Pitfall: The Lost Expedition

Pitfall Harry
Pitfall: The Lost Expedition
Жанр: Action
Разработчик: Edge of Reality
Издатель: Aspyr Media
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.75 из 10
  • 3
  • 4
  • 17
Каждому поколению нужны свои герои. Другое дело, что память поколений не так крепка, как может показаться, и этим откровенно пользуются воротилы, продавая те или иные вещи в новых обёртках. Бесконечный поток сиквелов, римейков и каверов эксплуатирует девственное сознание юных умов, заставляя думать, что в руках/ушах/перед глазами у них оказалось нечто уникальное и по-настоящему ценное.

Когда Дэвида Боуи спрашивали, почему он так любит исполнять кавер-версию на Man Who Sold The World от "Нирваны", он грязно ругался по этому поводу. И тут нечему удивляться — песня вышла из-под его пера за двадцать лет до появления гранджа как такового...

Здесь у нас ситуация особенная. Большая часть замшелой аркадной классики идейно никогда не выходила за пределы своих оригинальных шкафов. Были вариации на тему, да. Но если основная механика проста как три аккорда, то куда ей прогрессировать? Ну Breakout в 3D, ну Pac-Man с разными уровнями, ну ещё что-то, но из-под новых прикидов всё равно слишком торчали привычные каркасы.

Pitfall немного вырывается из этой когорты. Всё-таки дав рождение не только идее, а фактически жанру, который доминировал над экранами компьютеров и приставок ваших прабабушек добрые 15 лет, он показал, что не только на автоматах куются настоящие хиты. Вторая вылазка в дивный новый мир произошла в 95-м — когда успели отточить и художественные, и геймплейные приёмы, и Питфолу оставалось разве что прилежно копировать витающие в воздухе идеи, одинаково надеясь вместе с толпой проникнуть на вершины чартов продаж и одновременно опасаясь в них затеряться.

Проехавшись ещё на декаду вперёд, Pitfall проснулся совсем в другой эпохе. Опасной и идеологически чуждой. Эпохе, где стелс-миссии — это факт, где боязнь инноваций сковывает движения и игры должны раскрывать все возможности дуалшока. Встречает нас вытаращенными, на волосок от выпадения глазами. Эпохе, где ему уготовано быть одним из, но точно не первым. Трупу делают укол адреналина - и вперёд на сцену, делать шоу.

С поднятия занавеса нас встречает попытка украсть сымитировать знакомую по фильму об известном археологе мелодию, но быстро уклоняется от копирайт-угроз в музыкальную обыденность, что на сколько-то применимо и к игре в общем. Pitfall: The Lost Expedition - это 3D-платформер с элементами, как это принято говорить, метроидвании, правильнее сказать - бэктрэкинга или ходьбы взад-вперёд. Чтобы свернуть на очередном перекрёстке, надо иметь сапоги, факел, уметь грозно топать или стрелять из рогатки. Всё это обретается по ходу беготни по джунглям в строго определённом порядке. Кроме этого не воспрещается на добытую игровалюту приобретать апгрейды, изучать спецприёмы и пополнять жизни.

Но вот ведь что — всё, что было в 82-м году, вроде есть и здесь: крокодилы, лианы, расселины, туземцы и сокровища. Надо думать и о всяческих ловушках, и об озлобленных аборигенах, не наступая при этом в чью-либо пасть и решая несложный паззл. Платформенная механика сделана неплохо и, собственно, является тем, что даёт продолжать проявлять интерес к игре. Питфол остаётся Питфолом, несмотря на все посторонние элементы, которые раньше были нормой в Tomb Raider и других, более серьёзных 3D-экшенах.

В эру незадачливых авантюристов, норовящих удавиться на первой же лиане, P:TLE идёт на уступки: падения в пропасти или в стаю пираний нелетальны, а лишь возвращают героя на предсмертную позицию и съедают одну единицу его здоровья, которое можно: а) увеличить в объёме; б) восстановить в любой момент из фляжки, которую можно: а) увеличить в объёме; б) наполнить заново на любом уровне. При критическом невезении — автозагрузка с последней кат-сцены (не уровня). Такое не по-аркадному простительное отношение к ошибкам позволяет скрывать недостатки в балансе и дизайне уровней.

Как платформенная забава P:TLE терпим, но, как только появляются сюжетные заставки, начинают ныть виски. Действующие лица: матёрый наставник, заклятый враг, любовный интерес, рассеянный ягуар в виде комедийного элемента… Все тужатся, пуча глаза для пущего смеха, выпуская наружу ахинею. Но, по крайней мере, истязания синематографом происходят не слишком часто, и их можно пропустить.

Консольная судьба типично дурно сказывается при переходе на ПК. Во-первых, без геймпада тут делать вообще нечего - разработчики от недостатка опций прикрутили целых четыре телодвижения для поднятия предметов, да и не всех, а только сокровищ; во-вторых, тяжёлое наследие голодающих видно и по 2D-, и 3D-части: первая неестественно растянута, а вторая страдает недоеданием. Измотанное тело пошатывается, угрожая упасть на рабочий стол. Что, впрочем, иногда и происходит. Да, в лучших консольных традициях здесь отсутствует возможность нормального сохранения. Уровни небольшие, порой крошечные, но всё-таки ленивое портирование проявляется и здесь.

P:TLE — в своей базе неплохая игра, другое дело, что ничего нового в себе не несущая (в конце 90-х — да, но к середине 00-х — уже нет), и большинство новых фич прибито явно для наполнения ростера. На ПК такие полноразмерные платформеры были нечастым явлением, но на консолях вряд ли бы он смог составить конкуренцию газзилионам трёхмерных экшенов самой разной направленности и качества.

Новое поколение тепло приняло очередную инкарнацию Гарри Питфола. Получив широкую огласку в прессе, люди посмотрели, оценили и забыли по достоинству. Прошёл ещё один цикл, на дворе 2015-й год, однако новых пространственно-временных прыжков не наблюдается.
Автор обзора: Virgil
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Veroyatnolevlev, большое спасибо: совершенно непонятно, как так могло получиться, что мы его не добавили.
Ключ добавлен, вы указаны предоставившим.
Примите, пожалуйста, искренние огромные извинения за данную ситуацию.
При запросе серийного номера введите это: M7865G7CWS843DZ9
Да это лучший 3д-зельдоид на православной платформе (за неимением консолей), использующий возможности двух аналоговых стиков по полной (на клавиатуре, конечно, пришлось помучиться) + эксклюзивная шейдерная водичка (Pixel Shader 3.0 only, так что насладиться в своё время тоже не удалось). Пройти до конца по каким-то причинам не получилось, но впечатления остались самые хорошие.