Мы наш, мы новый мир построим

(Anno 1602. Creation of a New World)
(другое название – «1602 A. D.»)

Вместо вступления​

Почти десять лет назад, когда деревья были большими, а размеры жестких дисков относительно маленькими, мне посчастливилось поиграть в чудеснейшую игру. Нет, она называлась не «Anno 1602» (возможность создать «новый мир» мне представилась несколько позже), а «Caesar 3». Возможность управлять городком, строить на его территории домики всех видов и мастей, производить чашки-ложки-поварешки, мебель и другие предметы быта, распределять все это добро между жителями своего города и продавать жителям чужого, развивать инфраструктуру, собирать налоги, воевать с галлами и карфагенянами в свое время привела меня в неописуемый восторг. После этого мне довелось познакомиться с кучей других стратегий, рилтаймовых и пошаговых, ориентированных на развитие вверенной игроку территории и на ведение боевых действий, стратегий, действие которых происходило в псевдосредневековых мирах и в далеком будущем не менее далекой галактики, но восторг, вызванный третьим «Цезарем», проходить не желал. Экономические стратегии со значительно ослабленной боевой частью и некоторым уклоном в историю я до сих пор предпочитаю всем остальным. Абсолютный клон «Caesar 3» «Pharaon» и не абсолютный, но тоже по большому счету клон «Zeus», понравились не меньше. Даже больше, потому что в городах Эллады и Древнего Египта появилось замечательное изобретение, которое русификаторы называли «дорожным блоком» либо «заставой». С помощью этого чуда человеческой мысли можно было запрещать греческим и египетским сотрудникам правоохранительных органов и службы водоканала ходить, куда им заблагорассудиться, и оставлять добропорядочных жителей без охраны и воды, тем временем как их римские коллеги нередко отправлялись бесцельно бродить по большим дорогам, что причиняло уйму неудобств и горожанам, и мне. Игра «Anno 1602. Creation of a New World», о которой далее пойдет речь, тоже унаследовала немало фирменных «цезаревских» черт, включая изменение дизайна домиков в зависимости от того, какие товары-услуги получили его жители, и возможность полюбоваться на одинаковых мужичков с тележками, перевозящих нажитое непосильным трудом барахло из одного места в другое, так что сравнений со «старшим братом» ей не избежать; но, несмотря на всю «похожесть», «Anno 1602» является не клоном вроде «Фараона» или «Зевса», а самостоятельным проектом со своими, как говорится, фишками и плюшками.

Города, которых не было​

В «Anno 1602. Creation of a New World» игроку дается шанс попробовать себя в роли основателя одной из первых колоний поселенцев на территории нынешних Соединенных Штатов. Пробовать себя можно как в кампании, так и в режиме Continuous Play, имеющем разные степени сложности, не обошлось и без мультиплейера. Правда территорию Соединенных Штатов разработчики из «Max Design» представляют себе довольно своеобразно: вашим пилигримам придется селиться не на материке, а исключительно на островах, не имеющих ничего общего с изображенными на географической карте кусками суши. Таким образом, степень соответствия игры историческим реалиям по сравнению с «Фараоном» и третьим «Цезарем», где нам предлагалось управлять действительно существовавшими городами, была в значительной степени снижена. В общем, непонятно откуда взявшиеся пилигримы приплыли к берегам непонятно откуда взявшихся островов и выстроили на них колонии, о которых никто никогда не слышал. Только по названию, в котором присутствует цифра 1602 (год основания первого поселения англичан в Новом Свете), можно понять, что действие игры происходит на планете Земля, а не в одном из параллельных миров. Чтобы вам одним не было скучно и было с кем поторговать и повоевать, на одной карте с вами будет развиваться несколько городов (их число колеблется от одного до трех), управляемых в одиночной игре компьютером. Глобального режима «Цезаря» и «Фараона», в котором игрок прокладывал торговые пути и мог наблюдать за передвижениями вражеских армий, тут нет. Кроме того, на некоторых островах могут располагаться колонии аборигенов. С ними тоже можно торговать и воевать. Впрочем, увлекаться ролью Кортеса я бы вам не советовала: мало того что вы лишитесь одного из самых надежных торговых партнеров, так еще и туземному шаману может приспичить устроить на территории вашей колонии маленькое извержение вулкана. Разумнее будет с краснокожими не связываться.

