Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: Головоломка, Приключение
Дата выхода: 18 октября 2018 года

А пробовал ли ты, дорогой мой читатель, сыграть в небезызвестную Paper's, Please, ставшую в настоящее время уже практически культовой? Неужто не понравилось? Но, согласись, сколь бы Paper's, Please ни была своеобразна, в одном игре не откажешь вне зависимости от собственного к ней отношения, и это - оригинальность. Лукас Поуп единолично смог сотворить небольшое, ни на что не похожее произведение искусства, наполненное сатирой и приятным геймплеем. Лично я очень люблю Paper's, Please, и новость о том, что её создатель в лице мсье Поупа взялся за работу над ещё одним проектом, меня весьма воодушевила. Впоследствии - после релиза Return of the Obra Dinn - её участь быть обследованной мною вдоль и поперёк оказалась предначертанной, - и я с полной уверенностью могу констатировать, что свой высокий класс товарищ Лукас вполне подтвердил, а Return of the Obra Dinn вполне можно поставить в один ряд с Paper's, Please, по праву считая её очередным произведением искусства от маэстро.


Это лодка доставила нас на "Обра Динн". Может, домой, а?

Впрочем, как и Paper's, Please, "игрой для всех" Return of the Obra Dinn я бы не назвал. И дело здесь в следующем. По своей сути второй коммерческий проект мистера Поупа представляет собой сплав из типичного "симулятора ходьбы" с адвенчурой. Жанровые элементы при этом совершенно не зависимы друг от друга, и фактически в одной упаковке мы получили две игры. Не совсем понятно? Попробуем разобраться. В начале XIX века судно под неясным названием "Обра Динн", принадлежащее Ост-Индской торговой компании, направилось на восток. Гибель людей на проклятой посудине началась ещё до выхода в море, при манипуляциях с грузом, - но дурной знак никого не остановил. Путешествию не суждено было увенчаться успехом и, не достигнув своей цели, корабль таинственно исчез. Спустя несколько лет "Обра Динн" волнами прибило в британскую гавань, однако на борту не было ни души. Нам в роли инспектора страховой компании предстоит выяснить обстоятельства произошедшего, а также судьбу каждого персонажа, находившегося на корабле, для определения необходимости и суммы компенсации родственникам безвестно исчезнувших. К слову, этих самых лиц, ни много ни мало, ровно 60 - с учётом членов экипажа и пассажиров.


Типичная картина на судне, причём далеко не самая страшная.

Разгадать всех - задачка, безусловно, не из простых, но безымянному инспектору выделены волшебные часы-компас, с помощью которых нам представится уникальная возможность, едва завидев чьи-либо бренные останки, перенестись во времени в момент смерти лица, мощи которого попали нам под руку. Задумка не совсем нова, и что-то схожее можно было наблюдать в The Vanishing of Ethan Carter и Tacoma, но Return of the Obra Dinn предлагает свой вариант составления общей картины произошедшего, существенно отличающийся от представленного в указанных играх. Картина гибели в воспоминаниях запечатлена статично, в виде "объёмной фотографии", которую мы можем исследовать. Главная фишка заключается в том, что, обнаружив чьи-то останки, мы не знаем, кому конкретно они принадлежат, и, только изучив ряд связанных (в простых случаях - один) эпизодов, нам предстоит указать, кому же из членов экипажа или пассажиров принадлежат останки, а также конкретизировать обстоятельства гибели исследуемого субъекта. В этом-то и заключается вторая часть геймплея, где нам предстоит уже не просто созидать, а думать и сопоставлять имеющиеся факты.


Причины, из-за которых отдельные граждане стали в буквальном смысле слова резать других, покрыты мраком и только прирождённые Пуаро выяснят правду.

