Жанр: Roguelike
Издатель: Kronosaur Productions
Разработчик: George Moromisato
Год выпуска: 2003 г.


Глубокий космос… Есть ли на свете человек, которого ни разу не соблазнял его зов? Найдётся ли тот, кто никогда не мечтал посмотреть за грань изведанного и окунуться в тайны, которые заготовила для нас Вселенная? Слыша её путеводный голос, невозможно просто отвернуться и закрыть уши. Слишком крепко засела в людском характере неутолимая жажда исследований, слишком велико желание узнавать, покорять, творить. И история героя Transcendence, безымянного человека, проснувшегося однажды под шёпот Судьбы, как нельзя лучше передаёт эту черту нашей натуры. Космос зовёт — и на этот зов невозможно не ответить…

Зная, что игра выполнена в жанре Roguelike, сложно по-настоящему ждать от Transcendence чего-то особенного. Трудно переоценить плодотворность этого незамысловатого подвида ролевых игр в руках как начинающих, так и бывалых разработчиков — неспроста уже в первые годы после появления на свет легендарного Rogue рынок компьютерных игр был заполонён всевозможными подражателями, духовными наследниками и попросту клонами. Спору нет, многие из них оказались отличными играми и заняли заслуженное место на полке вечной классики — я, к примеру, до сих пор частенько переигрываю Mordor: The Depths of Dejenol и его сиквел-римейк Demise: Rise of the Ku'tan, да и о самом отце-основателе на его позолоченном временем троне не забываю, — но сколько «рогаликов» можно назвать по-настоящему уникальными, самобытными, привносящими в жанр что-то… индивидуальное? И, кляня сквозь зубы очередную глупую смерть, так не вовремя приключившуюся с подававшим надежды персонажем, вдруг ловишь себя на мысли, что было бы здорово отвлечься от стандартов жанра, сказать «адью» набившим оскомину эльфам с орками, выбраться из тесных подземелий на вольные просторы… Пребывая в таком вот меланхоличном настроении, я и набрёл когда-то на счастливую находку под названием Transcendence. С того дня минуло уже добрых пять лет, а я всё продолжаю бороздить просторы космоса будто в первый раз. И, надо сказать, не испытываю ни малейшего желания останавливаться.


Вы говорите — роглайк. Я отвечаю — приключение

Завязка сюжета Transcendence умещается всего в паре предложений, которые игра без обиняков приводит в первой же заставке. Герой наш, как и полагается, вовсе никакой не герой, а так — среднестатистический гражданин, семейный человек, гордый владелец небольшого космического судна и скромной научно-фантастической «хрущёвки» в жилом блоке, дрейфующем где-то на краю галактики. Его жизнь и прошлое не примечательны совершенно ничем — до такой степени, что им в игре не уделено ни слова. Галактика, где ему удосужилось родиться, предстаёт перед нами классическим воплощением мечты о будущем, которую столь часто встречаешь в книгах авторов-фантастов 20-го века. Технический прогресс широко шагает вперёд, космические путешествия превратились в будничное занятие… Разве что уровень жизни очень уж напоминает наш, земной. Люди всё так же трудятся в поте лица, добывая из астероидов полезные ископаемые, перевозя грузы из одной солнечной системы в другую и, чего уж там, время от времени разбойничая и пытаясь теми самыми грузами набить себе карманы — или, вернее, трюмы. Но мир этот на поверку оказывается не так уж прост — в нём живут и действуют самые настоящие божества, которые время от времени напрямую контактируют с людьми, преследуя свои, только им понятные цели. Один из таких богов — таинственная и непредсказуемая Домина, культ последователей которой набрал, пожалуй, наибольшую популярность среди звёздных пилигримов. Именно её голос однажды достигает ушей нашего безымянного героя. И голос этот велит оставить всё, сорваться с места и лететь в самый центр Галактики, исполнив тем самым своё предназначение. Бросив последний взгляд на безутешную жену и рыдающую дочь, пилот собирает волю в кулак и отправляется в путь. Мосты сожжены, назад дороги нет, впереди победа или бесславная смерть.

Атмосфера игры пробирает с первых же минут. Впервые оказавшись в открытом космосе и совершив пробный полёт вокруг своего бывшего дома, начинаешь ощущать, насколько всё-таки невообразимо огромно вселенское пространство и как одинок в нём человек. Особенно такой человек, в роли которого оказались сейчас мы, — оставивший позади всё, что знал и имел раньше, и вступивший на путь неизвестности, одиночества и постоянной угрозы. Даже самый первый сектор, с которого начинается знакомство с игрой, полон лихих голов, только и ждущих, кого бы поймать в перекрестье прицела. А путь до дома богини неблизкий, и чем ближе к ядру Галактики, тем меньше известно о таящихся там опасностях. Но отступать некуда — остаётся лишь надеяться на собственную смекалку и наматывать на ус крупицы информации, полученные от дружелюбных последователей Домины в ближайшем космохраме, который, по счастью, маячит прямо перед носом.


Ключ на старт

Вопреки своим Roguelike-корням, Transcendence отказалась от пошагового подхода к геймплею, отдав предпочтение действию в реальном времени, что мгновенно настраивает на скоростной и динамичный лад. Несколько раз облетев по кругу звезду и исследовав ближайший астероидный пояс, потихоньку свыкаешься с управлением и присущей кораблю инерцией (да-да, никаких мгновенных остановок и резких поворотов в ньютоновском пространстве), но долго отдыхать и наслаждаться спокойствием не придётся. Почти тут же экран миникарты загорается красными точками, и из-за ближайшего обломка метеорита вылетают безумные корсары, планирующие отправить наш новенький корабль в утиль. Сложно выступать пацифистом, когда дело касается воли богини, поэтому ради высшей цели приходится жертвовать любовью к ближнему и расстреливать негодяев. Совсем скоро выясняется, что из рисковых сражений можно сделать неплохой бизнес, — жители ближайшей астероидо-добывающей станции наверняка попросят вас приструнить воинствующие кланы бандитов, засевших в расположенном неподалёку убежище, а один из священников Домины направит вашу карающую длань в сторону криминальной шайки, давно уже не дающей покоя всем посетителям сектора. Шаг за шагом свыкаешься с основами безвоздушного боя, благо принципы здесь по-рогаликовски простые — движение «стрелочками», стрельба из основного и дополнительного орудия да несколько используемых предметов вроде нанопокрытий для броневых пластин и улучшений бортового компьютера, успешно заменяющих зелья и свитки в традиционных фэнтезийных играх.

Интерес, впрочем, на этом лишь набирает обороты. Быстро выясняется, что галактика буквально кишит всевозможными пиратами, отморозками, маньяками-убийцами и прочими психопатами, от которых мирному населению нет житья. На месте очередного уничтоженного гнезда криминальных элементов нередко обнаруживаются куски ценных минералов, ошмётки брони, а то и уцелевшие образцы дорогостоящего оборудования. Так мало-помалу налаживаются торговые отношения с близлежащими мирными станциями, которым вечно нужны ресурсы. Удачно «выбитая» технологичная пушка может как послужить в бою, так и принести немало кредитов, которые, в свою очередь, купят нам и запас горючего, столь быстро расходуемого на перемещение, и улучшения силового щита — самого надёжного барьера, стоящего между нашим кораблём и быстрой гибелью от вражеских лазеров.


Отдельной строкой идут всевозможные особые компоненты, такие как апгрейды оперативной памяти и химические покрытия брони. И те, и другие поначалу имеют непредсказуемый эффект, лучшим способом определения которого является непосредственное использование. И если с покрытиями всё более-менее ясно — один компонент даёт лучшую защиту от ракет, тогда как другой продлевает жизнь под огнём из кинетического оружия, — то «плашки» RAM обладают значительно более любопытным действием. Часть из них добавляет кораблю полезные свойства вроде автопилота и системы наведения или модернизирует установленные пушки, давая бонусы к урону и скорости атаки. Иные же мгновенно наносят на карту все имеющиеся в системе космические базы, как мирные, так и враждебные, чем значительно ускоряют процесс исследования сектора. Попадаются среди программ и откровенно вредоносные. После использования одной такой изображение на мониторе искажается, и на экране в течение добрых пяти минут можно наблюдать помехи, что делает боевые действия совершенно бессмысленными.

Список «расходных материалов» на этом далеко не исчерпывается, и в процессе путешествия вам ещё попадётся немало интересных гаджетов и автономных дронов как одноразового, так и длительного использования. И чем дальше вы улетите от родной системы, тем более странные технологии вам встретятся, пока в конце концов человеческое оборудование целиком не уступит место шедеврам иных рас, на две головы опережающим всё, что попадалось раньше. Но до этого момента ещё нужно дожить, а пока придётся перебиваться стандартным инвентарём, благо новинки военного образца дадут хорошую фору любому зарвавшемуся пирату.

Без друзей и сторонней поддержки выжить в холодном космосе нелегко, но трудолюбивый начинающий путешественник всегда найдёт чем занять руки. Среди наиболее прибыльных занятий, доступных новичку, числятся добыча ценных минералов из астероидов (если, конечно, вы не забыли установить необходимое шахтёрское оборудование и расширить грузовой отсек), уничтожение мелких пиратских станций по заказу мирного населения, сопровождение грузовых крейсеров в качестве штурмовика компании Королёва (не удивляйтесь — в игре вообще много русских имён и названий, и генератор защиты «Омск» вкупе с тяжёлой турелью «Москва» — лишь самые распространённые из них). Звёздным торговцам наверняка придутся по душе прибыльные рейсы между ледяными фермами и фешенебельными отелями, порой дающие двукратную прибыль. Ну а если вы в душе отъявленный вояка, загляните на знаменитую Арену, где каждый бой заканчивается безвозвратной гибелью одного из участников, но награда и полученный адреналин перекрывают любой риск. И всё это — «наполнение» лишь самых первых, стартовых систем. Каждый новый шаг на галактической карте принесёт вам удивительный опыт и откроет свежие приключения. Торгуйте на чёрном рынке, присоединяйтесь к вооружённым патрулям и уничтожайте пиратов, выполняйте контракты научных баз и поставляйте учёным невиданные образцы чужеродных технологий. Все дороги открыты терпеливому игроку, не боящемуся исследовать тёмную безвоздушную пучину.


Deus Ex Machina

Но не стоит забывать о самой главной цели — выполнении божественной воли, ради которой вы и пустились в путь. Домина ждёт вашего прибытия и, чтобы помочь одинокому пилигриму скорее выполнить предначертанное, дарует вам часть своей силы, которая придёт на помощь в критический момент. В начале игры вам доступна лишь одна сверхъестественная способность — непробиваемый щит, который на краткое время защищает корабль от любого получаемого урона, но не даёт вести ответный огонь. Ветераны роглайков наверняка порадуются столь замечательной возможности избежать многих преждевременных смертей, вызванных неосторожным нападением на чересчур сильного противника.

Жертвуя служителям Домины различные артефакты вроде молельных камней и накопителей информации, хранящих бесценные знания, вы постепенно завоюете расположение властительницы галактики, и арсенал доступных возможностей пополнится «заклинаниями» мгновенного ремонта, раскрытия карты, улучшения оборудования и даже нескольких разрушительных атак, способных разом уничтожить целый флот нападающих. Всё это, конечно, имеет свою цену, да и дослужиться до высших уровней посвящения очень непросто, но со временем чудотворство наверняка не раз выручит вас из безвыходных ситуаций. Плюс всегда приятно иметь в рукаве дополнительный козырь.

Вдохновившись увиденными успехами, к вам со временем пожелают присоединиться другие искатели удачи, и тогда под командованием одинокого героя оказывается собственный закалённый боями отряд, с которым можно безбоязненно вернуться в ранее пропущенные секторы и отомстить любому обидчику. Система управления флотом довольно примитивная, но приказы на атаку и ожидание в ней предусмотрены, а большего обычно и не требуется. Так что, если в других играх вы отдавали предпочтение классам «вызывателей», в Transcendence найдётся кое-что и для вас.


Соринка в глазу

Если рассуждать критически, то, на мой взгляд, к главным недостаткам Transcendence относится малый набор начальных параметров и невозможность персонализации своего корабля на старте. При запуске новой игры вам на выбор даётся три различных корпуса — торговый, боевой и универсальный, — с заранее прописанным оборудованием и оружием, причём смена корабля или даже его внешнего вида в игре не допускается. Ближе к середине путешествия разница между тремя базовыми вариантами постепенно стирается, поскольку ограничения на доступную тому или иному кораблю технику сводятся лишь к количеству слотов под пушки/устройства да максимальный размер трюма. Учитывая, что «ролевые» характеристики вроде меткости и скорости героя, равно как и очки опыта, в Transcendence отсутствуют как класс, вся работа игрока сводится к подбору наиболее оптимального сочетания пушек, щитов и брони. Это ни в коем случае не значит, что игре не хватает разнообразия — наоборот, у каждого опытного пилота со временем формируется собственный стиль и индивидуальный подход к задачам. Однако, если вы заядлый любитель RPG-элементов и всесторонней «прокачки», эта сторона Transcendence может вас разочаровать.

Нельзя не поругать Transcendence и за музыку — эту красивую, замечательную, душевную музыку… которая упрямо отказывается играть где-либо, кроме главного меню. Не знаю, виной ли тому невнимательность разработчиков или малое количество самих музыкальных треков, которых не хватает для постоянного сопровождения, но большую часть времени исследовать космос приходится под столь же космическую тишину. Рекомендую заранее заготовить тематическую музыку из Space Pirates and Zombies или Космических рейнджеров, благо здесь она придётся как нельзя кстати.

Несмотря на свои богатейшие игровые возможности и необычный подход к геймплею, Transcendence навсегда запомнится мне именно как игра с поразительной, насыщенной тайнами атмосферой. Её загадки не устаёшь раскрывать виток за витком, с каждой новой попыткой всё плотнее приближаясь к сокровенному секрету центра галактики. Как показывает опыт, я такой не один — спустя уже 11 лет после оригинального релиза игра продолжает радовать постоянной поддержкой со стороны как авторов, так и игроков, и всегда готова дарить вам новый опыт в виде многочисленных любительских модов. Можно сколько угодно мечтать о мече и магии, спасать принцесс и убивать драконов, но тем интереснее на фоне бесчисленных фэнтези-миров смотрится истинное sci-fi-приключение. Успешных вам полётов! Передавайте Домине привет.


Игру можно бесплатно скачать с официального сайта разработчиков: http://transcendence.kronosaur.com.

Автор: Dark Savant
Дата: 24.08.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей