Я джва года ждал эту игру! (с)
Легенда о том, как маленький отряд наемников надрал задницу грёбаному КомСтару. (с)
Нет, даже не два года, а почти двадцать лет ждал я эту игру. Пример того, как прекрасной серии просто не повезло. Что мы увидели за целых 15-17 лет? Вышедшая в прошлом году Battletech - крайне слабое подобие MechCommander - да онлайновая пострелушка MW Online - специально для мсье, знающих толк. Говорят, вроде как еще какая-то настолочка выходила. И всё.

Да, слухи пр MW5 ходили давно. Пару раз за эти годы кто-то брался ее делать, - и ни разу не было доведено до конца. Когда за дело взялись Piranha Games, думаю, уже мало кто ждал хоть чего-нибудь. Особенно с учетом печальной тенденции, что с выходом ММО практически любая серия вообще загибается. Трейлерами и обещаниями уже никого в наше время не удивишь. Поэтому лично я с некоторым удивлением, в очередной раз заглянув на торрент-трекер, увидел раздачу с интригующим названием. Разумеется, игра была немедленно скачана и пройдена за пару дней в режиме нон-стоп. Время подвести итоги.


Итак, является ли MechWarrior 5 достойным продолжением 1, 2, 3 и 4? Сложный вопрос. Скорее, наверное, да, чем нет. Хотя тут не в последнюю очередь играет фактор рака на безрыбье. Стала ли игра лучше по сравнению с предыдущими в плане геймплея? Однозначно нет. Ничего нового, улучшающего и расширяющего возможности игры, добавлено не было. Но это не проблема. Уверен, многие почитатели серии, как и я сам, были бы рады любому продолжению, лишь бы только не сильно хуже. Стала ли игра хуже? Ну, тут уже как водится в наше время - обязательно. Сильно хуже? Пожалуй, нет: это все-таки остался старый добрый MechWarrior, хотя и не без нескольких конкретно раздражающих моментов.

Я не буду здесь рассматривать игру с нуля для пользователей, вообще не знакомых с серией. Для этого существует масса обзоров предыдущих игр. Пройдусь по основным ее отличиям и по некоторым моментам, особо обращающим на себя внимание.

Что порадовало меня в первую очередь? Брифинги и описания миссий. Разумеется, не рандомных, а сюжетных и полноценных побочных контрактов, отмеченных на карте золотым кружочком. Но от рандомных глупо было бы ждать чего-нибудь особенного, - поэтому к ним мы возвращаться не будем. Так вот, сюжетные миссии описаны людьми, явно не поленившимся как следует ознакомиться со вселенной Battletech. Они содержат множество отсылок к событиям, описываемым в книгах, и великолепно работают на создание соответствующей атмосферы и погружение в нее. Не читавшим литературу это ничего не даст, - а люди, знакомые со вселенной не только по играм, немедленно найдут множество намеков, позволяющих домыслить ситуацию и испытать чувство возвращения в знакомый мир.


Итак, события игры развиваются за несколько десятков лет до вторжения кланов. Да, можно элементарно посмотреть указанный в игре год и, заглянув на Battletech Wiki, узнать, что творилось в мире в это время. Но лично я всегда плохо помнил даты, поэтому реконструировал события по отдельным моментам. Например, из игры становится ясно, что объединение домов Штайнер и Дэвион еще не произошло, Хэнс Дэвион по-прежнему вовсю развлекается с Такаси Куритой, увлеченно двигая по галактической карте полки и дивизии. Архонтом дома Штайнер является Катерина Штайнер (которая бабка, а не эта вот). Следовательно, в доме Ляо должен вовсю буйствовать безумец Максимилиан. Хотя там вся семейка конкретно с придурью (очень мягко говоря); одна дочь оказалась нормальной, да и та сбежала при первой же возможности, выйдя замуж за первого попавшегося дэвионского шпиона, убедив похитить ее из дворца на Сиане. Это, кстати, тоже должно было происходить примерно в это же время, - жалко, что в игре не оказалось никаких связанных с данным моментом событий (а могла бы забавная история получиться).

Да и Альдо Лейстрейд тут тоже только начинает свою деятельность. И нам даже предлагается поучаствовать в этом, причем как за, так и против него. Люди, не знакомые с миром, просто не поймут, в чем тут лулз: для них это будет всего лишь еще одним рядовым контрактом. И, кстати, исходя из этого факта можно понять, что один из самых узнаваемых и харизматичных героев книжной серии Анастасиус Фохт здесь еще не является регентом КомСтара. И он вообще еще не Анастасиус и даже не Фохт, а вовсе Фредерик Штайнер. Ага, спойлер, - ну да и черт с ним, в игре этого всё равно нет.


Ну ладно, брифинги почитали, с ностальгией покончили, начинаем выполнять сами миссии. А вот тут наступает жестокое разочарование. Их всего 4 или 5, и они бесконечно повторяются с небольшими рандомными отличиями. Причем как в сюжете, так и в побочных контрактах. Исключение - несколько заключительных миссий сюжета, когда он занесет нас в неисследованный сектор периферии. Однообразие заданий реально утомляет, и очень быстро. Одна надежда, что с этой игрой поступят как с недавней Battletech от Paradox, где разнообразие слегка добавили несколькими DLC. Если сделают - обязательно сяду играть заново, а вот если нет - то вряд ли. Одним лором всё-таки игру не вытянешь, а одинаковые бои успели капитально осточертеть и за одно прохождение. Отдельный пинок за бесконечный респаун врагов в некоторых сюжетных заданиях. Нет, я понимаю, это нормально в отдельных миссиях - испытаниях. Но в сюжетных? В башку сапог. Впрочем, там, где респаун не бесконечен, он всё равно не радует своей неумолимой предсказуемостью. Например, миссия по уничтожению вражеской базы (напомню, их всего 4 или 5, так что встречаться будет часто): уничтожил 50% - получи вражеское подкрепление. Уничтожил еще 25% - следующее подкрепление не заставит себя ждать. А чтобы игрок уж точно не ошибся в ожиданиях - линейка здоровья вражеской базы с указанием процента заботливо высвечивается в списке целей миссии.

После окончания сюжетной кампании, кстати, есть возможность продолжить играть в открытом мире. И даже сразу после титров предлагается несколько посткоитальных контрактов. Но лично у меня желания продолжить играть уже не возникло.

Немного спасает игру красота пейзажей. Да, типов местности тоже не много, и они тоже постоянно повторяются с небольшими отличиями рельефа. Но всё равно красиво. Исключением здесь тоже становится вышеупомянутый неисследованный сектор - там пейзажи явно надизайнены вручную, и, например, по древнему космопорту Звёздной Лиги хочется просто гулять и рассматривать. Если бы не враги - получилась бы отличная экскурсия. Кстати, на что еще можно обратить внимание из красот: разрушаемость зданий тут самая лучшая из всего, что я когда-либо видел в играх. Здания делятся на несущие и не несущие конструкции, и разрушение каждой из них приводит к разным эффектам. А в некоторых постройках, проломив стену и заглянув внутрь, можно увидеть интерьер.


Да, кстати, что еще лично меня порадовало - в игру вернулся робот Marauder. Я где-то читал, что права на его образ принадлежат (принадлежали?) каком-то другому издательству и из-за этого в последних играх серии мы были лишены возможности покататься на одной из самых узнаваемых машин Battletech. Хотя тут занудства ради можно отметить расхождение с литературой: в игре Marauder описывается как вершина технологий бла-бла-бла. А в книгах можно было узнать, что его сконструировали пираты из дерьма и спичек частей нескольких разных роботов, но конструкция оказалась настолько удачной, что была принята в серийное производство на заводах великих домов. Кстати, обратная ситуация с роботом Cataphract, - в игре это просто еще один боевой робот, не хуже и не лучше остальных. В книгах же это было во всех смыслах китайское изделие, и когда Сун Цу Ляо из патриотических соображений взял его во время учений на Аутриче, все остальные принцы великих домов немало посмеялись над ним. Ну ладно, хватит исторических отступлений, возвращаемся к игре.

Далее, бои стали более скоротечными по сравнению с предыдущими частями. Робот уничтожается с двух-трех удачных залпов. А поскольку врагов всегда намного больше, единственное спасение - непрерывно маневрировать. Если точнее - метаться по полю боя как в... хвост ужаленная рысь. На это, кстати, нам недвусмысленно указывает и одна из подсказок на заставке. Отсюда лично у меня возникли определенные сомнения в целесообразности тяжелых и штурмовых роботов: вооружение ненамного мощнее, чем у средних, броня несильно толще, а вот скорость и маневренность снижаются резко, что превращает грозного тяжеловесного гиганта в нелепо торчащую мишень на поле боя. Кто-то, возможно, со мной не согласится, - но у меня возникло совершенно четкое впечатление, что у этой игры очень даже серьезные проблемы с балансом. Не удивлюсь, если идеи разработчики черпали не в предыдущих частях, а в своей кретинской MW Online, не позаботившись подумать о том, как ММО-шная условная недомеханика будет выглядеть в нормальной полноценной игре. Короче, лично я весь сюжет прошел на средних и нескольких наиболее шустрых машинах тяжелого класса.


Второй пинок разработчикам за еще большую кастрацию конструктора роботов. В предыдущих играх я не меньше времени, чем на прохождение миссий, тратил на подготовку к ним, кропотливо подбирая наиболее удачную конфигурацию для каждого меха. Теперь в соответствующем отсеке делать практически нечего. Ячейки для оружия делятся отныне не только по типу, но и по классу, - и нельзя стало провести, например, равноценную по массе и объему замену двух средних лазеров на один большой. Средний лазер теперь можно заменить только на... внимание, барабанная дробь... средний лазер +1!
Ну, по факту у нескольких типов оружия всё-таки есть альтернативы: лазер на импульсный лазер, пушку на автопушку. Но погоды это не делает, да и появляются сколько-нибудь заслуживающие внимания альтернативы только к концу игры.

Перекос баланса, кстати, сказывается и на здешней экономике. Всё-таки мы управляем отрядом наемников - и все проблемы должны решать самостоятельно. Читай - платить за каждый чих. Поэтому несколько странным выглядит совершенно рандомный поиск снаряжения, сколько-нибудь превосходящего среднестатистическое: вооружение +4 - +5 и "героические" модификации роботов. Найти их можно только на промышленных планетах, как правило сгруппированных по нескольку штук и узнаваемых по пунктирным маршрутам между ними на карте. На небольшом расстоянии от нашего текущего местоположения игра дает нам подсказки: над названиями планет появляются иконки, указывающие на то, что там можно найти какую-то редкость. Да и вообще игра нас настойчиво подталкивает почаще посещать промышленные планеты, поскольку ремонт и переоснащение роботов там стоит намного дешевле. Вроде всё логично, но мешает одно НО: каждый перелет стоит денег, и время, проведенное в нём, тоже стоит денег на зарплату воинов и содержание роботов. И выполнять серию прыжков к каждой заветной иконке ради того, чтобы найти там что-то нафиг не нужное, - ну, не думаю, что столько денег вообще можно заработать в игре. К тому же, учитывая картонность брони, оружие выходит из строя регулярно, и потерять с таким трудом найденную пушку +5 в первом же бою будет вдвойне обидно. "Героические" роботы - дело другое: даже один такой может обеспечить значительное преимущество. Но благодаря тому же рандому к середине игры их поиск становится еще более сомнительным предприятием: прыгать через полкарты, чтобы найти жалкий Spider с одним лишним маломощным лазером. Ну а в начале на это и вовсе денег не будет. Короче, чтобы купить что-либо ценное, должно очень-очень сильно повезти. Ну а искать что-то конкретное - и вовсе бесполезное занятие.

А что насчет багов? Ну как же без них. Хотя, надо отметить, их реально мало, и в основном некритичные. Что мне встречалось: один раз пропал звук (вылечилось перезапуском игры); пару раз взаимоисключающие контракты оставались доступными после взятия одного из них. Это ерунда. Хуже то, что иногда пропадали награды за выполненный контракт, точнее, бонусы в виде оружия и компонентов. Самый неприятный баг, который я встретил, - пропал последний, четвертый из сюжетных воинов. Т.е. в списке бонусов за контракт он (вернее, она - дамочка из Лиранского содружества) был (-а), а в списке нанятых воинов - шиш. Так и прошел всю игру с тремя сюжетными воинами (включая героя) и одним рандомным с вдвое меньшим лимитом прокачки. Наш начштаба - майор Райана Кэмпбелл постоянно сбивается и говорит о себе то в мужском, то в женском роде. Причем, иногда - в одной фразе(!). А вот к чему нужно готовиться заранее, садясь играть, - оптимизация ниже всяческой критики. Во время загрузки каждой миссии можно спокойно, не торопясь выкурить сигарету. Собственно, я так и делал.

Резюме: то, что игра всё-таки вышла, - безусловно радует. Но в том виде, в котором вышла, она, как мне кажется, может представлять интерес только для поклонников серии. Которые, к слову сказать, и так были бы рады чему угодно, лишь бы про Battletech. Видимо, на это и рассчитывали разработчики, выпустив такое эклектичное сочетание весьма достойной работы и откровенной халтуры. Остается надеяться, что эта ситуация будет меняться и исправляться в дальнейшем.

Автор: Helmut
Дата: 15.12.2019