Издалека могло показаться, что одинокий олень, отбившийся от стада, - единственный признак существования жизни в этих суровых, скованных льдом краях. Но нет – стоит лишь приглядеться чуть внимательней, и иллюзия исчезнет…
… Огромнейшее металлическое здание, форма которого казалась ещё более причудливой в бликах северного сияния, производило тягостное, таинственное впечатление. Но ужас, который оно бы вызвало у редкостного неудачника, осмелившегося забрести на край света, невозможно сравнить с тем, что царил внутри…
… Целые горы трупов людей и обезьян и дымящиеся остовы киборгов в буквальном смысле устилали мрачные коридоры замка. Откуда-то доносились едва слышные стоны умирающих. Чудом выживший бабуин с округлившимися от ужаса глазами забился в тёмный угол, и если подойти поближе, то можно услышать отрывистые удары его чуть было не остановившегося сердца…
… Командир Х-Корпуса, Большой Генерал, никак не мог понять, где именно в его блестящем плане затаилась ошибка. Операция была продумана до мелочей и блестяще выполнена, как и последующая охрана всей документации. Внешняя и внутренняя защита базы такова, что даже целой армии B.O.S.S. не взять её штурмом. Точнее, так сказали ему военные специалисты. И вдруг – все его планы рухнули в один миг. И виной всему – один-единственный человек. Впрочем, человек ли?


Malice for Quake – 3d-action от первого лица.

Краткая игровая история.
Она крайне сложна и запутанна, и разобраться во всех хитросплетениях совершенно невозможно. Сюжет несколько проясняют видеовставки, но этого явно недостаточно. Расскажу только то, что мне удалось понять.

Действие игры происходит в 2230 году, в мире, пережившем не то ядерную, не то «обычную» мировую войну и находящемся в очень странных условиях: формально им правит Мировое Правительство, но на службе у него находятся две организации – Группа B.O.S.S. и X-корпус, которые ненавидят друг друга. При этом формально обе они служат Правительству, но B.O.S.S. мечтает о единоличном господстве над миром.

Чтобы помешать этому, X-корпус добывает секретные документы из архивов B.O.S.S., где имеются доказательства их многочисленных преступлений против человечества, и укрывает эти документы в своей крепости в Гренландии. Но B.O.S.S. посылает туда своего лучшего агента – Человека в Красной Бандане, который в одиночку уничтожает целую армию и выкрадывает улики, из-за чего планы X-корпуса проваливаются. Впрочем, потом начинается уже конфликт B.O.S.S. и Красного – он оказался совсем не так прост…

Это только самые общие сведения, отнюдь не претендующие на абсолютную правильность. Но речь пойдёт не об этом.

Вероятно, абсолютное большинство людей знает игру Quake. Вероятно, большинство людей знает и игру Quake 2. Наконец, всё-таки немалая часть людей знает, что к обеим этим играм выходило множество add-on’ов. И почти никто ничего не знает про Malice. Почему?

В 1997 году мир был потрясён красотой и геймплеем Quake 2. Игра казалась настолько идеальной, что даже невозможно было представить себе человека, которому игра бы не понравилась. Но такие были. И недовольство их заключалось даже не в том, что действие перенеслось из мрачных подземелий в технократический Строггос, а в «ужасном» упрощении игры. Вряд ли для кого-то является секретом, что Quake 2, несмотря на всю свою замечательность и фантастическую реиграбельность, - довольно простая игра, по крайней мере – куда проще первого Quake. Но не все считали, что так должно быть. Кто-то решил, что возможен Иной Путь. И вот, в то время, когда мир уже был охвачен эйфорией от одного только вида Quake 2, какие-то совершенно неизвестные люди начали тайную работу. А потом их замысел вообще перерос начальную задумку. И в сентябре 1997 года вышел не задумывавшийся «альтернативный Quake 2», а нечто совершенно странное.

Самое важное, что вы должны знать, решив всё-таки поиграть в эту игру: её роднят с Quake только две вещи – движок и необходимость наличия уже установленной игры Quake. Всё. Больше у них нет НИЧЕГО общего. Родство же с Quake 2 отсутствует как понятие. По сути, это отдельная игра, причём не просто игра.

Второе по важности, что вы должны знать: эта игра сделана не для того, чтобы вы просто развлеклись, убивая слабеньких монстров. Цель здесь совсем иная – показать, что монстры тоже кое-что могут. И подчас это они будут развлекаться…

Как уже было сказано, ни на первый, ни на второй Quake игра не похожа: ни игровым процессом, ни атмосферой, ни графикой, ни вообще чем-либо. Впрочем, она не похожа и на другие игры тоже.

Причём не сразу это понятно: сначала всё вроде бы обычно, только вот странно, что на первом уровне нет врагов. Вообще. Первое удивление наступает, когда от прыжка с совсем небольшой высоты мы теряем чуть ли не половину жизни. Второе – когда подплываем в воде к подводной лодке и тут же оказываемся внутри неё и можем ею управлять. Но первый уровень – лишь тренировка, где нам дают освоиться. Причём никакого «tutorial’а» в игре нет в принципе, на уровне просто можно спокойно побродить и посмотреть, что да как, заодно освоившись с управлением. Но вот нажата заветная кнопка – и мы оказываемся в потрясающе красивом, но оттого не менее страшном мире. Прямо перед нами оружие, мы радостно и привычно двигаемся вперёд. Точнее, пытаемся, успевая сделать лишь пару шагов. Внезапно откуда-то появляется нечто, двигающееся по весьма странной траектории и делающее всего один выстрел. Всё, игра окончена. Добро пожаловать в мир Malice – мир, где нет места размышлениям!

Начать рассмотрение игрового процесса мне хотелось бы с противников. Нельзя сказать, что они невероятно красивы или безумно разнообразны. Это не так, хотя «изюминка» есть в каждом. Сначала вам придётся в основном драться с солдатами и офицерами X-корпуса, потом прибавятся женские отряды, огнемётчики, в воде – подводники, ближе к концу игры – несколько видов киборгов. Мир техники и мир природы тоже против вас – имеется множество различных настенных орудий и прочего подобного, а также крысиные стаи, хищные рыбы и - внимание! – боевые обезьяны-бабуины (по сюжету игры, X-корпус проповедует равенство приматов, поэтому в его войсках обезьяны служат наравне с людьми). В общем, разнообразие налицо, но не поражает.

И не должно. Поражает другое – интеллект врагов. Возможно, избалованным современными играми людям он и покажется «не очень», но для 1997 года это было просто умопомрачительно. Ваши враги фантастически умны, они действуют хитро и слаженно, активно двигаются и меняют своё положение во время битвы (их поведение во многом напоминает ботов), прячутся за углы, а главное – нередко обладают уникальнейшим положением. Опасность может быть где угодно – как вам, например, такой факт, что вражеский солдат может притаиться на верхней части проходящих по стене труб центрального отопления и открыть оттуда внезапно огонь (вы его ещё не видите), а потом спрыгнуть оттуда и добить вас?.. И это отнюдь не самый «выдающийся» пример их хитрости и изобретательности. Кроме того, «уникальнейшее» положение нередко означает «наивыгоднейшее»: монстрами буквально усеяны всевозможные балкончики, ниши и прочее, они нередко видят вас раньше, а стреляют дальше, чем вы (особенно в начале игры), и при этом отнюдь не остаются на месте…

Но даже интеллект меркнет в сравнении с другой отличительной особенностью врагов в этой игре. А особенность эта такая – их МНОГО. Причём ОЧЕНЬ. В игре имеется несколько уровней сложности, причём чем сложнее уровень, тем не только «выше» интеллект противников, но тем больше и их количество. Сотня с лишним для серединного уровня игры при прохождении на среднем уровне сложности – это норма.

Однако каковы противники, таков и герой: он тоже может дать сто очков вперёд всем, кого вы видели раньше. Начнём хотя бы с того, что в этой игре ваш герой – Личность. По мере прохождения игры он будет разговаривать с вами, отпускать всевозможные «шутки», радоваться и страдать, комментировать едва ли не каждое действие.

Но это мало помогает в борьбе с врагами. А помогает оружие и снаряжение, которые мы вкратце и рассмотрим. Только имейте в виду – всё оружие в игре требует перезарядки! Это не Quake 2, где можно, имея полный боезапас пуль, ручным пулемётом вынести треть уровня, нет! Здесь нередко даже одно небольшое помещение придётся зачищать за десяток подходов. Потому что одно неверное движение – смерть. Хотя одно оружие, не требующее перезарядки, всё-таки есть, но применять его следует лишь в случае крайней необходимости.

Разнообразие оружия в игре небольшое, и ничего «прикольного», вроде BFG из Quake 2, вы тут не найдёте. Даже «высшее» оружие – «Каратель», стреляющее биоплазмой, на самом деле не столь уж мощное, а ведь дадут его лишь в самом конце!

В остальном же – почти стандарт: пистолет, несколько винтовок, огнемёт, ракетница и верный пулемёт – тот самый, который не требует перезарядки. Вот только обойма у него небольшая, а отдача (да-да, здесь есть отдача!) – наоборот, и двигаться при стрельбе довольно трудно, равно как и остановить стрельбу тогда, когда захочется… Гранатомёт же отсутствует, и кинуть гранатку за угол не получится…

Единственное «допущение», сделанное в игре, - работоспособность оружия под водой (ибо будут и подводные сражения). Впрочем, это не особо упрощает дело…

Но пройти игру с одним только оружием, конечно, нельзя – необходимо ещё снаряжение. И вот тут разработчики постарались на славу – такого больше нет нигде.

Уже на самом первом уровне вам предоставят возможность познакомиться с подводной лодкой и заодно научиться ей пользоваться (а это, по сути, ещё одно оружие – она стреляет торпедами!) и из неё выбираться (ибо это отнюдь не так просто, как в неё залезть).
Согласитесь, миниатюрная личная подводная лодка – это чудо! Правда, в «настоящей» игре (т.е. со второго уровня) она появится не сразу, и придётся обходиться аквалангом («просто так» пробыть под водой можно очень недолго).

Но даже лодка перестаёт удивлять, когда «открываются» другие «сюрпризы» игры: через какое-то время у вас появятся электронный глаз, принимающий сигнал от спутника и сообщающий о численности и местоположении врагов, реактивный скейтборд (!), на котором можно летать (!), а на закуску – Распылитель материи, который позволит проходить сквозь стены! Нормальный набор, не правда ли?.. На этом фоне простой парашют выглядит даже немного банально. Вот только он – одна из нужнейших вещей, ибо, как уже отмечалось, прыжки вниз в игре практически никогда не обходятся «без потерь». Там, где герой Quake 2 потерял бы от силы пару «жизней», Красный запросто может и умереть.

Собственно игровой процесс (геймплей) поначалу может показаться не особо и впечатляющим: игра представляет собой уровни-миссии (назад вернуться нельзя), суть прохождения которых – просто выполнить некое «задание»: найти ключ от двери, рычаг, переключатель… То есть просто продвигаться вперёд. Вот только это отнюдь не просто. Даже отбросив рассмотренных уже врагов, нередко крайне сложно обнаружить нужный вам объект, так он хорошо запрятан. А если учесть ещё и то, что он обычно хорошо охраняется…

«Окружение» в игре достаточно интерактивно, но всё же не слишком: взорвать всё нельзя, но вот подвигать ящики и поломать решётки – это пожалуйста.

Секреты тоже есть – одно из немногочисленных сходств с Quake, если можно так сказать. Вот только «тамошние» секреты в плане поиска покажутся вам «детским садом» по сравнению с «местными» - «местные» нередко вообще никак не обозначены, и найти их можно только случайно (например, выстрелив в стену).

Существует немало и других сложностей – как будто кто-то специально хочет усложнить вам жизнь… Не секрет, что чтобы добраться до «главной» кнопки, необходимо отыскать ещё уйму промежуточных, которые открывают различные двери, активируют платформы и так далее. Но вот, например, в одном месте платформа опустится не очень низко, и вам, чтобы попасть на неё, придётся запрыгнуть на… ту самую кнопку, которая её активировала! И будет у вас лишь несколько секунд, чтобы прыгнуть вверх, иначе платформа снова уедет (вы же стоите на кнопке, она нажата!). И таких примеров много. Мило, правда?..

Графика в игре выполнена в лучших традициях «тяжёлого» DOS’а, но в то же время удивляет и своей необычностью. Интерьеры выполнены более чем качественно, враги же – несколько хуже, но тоже неплохо. Кроме того, игра поддерживает 3dfx.

Звуковое оформление тоже на уровне. Каждому монстру и каждому выполняемому им действию соответствует определённый звук, равно как и большинству эффектов окружающей обстановки.

Ну и, конечно, ролики. Большинство их – вставки на движке игры, проигрываемые после прохождения миссии. Нельзя сказать, чтобы они были очень красивы внешне, то зато атмосфера в них просто бьёт через край, равно как и сюжет они, пусть и худо-бедно, но проясняют.

Если же говорить об атмосфере – то это, пожалуй, одна из самых атмосферных игр, мне известных. Мрачные футуристические коридоры, наполненные врагами, таинственное киберпанковое будущее и потрясающее по красоте унылое серое небо, до боли схожее с Hexen II, создают атмосферу какого-то фантастического фильма, где сам являешься главным героем. Здесь нельзя ни расслабиться, ни даже остановиться хотя бы на секунду, здесь за каждым углом поджидает беспощадная смерть.

Но что самое удивительное – здесь нет привычного «страха», нет даже тогда, когда осталось совсем мало «жизней» и боеприпасов. Трудно сказать, почему, - шутки ли героя (а шутит он постоянно, даже купаясь в собственной крови) или сама обстановка отбивают «страх» напрочь. Его сменяет то, что принято называть «храбростью отчаяния», - особенно тогда, когда становится, наконец, понятно, что далеко не на каждом уровне в принципе возможно убить всех…

Кроме того, весьма необычно и то, что вы, по сути, играете за плохого парня, жёсткого, циничного и беспринципного, работающего на злодеев мирового уровня, при этом оставаясь ещё и себе на уме, то есть являясь чуть ли не ещё большим злодеем. Такое нечасто увидишь, но это и привлекает.

Но если эта игра настолько необычна и интересна, почему же она забыта? Почему в неё практически никто не играет? Причин тому много, но основных – три. Во-первых, это, конечно, не просто высокая, а высочайшая сложность игры даже при игре на лёгком уровне сложности, - пройти же её на тяжёлом практически невозможно. По сравнению с ней другие стрелялки, вроде Half-Life, Unreal, SiN и особенно Quake 2, кажутся простенькими, детскими игрушками. Пожалуй, ни один action ни до, ни после не мог сравниться с ней по сложности.

Вторая причина – изначально малая известность игры. В большинстве стран она появилась лишь в 1998 году и никогда не издавалась большими тиражами: никто, включая более чем странных разработчиков, не стремился сделать её известной и популярной.
Наконец, третья и самая важная причина – игра вышла не в своё время. Возможно, произойди это хотя бы на год раньше, она стала бы тотальным шедевром, всемирным хитом, известным на весь мир. Но время было упущено, люди играли уже в другие игры, DOS медленно, но верно умирал, и игру просто не поняли. Говорят, что даже через несколько месяцев после выхода она была абсолютно забыта. Нынешнему же игроку она практически неизвестна.

Тем не менее, нельзя сказать, что она прошла абсолютно бесследно, - фактически именно с неё и началось развитие искусственного интеллекта противников, нескольких элементных концепций и так далее. Но повторить подобное чудо не смог никто и никогда. Впрочем, никто даже и не пытался.

Что сказать в заключение? Это один из ярчайших примеров «игры не для всех» - яркой, независимой, ни на что не похожей и созданной отнюдь не для «развлечения». Далеко не всем придётся по душе её сложность, и не все сумеют разглядеть её суровую красоту. Но если вы не боитесь переменить свои взгляды на понятие «action» и готовы столкнуться с «настоящим» реализмом и «ультрахардкором», то это – ваша игра.

Хотим мы этого или нет, но мир вокруг нас стремительно меняется. Многое совершенно незаслуженно отправляется в Страну Забвения и навсегда исчезает из людской памяти. Где-то там сейчас живёт и Человек в Красной Бандане, тот, кто мог бы стать величайшим героем Прошлого, но так и не стал. Кто знает – может быть, вы поможете стать ему героем Настоящего? Пусть не всего Настоящего, а лишь той его части, что ограничена дюймами вашего монитора. Страшный человек с невиданным арсеналом уже давно потирает руки, предвкушая будущую «вечеринку». Слово только за игроком…

И тогда изнеженный «лимонадной розовой добродетелью» Новый Мир содрогнётся, ибо Реальность наконец-то вернётся в него. А в Реальности, хорошо это или нет, Зло может победить…


Автор: kreol
Дата: 07.03.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей