Здравствуйте, уважаемые ценители игровой старины, а также непримиримые борцы за победу идей мирового Олдгейма! Не секрет, что помимо могучего европейско-американского сегмента, тысячами в год выпускающего компьютерные игры, во многих странах Азии и Латинской Америки долгое время существуют свои локальные центры гейминдустрии, также издающие электронную продукцию по крайней мере сопоставимого качества. Чуть более года назад мы начали исследовать некоторые малоизученные «национальные окраины» мирового игропрома. В декабре 2019 года мы взяли интервью у одного разработчика арабских игр. Он был настоящим пионером в этом направлении у себя на родине, в Сирии. Затем в очередном интервью с разработчиком компьютерных игр из Ирана, полученном в мае 2020 года, нам наконец-то приоткрылась загадочная и совершенно неизведанная гейминдустрия этой ближневосточной страны. Но это ещё не всё… Да здравствует экзотика круглый год, – такое возможно только на Old-Games.Ru! И вот теперь мы добрались до жаркой Бразилии. Да-да, в этой стране также уже долгое время существует отлаженное производство электронных развлечений для детей и взрослых. Сегодня эксклюзивное интервью для сайта Old-Games.Ru даст, можно сказать, ветеран (несмотря на свой сравнительно молодой возраст) местной гейминдустрии, которого зовут Карлос Эстигаррибия; он поведает нам о национальных особенностях разработки и издания игр в Бразилии. Итак, поехали…


Карлос Эстигаррибия (Carlos Estigarribia),
фото взято из открытых источников с разрешения интервьюируемого.
English text of the interview

1. Как и когда у вас появилось стремление стать разработчиком компьютерных игр?
Я всегда играл в видеоигры с тех пор, как был ребёнком, так что подобное стремление появилось само собой, а в колледже я выбрал направление «Компьютерные технологии», так что за год до окончания учёбы я вместе с другом-одногруппником основал студию "LocZGames".

2. Не могли бы вы вспомнить, какая была у вас самая первая компьютерная игра в жизни и когда это было?
Сложно вспомнить, но я полагаю, что это были классические игры для Atari, такие как "Space Invaders" и "Atari", а сразу после них были игры для MSX, которые подвигли меня начать программировать на BASIC.

3. Кто, по вашему мнению, был настоящим первопроходцем в гейминдустрии Бразилии?
Трудно сказать… У нас были ребята наподобие Ренато ди Джованни (Renato deGiovanni), - но, честно говоря, в 1980-е и в 1990-е у нас не было достаточно информации о том, что делалось в других городах страны (все помнят, что тогда ещё не было Интернета), так что, когда я начинал, я ничего не знал о других студиях в Бразилии, занимающихся тем же самым делом.

4. Когда вы официально издали свою первую компьютерную игру? Какое у неё было название и чему она была посвящена?
Моей первой опубликованной игрой была "Toca do Tuca"; я был разработчиком для издателя игры, и у неё был образовательный жанр.

5. Сколько всего игр разработала ваша компания "LocZGames"? Сколько из них было создано на платформе DOS? Были ли у вас разработки, ориентированные на внешний рынок: для Европы или Америки?
Мы начали создавать игры для PC и Mac, но для платформы DOS ничего не делали; распространение копий выполнялось в online-формате, так что аудитория у нас была по всему миру.

6. Правда ли, что ваша игра "Buggy Racers" официально продавалась даже на Ближнем Востоке (в Израиле)?
Я не знал об этом; мы продавали эту игру онлайн как "shareware" на сайтах, таких как Tucows, так что вполне вероятно, что люди с Ближнего Востока или из Израиля приобрели её.

Информация об игре: Buggy Racers
Видеоролик:


7. Какая компания в Бразилии была самым крупным разработчиком компьютерных игр в конце 1990-х годов? Многие геймеры за пределами Бразилии, например, слышали о компании "Espaço Informática", создавшей много хороших игр.
В 1990-х годах у нас было несколько хороших студий, но ни одна из них не добилась успеха в глобальном масштабе.

8. Известно ли вам что-нибудь о компании "44 Bico Largo"? Насколько популярными в Бразилии в 1990-х и в начале 2000-х были игры её разработки?
Да, её основатель – мой приятель; они были пионерами в "transmedia", компания также разрабатывала анимации и некоторые проекты, которые были сочетанием аудиовизуальных повествований и игры.

Прим. О современных технологиях "transmedia" = «трансмедийное повествование» просто так, «на пальцах», рассказать уже не получится, поэтому сами смотрим свободно редактируемую энциклопедию…
Трансмедийное повествование — Википедия

9. Можете ли вы что-нибудь рассказать об истории создания игры "Amazonia" – вероятно, самой первой бразильской игры для PC? Выходили ли в действительности её CD-версии для DOS или Windows?
Я никогда не играл в неё, если честно, - но это, конечно же, была одна из самых первых игр (если вообще не самая первая), коммерчески изданных в Бразилии. Её разработчик – Ренато – как «отец-основатель» для всей гейминдустрии здесь у нас, однако я никогда более не видел других [его] изданий, выпущенных после «Амазонии».

10. Сколько старых бразильских игр для DOS вы можете примерно вспомнить? Имеются ли разработки бразильских игр для других платформ (не РС)?
Не могу припомнить какую-либо.

11. Ни для кого не секрет, что в Бразилии в 1990-е годы были чрезвычайно распространены пиратские версии западных (и, наверное, азиатских тоже) приставочных игр. А как обстояло дело с компьютерными играми? Выпускались ли в Бразилии нелегальные копии западных (или азиатских) компьютерных игр, делались ли их пиратские переводы на португальский язык? Насколько вообще были доступны в те времена популярные игры, разработанные в Европе или Америке?
Да, примерно до 2000-х годов (до того, как онлайн-игры стали популярны) доля пиратства на рынке была процентов 99%. Некоторые тайтлы были переведены, но не пиратами, – просто фанаты сами в конце концов делали перевод.

12. Хорошо известно, что в Аргентине также серьезно занимаются разработкой компьютерных игр. Существовала ли в 1990-2000-е годы конкуренция между разработчиками из Бразилии и Аргентины? Как вы можете оценить качество игр из Аргентины по сравнению с бразильскими разработками? Издавались ли какие-либо аргентинские игры в Бразилии, а бразильские – в Аргентине? Осуществляются ли в таком случае официальные переводы с испанского на португальский и наоборот?
Не имею никаких представлений об играх из Аргентины, однако я никогда не ощущал какой-либо конкуренции и не могу припомнить какую-либо аргентинскую игру, которая была бы официально издана здесь у нас в 1990-е и 2000-е годы.

13. Мы знаем, что разработкой игр занимаются также и в Перу. Что вы можете рассказать нам о гейминдустрии этой страны. Какой объём на рынке занимает её продукция?
Никогда не слышал об успешных играх из Перу.

14. А существуют ли в Латинской Америке ещё какие-нибудь крупные национальные центры коммерческого производства компьютерных игр?
Да, в настоящее время в Мексике, Колумбии, Аргентине, Чили и Уругвае есть отличные студии.

15. Мы знаем о тесном сотрудничестве немецких и бразильских игровых компаний. Некоторые бразильские игры помимо Бразилии издавались ещё только на территории Германии. Можете ли вы это как-то прокомментировать? Почему сотрудничество осуществлялось именно с немецкими компаниями и есть ли примеры аналогичного сотрудничества с компаниями из других стран? (Например, известный композитор для Amiga – Волкер Трипп, он же Jester / Sanity, сотрудничал с небольшой бразильской компанией "Apollo Entertainment Software". Как же они нашли друг друга?)
Не знаю.

16. А в каком состоянии находится бразильская игровая индустрия сегодня? Издаются ли по-прежнему местные эксклюзивные игры? Выходят ли эти игры на CD/DVD внутри страны?
Нет, в настоящее время всё это распространяется онлайн, а большинство игр имеет ориентированность сразу на широкую международную аудиторию. Наиболее солидный результат, который у нас есть на сегодня для внутреннего рынка, - это продукт "A Lenda do Heroi", разработанный Dumativa Studios; у игры имеется уникальная механика, в которой персонаж поёт то, что вы ему прикажете. Игра была выпущена только на португальском языке, и лишь недавно появилась её английская (США) версия.

Информация об игре "A Lenda do Heroi": A Lenda do Herói

17. Если просмотреть список доступных бразильских эксклюзивных старых игр, то создаётся впечатление, что большинство из них было ориентировано на детскую аудиторию. А были ли в Бразилии малоизвестные и ориентированные только на внутренний рынок продукты основных «мейнстримных» жанров (стрелялки, стратегии, квесты, RPG, гонки и так далее)?
Да, вы правы, большинство игр было предназначено для детей.

18. Есть ли у вас любимая компьютерная игра, разработанная в Бразилии?
Это "Ballistic Overkill", разработанная Acquiris.

Информация об игре: Aquiris Game Studio

19. Знаете ли вы что-либо про игру “Traulian”, вышедшую предположительно в 2006 году? Если да, то правда ли, что она распространялась только по shareware-схеме в цифровом виде? Или у неё всё же было своё физическое издание?
Не знаю.

20. Не могли бы вы рассказать нам, была ли игра "Cuana Toon" издана в конце концов? Если нет, то где может находиться её демоверсия, которая, как нам известно, точно существует?
Не знаю.

Информация об игре: Cuana Toon

21. А каково общее количество компьютерных игр, разработанных и изданных в Бразилии? Вы можете приблизительно оценить этот объём на сегодняшний день?
Согласно последним исследованиям, это около 1500 игр в год (статья – "2º Censo da Indústria Brasileira de Jogos Digitais aponta crescimento de games no Brasil – Secretaria Especial da Cultura.").
Ссылка: 2º Censo da Indústria Brasileira de Jogos Digitais aponta crescimento de games no Brasil – Secretaria Especial da Cultura

22. Какие жанры компьютерных игр наиболее востребованы у геймеров Бразилии? Только не говорите, пожалуйста, что это исключительно симуляторы и менеджеры самой популярной спортивной игры в мире…
У бразильцев такие же предпочтения, как и у геймеров США или Европы, так что в основном это шутеры, MOBA (прим. Multiplayer online battle arena), футбол и гонки.

23. Какие у вас есть любимые игры, разработанные в Европе или Америке? Могли бы бразильские игры конкурировать с продукцией, разработанной за пределами страны?
Это "Assassins Creed", "Call of Duty". Я так думаю, что нам нужно пройти ещё долгий путь, чтобы мы могли достичь уровня качества ААА, - однако в сегменте наших «инди»-проектов уровень качества вполне такой же, как и у других «инди»-разработчиков в мире.

24. Мы знаем, что в Бразилии в 1990-х годах, как минимум на местном уровне, существовала культура «бесплатных» игр. Насколько такие игры были популярны и как они распространялись? Можете ли вы привести примеры названий подобных игр?
Я полагаю, что вы под этим подразумеваете формат "shareware", в котором игра была доступной только 30 минут, а затем вы должны были разблокировать её до полной версии. Этот путь, конечно же, весьма распространён, и наша игра "Buggy Racers" была реализована таким же способом.

25. Существует ли в Бразилии крупное сообщество любителей, обсуждающих, сохраняющих и обменивающих между собой старые компьютерные игры? Много ли сегодня бразильских геймеров c ностальгией вспоминает старые игры или с удовольствием играет в них?
Я думаю, что пока это нишевое направление; я не вижу какого-либо продвижения старых игр, кроме как стараниями «стариков», которые скучают по тем «старым добрым временам», - но есть тенденции к развитию всего этого.

26. Вы могли бы как-то прокомментировать содержимое сайта "Made in Brazil Games" (по состоянию на сегодня сайт заброшен)? Нас очень интересует судьба игр, которые были там представлены.
Не знаю.

27. Как вы относитесь к деятельности некоммерческих сайтов и сообществ, посвящающих своё свободное время и силы поиску, а также сохранению электронных версий игровых раритетов со всего мира для будущих поколений? Как вы относитесь к идее сохранения старых компьютерных игр как мирового культурного наследия?
Я полагаю, что это отличная инициатива, и полностью её поддерживаю: мы должны сохранять прошлое и извлекать из него уроки.

28. Не могли бы вы дать какую-то свою наиболее общую оценку влияния национальной гейминдустрии и эксклюзивных продуктов, разработанных в Бразилии, на жизнь игрового сообщества вашей страны?
Молодое поколение начинает уделять больше внимания нашим местным «инди»-проектам, чего ещё не было 5–7 лет назад.

29. Была ли у вас мысль предлагать старые компьютерные игры вашей разработки, которые нигде уже нельзя купить в физическом виде, для скачивания всем желающим – за небольшую плату или даже на безвозмездной основе?
Никогда не думал об этом.

И заключительный вопрос, ставший для нашего сайта уже традиционным…

30. Какого компонента, по вашему мнению, не достаёт современным компьютерным играм? Что такого важного было в атмосфере тех далёких 1990-х годов, что позволяло на чистом энтузиазме разрабатывать настоящие произведения игрового искусства?
Я полагаю, что тот «романтический настрой» был утерян в последнее десятилетие из-за роста механики free2play, которая направлена лишь на то, чтобы получать как можно больше денег с игрока, а не на повествование сюжета. Я надеюсь, что услуги по подписке на премиум-игры могут вернуть разработчикам достойный доход, чтобы они смогли зарабатывать на жизнь своими «инди»- или экспериментальными проектами, поскольку подобные услуги могли бы помочь им продвигать свои собственные игры.

Спасибо, Карлос, за интересное интервью!

Интервью взято by WERTA, 02/01/2021.

Перевод by WERTA.

За помощь в составлении, переводе и грамматической правке вопросов для этого интервью автор выражает признательность пользователям нашего сайта: @kreol, @Dimouse, @Sharp_ey, @Uka.

Автор: WERTA
Дата: 03.01.2021