Звучит всё это не слишком интересно, - но, поверьте, едва начинаешь вспоминать обрывки фраз, прозвучавшие имена, акценты, анализировать места нахождения персонажей на корабле, изучать их внешность и многие другие подсказки, как тут же чувствуешь себя новоявленной мисс Марпл. Мы раз за разом просматриваем воспоминания, исследуем все возможные детали, сопоставляем сделанные выводы со списком неустановленных персонажей, - иными словами делаем всё, что и положено делать настоящему детективу, и подобного опыта лично я ранее не получал, из-за чего играть приятно вдвойне. Конечно, хватает в Return of the Obra Dinn различных условностей, без которых геймплей превратился бы в форменный ад в связи с неадекватным уровнем сложности. К примеру, множество важных и не очень сведений, полученных нашим инспектором, в автоматическом режиме помещаются в специальную книгу, которая весьма "умна" и сама фильтрует имеющиеся воспоминания на предмет наличия в них определённого персонажа, указывает уровень сложности "разгадывания" персонажей, определяет, в какой момент у нас достаточно сведений для этого самого "разгадывания", и, кроме того, каждые три верно определённых судьбы фиксирует, не позволяя что-то в них изменять. Помимо обозначенных, подобных условностей в игре - вагон и маленькая тележка, но многие из них неочевидны, и "доходить" до оных придётся самостоятельно.


С помощью вот этой самой книженции нам и предстоит провести своё расследование.

Нельзя не отметить, что, невзирая на наличие множества игровых условностей и банальных подсказок, существенно облегчающих жизнь страхового инспектора, сложность "распознавания судеб" всё равно достаточно высока и по ходу дела не раз придётся вернуться к уже просмотренным сценам, изучать их повторно на предмет, возможно, пропущенных намёков, имеющих важное значение. Отдельные персонажи распознаются либо путём исключения, либо вовсе старым добрым "методом тыка", тасуя возможные варианты (стоит отметить, что в теории разгадать всех до единого персонажей, не применяя указанные методы, возможно, но рядовому игроку применять их, вероятнее всего, придётся). Дополнительную сложность в определении судеб персонажей привносит графика. Как вы уже, скорее всего, обратили внимание, она в Return of the Obra Dinn выполнена в монохромном чёрно-белом (или, как нынче модно говорить, однобитном) цвете. Причём это не какой-нибудь платформер вроде Limbo, а полноценная трёхмерная игра, только монохромная и с достаточно крупными пикселями. Благодаря такому подходу порою разобраться, что произошло с некоторыми персонажами, весьма затруднительно. Причём разница столь существенна, что единожды я долго не мог понять, взорвался ли персонаж или же его сожрали.


Стилизация под Spectrum - дело сильно на любителя.

В целом же картинка Return of the Obra Dinn и выбранный графический стиль лично мне очень нравятся, - но опять-таки думается, что не все окажутся в восторге от увиденного, особенно с учётом изложенных выше нюансов. Из плюшек также можно выделить возможность настроить графический стиль под Spectrum или Commodore 64. Дело, прямо скажем, на любителя, но кому-то вполне может и понравиться. Музыка недалеко ушла от графики и также очень специфична, но в то же время крайне удачно вписывается в игровую атмосферу, поддерживая общее настроение в духе "нуар". А если вспомнить тот факт, что написана музыка, как и вся игра, только господином Лукасом, невольно проникаешься некоторым уважением к комраду. Воистину - талантливый человек талантлив во всём, и в данном случае этот тезис вполне находит себе подтверждение. Озвучивание - единственный элемент, к которому оказались привлечены посторонние лица, и, пройдя игру, понимаешь почему. Китайцы говорят по-китайски, русские - на русском, и, полагаю, попытки мсье Поупа озвучить весь этот многонациональный бульон самостоятельно были бы обречены на порождение множества мемов в духе шварцнеггеровских "хулыганы" и "кокаинум". А так имеющаяся озвучка весьма недурна, хотя порой и вызывает некоторые вопросы смысл отдельных фраз на русском языке. Возможно, есть вопросы и к фразам на китайском, - но здесь имеющиеся знания чересчур слабы, в связи с чем я пасую и всецело доверюсь локализаторам, а конкретно Катерине Флоринской, чей официальный перевод и доступен русскоязычным игрокам. К слову, справился переводчик со своей работой на достойном уровне: хотя при желании можно придраться к отдельным словам, но делать этого мне совершенно не хочется.


Да что здесь за чертовщина-то происходит!

А вот хвалить игру хочется, причём за многое. Это практически уникальный игровой детективный опыт, облечённый в красивую, но очень специфическую обёртку под такую же специфическую, но в то же время прекрасную музыку и отличные звуки. При самостоятельном разгадывании судеб всех персонажей на игру придётся потратить не менее 10-15 часов, которые надолго останутся в памяти. Вместе с тем во второй раз возвращаться на "Обра Динн" не хочется. Момент прожит, пусть он и был прекрасен.

Оценка игры: 8.5 из 10


Автор: LEKA
Дата: 07.10.2020