Замечательная возможность отправить несколько тонн табака на родину или вывезти оттуда новую группу желающих полюбоваться на красоты Нового Света, имевшаяся, например, в древней «Колонизации», в «Anno 1602. Creation of a New World» отсутствует. Связь с внешним миром тут олицетворяют непонятно откуда берущиеся Free Traders (что-то вроде купеческих караванов из цезареподобных игр) и пираты (аналог диких галлов и гиксосов). К несомненному минусу игры можно отнести весьма скромные размеры вашего поселения, его территория определяется «зоной действия» первого построенного вами здания (это Warehouse, нечто вроде склада, на котором хранится все, что было произведено в мастерских и на плантациях). Учитывая, что половина «зоны действия» приходится на морские просторы (Warehouse строится на берегу), почувствовать себя мэром мегаполиса вам не удастся. Зато к несомненному плюсу – возможность построить такое количество городов и сел, какое позволит число островов на карте. При этом для комфортной жизни подданных совершенно необязательно в каждом из поселений развивать абсолютно все отрасли народного хозяйства и промышленности; достаточно остановиться на трех-четырех сферах деятельности, а недостающие предметы быта везти из других сообществ, находящихся под вашим контролем.

[​IMG]
Колония чудесно обходится без промышленных предприятий. Все необходимое импортируется. Население в 108 человек, по всей видимости, в полном составе торгует на рынке.

Что нам стоит дом построить​

Принцип, по которому создаются жилые дома и хозяйственные постройки, в чем-то схож с тем, что использовался в «Caesar 3». А в чем-то, впрочем, и не схож: одними местными тугриками (названия денежных единиц в «Anno 1602» почему-то отсутствуют, еще один нож в спину исторической достоверности), как в «Цезаре», вам не обойтись. Для всех без исключения строений понадобится дерево, для многих – камень и инструменты (tools), без последних не обходится и апгрейд жилых домов Использование различных материалов и «тулсов» заставляет вспомнить замечательную игру «Settlers», но не надейтесь, что в «Anno 1602» строить какой-нибудь ликеро-водочный завод прибежит веселая толпа человечков, которые долго будут копать яму под фундамент, а потом колотить молотками по стенам. Здания появляются на карте уже готовыми, фабрики-заводы немедленно приступают к работе. И это вполне по-цезаревски. Не помню, как обстояло дело с использованием камня-дерева в игре-основоположнике, но в «Зевсе» сырье требовалось только при строительстве храмов, а в «Фараоне» - пирамид; в общем, дополнительные ресурсы шли исключительно на возведение памятников культуры, для всего остального было достаточно некоторой суммы денег.

При игре в «Anno 1602» следует учитывать, что практически каждая постройка имеет фиксированную область, на которую будет распространяться деятельность ее персонала. Например, если вы решили построить лесопилку, постарайтесь расположить ее на территории колонии таким образом, чтобы в подсвеченной зоне оказалось как можно больше деревьев, если их будет недостаточно, дровосеки начнут слишком часто предаваться безделью. Кстати о дровосеках и прочих трудящихся: в «Anno 1602» успешная работа фабрик-заводов почему-то совершенно не зависит от количества населения. Рынок, три лесопилки, шесть ферм и мастерская по производству ткани работали у меня с одинаковой производительностью что при населении в 17 человек, что при населении в 117 человек. Размеры зарплат игрок тоже устанавливать не может, в окне информации для каждого здания изначально указано, во сколько тугриков обойдется его эксплуатация. Жилые дома, разумеется, надо строить с учетом того, попадут они в зону действия церкви, рынка, пивнушки и т. д. или нет (похожая на эту система применялась во второй части «Цезаря»). С одной стороны, это довольно удобно: не нужно мучаться с «дорожными блоками» и кусать локти, глядя на то, как торговец с рынка вместо того, чтобы нести еду клиентам на дом, идет куда ноги несут, а жители злятся и бегут прочь из города, после чего половина предприятий вследствие недостатка рабочей силы прекращает действовать. С другой, из-за небольшой территории, которую способны охватить большинство построек, и небольшой площади самой колонии, следует крайне тщательно выбирать место, где вы бы хотели возвести, например, церковь.

Что касается различных продуктов, материалов и предметов быта, то «Anno 1602» предоставляет игроку стандартный набор: несколько видов съестного (рыба, мясо, хлеб), алкогольные напитки, камень, дерево, инструменты, железная руда, оружие, ткань, одежда, всякие украшения и т. д.. Для создания американского колорита были добавлены табак с сигарами, сахарный тростник с сахаром и специи. Список довольно внушительный, хотя «Anno 1602» значительно уступает в этом отношении «Фараону», где камень, и тот был разных видов.

Как это обычно бывает в подобных стратегиях, вашим подданным все время чего-то не будет хватать: то им нужен ликер, то тряпки, то сахар, то какава с чаем. Узнать об их требованиях можно, кликнув на любой из домов. В том же окне вы можете указать, какой процент от доходов поселенцы будут уплачивать в казну. Когда все просьбы жителей колонии будут выполнены, они (жители, а не просьбы) проапгрейдят дома и будут платить государству за заботу много-много тугриков. Но не надейтесь, что здания будут менять внешний вид и увеличиваться в размерах исключительно стараниями поселенцев; мэр обязан выделять колонистам стройматериалы и инструменты.

[​IMG]
Население Радолфселла мечтает заработать рак печени и легких: в список требований жителей входят сигары, ликер, а также таверна, в которой можно выпить-покурить.

Бои местного значения​

Уставшему от менеджмента и строительства домиков игроку предлагается немного поруководить вооруженными силами вверенной ему колонии переселенцев. Сразу же следует оговориться, что возможности проявить тактический гений любителям крупномасштабных сражений «Anno 1602» не предоставляет. Бороться с соседями-колонистами или дикарями придется по проверенной схеме: выделенные в рамку юниты отправляются погибать за идеалы, свободу и демократию. В принципе, боевой режим предусматривает несколько видов боевого построения войска, но практика показывает, что эта опция мало на что влияет: побеждает все равно тот, у кого отряд больше. Типов юнитов довольно немного: вооруженная мечами пехота, кавалерия, артиллерия и мушкетеры. Вот и все. Помимо битв на суше, в «Anno 1602» есть морские сражения, которые, впрочем, тоже чаще выигрываются не умением, а числом. Но так ли важен боевой режим для экономической стратегии, которой, по сути, является «Anno 1602»? Сам процесс создания армии и обеспечения ее всем необходимым занимает гораздо больше времени и представляется более увлекательным занятием, нежели ведение активных боевых действий.

[​IMG]
Сражение на суше при участии трех кавалеристов, двух пехотинцев и одного мушкетера. А вы чего хотели? Чай, не линейка «Total War».

[​IMG]
Морской бой. Три «наших» корабля против одного «ихнего».

Подводя итоги​

Разумеется, мало у кого хватит духу назвать «Anno 1602» абсолютным шедевром: игра, по большому счету, получилась вторичной (слишком многое разработчики позаимствовали у «Caesar» за номером три и серии «Settlers»), внеисторичность, однообразие миссий и отсутствие внятной сюжетной линии привели к тому, что продукт компании «Max Design» довольно быстро вызывал у игрока скуку, возможности развития поселений были существенно ограничены по сравнению с тем же третьим «Цезарем» или его младшим братом «Pharaon», но, несмотря на все недостатки, «Anno 1602» может вызвать у любителя градостроительных симуляторов немало приятных эмоций.

Вместо заключения​

Не так давно в штате Вирджиния штатовскими учеными были обнаружены останки Бартоломью Госнольда, основателя первого английского поселения на территории США; мореплаватель в том самом 1602 году нашей эры, за 18 лет до «Мейфлауэра» с пуританским обществом на борту, ступил на землю американского континента и решил обосноваться там навсегда. После экспертизы, которая должна точно установить, что найденный скелет принадлежит «первому американцу», а не неизвестному индейцу, мистера Госнольда выставят в качестве экспоната в одном из музеев Вашингтона.


Автор: River
Дата: 17.12.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей