Zanzarah: The Hidden Portal

В поисках затерянной страны
Zanzarah: The Hidden Portal
Жанр: Adventure
Разработчик: Funatics Development
Издатель: Xicat Interactive
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 10
  • 9
  • 29
«Занзара» едва ни погибла от собственной рекламной кампании, но спасло её одно: она стала столь необыкновенным явлением, что в неё играют до сих пор. Её продвигали как «западную версию покемонов для девочек» – а оказалось, что она интересна вполне взрослым мужчинам и женщинам, да и почти ничем, кроме магических шаров, не похожа на восточных «карманных монстров». Давайте разберёмся, чем же ZanZarah: The Hidden Portal так привлекла своих ценителей и почему её мало знают за пределами их круга.

Сюжет тут довольно-таки обычный для сказок, но выгодно отличается обилием доброго юмора. Феи – это персонификации той или иной стихии в разных её обличиях. Давным-давно они жили бок о бок с людьми и волшебными существами (но каждая обладала своим астральным «мирком»), чародеи из числа которых умели приручать их. Когда началась охота на ведьм, самые сильные друиды сотворили для всего волшебного новый мир – Занзару, а Белый Друид изготовил отчасти механического, а отчасти магического Стража, который должен был охранять границу между тем миром и нашим. С тех пор прошло несколько веков.

Однажды к Эми, обычной девушке из Лондона, за которую нам предстоит играть, сумел телепортироваться гоблин Рафи и оставить в её доме руну перемещения в Занзару. Как только она, взяв этот предмет, перенеслась туда, он объяснил причины её вызова: в его мире начались опасные события. Происходят землетрясения, дороги зарастают непроходимыми колючими кустами, а из своего подземного обиталища выбрались тёмные эльфы и стали постепенно захватывать страну. Жители в ужасе. Недавно появилось пророчество о человеке, который должен помочь в борьбе против надвигающейся Тьмы, добраться до Белого Друида и спросить у него совета о том, как спасти волшебный мир, а затем действовать по предложенному им плану. Поскольку Рафи в поисках такого человека попал именно к Эми – она и есть та Избранная.

Основа сценария понятна, так что перейдём к игровому процессу. Он состоит из трёх чётко разделённых частей: путешествий по Занзаре и сражений, а также мини-игр (чаще всего – настольных развлечений и головоломок по открытию сундуков). Однако главная героиня и её враги между собой драться не будут, – вместо этого боевыми действиями займутся прирученные ими феи; подробнее о битвах написано ниже. Перемещаться по миру Эми придётся на своих двоих, выполняя задания тех или иных персонажей, – сделано это похоже на выпущенную в том же году Darkened Skye. Девушка может прыгать (но не слишком умело) и применять разные артефакты (например, в раковину, призывающую водных фей, нужно дуть, стоя в воде). Когда у неё появятся особые «карточки» стихий, она научится с помощью подходящей феи преодолевать разные препятствия – скажем, воздушные вихри – и избавлять NPC от их проблем. Разумных существ, кстати, тут несколько видов: эльфы светлые и тёмные, уже упомянутые гоблины, гномы и торговцы заклинаниями (да, это такой вид, ни на что не похожий). У каждого из этих народов свой язык, похожий на «земной», но не идентичный ему (по этой причине некоторые отечественные игроки, не разобравшись и бросив прохождение в самом начале, возмущались: «Фи, ленивые локализаторы не перевели речь персонажей! У меня эльфы по-французски говорят!», – хотя это вовсе не французский язык). Выглядят они не совсем стандартно, – лучше один раз увидеть, чем сто раз пытаться их описать. А, и ещё есть пикси и другие странные создания, но их тоже лучше найти самому. По всей Занзаре разбросаны мелкие поселения, а в центре стоит городок Тиралин. Время от времени Эми получает географические карты, по которым можно понять, как добраться до того или иного места; также для этого служат указатели. Сначала всё очень просто: первые локации созданы для обучения. Трудности начинаются только после телепортации на болота; там туманно, можно встретить немало сильных противников или просто утонуть. А уж когда мы в поисках друида попадаем в Царство Облаков (совсем не похожее на Might and Magic: Clouds of Xeen, но тоже связанное с элементалями: феи и есть они, и живут так же – в «измерениях» своих стихий), будет невозможно обойтись без знаний о том, как сражаться против того или иного типа фей и какие заклинания применять.

Эми может брать с собой в поход не более пяти фей, а другие пойманные останутся в её лондонском доме. Ловит она их с помощью магических шаров: серебряным – только слабых, золотым – выше 20-го уровня, а хрустальный предназначен для самых сильных и редких. Поймать можно только ослабевшую, но ещё не побеждённую фею (у которой почти не осталось очков здоровья). Существуют как дикие и независимые феи, так и прирученные, которые служат своим хозяевам. Битвы проводятся в особом «астральном мирке», который символизирует соответствующую стихию.

Процесс боя, как ни странно, больше всего похож на… Unreal Tournament! Там же были необычные арены с чудесными видами, невесомостью и быстрым перемещением по ним? И здесь то же самое: феей надо управлять от первого лица, стремительно бегая и летая по месту битвы и постоянно «стреляя», - а выглядят эти места ещё более невообразимо. Там много видов оружия? А тут полно типов заклинаний (их покупают у торговцев), и каждый из них со своим эффектом – например, заставить врага кружиться вокруг своей оси или не дать летать; но чаще всего эффект соответствует стихии этой феи. Любое из них надо «зарядить» (как тау-пушку в Half-Life), а потом прицелиться и выпустить чары. Единовременно игрок берёт под контроль только одну свою фею, но в любой момент может сменить её на другую; соперник тоже активно пользуется этой возможностью, заменяя «раненых» на более подходящих и опасных для противника. Наиболее эффективны стихии в борьбе со своими противоположностями, а всего их целых 12 насчитывается! Видов фей в несколько раз больше (а встречаются среди них как традиционные девушки с крылышками, так и необыкновенные: только представьте «крылатого медведя» или «рогатую лягушку-собаку», - конечно, у них есть собственные имена, а я лишь описал их облик), но вовсе не обязательно «собирать их всех», как покемонов; достаточно понимать, какие из них потребуются в следующих сражениях, и ловить только нужных. Чтобы не запутаться в том, кто против чего годен и наоборот, разработчики создали таблицу, которая находится в разделе помощи (F1; почему-то эта клавиша не написана в настройках управления, а после обучения легко забыть о ней). Кроме того, очень важно учитывать, какой уровень у ваших и противоборствующих фей, а перед сражением выяснять, какими заклинаниями пользуется соперник, и выбирать наиболее полезные против него. После боя те, кто участвовал в нём, увеличивают количество опыта и, если его достаточно, переходят на новые уровни. Подлечивает и «воскрешает» Эми их зельями и травами, приобретаемыми у местных жителей. Так что зря рекламщики ZanZarah позиционировали как игру для маленьких детей: и для выполнения задания, и в боевой части требуются смекалка и способность логически мыслить, поэтому в итоге заинтересовала она и подростков, и взрослых, – естественно, только тех из них, кто не поверил рекламе.

О музыке можно сказать прежде всего то, что композитор написал её на основе мелодий аудиотеки Complete Celt – наиболее популярного в играх источника вдохновения; но он улучшил её, сделав гораздо миролюбивее, радостнее и безмятежнее, – ведь даже в борьбе с феями мы их не уничтожаем, а отгоняем и ослабляем. Кроме того, присутствуют и полностью оригинальные треки; среди них и песня из главного меню. Звуковые эффекты тоже состоят из струнных переборов. «Занзара» сделана на движке RenderWare, - однако, в отличие от большинства игр на нём, графика здесь красива, хоть и достаточно угловата. Особенно прекрасны текущая вода и анимированные растения, шуршащие, когда Эми пробирается через них; арены битв тоже достойно визуализированы в лучших традициях начала 2000-х. Мрачные леса, солнечные деревни, вулканические пещеры, ледяные горы, – всё это можно встретить во время прохождения.

Недостатков у ZanZarah тоже не так уж мало, хоть они и не будут слишком портить удовольствие от прохождения. Во-первых, сначала игрок не увидит большую часть функций и особенностей, поэтому можно заскучать «на первом этапе». Во-вторых, локации невелики (и в пределах каждой много «швов-ущелий», как в значительном числе старых приставочных проектов, хотя «Занзару» выпустили только на компьютеры), особенно если учесть, что поначалу часть проходов загорожена препятствиями. И последнее: поскольку тут используются концепция «открытого мира» и постепенный рост уровней наших бойцов, потребуется не раз возвращаться в знакомые места, обучая фей-новичков «на кошках». Сообразительные люди и эксперты по шутерам будут делать это реже, - но им тоже доведётся повторно проходить через локации (правда, телепортационные руны помогут избежать ненужной беготни). Технические проблемы с запуском также могут встретиться, поскольку разработчики вскоре после выпуска игры разорились, не успев выпустить дополнение к «Занзаре» и необходимые патчи; однако благодаря очень маленькому, но гордому фанатскому сообществу можно не опасаться проблем с запуском ZanZarah на современных системах (а ещё они выпускали редакторы, несколько модификаций боевой системы и графики и т.д.; исправления перевода русской версии, сделанные ими, можно скачать на нашем сайте).

Подводя итог, добавлю, что сыграть в Zanzarah: The Hidden Portal стоит тем, кто любит приключения в фантастических волшебных мирах, но кому не нравятся страшные и драматические сюжеты. Остальные могут попробовать силы, сражаясь феями на боевых аренах в одиночной или сетевой игре. Не понравится она только тем, кто посчитает её атмосферу приторной и чересчур мирной.
Автор обзора: ВелоВояджер
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
По сути, это клон игр про покемонов с Game Boy, разве что бои в FPS стиле вместо пошаговых. Тут даже скопирован начальный выбор феи из трёх, принадлежащих к разным стихиям)