Недавно ради интереса я заново перечитал многостраничную дискуссию о инди-играх. Да, конечно, явление весьма неоднозначное, и из этого источника льются на нас потоки невыразимого трэша. Но мое мнение остается прежним: инди-игры, как явление - это хорошо. Потому что среди кучи мусора иногда, но все-таки находятся настоящие жемчужины, а вот среди "больших и взрослых" блокбастеров - давно уже нет. Появление игры This is the Police укрепило меня в этом мнении.

Обратимся к истории. Игр про полицию выходило очень даже не мало. В первую очередь куча квестов разного качества, парочка виртуальных тиров, несколько очень даже неплохих тактических игр (например, SWAT и Deadline). Современная индустрия тоже не оставляет тему без внимания - можно отметить не так давно вышедшую Papers, please и Prison Architect. Ну и что, что первая - про таможенника, а вторая - про начальника тюрьмы, - это не мешает им быть вполне достойными и интересными играми, способными подарить немало увлекательных часов. Нет, разумеется, я знаю, что игр про полицию во все времена было намного больше, чем несколько приведенных мной примеров, - тема-то благодатная, но суть не в этом. А в том, что если и были до сих пор хорошие экономические симуляторы про полицию - то я как-то о таких не слышал. Да даже если и были, разве хороших экономических симуляторов может быть много?

А здесь мы имеем именно что хороший, проработанный и разносторонний экономический симулятор. Раскрывающий всю свою немаленькую (не только по меркам современных игр) глубину далеко не сразу. Итак, что нам тут предстоит делать? А предстоит нам играть за толстого и плешивого 60-летнего начальника полицейского участка, которому осталось всего 3 месяца до пенсии. На которую его отправляют, прямо скажем, пинком под зад. И то, как он проведет эти свои 180 дней, будет зависеть исключительно от нас.


На самый первый взгляд игра притворяется самым обычным, банальным тайм-менеджером. У нас есть карта города, на которой появляются сообщения о происшествиях. Нужно вовремя отправлять полицейские патрули и распределять силы и время так, чтобы ни один вызов не остался без ответа. Задача осложняется тем, что у полицейских есть такой показатель, как "профессионализм", растущий или снижающийся по ходу игры. И приходится решать, что лучше: отправить на задание старого, матерого волка или пару зеленых новичков. Или всех вместе. От этого зависит успех задания: будет ли задержан преступник, пострадает ли в ходе операции кто-нибудь из офицеров или гражданских (что чревато немаленькими проблемами для шефа полиции, т.е. для нас). Нет, всех отправить не получится: предыдущий патруль столкнулся с проблемой и просит подкрепление, - пришлем или сами справятся? А старший следователь (да, у нас есть и следственный отдел) сообщает, что они успешно раскрыли дело и готовы выехать на задержание, - нужно дать им пару патрульных. А может быть, понадобится и отряд спецназа.


Но если бы всё ограничилось тайм-менеджментом, игра бы никак не заслуживала названия симулятора. Тем более - экономического. Шеф полиции - в городе видная фигура, и на него постоянно давят. Мэрия во главе с козлом-мэром, мафия со своими предложениями и угрозами, прокуратура с придирками насчет коррупции (во многом это будет зависеть от наших действий - чистеньким на такой работе вряд ли получится остаться), подчиненные со своими личными проблемами и даже городские бизнесмены, желающие получить нашу помощь для законных и не очень делишек и обещающие свою благодарность. И между всеми ними приходится крутиться. И даже выкручиваться. Не забывая про основную работу. Или именно это и есть основная работа? И да, ни одно решение не останется безнаказанным. Каждое действие будет иметь свои последствия, часто совершенно неочевидные, но способные заставить нас пересмотреть всю свою стратегию с их учетом. Дневная рутина нередко разбавляется мини-играми: обычный вызов на место происшествия может превратиться в текстовый мини-квест, а работа следователей потребует сложить пазл - расположить в правильном порядке несколько фотографий (вот как раз это лично мне показалось притянутым за уши, в то время как текстовые квесты весьма забавны и неплохо развлекают).


Но это всё была политика. А симулятор вроде как экономический? Ну ладно, вот и экономика. Вообще, напрямую бюджет нашего отделения нам не подконтролен. Мы можем нанимать и увольнять офицеров и следователей, но зарплату им платит город. Нам остается только слать запросы в мэрию с просьбами увеличить штат или улучшить снабжение. Вернее, слать-то мы их можем, но сколько из них будут выполнены и будут ли вообще - зависит опять-таки от наших действий и принимаемых решений. Во-первых, от общего качества нашей работы. Во-вторых, от выполнения особых распоряжений, поступающих "сверху". Могут ведь не только удовлетворить запросы, но и наоборот - урезать финансирование. Не понял намек и не захотел провести чистку рядов, уволить всех негров, - получи сокращение штатов. Да черт с ними, с неграми, - я бы и поувольнял их, но кто работать будет? Оставшиеся офицеры не справляются с текучкой, показатели раскрываемости ухудшаются - опять санкции из мэрии. И такие решения приходится принимать каждый день. А мэр - козел. Так, кажется, это я уже говорил. Но надо постараться быть дипломатичнее, раз от него зависит наша работа.


Но наличность у нас всё-таки есть. Наша, собственная, кровная наличность. Нам тоже полагается зарплата, которую мы можем копить или тратить. Вообще, в игре есть сверхзадача - накопить к выходу на пенсию, ни много ни мало, полмиллиона. Но если работа для нас важнее - деньги копиться не захотят. Способов их потратить - множество. Например, договориться с мафией и провести какую-нибудь акцию. Или устранить неугодного офицера. Или приказать заместителю подделать улики и сфабриковать дело, на это тоже нужны деньги. Да хотя бы просто купить новую виниловую пластинку с саундтреком в наш кабинет или устроить поощрительную вечеринку для сотрудников. И еще много на что - как важное, так и не очень. Способов потратить деньги много, а зарплата маленькая. Приходится всё-таки уделять внимание скромным просьбам сомнительных личностей. Разумеется, мы можем запросить мэрию о повышении нам зарплаты. Или всё-таки заказать новое вооружение для наших спецназовцев? А может, прокатят оба запроса, мы же хорошо справляемся?


Но рабочий день имеет свойство заканчиваться. Когда ровно в 9 вечера, когда далеко за полночь, - это уж как получится. И шеф едет домой. И тут начинается еще одна часть игры - в промежутке между рабочими днями раскрывается сюжет. Голос из-за плеча подсказывает мне, что сюжет в стиле нуар, так это называется. Нам рассказывается про личную жизнь старого начальника полиции. Но работа полицейского - больше чем работа, это образ жизни. И домашние дела нередко оказываются напрямую связаны с нашей работой. И принимаемые дома, по ходу сюжета решения тоже могут самым недвусмысленным образом заявить о себе в офисе.

Следует отметить, что всё вышеописанное касается только первой игровой недели. Первых семи из 180 дней. В дальнейшем количество игровых возможностей и требующих внимания деталей только увеличивается. Но раскрывать их тут мы не будем. Описанного, как мне кажется, вполне достаточно, чтобы составить некоторое представление об игре. И обосновать мое мнение о ней как о глубокой и разносторонней. Да, кстати, рандома в игре мало. Задания не генерируются по шаблону, каждое из них особенное. Это позволяет переигрывать день несколько раз, отрабатывая наилучшую стратегию прохождения. И не надоедают однообразные диалоги, что тоже плюс. По-настоящему рандомно только несколько вещей - отпросится ли кто-нибудь из сотрудников с работы в начале дня и какие новые соискатели появятся на бирже труда. Ну и еще по мелочам. Тем не менее рельсовой эту игру назвать никак невозможно. Количество ключевых решений таково, что переигрывать заново можно очень много раз, чтобы добиться наилучшей карьеры. Вернее, ее завершения. Если, конечно, вы перфекционист. Или просто любопытны. И в самом деле: а что получится, если на третий (или четвертый) день не разгонять нафиг митинг феминисток, как требует мэр? Говорят, что прокурор города - женщина.

Резюме: игра хороша. Даже одна-две подобных игры в год вполне оправдывают существование такого жанра, как инди. Рекомендуется всем, кому хочется поиграть во что-нибудь "олдскульное" - в лучшем смысле этого слова. Да и компромисс между рельсовостью и рандомом, на мой взгляд, вполне удачен. Позволяет отдохнуть от железобетонности современных игр, при этом не скатываясь в безудержный хаос.

Автор: Helmut
Дата: 03.08.2016

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей