Вместо предисловия
Я надеюсь на то, что эта статья побудит хотя бы нескольких человек пойти на ModDB и скачать этот мод для известной игры известного издателя. А для кого-то именно эта игра может стать причиной пойти в Steam да купить хотя бы самую чистую версию этой самой игры, благо DLC не обязательны.



Я уже говорил тебе, что такое безумие? А? Безумие – это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом… в надежде… на изменение.


Ваас Монтенегро. FarCry 3​


Я не фанат Скайрима. Да, не фанат. Вот совершенно. Нет, конечно, я играл в Скайрим - и даже купил его два раза – обычное и «Легендарное» издания. У меня даже есть коробочка с диском, всё честь по чести. И всё же, согласно статистике Steam, наиграно у меня всего ~115 часов в эту игру. Это с учётом недавно вышедшего «Особого издания», главной особенностью которого на ПК оказались неоправданно высокие системные требования. Но 115 часов для такой игры – это мало. Люди тратят на путешествие по Тамриэлю сотни, а то и тысячи часов, а игра остаётся в топе продаж Bethesda на протяжении уже пяти лет с самого момента своего выхода. Значит ли это, что эти ребята сделали что-то правильно? Судя по всему, да.

К чему это всё? А к тому, чтобы вы чуть лучше поняли мою точку зрения. Я считаю Скайрим плохой RPG. Это хорошая, даже отличная бродилка, игра, суть которой – исследование мира, блуждание по дикой местности, сбор всякого хлама и убийство драконов. Чего не хватало этой игре, чтобы стать хорошей Ролевой Игрой? Да так, самой малости – интересного сюжета и более-менее внятных персонажей. И даже не начинайте задвигать мне про тех болванчиков, которые сходят за персонажей там. Сюжет банален - и при этом наполнен бредом, в том числе и противоречащим изначальному лору «Древних Свитков». Персонажи – неотёсанные скучные буратины, смысл которых – выдать очередное «пойди туда-то, принеси мне то-то» великому и ужасному Довакиину. Диалоги написаны так, будто это самые скучные диалоги в любой игре на свете. Играть в Скайрим весело. Проходить сюжет и слушать персонажей – нет.

Однако как хорошо же Скайрим поддаётся для моддинга! Хотите - замените драконов на персонажей из «Паровозика Томаса», а хотите – начните проходить игру не за какого-то «нарушителя границы», а, к примеру, за моряка, попавшего в кораблекрушение, охотника или орка-воителя. А если вы совсем уж «взрослый» человек, то и создать порнокомикс с модельками из игры тоже не так уж и сложно. Но есть и другие моды. Которые и не моды вовсе.


Мой щенок похож немного на смесь бульдога с носорогом...

Немецкая команда Sure A.I. ещё с середины 2000-х радовала германоязычных пользователей своими модификациями к играм серии TES. Их первые наработки – моды Arktwend и Myar Aranath - переносили игроков с острова Вварденфелл в далёкий и совершенно новый мир Vyn. К сожалению, несмотря на в целом положительную реакцию со стороны игроков, оба мода не стали особо популярными. Сказался в первую очередь языковой барьер – английским языком владеет всё же куда больше народа, чем языком Истинных Арийцев.

В 2010-м году та же команда выпустила свой новый мод – Nehrim: At the Fate’s Edge для Elder Scrolls 4 Oblivion. На сей раз главный герой попадал на земли Нерима – второго по величине континента на Вине. Благодаря новому движку сюжет стал гораздо эпичнее, а опыт работы с прошлыми модами также пошёл Sure A.I. исключительно на пользу. Кроме того, игра обзавелась полной озвучкой. Вновь - только на немецком. Но, по счастью, Nehrim оказался куда более успешным, и у него нашлись и англоговорящие фанаты. Благодаря им в новый мир смогло попасть гораздо больше народа, чем раньше. Ну а где английский язык - там и русский, и в мир Нерима теперь можно погрузиться, даже если вы немецкого не знаете. Правда, только текстом – озвучка так и осталась на том самом «Дойче».

Время шло - и вот в июле 2016 года Sure A.I. с разницей примерно в месяц выпустила сначала немецкую, а затем и английскую версию мода для Elder Scrolls V: Skyrim, получившего название Enderal: Shards of the Order. Но стоит ли называть это творение модом? Сейчас и попытаемся разобраться.


It all begins with the dreams
Основная тема игры​

Сразу оговорюсь, что Эндерал - игра взрослая и крайне сюжетно ориентированная. Это означает, что без хотя бы минорных, а порой и крупных спойлеров не обойтись, так что если вас очень легко огорчить этой фигнёй - не читайте дальше.

Итак, игра начинается со сцены кошмара, и должен отметить, что подана эта сцена с неплохим профессионализмом – в ней нет дешёвых шугопрыгов, когда злая пепяка неожиданно выпрыгивает вам перед лицом, чтобы покричать и исчезнуть. Всё построено на атмосфере и диалоге с отцом, который, кстати, отличился просто отличной озвучкой: настолько жуткого голоса, попадающего прямо в цель, когда он, с одной стороны, звучит абсолютно нормально, а затем быстро меняет тон, превращаясь в жутковатое чучело, и всё вокруг начинает гореть… В общем, браво разработчикам и актёру, сыгравшему эту роль, – он справился на отлично. После этого нас ждёт относительно короткий видеоролик, который наконец-то рассказывает более-менее о ситуации в мире – о том, кто такие Светорождённые, о которых авторы будут столько говорить в игре, что с ними случилось и во что это вылилось. После этого нас уже переносят в новое место, чтобы дать понять нашу ситуацию: главный герой – беженец из религиозного королевства, павшего жертвой войны. Будучи рабом, он решил, что лучший вариант – это бежать зайцем на корабле, и в итоге оказывается в трюме этого самого судна. Диалог с товарищем по несчастью перерастает в создание персонажа, где нам дадут выбрать расу и внешность главного героя. Так как Enderal - это не Skyrim, то и выбор рас здесь другой: никаких прямоходящих кошек и ящериц в Вине нет, на выбор предоставлено четыре вида людей и полуаэтерна – гибрид человека с местным эльфом. Далее нам предстоит вырубить пару матросов, затем оба беженца встречаются со странной женщиной, укутанной в лохмотья, после чего их ловят другие члены команды корабля. Нашего друга протыкают мечом, а нас отправляют вместе с ним на корм рыбам. Собственно, с этого и начинается настоящая игра.


Книга "Мясник Арка" - квест, суть которого заключается в собрании и прочтении всех десяти глав книги. В каждой главе по меньшей мере 10 страниц текста в формате А4, что значит как минимум 15-20 страниц средней книги из Skyrim. Серьёзное и довольно интересное чтиво, наполненное весьма интересным смыслом.

И тут же нужно отметить, что Эндерал намного более линеен, чем любая из игр Elder Scrolls, однако это определённо не плохо, так как текст и диалоги в игре ощущаются лучше, чем во многих других РПГ. Они явно профессионально написаны, персонажи говорят как люди и в целом линейное начало не выглядит так же плохо, как в том же Skyrim, где на протяжении нескольких минут мы едем под гору. Если совсем не вдаваться в пересказ сюжета, то могу лишь отметить, что в Эндерале история имеет куда большую роль. По вполне логичным причинам в любой из доступных игроку концовок игра заканчивается, но нужно отметить, что в обеих случаях конец вполне закономерен. Кроме того, история достаточно интересная, а игра предупреждает, когда подходит время к «точке невозврата». До этого момента игра остаётся хоть и линейной, но при этом всё ещё открытой для исследования. Разработчики утверждают, что время прохождения Эндерала может занять от 30 до 100 часов, и я не уверен насчёт 100 часов, но сам потратил 63 часа, оставив некоторые квесты незавершёнными, но при этом закончил основную и ряд побочных сюжетных веток. Надо отметить, что некоторые побочные сюжетные ветки находят своё отражение в основном сюжете - и хотя с ним напрямую не связаны, но очень хорошо расширяют представление игрока о происходящих событиях. Вообще, говоря о квестах, я думаю, важно отметить, что технически игра использует ту же механику, что и Скайрим, – средний квест выглядит как «пойди туда-то, притащи то-то». Что отличает игру от Скайрима, так это текст и сюжетная линия. И если вы так же любите хорошие сюжеты в РПГ, как и я, то заметите разницу практически сразу.


Джеспар Дал'Варек - первый из спутников нашего героя.
Во-первых, Эндерал весьма чётко объясняет, как в этом мире работает магия, и это имеет смысл хотя бы с точки зрения логики истории и идеи загрузок и сохранений, так как магия – это открытие портала в иную вероятную линию событий и призыв чего-либо из другого мира, а сама суть мага – это умение смотреть в море вероятностей. Кроме того, это объясняет другой компонент игровой механики – «Арканную Лихорадку», которая постепенно сводит магов с ума: умение смотреть в иные миры с мириадами вероятностей выливается в постепенную утрату рассудка. Реализована эта идея, правда, довольно посредственно – уровень Лихорадки повышается исключительно от магии лечения, а стрельба во врагов молниями или зелёными бластерами на манер TIE-Fighter’а из "Звёздных Войн" никак на психическом здоровье протагониста не сказывается.

Во-вторых, немалая роль отведена персонажам. Будь то наёмник, готовый на всё что угодно, лишь бы ему заплатили, или преданная служанка Ордена, проходящая с нами посвящение и при этом несущая в себе мрачный секрет, или же самоуверенный маг, считающий выше своего достоинства запоминать имена всех, кто, по его мнению, является не столь важным для его работы, полубезумный гений, решивший переселить свой разум в тело гигантского робота, - все персонажи игры хоть и не слишком оригинальны, но интересны и хорошо написаны. Что, разумеется, намного важнее, чем наличие оригинальных, но при этом совершенно скучных болванов, с которыми и поговорить-то не о чем.

Некоторые квесты, кстати, вообще состоят исключительно из диалогов. Как вам, например, квест: забраться наверх башни, выпить вина/закурить трубку да поговорить с другом о жизни, отношениях, религии и т.д.? Кстати, Enderal в этом плане намного взрослее, так как такие тонкие темы, как религия или секс, в игре поднимаются весьма серьёзно и рассматриваются куда значительнее, чем в других подобных РПГ. При этом игра не осудит ваше отношение к этим вопросам, так как самой ей, в общем-то, плевать. Являетесь ли вы закостенелым защитником религии или ярым атеистом, игра найдёт способ показать вам все точки зрения, причём сделает она это куда более грациозно, чем многие другие игры на данную тематику. Что же до вопросов секса, то... Ну, как сказать - эта тема в играх от Bioware выражается на удивление по-детски, так, как её представляют себе скорее подростки, нежели взрослые люди. У Enderal подход куда более взрослый. Тему не оставляют в стороне, но и не выпячивают перед игроком, дав сразу три-четыре самки и пару самцов для спаривания, нет. В данной игре всё сводится к разговорам. Об отношениях, ответственности и чувствах. И Фрейд меня раздери, насколько это выглядит серьёзнее и взрослее фактического "порно для самых маленьких" в лице Dragon Age и Mass Effect!


Местные рекламные и агитационные постеры производят вполне любопытное впечатление​

Теперь немного о магии. В игре есть куча разнообразных заклинаний – от банального фонарика вплоть до призыва самых разнообразных чудовищ и неожиданно мощного оружия – для любого персонажа найдётся что скастовать. А так как нет быстрого перемещения из одной локации в другую, то активно используются (в том числе и другими персонажами) свитки телепортации в нужные города или локации. Кроме того, игроку дали возможность самому создать руну в интересующей локации (при условии, что локация будет на открытой местности), а также засунули аналоги Силт Страйдеров из Морровинда: по Эндералу можно за копейки перемещаться на Майрадах – огромных летающих животных, напоминающих смесь птицы и коровы.

Альтернативным способом относительно быстрого перемещения может стать Мул или Лошадь, которых можно купить за внушительную сумму в конюшнях Арка – единственного города на Эндерале.


Вид на Арк со стороны плотины и дороги к главным воротам. Масштаб города воистину впечатляет, учитывая, что его территория простирается за границы видимого справа.

