Difference between knowing and understanding is everything

Начиная описывать игру, в первую очередь задумываешься — а о чём, собственно, стоило бы рассказать? Что есть такого, что привлекло бы внимание статистически усреднённого геймера, не превращаясь в поминальный список «фич» и основных элементов геймплея? С иными играми возникает трудность, потому что и рассказать-то особо не о чем — задумка проста до безобразия, взгляду не за что зацепиться, а на работу профессионального композитора, дизайнера и художника бюджета не хватило, так что пункты стереотипного обзора отметаются сами собой. Но время от времени возникает дилемма другого рода — работая над своим творением, авторы настолько увлекаются идеей создания Magnum Opus, что включают в него черты, казалось бы, самых разнородных жанров, умудряются «сочесть» несочетаемое и проделывают грандиозную работу, разнообразя жизнь игрока крутыми поворотами и резкими скачками динамики при каждом удобном случае. Результирующий из этого винегрет часто оказывается неспособен удержать внимание поклонников ни одного из предложенных элементов: что поделать, эклектика — удел далеко не каждого. Но время от времени из тесных мастерских инди-игростроя, мотивированных щедрым пинком Kickstarter’а, появляются исключения — одни на миллион, не без огрехов, время от времени спотыкающиеся об отдельные изъяны собственного смелого дизайна, но... каким-то удивительным образом работающие — в том смысле, в котором их первоначально и задумывали. И Ring Runner: Flight of the Sages как раз из таких.

Моё собственное знакомство с Ring Runner началось ещё в те времена, когда бета-версии предстояло пройти до заветной «единички» в номере добрую треть пути. Как ни странно, но самое первое воспоминание, которое неизменно всплывает в памяти, ассоциируясь с игрой, — это музыка. Бывает иногда, что, знакомясь с новым человеком, обращаешь внимание на какую-то родную деталь, неожиданно вклинившуюся в пока ещё неясный образ. И сразу понимаешь: «Вот с ним-то у меня наверняка дело наладится!». Точно так же и музыка главного меню — вроде бы и новая, но с первых аккордов навевающая мысли о чём-то великом, потаённом, но желанном. Устоять перед соблазном было невозможно. Нажав заветную кнопку «New Game», я ринулся покорять бездну космического пространства...

— Гляди-ка, беспилотник летит. Владелец давно помер, а этот всё продолжает небо коптить под управлением искусственного интеллекта... Я таких прозвал «Зомби».
Корабль под управлением ИИ? Дрон то есть?
Сам ты дрон. «Зомби» звучит колоритней.


Попадая на просторы космоса, ожидаешь самых разных чудесных происшествий. Поклонники космооперы уже наверняка представили себе сражения бесчисленных флотилий, испепеляющих друг друга дезинтеграторами, а любители хард сай-фай задумались о реализации ньютоновской физики и решении проблем перемещения на сверхдалёкие расстояния. Но человека, находящегося за штурвалом звездолёта Ring Runner, волнуют совсем другие проблемы: например, как бы с наименьшим для себя ущербом выбраться из разрываемой на куски космической станции и поделикатнее ответить на запрос-приказ непонятно откуда взявшихся стервятников о том, что «корабль-то у тебя, мужик, уж больно хорош, и запчастями у нас тут принято делиться...». В лучших традициях голливудских боевиков избежав взрыва и кое-как отделавшись от погони, с неприятным холодком осознаёшь, что нелёгкая занесла тебя на территорию мусорщиков — клана существ крысоподобной расы, промышляющих торговлей рабами. И из-за ближайшего скопления космического хлама уже приближается боевое звено. А в голове всё это время не умолкая трещит и трещит голос некоего Неро, выдающего себя за искусственный интеллект и сыплющего рекомендациями различной степени бесполезности...

К моменту нашего дебюта Галактика с говорящим названием Litter Glitter (которая вполне себе отвечает принципу «Мусор на улице начинается с мусора в голове», благо отходов жизнедеятельности тут предостаточно — как неодушевлённых, так и вполне себе живых) переживает очередной делёж территории между воинствующими группами разных маргинальных рас, дни которых протекают в лучших традициях общества потребления: сборе объедков с космических свалок и улюлюканьях над гладиаторскими боями на безразмерной, обрамлённой зловещими шипами арене. И если с «хлебом» всё ясно, то «зрелищами» жадную толпу обеспечивать придётся именно вам — во всяком случае, пока не докажете свою пригодность к иным задачам. Но и на злополучной арене будни проходят не впустую — закаляются боевые навыки, происходит знакомство с основными типами космических кораблей, зарождается первая настоящая дружба... И из обрывков слухов удаётся немного узнать о том, как несчастная Галактика вообще докатилась до жизни такой.

Впрочем, не ареной единой. Те счастливчики, которым удаётся выбраться из кровавого месива, сохранив при себе большую часть конечностей, удостаиваются особого доверия хозяина и получают в награду возможность с честью погибнуть на какой-нибудь ответственной и важной миссии (на этом этапе игра откровенно напомнила мне первый визит в мир бибуратов из «Вангеров» и злоключения, пережитые из-за неудачно потерянного раббокса... но об этом как-нибудь в другой раз). Самое главное, что удаётся вынести из всей этой чехарды, — это то, что миром управляют вовсе не встреченные ранее охотники за головами, не отчаянно борющиеся с ними полицейские корпусы и даже не напыщенные патриархи «мусорных» кланов. Галактику давно и упорно разрывают на части войны неких Мудрецов — людей и нелюдей, постигших законы Вселенной до такой степени, что материальные барьеры давно перестали их волновать. И совсем скоро встреча с таким Мудрецом изменит и вашу жизнь...

Описывать сюжет более подробно значило бы испортить удовольствие потенциальным будущим игрокам, поэтому я позволю себе ограничиться лишь одним наблюдением: сюжет Ring Runner грамотно построен с таким расчётом, чтобы дать игроку явное ощущение «прогресса» — от одинокого пилота на заброшенном шаттле до пешки в рядах преступного клана, затем до воителя-смертника, заслужившего внимания «крёстного отца», а затем, глядишь, и до вольного исследователя, который шаг за шагом приближается к пониманию принципов, определяющих существование всего зримого мира. Каждый пройденный этап ощущается как достижение, после каждого успеха вас ждёт достойная награда, будь то новое необычное устройство, незнакомый ранее тип корабля, полезная информация о вашем собственном прошлом, откровения неумолкающего Неро, столь быстро ставшего надёжным (а то и единственным) напарником на поле сражений, а может, и что-то гораздо более ценное. Нужно лишь не останавливаться — благо этого и не хочется.

Как можно догадаться, сюжет и его подача — одна из самых сильных сторон Ring Runner, и это тем более удивительно, что в игре нет ни одного «живого» портрета и ни одного озвученного персонажа. Самое большее, что удаётся увидеть, — это неанимированные логотипы а-ля «вензель», символизирующие ту или иную группу или собеседника. Как получается, что они при этом дышат жизнью не хуже продуманных до последней детали фотореалистичных лиц? Думаю, виной тому — мастерски написанные диалоги, живо передающие ощущение реально подслушанной беседы. Ring Runner не пытается казаться серьёзней, чем он есть на самом деле, не строит из себя драматического романа, предназначенного для чтения между строк. Вместо этого вы найдёте здесь нечто более тёплое — приятелей, радостно обменивающихся шутками, не боящихся выражать эмоции, создающих вполне конкретный и узнаваемый образ... И, что самое главное, готовых стать вам друзьями — пусть не сразу и не во всём, но постепенно, понемногу раскрывающихся, узнающих вас чуточку лучше с каждым оставленным позади парсеком. Какие-то отношения скоротечны, а иные сопровождают нас вплоть до самого конца, но в индивидуальности не откажешь ни одному мало-мальски значимому персонажу — и вовсе, оказывается, не нужны для этого ни заслуженные актёры озвучки, ни гениальные художники...

— О, ещё один Мудрец прилетел. Добыча только что удвоилась, мужики!
— Э-э, шеф... Но этот-то пока ещё живой.
— Так чего тормозишь, кретин? Исправляй недоразумение.


Упоминавшееся выше многообразие игрового процесса ведёт к череде удивительных происшествий, порой выходящих за рамки самих миссий. Одна из любимых историй, приключившихся со мной во время игры, — это долгая череда попыток уничтожить одного крайне вредного босса на высоком уровне сложности. Корабль супостата, оборудованный самонаводящимися ракетами и вездесущей «рельсой», банально распылял с одного попадания всё что угодно, за исключением неповоротливых и нежизнеспособных гибридов звездолёта и черепахи, променявших слоты для оружия на дополнительную мощность энергощита. От мгновенных выстрелов, не дававших о себе никакой индикации и не требовавших боеприпасов, не могла спасти ни кошачья реакция, ни зигзагообразные манёвры в стиле «ужа на сковороде», — слишком много времени требовалось на то, чтобы просто пробиться через несколько слоёв защиты и хотя бы поскрестись о вражеский корпус. Можно было, конечно, просто снизить сложность, но выглядело это как-то не по-самурайски — тем более что остальные миссии таких проблем не вызывали и были благополучно «биты». В итоге, случайно заглянув на форум игры в Steam, я обнаружил там упоминание некоего Reverse Beam — лучевого оружия, которое на пять секунд перенаправляет весь полученный урон в выбранную цель, оставляя игрока без царапины. Кое-как разыскав заветный луч в груде неразобранного оборудования в магазине, я собрал под него соответствующую модель корабля — с высокой маневренностью, ускоренной перезарядкой энергии и дополнительной защитой от снайперских выстрелов противника, — и спустя двадцать минут тренировок успешно дал боссу прикончить самого себя. А ведь даже после N-го прохождения на полках оружейных складов Ring Runner осталась ещё добрая сотня позиций, которые я не то что попробовать не успел, но даже и не просмотрел как следует.

А как вам, например, идея о том, чтобы поиграть собственным звездолётом в арканоид или Asteroids? А ведь Ring Runner полон и таких развлечений — в отдельном секторе космоса под соответствующим названием Arcade вы сможете вспомнить далёкую молодость, проведённую за джойстиками игровых автоматов, и освежить былые навыки, ставя как можно более высокие рекорды. Как это связано с основным игровым процессом, я даже пояснять не буду — скажу лишь, что объяснение есть всему происходящему, и оно столь же элегантно, как и все остальные составляющие этой удивительной игры. И простой надписью High Score дело, конечно, не ограничится — за успешное прохождение вы получите заветные «плюшки», успешно применимые и в основной сюжетной линии.

А про миссию, где вместо крошечного звездолёта вам предстоит управлять целым крейсером, я уже рассказывал? А про хитроумную отсылку к скролл-шутерам, в результате которой вам позволено лететь только слева направо, не совершая поворотов? А про изумительной красоты боевые поединки моделей Caster, каждая атака которых — геометрическое представление одной из математических функций? И их полную противоположность Grappler, предпочитающую швыряться в оппонентов огромной булавой на магнитной «привязи»… Но, думаю, мысль и так понятная — в игре просто нет «обыденных», незапоминающихся миссий. Остаётся лишь позавидовать фантазии разработчиков.

Музыка заслуживает отдельного разговора. Музыка Ring Runner — это полированный кристалл, в гранях которого можно разглядеть отражение тайн Вселенной. Я не раз отмечал, насколько сильный эффект она производит в совокупности с трогающей душу историей, проработанными диалогами персонажей и энергичными перестрелками в безвоздушном пространстве. Такое высокое качество, если вдуматься, на редкость удивительно и вряд ли может быть объяснено чем-то иным, кроме как неколебимым упорством композитора Энрике Драйера. Как позже признался мне господин Драйер в личной переписке, 90% работы над музыкой было проделано в звуковом редакторе верного «макинтоша», а сам композитор не решился бы сыграть для «живой» публики и коротенького пассажа. И тем не менее, каждый трек приходится как нельзя кстати, каждый звук — точно на своём месте, готовый сплести где-то в центре Галактики ту самую картину баталий, побед и открытий, которую уже невозможно выбросить из головы. Вот такой вот парадокс.

— Врагов не видно, но давай лететь осторожно...
— И как ты предлагаешь это делать?
— Не знаю. Попробуй, что ли, нежнее давить на газ.


Чем же так хороша игра? Можно долго рассказывать о бесконечном разнообразии заданий, великолепном юморе абсурда в духе Дугласа Адамса, широчайшем просторе для исследований и оптимизации, что придётся по нраву хардкорщикам и экспериментаторам, — но всё это будет не то. Пытаясь сосредоточиться на отдельных элементах, упускаешь из виду самое главное — насколько слаженно работает весь механизм, насколько здорово дополняют друг друга приключенческая история, скоротечные и яростные космические сражения и музыка, которую не устаёшь слушать снова и снова, иной раз переигрывая один и тот же бой ради особо полюбившегося трека. И через множество миссий и игровых режимов, через бурные конфликты и долгие часы, терпеливо проведённые за планированием в ангаре, авторы сумели мастерски передать какую-то неуловимую, но крайне важную эмоцию, идею, которую можно проследить, читая между строк диалогов и возвращаясь мыслями к известной истории. Может, в этом и заключается та самая любовь, которую видишь в произведении истинного мастера, — нельзя объяснить её, но, раз почувствовав, всегда знаешь, что она рядом. И на персонажей Ring Runner уже не посмотреть иначе, чем как на дорогих сердцу друзей, которые, может, и сейчас где-то там, далеко, исследуют просторы космоса...

На вопрос о том, что такое искусство, можно получить много разных ответов. Кто-то говорит, что это форма самовыражения. Другие по-философски возразят, что искусство призвано показать отражение идеала в глазах творящего. Но мне всегда казалось, что настоящее искусство — это всё то, что вдохновляет нас стать лучшей версией самих себя. Стремиться делать то, что мы считаем правильным, сколь бы трудной ни казалась принятая ноша. И если мерить игры этим определением, то трудно будет найти что-то, что подходило бы под него более полно, чем Ring Runner.


Автор: Dark Savant
Дата: 31.12.2016

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей