Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I

Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I
Жанр: Quest
Разработчик: ICOM Simulations
Издатель: ICOM Simulations
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.67 из 10
  • 2
  • 2
  • 12
Конец 1980-х годов ознаменовался немалой популярностью Шерлока Холмса и доктора Ватсона в качестве героев игр в жанре Interactive Fiction – что для персонажей популярных литературных произведений совсем и не удивительно. Но ведь и в кинематографе их приключения пользуются не меньшей известностью, – а потому они не замедлили появиться на персональных компьютерах и в полной свой визуальной красе. «Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I» была не только одной из первых в мире PC-игр на CD-ROM, но и первой в истории полномерной FMV-адвенчурой: если за два года до этого «Mean Streets» могла похвастаться лишь использованием оцифрованного видео с персонажами на рисованных фонах, то в проекте ICOM Simulations всё приключение было целиком воплощено в видеороликах с участием живых актёров.

Как и в случае с другим пионером, «The Case of the Cautious Condor», также неожиданно резво освоившим новый тип носителя, появление игры в не самом ещё распространённом формате DOS CD-ROM объяснялось её выходом для прогрессивного на то время японского компьютера FM Towns. Зато сразу после этого «Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I» была издана на множестве других платформ (включая даже консоли): Macintosh, CDTV, TurboGrafx-CD и Sega CD; в 1999 году вышло намного более совершенное переиздание для DVDi, а в 2012-м усилиями основанной авторами оригинала компании Zojoi видеоприключения Холмса и Ватсона появились на iPad и в Steam – в ещё более улучшенном виде (пусть и как три отдельные главы) и при этом по вполне пристойной цене: рекомендуем! Кроме того, состоялся выход и нескольких продолжений, на что намекает цифра 1 в названии игры, – но с ними можно познакомиться и на нашем сайте, на посвящённых им страничках.

Разумеется, первым делом обратим внимание на само видео: пожалуй, сегодня оно выглядит не таким уж и продвинутым – видеоролики отображаются в небольших окнах с миниатюрным разрешением 160×100 – что ровно в четыре раза меньше размера основного экрана игры. Однако в 1991 году такое чудо компьютерных технологий, должно быть, впечатляло не на шутку: живые люди в качестве героев игры! Роли Холмса и Ватсона исполнили соответственно Питер Фарли и Уоррен Грин – имена совсем неизвестные: во всяком случае, помимо серии игр от ICOM Simulations эти актёры нигде больше так и не отметились. Зато уровень исполнения у них совсем даже не любительский: конечно, это не родные Ливанов с Соломиным, но оба героя выглядят достаточно убедительно и даже аутентично. Хотя Ватсон, наверное, немного старообразен: да, он по-своему обаятелен, и само его постоянное присутствие в кадре игры, названной именем одного только Холмса, как и активнейшее участие в ходе всех расследований, не могут не радовать (снова напоминая нам об отечественной традиции трактовки классических образов), – но как для холостого ещё доктора он выглядит слишком уж толстоватым и лысоватым. Исполнители второстепенных ролей, их костюмы и декорации интерьеров также оставляют по себе самое приятное впечатление своей красочностью и аутентичностью; понятное дело, что масштабных сцен на улицах столицы викторианской Англии с участием массовки мы здесь не увидим, и всё FMV сводится к неспешным диалогам Холмса и Ватсона и к их чисто камерным беседам со свидетелями или подозреваемыми. События прошлого, о которых рассказывают нам собеседники, реконструируются здесь же, прямо в роликах, посредством статичных и в меру стильных рисунков; сопровождающая видеофрагменты музыка, как правило, превосходна. Окошки с FMV-содержимым снабжены управляющими кнопками – остановить, поставить на паузу, перемотать на начало; при желании видеофрагменты можно и сразу пропустить, нажав ESC. Сожалеть при этом можно лишь об одном: за исключением упомянутого издания 2012-го года, субтитры к видеоматериалам и к озвученному режиму обучения напрочь отсутствуют, так что восприятие на слух английского языка оказывается одним из самых обязательных системных требований.

Собственно же геймплей представляет по сути своей компьютеризацию ещё одной, помимо известной «221B Baker Street», настольной игры про великого викторианского сыщика – одноимённой «Sherlock Holmes: Consulting Detective» от Sleuth Publications, впервые изданной в 1981 году. После вступительного ролика в исполнении Холмса, рассказывающего нам о разгуле преступности в городе контрастов Лондоне и о том, как выпуски «Таймс» и регулярные и нерегулярные «части» помощников помогают ему с нею бороться, а также и опционального обучающего экрана нам даётся на выбор три дела. Узнав некоторые подробности из вступительного ролика, мы должны ознакомиться с газетными материалами по текущему вопросу, свериться с картотекой – и посетить несколько ключевых мест или свидетелей, дабы сопоставить между собой их показания и обнаружить нужные улики. А в результате – успешно раскрыть преступление, представив картину произошедшего в суде.

То, как всё это будет происходить на практике, помогут понять восемь рисованных элементов интерфейса, расположенных по краям основного окна с картой Лондона посередине (которая служит здесь всего лишь фоном). Книга с профилем Холмса слева вверху вернёт нас в главное меню для сохранения и загрузки (игра не требует инсталляции и запускается прямо с CD, но при желании может записать прогресс решения каждого из трёх дел на жёстком диске), а также для переключения на другое расследование. Ниже расположена «Записная книжка» – как ни странно, далеко не самый полезный предмет: содержащиеся в ней сведения всего лишь дублируют информацию из следующего пункта - «Каталога», обозначаемого большой буквой D. Копировать оттуда некоторые записи в записную книжку имеет смысл разве что по причине объёмности закаталогизированных для нас данных: в алфавитном порядке здесь перечисляются персоналии и организации Лондона и не только – в числе более двух сотен! Так что, несмотря на понятные ограничения интерактивности в адвенчуре, где основной сюжетный материал представлен в виде заранее отснятого видео, некоторый выбор в отношении возможных действий игрока здесь всё же имеется – и функции этого последнего не сводятся к одной только роли зрителя.

Именно «Каталог» оказывается нашим главным инструментом в расследовании: все возможные подозреваемые числятся именно здесь. Разумеется, большинство приводимых имён с текущим нашим делом никак не связаны – от русского политэмигранта-анархиста, некоего Владимира Боткина, до сэра Чарльза Баскервилля (ещё живого) и мисс Мэри Морстен (ещё незамужней). Обратите внимание, что все эти подробности в самом каталоге не содержатся: он представляет собой лишь перечень имён, которые можно выделять, – и это позволит использовать три других элемента интерфейса, которые отображаются справа вверху (и которые до такого выделения неактивны). «Картотека Холмса» поможет освежить в памяти известные сыщику подробности о том или ином лице; изображение кареты позволит Холмсу с Ватсоном (иногда вместе, иногда по отдельности) лично отправиться к нему в гости (или же на место преступления, для поиска улик); ну а портрет Виггинса (или другого лондонского беспризорника) пошлёт по этому адресу отряд «нерегулярных частей с Бейкер-Стрит» (что часто является более надёжным способом сбора информации, чем визит сыщика, приводя пусть и не к видеовставке, но к получению нами определённой информации).

Понятное дело, что далеко не все двести с лишним (конкретное число зависит от дела) адресов и явок снабжены соответствующими роликами с допросами свидетелей и подозреваемых: в большинстве случаев, когда выбранное нами лицо (или организация) не имеет никакого отношения к текущему расследованию или же не входит в перечень постоянных информаторов, корреспондентов и друзей Холмса, – таких как тот же Лестрейд, редактор «The London Times» Генри Эллис или главный химик Криминологической лаборатории Х. Р. Мюррей, – непременно присутствующих в каждом деле (и отснятых в видео), – то и Виггинс с компанией ничего там не обнаружат, и Холмс с Ватсоном наткнутся по прибытии лишь на запертую дверь: никого нет дома! Подсказать, кого из десятков известных нам по каталогу лиц стоит навестить в первую очередь, поможет ещё один элемент интерфейса, «Газеты», чей значок красуется слева внизу. Что примечательно: эти самые газеты, номера «Таймс» от разных дат 1888–1890 годов, поставлялись в распечатанном виде в комплекте с игрой. Пусть уровень их полиграфии и не такой качественный и аутентичный, как у «The Thames» из «Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels», содержание примерно похоже: многочисленные объявления о рождениях, смертях и браках, вести из-за рубежа и прочие новости, создающие атмосферу викторианской Англии, но главное – статьи и заметки, непосредственно связанные с предметом нашего исследовательского интереса. Просматривать их можно не только в реальном мире, но и в самой игре, в электронных копиях (правда, там это делать не столь удобно, потому как увеличить для просмотра можно лишь несколько строк за раз).

