Операция Flashpoint: Холодная война

Я считаю, что каждый уважающий себя фанат шутеров рано или поздно должен попробовать сыграть в ArmA. Несмотря на высокий порог вхождения и некоторые недоработки, с годами эта франшиза набрала себе тысячи преданных поклонников, для которых игры серии стали основным способом свободного времяпрепровождения. Оно и неудивительно - ведь на рынке попросту нет иного проекта, обладающего таким количеством нюансов в плане постановки крупномасштабных боёв с участием пехоты и техники.

Однако к такому состоянию дел чехи из Bohemia Interactive пришли не сразу. Потребовался первый шаг, и в данном случае он оказался амбициозным, рискованным и на удивление успешным. Один из самых "взрывных" дебютов в истории индустрии, известный нам под названием Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Именно ей и будет посвящена эта статья, посредством которой я постараюсь ответить на определенный вопрос: "Кому будет интересна эта игра?". И, забегая вперед, скажу лишь, что Arma: Cold War Assault смог подарить мне довольно необычный игровой опыт.

Итак, приступим.

Несмотря на однообразие ассетов, острова Аверон и Малден станут для вас родными. Хотя вы и не сможете их отличить.

Operation Flashpoint открыто заявляет о своей хардкорности, однако вначале она обходится с игроком вполне аккуратно, постепенно раскрывая различные механики игрового процесса, вследствие чего первая половина Cold War Crisis вызвала у меня ассоциации не с другими FPS/TPS, а с миссиями из трехмерных GTA. Как и в саге про Великого Автоугонщика, авторы напирают не на обилие возможностей вроде открытого мира, а на масштабную постановку, заметно отличающуюся в каждом уровне. И по моему мнению, такая структура отлично раскрывает особенности ведения боя в данной игре.


Несмотря на большие открытые пространства, OFP нельзя отнести к Crysis/Halo-подобным шутерам-песочницам, где одну и ту же группу противников можно уничтожить самыми разными способами. В этом тактическом action'е каждая перестрелка напоминает комплексную многоступенчатую головоломку, обладающую куцым и на первый взгляд не очевидным набором решений. Вот только если разгадывание других головоломок представляет собой взаимодействие с абстрактными элементами, то Operation Flashpoint, как и следовало ожидать, требует куда более сложных манипуляций. Игроку приходится тщательно разглядывать местность, вдумчиво выбирать позицию для укрытия и огня, брать во внимание действия компьютерных напарников и возможную реакцию врагов (они тут не самые предсказуемые), а реалистичный баланс и суровая система сохранений подталкивают проявлять терпение и осторожность. И поверьте, на словах это так же напряжённо и увлекательно, как и на деле. Дополнительного интереса добавляет то, что в большинстве случаев разработчики не банально "кидают толпу на толпу", а ставят протагонистов в непохожие ситуации, требующие собственного подхода. Будут и штурмы, и засады, и оборона, и отступления, и многое другое. В какой-то момент игра просто разделяется на модули, каждый из которых заслуживает отдельного разговора.


Танковый модуль

Первое, чем меня удивили миссии в роли командира танкового экипажа, - так это тем, что, немного освоившись с управлением, можно повесить почти всю ответственность на собственно экипаж, понемногу корректируя его действия. Боты, конечно, временами проявляют своенравность, однако это редко оказывается критичным, ведь исход боя между бронетехникой в OFP по большей части решает то, кто первым заметит расположение врага и возьмёт инициативу в свои руки. И поэтому, несмотря на сносную физику и детализированную систему повреждений, танковый модуль является самым слабым из всех. Тактики в нём кот наплакал, а сложность появляется лишь в последних самоубийственных операциях.


Авиамодуль

Миссии на вертолете/самолёте получились динамичными и лёгкими, хотя некоторым испытанием может стать управление летающим агрегатом. Оно достаточно ограниченное, но поведение машины в воздухе временами сложно предсказать. К тому же обучение освещает лишь половину необходимой информации. Но даже этот барьер нельзя назвать непреодолимым. Так или иначе, задания в роли пилота отлично расслабляют в рамках непростой второй половины игры. Хотя при этом они лишний раз доказывают, что в плане реализации военной техники разработчикам было куда расти.


Диверсионный модуль

Миссии со скрытным проникновением - или стелс-эпизоды, если оперировать знакомыми понятиями. Я уже чувствую, как многие из вас скорчили гримасу, вспомнив какой-нибудь старый боевик, где имелся ненужный и раздражающий сегмент с глупой игрой в прятки. К счастью, у нас тут другой случай. В Operation Flashpoint тайные операции пополняют копилку интересных и необычных заданий. Скрытное перемещение и ориентирование на вражеской территории среди бесконечной темноты, патрулей, аванпостов и других элементов вручную проработанной "экосистемы" могут увлечь даже тех, кто успел повидать Metal Gear Solid и Deus Ex. Хотя видно, что AI здесь никак не адаптирован, а на свободу уровня MGSV (c которой возникают стойкие ассоциации) даже надеяться не стоит, OFP все равно позволяет в полной мере ощутить себя в роли диверсанта.


Модуль командира

В любом сложном и комплексном проекте рано или поздно наступает момент, когда всё переходит на следующий этап, окончательно отделяя тех, кто несильно заинтересован, от тех, кто готов погрузиться ещё глубже. И в Operation Flashpoint этот момент наступает, когда игроку вручают погоны командира отряда.

Авторы минимизируют влияние скриптов, ещё сильнее увеличивают количество возможных исходов, дают немалую вариативность - и при этом вешают всю возможную ответственность только на вас. И вам придётся освоиться с громоздким и детальным интерфейсом по управлению подчинёнными. Они не отличаются глупостью, однако без чёткого плана действий им попросту не справиться с задачами, которые раз за разом будет ставить штаб, тем более что во второй половине игра становится заметно сложнее. И по моему мнению, это скорее хорошо, чем плохо, поскольку игрок, возжелавший проверить свои лидерские способности, определённо сможет найти подходящее себе испытание, которое, как обычно, придётся проходить методом многочисленных проб и ошибок. А вот остальные либо всё бросят, либо начнут искать лазейки.

Натуральнее, чем большая часть кустов в игре. Поймёте, когда умрёте на этом уровне раз двадцать.

Итак, как вы поняли, Operation Flashpoint - это по большей части постановочный тактический шутер, попытавшийся осветить все особенности военного конфликта с самых разных сторон. И как это бывает у других постановочных шутеров, главные его проблемы кроются в постановке некоторых эпизодов. Я не ожидал от дебютантов работы уровня Half-Life, однако здесь присутствует ряд моментов, подталкивающих к мысли о том, что часть миссий даже не проходила этап тестирования и отладки.

Не пренебрегайте функцией ускорения времени. Я не знал о ней и в молодости бросил игру на середине, поскольку в какой-то момент мне надоели постоянные переходы и поездки, во время которых я успел сосчитать, сколько полигонов в пальцах моего персонажа(Спойлер: 112).
В первой половине кампании недоработки выражены тем, что скрипты, под чьим руководством находятся боты, иногда вынуждают их (ботов) совершать невыгодные манёвры, чьей суицидальности позавидуют лемминги. Впоследствии будут случаи, когда игрок, оставшись в гордом одиночестве, вынужден тащить на себе всё наступление.

Поэтому я думал, что, избавившись от внутриигрового режиссёра, игра сможет избегать проблемных ситуаций. Однако на смену одним недостаткам пришли другие.

Даже оказывая давление за счёт невидимого таймера, Operation Flashpoint может запросто оставить вас без каких-либо ориентиров. И их отсутствие не делает прохождение сложнее или свободнее. Оно лишь заставляет игрока действовать впустую, не позволяя выучиться на собственных ошибках или сделать какие-то выводы. Выполнение "Red Dawn" заняло у меня более пяти часов, хотя алгоритм, ведущий к победе, проще, чем в в любой миссии из пролога.

Тем не менее рекомендую проходить кампанию на высшей сложности без каких-либо меток: в ориентировании по карте и компасу есть какое-то особое удовольствие.

Но надо признать, когда ваши компьютерные напарники ведут себя убедительно, когда постановка сценария выполнена на должном уровне, - когда всё работает как надо, Operation Flashpoint и вправду позволяет почувствовать себя участником настоящего военного конфликта, надолго увлекая готового к лишениям игрока.

Итак, теперь давайте же попробуем определить, кому будет интересен Cold War Crisis.

  • Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто любит тему Холодной войны?


Operation Flashpoint явно не стоит проходить ради истории, хотя с ней связано много забавных и любопытных моментов. Весь сюжет преподносится посредством большого количества кое-как сделанных сюжетных сцен, содержание которых я бы поделил на три части:

1) Очередная вариация "Красного рассвета", поражающая своей глупостью и напыщенностью. Не знаю, всерьёз ли сочинён сей бред, но от от местных "твистов" пробивает на смех. Ну хоть русские озвучены хорошо - и на том спасибо.


2) Вы смотрели любительские видеоролики, которые представляют в действии различную военную технику, пока на фоне играет жёсткий рок? Здесь есть что-то подобное. И даже несмотря на примитивную анимацию и модели, смотрятся эти сцены круто. Возможно, благодаря тому, что нам демонстрируются не различные испытания или соревнования, а боевые действия. Да и пара лицензированных треков от австралийской группы The Seventh подобрана очень хорошо. Пример такой сцены есть в начале видео: ArmA Cold War Assault: Return To Eden


3) Жизнь простых солдат. Этот аспект игровой истории понравился мне даже несмотря на то, что главные герои раскрываются обрывками. Благодаря неплохо прописанным диалогам и приятной актерской игре Operation Flashpoint удаётся погрузить игрока в атмосферу жизни простых солдат, которые ещё вчера ребячились на тренировочной площадке, однако обстоятельства заставили участвовать их в настоящей войне. И вы будете стараться довести ваших сослуживцев до конца не только из-за перфекционизма, но и из-за сострадания.


Также стоит выделить музыкальное сопровождение. Я не ожидал от него многого - и, как оказалось, зря. Композитор Ондрей Матейка смог создать запоминающийся и подходящий действу саундтрек, который вы будете не раз переслушивать.

  • Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто ищет максимального реализма и достоверности в играх?

Скорее всего, однако им бы я посоветовал обратить внимание на серию "ArmA" - ведь там симуляция уже давно вышла на новый уровень, в то время как в Operation Flashpoint даже баллистика отсутствует. Ко всему прочему, в продолжениях представлено намного больше моделей современного вооружения и техники. А вот OFP имеется ряд допущений (исправляется модами).


  • Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто хочет влиться в стан фанатов серии Arma?

Наполовину. Повторюсь: в Arma симуляция уже давно вышла на новый уровень, из-за чего управление и правила ведения боя стали сложнее. Но как первый шаг Cold War Crisis подойдёт просто отлично.

  • Будет ли Operation Flashpoint интересен простым фанатам action'ов ?

Скорее да, чем нет. И хотя OFP способен подарить совершенно новый игровой опыт, в некоторых аспектах он ушёл от других шутеров не так далеко, как это сделала серия "Arma". Освоить игру не так сложно, и она быстро даст понять, насколько сильно вам подходит такой вид геймплея.

Короче говоря, дерзайте ! Несмотря на то что в игре было немало моментов, когда её искренне хотелось бросить, я нисколько не жалею о своём тридцатичасовом прохождении и в будущем намерен ознакомиться с некоторыми модами и дополнениями, а также с одиночными кампаниями всех игр серии "ArmA".


Спасибо за внимание !


Автор: KOG
Дата: 20.05.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей