадки. В симуляторе реализована одна очень правдоподобная функция – перезарядка боекомплекта. Дополнительный (-ые) комплект(-ы) выбранных для миссии типов вооружения (кроме бомб) вертолёт всегда «возит» с собой, и чтобы перезарядить его, необходимо сесть и подождать некоторое время, а после того, как бортинженер сообщит о перезарядке, взлетайте и смело бросайтесь в новый бой…

Естественно, что игра, выполненная на Западе, да ещё и про образец советского вооружения, просто не может не содержать элементы противостояния Холодной войны. Да, у вертолёта есть славный период его длительного боевого применения в Афганистане. Но в Афганистане специфика противника заключалась в следующем: это была в основном пехота, вооружённая крупнокалиберными пулемётами и переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК), то есть очень мало боевой техники, которой должен изобиловать любой уважающий себя симулятор. И авторам игры, естественно, захотелось пойти дальше. А дальше было всего лишь два пути, выражающихся простыми формулами: «Soviet vs Made in USA», отвечающей запросам идеологии Великого противостояния, и совсем уже экзотической – «Soviet vs Soviet». То есть либо вы «сталкиваете лбами» образцы советского оружия, либо разыгрываете сражение Советов (или их правопреемника – РФ) с некими буржуазно-капиталистическими империалистами, вооружёнными американскими образцами вооружения и боевой техники. В принципе, после 1990 года на карте нашей некогда великой страны «горячих» точек, где происходили реальные сражения по типу «Soviet vs Soviet», можно было бы найти предостаточно, но авторы политкорректно избрали путь фиктивных псевдоисторических событий. Таким выдуманным полем боя был выбран вполне себе благополучный Казахстан. Здесь вам гарантируется отсутствие всяких там нерусских «Ф»-ов, «Апачей» и прочих «Блэкхоуков», всё вооружение только советской разработки. Ну а второй путь даже большей частью продиктован ещё и успехом созданного на год ранее симулятора вертолёта «Апач», и на арене войны, где разыгрывается конфликт Великого противостоянии между силами Запада и силами социализма, появилась реальная возможность наконец-то «столкнуть лбами» эти две самых именитых модели боевых вертолётов: Ми-24 и «Апач». Правда, таких мест, где можно было бы обыграть подобные события, на карте не так уж и много, но они есть… Корейский полуостров – территория, жёстко разделённая надвое уже 60 лет. Вот тут и можно обоснованно столкнуть в конфликте (пока ещё, слава Богу, фиктивном) образцы советской и американской боевой техники. Итак, в игре имеем три театра военных действий: Казахстан, Корея и Афганистан. Надо отметить, что карты местности каждой из арен также полностью аутентичны. Корея – прибрежный район в окрестностях Сеула и места впадения в Жёлтое море реки Ханган, Казахстан – окрестности Акмолы (ранее Целиноград, а ныне – Астана), Афганистан – соответствующая реальности гористая местность окрестностей города Джелалабада на востоке страны.

В Казахстане в середине 1990-х разыгран конфликт между правительственными силами и силами мятежников. Россия помогает силам легитимной казахстанской власти удержать ситуацию под контролем. Конфликт был спровоцирован недружественными экономическими действиями со стороны РФ (ну, конечно же, у англосаксов виновник всегда один), которая повысила цену на электроэнергию; в результате - инфляция, недовольство, мятеж в войсках, этническая междоусобица... Вторая арена – ну тут уж совсем всё экзотично началось также в 1990-е годы. Один лучезарный Руководитель одной маленькой, но очень гордой восточноазиатской республики ввиду сильных неурожаев в своей стране решил проблему надвигающегося голода до банального просто – направил свои войска для захвата продскладов в соседнем суверенном и очень экономически благополучном государстве. И третья арена. Афганистан – здесь всё основано на реальных событиях. Действие происходит в 1985 году во время проведения боевых операций в провинции Кунар на востоке Афганистана. Исторически такой год выбран ещё и потому, что у моджахедов начиная с 1984 года появились в достатке ПЗРК. А в игре количество «Стингеров» просто запредельно «удесятерено» – тут практически каждый повстанец имеет свой комплекс, и иногда так, пролетая над небольшой группой мятежников – стволов в 50, можно наблюдать дружный ракетный залп по вашей винтокрылой машине из такого же количества ракетных комплексов. Зато на такой арене боевых действий играть интереснее.

Основные настройки в игре - это детализация и симуляция. Детализация имеет широкий диапазон настроек. На самом детальном уровне есть прорисовка облачности, текстурный узор на ваш вертолёт, затенение, подробный рельеф местности, детали зданий и значительное количество отображаемых объектов. Симуляция имеет три настройки, но стоит рассказать только о последней – самой реалистичной. Здесь смоделировано очень многое: и эффект вращения винта, и возможность настоящей авторотации, и влияние выпущенных шасси на угол тангажа и скорость, а также вихревое воздействие и опрокидывание. Имеется даже возможность осуществления посадки по-самолётному на ВПП аэродрома. Управлять вертолётом в таком режиме симуляции действительно тяжело, особенно при стрельбе неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) или при прицеливании по наземным целям во время применения универсальных пушечных контейнеров УПК-23. Остальные настройки – это звук и управление в игре.

Вооружения для Ми-24 не особо много: в основном это пулемёт ЯкБ-12.7, УПК-23, НАР, фугасные, осколочные и объёмно-детонационные авиабомбы, контейнеры с минами, ПТУР 9М114 «Штурм» и ракета класса "воздух-воздух" Р-60 для работы по воздушным целям. Каждому виду вооружения найдётся свое применение в игре, тем более что не на любом из шести пилонов можно разместить тот или иной тип бомб или ракет, – тут придётся хорошо подумать, всё ещё раз взвесить и принять решение о применении наиболее выгодного типа ракет или бомб для выполнения поставленной боевой задачи.

Тому, кто далёк от технических тонкостей и кому такой симулятор кажется поистине скучным, разработчики приготовили небольшой сюрприз в виде аркадного режима. Здесь с бесконечным количеством боекомплекта вы «выбиваете» очки, в одиночку совершая налёт на аэродром (в любой из трёх арен боевых действий), битком набитый различной техникой. Вообще, это смотрится очень феерично, когда реальная боевая машина делает залп просто неисчислимым числом ракет, в действительности которых, например, не может быть установлено более 8 на пилоны.

Как уже было сказано выше, в игре реализовано большое число типов заданий. Так вот, чтобы по-настоящему освоить порою сложные задания, разработчики создали учебный центр под Саратовом, где вы будете оттачивать свои лётные навыки, прежде чем начать боевые миссии. Условно тренировочные миссии (их двадцать) разбиты на три типа: навигация, вооружение и боевое взаимодействие. Именно последний тип требует обязательной предварительной тренировки, иначе в игре вы просто не поймёте, что необходимо сделать, и, соответственно, миссия засчитана не будет. Конечно, вы можете сразу начать и боевые миссии, но нет уверенности, что вы будете способны без спец. подготовки пройти и половину из них…

Одиночные миссии – это следующий этап совершенства боевого мастерства пилота. Здесь вы будете участвовать в десяти причинно не связанных между собою боевых миссиях на каждом из трёх театров военных действий. В начале миссии брифинг, где подробно описана задача, затем - карта в планировщике, где можно дополнительно подробно посмотреть маршрут, метеоусловия, зоны действия ПВО и многое другое. Миссия может быть выдающейся, успешно выполненной либо проваленной. В постбрифинге при провале вас ожидают довольно разносные угрозы командования в лучших традициях клюквенного литературного жанра. В «разборе полётов» одной корейской миссии при вашем провале есть даже намёк на возможность бесплатного получения «горящей» путёвки в один из исправительных лагерей на севере страны. Любую одиночную миссию перед вылетом можно изменить в планировщике. Нужно отметить, что этот очень удобный планировщик заданий впервые появился ещё в симуляторе Tornado от той же фирмы Digital Integration. Здесь можно поменять и загрузку вооружения, и расположение точек маршрута, и многие другие параметры.

Режим кампании – это наивысшая ступень совершенства для пилота. Всего миссий для кампании заготовлено по 24 на каждом театре боевых действий. У каждой миссии возможны три исхода: успех, без изменения ситуации и провал. Рано или поздно причинно-следственная цепочка переключаемых по этим трём исходам между собой миссий приведёт вас либо к победе в кампании, либо к провалу с соответствующими оргвыводами командования.

В игре есть учётный журнал. Каждый пользователь может «завести» себе нескольких пилотов. Причём если пилот насмерть разбивается, то такая запись становится неактивной навсегда. Если пилот разбивается (ранен при крушении), попадает в плен или пропадает без вести, то запись становится неактивной от 24 до 48 реальных астрономических часов! Но не пугайтесь, после неудачного или удачного окончания миссии всегда будет появляться запрос на занесение результатов в журнал пилота.

Многопользовательский режим в игре бывает двух типов: сетевая игра и режим двух игроков. Сетевая игра позволит вам даже сойтись в воздушном бою с вертолётом «Апач», поскольку сетевые протоколы этих игр идентичны. В сетевой игре (до 16 игроков) вашему вниманию представлено два развлечения: захват флага и Deathmatch (все миссии в Корее). Гораздо интереснее режим двух игроков, когда можно стать стрелком-оператором или ведомым и вместе со своим другом пройти все одиночные миссии и дополнительные миссии для Кореи, где, как вы догадались, также можно встретить всё тех же крепеньких «Апачей».

Графика в игре довольно аскетична, но всё же – приятна. Я увидел текстуры только на Ми-24, у остальных объектов только закрашенные полигоны. Но такой тип графики совсем не портит игру. В игре также реализованы лёгкий и густой туман. Залетая за нижний край облачности, вы окажетесь в туманной облачной дымке, и, когда далее подымаетесь вверх, она постепенно рассеивается. Есть реализация бликов на стеклянном многофункциональном дисплее от заходящего солнца. А как красиво в игре реализованы звёзды в ночных и особенно предутренних вылетах…

Звук в симуляторе дополнительно добавляет мощный градус реалистичности. Здесь есть многочисленные сообщения об отказах и опасности от речевого информатора, выполняемые приятным женским голосом, есть бодрые и точные сообщения стрелка-оператора, ответы ведомых, нескончаемые радиопереговоры между бортами в эфире. К сожалению, первая DOS-версия игры в плане воспроизведения звуков была не безгрешна, особенно если вдруг много звуков налагались друг на друга при воспроизведении, поэтому в последующей WIN-версии игры значительная часть звуков (радиопереговоры и другое) во избежание появления «хрюкания», по-видимому, была «заглушена» разработчиками. Поэтому WIN-версия этой игры существенно менее атмосферна в плане именно звуков, чем DOS-версия. А какая же хорошая музыка в меню игры! Фоновая тема – гнетущая и мрачная военная мелодия, явно навеянная худшими шаблонами западных литературных произведений периода Холодной войны про кровожадные Советы. Когда вы оканчиваете миссию, то звучит более бодрая, но, опять же, военная мелодия, а вот когда вы разбиваетесь, то трагичность мелодии действительно заставит скорбеть любого, даже вас…

Но миссии в игре вы будете проходить не за просто так. В зависимости от пройденного количества успешно выполненных боевых миссий вы продвинетесь по служебной лестнице от сержанта (а их в вертолёт-то пускают?) до полковника, а за дополнительную доблесть и количество выдающихся миссий вас ещё и наградят орденом Красной Звезды или орденом Ленина. А тех, кто пройдёт все одиночные миссии и все кампании, неминуемо ждёт награждение, внимание… Звездой Героя Советского Союза! Найдите ещё игру, где можно будет дослужиться до таких высот.

Ну и напоследок – клюква. Да-да, ею игра просто изобилует, и это редкий случай, когда такой нюанс не портит игрового настроя совсем, а скорее – радует. Здесь явно клюквенный шрифт надписей в меню с некоторыми не совсем латинскими буквами («U»=«Ц», «W»=«Щ», «U»=«Г перевёрнутая» (о ужас!)), причём непонятно, из каких исторических соображений эксклюзивно для немецкой версии симулятора выполнены дополнительные шрифтовые «навороты»: буква «И» заменяет «N», а «Я», соответственно, - «R». Но самый чудовищный зашкал параметров удельного клюквосодержания – это употребление такого ёмкого и родного для нас слова, как «Товарищ». В брифингах и речевых сообщениях абсолютно без повода на то в виде единственно возможного обращения с постоянством фундаментальной константы применяется это слово. Ну, к примеру, в каком таком бреду можно было придумать в обычных боевых радиопереговорах пилотов такое: «Comrade, can you hear me,» – «Товарищ, ты меня слышишь?». И таких примеров - я не поленился подсчитать в речевых сообщениях – 40 раз из 399. А в брифингах миссий – абсолютно в каждом, хотя бы однократно.

Моё личное мнение – это лучший симулятор от Digital Integration, лучше и революционней этого они уже не делали.
Автор обзора: WERTA
Apache, iF-16 Fighting Falcon
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Игра известная, игра популярная, игра отличная, и, как мне видится, про игру все что можно сказать хорошего - всё уже сказано. :)
Недавно проходил её опять, в который уже раз, и, мне кажется, что когда-нибудь сделаю это снова. И снова и снова :)

Но вот хочется мне всё-таки игру и поругать немного. Тоже есть за что.

- Во первых и главных: это очень раздражающая способность вражеских вертолётов и самолётов стрелять по тебе издалека ПТУРами, то есть ракетами, которым твои flares/chaffs не интересны. Причем они это делают из такого далека, что они сами даже ещё не отрисовываются графикой. Только видно появляющиееся на фоне чистого неба черные точечки (ракеты игра отрисовывает дальше чем юнитов) и понимаешь что у тебя есть 2-3 секунды чтоб спрятаться за неровность грунта или какой-нибудь другой объект - иначе все, отлетался.
Это никак не объяснить логически: ладно там, допустим, можно предположить что американские истребители и вертолёты обладают более совершенной радиоэлектроникой и поэтому замечают тебя дальше, но больше всего от этих "ПТУРов из чистого неба" страдаешь в миссиях в Казахстане, где много открытого места и тебе противостоят такие-ж МИ-24 как и ты.

- Второе: несбалансированный набор оружия, большинство из которого нет никакой нужды использовать. Все эти разные бомбы, 50мм ракеты - они для чего вообще? Всё в игре решается пулемётом, 80мм ракетами и ПТУРами.
А миноразбрасыватель вообще является оружием чисто для миссий по установке мин - просто так он не работает. Его можно взять, мины из него можно разбрасывать, но никто на них не взрывается. Я уж как их не сыпал на пути бегущих толп пехоты и техники - всё без толку.
И примечательно, что этот безтолковый миноразбрасыватель в игру добавили, а вот, например, подвесные топливные баки, несмотря на их очевидность, востребованность и историчность - нет.
Ну вы знаете - эти советские постоянно все подряд где попало минируют с вертолётов, потом мирное население подрывается годами. Миссии по депопуляции упоминаемые в брифингах в афганской кампании не дадут соврать.

- Третье: это какая-то неопределённость с нацпринадлежностью пилота. В двух компаниях ты советский/российский пилот, а в третьей, внезапно, становишься северокорейским летчиком. Ну сделали-бы, я не знаю, чтоб или в каждой компании ты играл за разных людей - за советского летчика, казахского пилота-лоялиста и представителя северокорейских ВВС соответственно, или сохранили-бы уж преемственность личности пилота на все компании. А то ни туда, ни сюда.

- Четвёртое: какой-то сумбур с логами пилотов и настройками игры. Если пилот погиб, им все равно можно играть и проходить компании, и даже есть шанс его оживить (если умело слить миссию и перевести его в статус раненого или пленного - то он потом снова станет Active через 24 или 96 часов соответственно). Ну и возможность в любой момент менять настройки сложности управления и злобности врагов. Это все превращает игру в какую-то песочницу, нивелируя весь челендж.

- Пятое: игра скудно хвалит игрока за его достижения. Три медальки и четыре повышения звания - это мало. Очень мало. В том-же LHX: Attack Chopper, помнится, кучу медалей насыпали за успешные миссии и даже, помню, давали "Пурпурное сердце" за ранение.

- Шестое: отсутствие мотивации как-то стараться и совершенствоваться чтобы, например, пройти игру с самыми злыми врагами и "экстремальным" управлением. Потому что никак эти подвиги игрой не оцениваются.

- Седьмое: игра не знает чем хочет быть - пытается усидеть на двух стульях: быть и пилотажным симулятором и "боевичком про вертолеты", с, типа, гибкой настройкой под игрока. В результате первое получилось посредственно (ни взлёта "по самолётному" с полной нагрузкой, ни самому ПТУР наводить, например; да и сам игровой мир не настроен под такой геймплей), второе неплохо, но моглобы быть лучше (см. пункты выше).
Рекомендуется обработать DirectDraw_Compatibility_Tool'ом если палитра в игре глючная. А так игруха грамотная.
как то, когда то случайно купил диск досихпор сдуваю пыль с него. лучше вертолетного симулятора небыло.... как то с братом по мадему пробовали были страшные тормаза )))... но игра досихпор Классная....
Что меня удерживает от оценки "Лучший хеликоптеросимулятор" и хайнда и апача, что оператор слишком быстро находит цели, даже в труднодоступных местах. А так это второй хит после LHX... DI были лучше всех...
Отличный вертолетный сим, сейчас осваиваю понемногу. Интересно, что для того, чтобы правильно закончить миссию, нужно сесть не просто на своей базе, но именно на той площадке, с которой взлетал. Сурово... куда там всяким Gunship'ам :)