Согласно руководству пользователя, каждое из трёх дел точно датировано – и номер «Таймс» за соответствующее число оказывается особенно полезен (хотя и предшествующие по времени выпуски часто могут пролить некоторый свет на происходящее). Первое приключение, озаглавленное «The Mummy’s Curse», разворачивается 12 апреля 1889 года. В течение некоторого времени сразу трое египтологов подряд гибнут загадочной смертью, – и корреспонденты берут на себя смелость предполагать, будто виновником является древняя египетская мумия! Доктор Ватсон, как человек науки, не может молчать – и даже публикует в газете заметку с протестом против попустительства суевериям, которую мы и читаем во вступительном ролике. Как не трудно догадаться, Холмс становится на нашу сторону – и подозревает, что настоящий убийца всё же несколько моложе… Второй примечательный случай, «The Mystified Murderess», датирован 4 июля 1888 г. (как видим, хронология здесь не соблюдена – да и проходить «дела» можно в любой последовательности). Молодая женщина арестована по обвинению в убийстве своего жениха – но она утверждает, что не помнит ничего, что случилось с ней в день преступления, – и мы постепенно склоняемся к мысли о её невиновности. Третье смертельное убийство названо «The Tin Soldier»: 10 июня 1890 г. кто-то убивает старого генерала, и для обнаружения виновника приходится анализировать как прошлое жертвы, так и необычную расстановку оловянных солдатиков из коллекции покойного…

В любом случае нашей целью оказывается выяснение полной картины произошедшего – и передача дела в суд, обозначенный на основном экране игры правой нижней иконкой. Игра не может проверить, читали ли мы газеты и правильно ли наше конечное мнение, – но если мы не совершили минимального количества визитов нужным лицам, то в суд нас просто не пустят. Если же с этим у нас всё в порядке, то мы попадаем на приём к королевскому судье, который задаёт нам некоторое количество вопросов: о личности убийцы (или убийц, или вора, – если речь идёт о нескольких преступлениях или же о краже) – и его мотивах. В первом случае нужный ответ мы выбираем из «Каталога» или «Записной книжки», а во втором – из нескольких предложенных нам вариантов. При правильном решении мы возвращаемся на Бейкер-Стрит – и смотрим видеоролик, в котором Холмс по традиции поясняет поражённому Ватсону, насколько в этом деле всё было элементарно.

Увы, основным недостатком «Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I» оказывается её продолжительность: при желании пройти каждое дело можно буквально за несколько минут – нанося визиты в пределах того самого необходимого минимума: как правило, чтобы успешно завершить то или иное расследование, достаточно посетить всего четыре-пять адресов! Конечно, догадаться с первого раза, на чём именно следует сосредотачивать своё внимание, не так-то просто, – но игра сама подталкивает нас к этому решению, выдавая в завершение число набранных нами очков сравнительно с «очками Холмса» (который никогда не отвлекался бы на посторонние дела и на тупиковые пути).

Тем не менее это видеоприключение определённо заслуживает внимания и высокой оценки даже с учётом краткости собственно геймплея: изучать газетные материалы и знакомиться с информацией из картотеки Холмса интересно и просто так, без ориентации на получение оптимального количества очков (а если действовать методом перебора всех возможных вариантов, то прохождение способно занять далеко не один час). Видеоролики пусть и не столь многочисленны, но поражают как неплохим качеством (если не в техническом, то в художественном отношении), так и самим своим наличием в игре, датированной 1991 годом. Однозначно рекомендуется как любителям FMV-квестов, так и поклонникам Холмса и Ватсона – с той уже упоминавшейся оговоркой, что для отображения субтитров стоит обратиться скорее к изданиям 2012 года, вполне доступным в продаже, – заодно можно будет насладиться возросшим в разы качеством видео и поддержать авторов материально.
Автор обзора: Uka
DVDi (Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Первый в истории fmv квест вышел далеко не комом. Отличный детектив, состоящий из трех разных дел. Я бы даже сказал отличное видео-пособие для начинающих детективов. Установление фактов, поиск улик, проверка алиби и конечно же определение мотива преступления - все увлекательно и интересно. Минусы: достаточно архаичная графика и видео в мизерном окошке (хотя сделаю скидку - это 91 год!!! Когда многие наслаждались "электроникой" "ну погоди!", и немногие - пределом мечтаний бк 0010), непонятная система подсчета очков, казалось бы, чем больше мест вы посетите и чем больше обстоятельств дела вы установите, тем лучше... здесь же почему-то все наоборот. И наконец огромное количество диалогов без субтитров, нелегко наверное даже носителю языка, потому как даже ему не всегда удастся разобрать речь американских актеров, пытающихся говорить с британским акцентом.