Кстати, об Арке: этот город хоть и единственный, но своими размерами даст фору любому из «городов» Скайрима. Он состоит из Квартала Чужеземцев, Торгового Квартала, Южного Квартала, Квартала Казарм, Квартала Знати, Гавани и Храма. И каждая из этих локаций занимает пространство, примерно соответствующее среднему городу в Скайриме. Но это только половина. Дело в том, что помимо верхних районов города Арк имеет также «Нижний Город» - огромное заселённое подземелье, в котором есть всё, что нужно уважающему себя подземному городу, – наркотики, бездомные, организованная преступность, бордели и дешёвые кабаки. А близость стен и низость потолков в Нижнем Городе вкупе с очень редким и тусклым освещением, скудной цветовой палитрой, местным жаргоном и порой забитыми улочками удачно создают реально гнетущую атмосферу, очень контрастирующую с тем, что можно увидеть на светлых и довольно просторных улицах "Верхнего Города".


Вход в "Нижний Город" показывает его во всей его мрачной и неприглядной красоте.

Поскольку наш герой живёт не в мире Древних Свитков и о Драконорожденных в этой вселенной не слышали даже самые значимые слухачи, то и место «криков» заняли т.н. «Таланты». Самый первый талант называется «Медитация», и он необходим, чтобы после каждого левел-апа перемещаться в особый храм, где нам дадут возможность вложить очки в очередные пассивные или активные умения.

К сожалению, тут же нужно рассказать и о прокачке. Дело в том, что в Enderal она основана на системе опыта, который нам выдаётся за всё подряд. Убили врага? Получили опыт. Нашли секретную зону? Получили опыт. Сварили зелье? Получили опыт. И так далее – опыт в разных количествах дают за любое действие. При этом сами навыки не повышаются, но это не было бы большой проблемой. Дело в том, что система прокачки в игре, мягко говоря, перемудрёная. Игрок получает с каждым уровнем несколько очков обучения, несколько очков крафта, одно очко памяти - и может поднять своё Здоровье, Ману или Выносливость, немного повысив их максимальное значение. Вроде бы всё неплохо, так?

Вроде бы - вот только проблемы начинаются, когда приходит время тратить те самые очки обучения и крафта. Дело в том, что навыки нормально повысить не выйдет – нужно потратить ещё и книгу обучения. Стоят эти книги постепенно всё дороже и дороже. И работает всё это, честно говоря, просто убого. Дело в том, что таким образом игра заставляет игрока не просто вкладываться в прокачку, - она ещё требует немалых сумм денег для того, чтобы поднять необходимые навыки. Это не хардкорно, да и вообще ни капли не сложно, – это утомительно, так как игрока фактически вынуждают выполнять Bounty-квесты (пойди туда-то, убей того-то), не несущие никакого интереса, кроме финансового. В итоге под конец игры я просто пользовался заветной командой player.additem 0000000f xxx, для того чтобы положить себе в карман те самые ххх золота, необходимые, чтобы прокачать свои навыки до достаточного значения. Просто потому, что мне было совершенно не интересно искать способы заработка, которых в игре совсем не так много, как может показаться.

Надо также отметить, что в отличие от Скайрима Эндерал не подстраивается под уровень игрока – в пустынях на востоке вас всегда будут ждать высокоуровневые монстры, похожие на Когтей Смерти из Fallout, а в горах на севере однозначно ожидают звери, которые не по зубам храброму герою 10-го уровня независимо от сложности.

С одной стороны, это хорошо, так как заставляет думать – куда следует лезть сейчас, а куда совать свой нос рано. С другой же - это заставляет игрока по нескольку часов бегать по одним и тем же локациям, поднимая свой уровень и выбивая деньги на прокачку, так что хорошо это или плохо - решать вам.

Боёвка стала сложнее, но не намного. Просто запомните, что первыми всегда должны умирать маги. Остальные – по выбору. Стало полезным маневрировать и уходить от ударов – банальное затыкивание врага быстрыми атаками просто не работает так же эффективно, как в Скайриме.


The right man in the wrong place can make all the difference in the world.
G-Man сами знаете откуда.​

Сюжет Enderal крутится вокруг неизбежного конца человеческой расы. То, что уже происходило раньше, скоро произойдёт вновь. Нынешняя цивилизация не первая и не вторая, – она лишь одна из многих в этом бесконечном цикле смертей и перерождений. Это – главная тема игры. Сюжет неоднократно ссылается на тему цикличности и повторения истории. Наш герой является одним из ключевых компонентов цикла. Одним из, но не единственным. Если смотреть узко, сквозь призму исключительно основного сюжета, то героев, повторяющих ошибки прошлого, не так уж много. Но самая прелесть игры заключается в том, что сюжет развивается и внутри сторонних сюжетов. Чем больше сторонних сюжетных линий вы пройдёте, тем более разветвлённой окажется история игры. Хоть по основному сюжету вы окажетесь в большинстве локаций, некоторые территории всё же выделены под опциональные квесты. И есть неплохая вероятность, что вы ни разу в этих опциональных местах не побываете. Эндерал явно меньше Скайрима по площади, но несравненно богаче по наполнению: тут есть и густые зелёные леса, и сухие пустыни, и мёртвый грибной лес, погибший от небольшого катаклизма, и пустыни с джунглями, и заснеженные вершины. Классический вопрос «А что же они в Арке едят?» отпадает сам собой, стоит вам только отправиться на север, где вашему взгляду предстанут обширные сельскохозяйственные угодья, площади которых определённо хватит, чтобы прокормить немалое население огромного города. В целом атмосфера поддерживается очень неплохая. Главная тема – игры с магией не приводят ни к чему хорошему - прослеживается в игре очень точно и не позволяет расслабиться, когда в очередном квесте заходит речь о каком-нибудь волшебнике, сделавшем что-то эдакое, используя магические силы.


Вид улиц "Нижнего Города" производит вполне гнетущее впечатление.

В отличие от Skyrim сюжет данной игры также неоднократно требует от игрока расслабиться: отправиться куда-нибудь, исследовать что-нибудь, - в общем, провести один-два игровых дня вдали от основного сюжета. Сделано это намеренно, чтобы дать игроку возможность немного отдохнуть от несомненно важных сюжетных поворотов в основной истории игры. И это, чёрт побери, работает, так как позволяет действительно отвлечься на поиски новых предметов, квестов и персонажей, большинство из которых вас явно заинтересуют.

Смотрится Enderal весьма симпатично, хотя и не идеально, – Арк выглядит действительно огромным и производит правильное впечатление, горы воистину высоки, леса лесисты, а джунгли живо напоминают какой-нибудь Far Cry 3. К сожалению, магия начинает постепенно улетучиваться, когда замечаешь, что очень многие случайные NPC практически на одно лицо, а уж разных бандитов – и вовсе моделек 10, разбитых на разные категории. То же касается и остальных врагов – по ходу игры вы можете встретить как низкоуровневых скелетов, убиваемых с одного-двух ударов на 1-3-м уровнях, так и воистину королевскую нежить, уничтожить которую под силу будет далеко не каждому герою. Проблема в том, что вся эта нежить будет выглядеть примерно одинаково, вне зависимости от того, где она водится и какого уровня успеет достигнуть наш герой. Именно на разнообразии врагов сильнее всего сказалось отсутствие толкового бюджета у Sure A.I.– поверьте, к концу игры вы просто устанете убивать однотипных волков и скелетов с зомби. Но ничего не поделать.


Некоторые локации - переделки старых из Skyrim, но с интересными и неожиданными поворотами.

Ещё одну ложку дёгтя подливает техническая сторона проекта. Конечно, от мода полной свободы от багов никто не ожидал, однако в данном случае всё, увы, совсем плохо. Багов в игре хоть отбавляй, и это не те безобидные баги вроде NPC, стоящих на стульях, или глупых замечаний или неуместных реплик. Нет, я говорю о серьёзных и очень плачевных багах – в некоторых катсценах у меня пропадали модели персонажей или их анимации; иногда игровые скрипты просто падают, не давая пройти дальше и вынуждая перезагружать игру и загружать более раннее сохранение. Порой пропадают ассеты - например, в одной локации в игре просто отсутствовал мост, который явно должен был находиться там. Причём отсутствовал не только мост, но и его коллизия, так что явно проблема была с расположением объекта в редакторе. В одном из диалогов куда-то пропала английская озвучка, и один из персонажей говорил на чистом немецком, в то время как другой персонаж отвечал ему на английском. О постоянных вылетах, порой вовсе блокирующих запуск игры до перезагрузки Steam или компьютера, я вообще молчу. Игра очень нестабильна. Но, как ни странно, эта самая нестабильность так же и непостоянна – у многих игроков всё вполне нормально работает и катсцены тоже не имеют никаких проблем. С чем это связано? Я не знаю. Может быть, мне просто не повезло с железом или с версией ОС, или с версией Skyrim, или с порядком планет в Созвездии Лебедя; просто ставлю вас перед фактом – игра ОЧЕНЬ забагована, и порой может серьёзно выводить из себя.

Также не всё гладко и с озвучкой. Нет, основные NPC озвучены на уровне от «средненько» до «вполне неплохо». Отдельные персонажи так и вовсе достойны весьма значимых похвал: например, голос отца, как я уже упоминал, просто великолепен. К сожалению, далеко не все актёры одинаково хороши – некоторые прохожие раздражают, а один из голосов, использовавшихся для детей, едва ли не заставлял меня отключать звук, пока этот мелкий упорыш не заткнётся.

Музыка весьма неплохая, но, к сожалению, опять же не без греха. Главной её проблемой является отсутствие более-менее ощутимой центральной темы - вроде той, что явно есть у игр от Bethesda. Данная игра явно могла бы выиграть, будь и у неё такой же фирменный почерк в саундтреке. А так – мы получили в меру мрачную, в меру эпическую, вполне хорошо звучащую, но какую-то безликую музыку в игре, каковых сейчас пруд пруди. Если в той же Undertale музыка играла чуть ли не ключевую роль и практически каждая тема была к месту, наполняя каждую сцену тем смыслом и теми эмоциями, которые в них вкладывал автор, то вот в Enderal игре удаётся неплохо сформировать атмосферу мира и иногда дополнить обстановку ключевых сцен, но, увы, не более того. Даже тема «Fleshless», по идее, призванная быть главной темой игры, с возложенной на неё ролью не справляется до конца, как это делает шедевральный трек Undertale для понятно какой игры. А жаль.


Калия Сакареш может некисло напомнить главную героиню из Beyond: Two Souls, причём сразу по нескольким причинам.

Что мы имеем в итоге? Мод, которому до идеала не хватило одной единственной вещи – бюджета. Будь у Sure A.I. деньги, и будь эти деньги потрачены с умом, игра явно была бы более отполированной: были бы и более качественные голоса озвучки, не было бы багов, да и, вполне возможно, боевую и ролевую систему бы тоже исправили. Возможно исправили бы и некоторые неровности в сюжете, о которых я не хочу говорить, дабы не спойлерить, но уж поверьте – как минимум две сцены в сюжете игры меня очень сильно раздражают, и не только меня. Возможно, также было бы больше сайд-квестов, или даже была бы ещё более расширена основная история. Однако стоит ли играть в данную игру сейчас? Знаете, мой ответ – безусловное «Да». Всё же сюжет хоть и напоминает своей структурой странную смесь из Mass Effect, Dragon Age, Final Fantasy X и ряда других ролевых игр, но отличается какой-то своей собственной индивидуальностью. Персонажи, хоть и достаточно типичны для жанра, прописаны весьма хорошо. Музыка хоть и сравнительно безлика, но при этом атмосферна, а недостаток голосов, однотипность противников и баги всё же можно до какой-то степени простить некоммерческому проекту, сделанному чуть ли не на личные средства и время самих разработчиков. Хотя концовок у игры всего две, и обе они выдаются в самом конце, всё же обе логичны и не вызывают особых возражений, а пройдя игру, я испытывал одновременно чувство скорби, трагедии и какой-то мрачной завершённости – эмоции, которые вы вряд ли испытаете в современных РПГ, где основная тема – «победа добра над злом» или же что-либо подобное.


Финальная оценка: «Сыграйте уже в это, наконец-то»/10

Цитата дня: YOU MISERABLE SELFISH FOOL! YOU’VE DOOMED US ALL!

Картинка дня: SPOILER ALERT!
А теперь признавайтесь, кто тут тот самый ничтожный самовлюблённый дурак, что погубит нас всех? И чего вы на меня уставились?

Скачать игру можно тут: http://enderal.com/ (Обязательно иметь предустановленную копию Skyrim, DLC не обязательны)​


Автор: Omega-Envych
Дата: 30.11.2016

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей