Clone

Clone
Жанр: Puzzle
Разработчик: Antares Productions
Издатель: Laser Point Software
Год выхода: 1997
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.33 из 10
  • 0
  • 0
  • 7
Очень милая (и незаслуженно забытая) головоломка с некоторым аркадным элементом, состоящая из нескольких "эпизодов" и первоначально распространявшаяся по Shareware-модели, но затем сделанная её создателями бесплатной. Главный герой - синий шарик с глазами и улыбающимся ртом; сюжетная завязка каждой части заключается в том, что он волею судьбы оказывается в некоем негостеприимном месте, разделённом на уровни, и должен оттуда выбраться. В первом эпизоде подобной локацией (состоящей из ряда этапов) является замок злого волшебника Морнака, где протагонист решил переждать ночную грозу; далее будут заснеженные высокогорья, страна сладостей и другие любопытные "миры". Перспективу обзора можно условно охарактеризовать как "вид сбоку-сверху", но при этом "косоугольности" не наблюдается. Перед стартом необходимо ввести имя игрока, а также выбрать один из трёх уровней сложности, различающихся между собой трудностью загадок и количеством опасностей (среди которых встречаются ловушки и враги), и - в выложенной на сайте полной версии - любой из шести эпизодов.

Важнейшей особенностью Clone является то, что многие этапы герой проходит вместе с "напарником" - точно таким же шариком (никакого сюжетного обоснования данному факту вроде бы не приводится); иногда, правда, он будет оказываться в гордом одиночестве или даже с большим (причём гораздо!) количеством "сопартийцев". Управлять при этом требуется всеми доступными нам существами, причём с помощью одних и тех же (!) клавиш, что создаёт некоторые неудобства, так как наши команды они выполняют синхронно и одинаковым образом. Периодически необходимо добиваться того, чтобы, если шариков двое, один из них упёрся в стену или иным образом на время потерял способность двигаться в определённом направлении, дав тем самым второму возможность действовать. В нижней части экрана отображается интерфейсная панель, открываемая и убираемая нажатием "Enter". Ячейки слева - "базовый" инвентарь, куда помещаются автоматически подбираемые героями предметы (для переключения между вещами используется "Alt", а для их применения - "пробел"). По центру могут располагаться цветные кружки, означающие действующую в данный момент защиту от того или иного типа опасностей (они показываются в том случае, если нам удалось обзавестись соответствующими зельями либо щитами). Справа находится шкала здоровья, общая для всех подконтрольных игроку созданий и сокращающаяся по мере получения ими повреждений (при этом встречаются и смертельные ловушки, убивающие мгновенно независимо от данного показателя). Есть возможность поворачивать взоры героев, - для этого необходимо зажать "Ctrl" и затем действовать "стрелками": в таком состоянии шарики не способны перемещаться, но вертятся на месте в четырёх направлениях (и могут в том числе расположиться к вам спиной).

Цель на каждом этапе - активировать "телепорт" в виде голубого кристалла, дабы перейти к следующему "отрезку"; естественно, добраться до этой точки не очень просто, - и отметим на всякий случай, что оказаться в ней должны все наши персонажи, которые "дожили" до конца уровня (дабы действие продолжалось, нужно, чтобы по итогам "раунда" выжил хотя бы один из шариков). Головоломки бывают разные: в стартовой локации первого эпизода, например, необходимо задействовать несколько рычагов для открытия решёток и - располагая обоих героев особым образом друг относительно друга - ряд напольных кнопок (их число как раз зависит от уровня сложности), дабы устранить цифру, закрывающую проход к ключу (применяющемуся при его наличии автоматически), значение которой уменьшается на единицу при каждом прокатывании шариков по упомянутым выше объектам, - а затем оттащить два цветных ящика на предназначенные для них (окрашенные в аналогичные оттенки) участки поверхности. На втором уровне всё уже посложнее: в одной из комнат перемещение как таковое в принципе возможно лишь в определённых направлениях (необходимо следовать по нарисованным на полу стрелочкам; на других этапах будут попадаться не только такие же, но и изменяющие свою "ориентацию" после каждого наступания на них шариков), а те же ящики понадобится толкать предельно аккуратно, так как из-за неправильных действий по этой части есть риск сделать этап непроходимым, - такое в Clone возможно очень часто.

Далее, в том числе на втором и последующих эпизодах, появятся, помимо аналогичных вышеописанным, многочисленные прочие "элементы": бомбы, каменные глыбы, которые потребуется ликвидировать при помощи упомянутых ранее объектов (для этого взрывчатку надо выбрать в инвентаре клавишей "Alt" и задействовать "пробелом", предварительно предусмотрев возможность отступления на безопасное расстояние, так как радиус взрыва составляет три условных "клетки" во всех направлениях, - и затем успеть оперативно это осуществить), ледяные кубы, после толчка начинающие автоматически двигаться до столкновения с чем-нибудь, пороховые бочки (которые по умолчанию очень опасны, тем более что ликвидация одной из них вызывает "цепную реакцию", если по соседству есть такие же объекты, - но при аккуратном обращении могут использоваться аналогично бомбам, хотя взять их с собой, естественно, нельзя), а также три вида транспортных средств (причём весьма необычных), трубы и даже железнодорожные рельсы. Обратите внимание, что рычаги и напольные кнопки можно нажимать сколько угодно раз, а вот настенные объекты второго названного типа (которые здесь тоже встречаются) - лишь единожды. Периодически попадаются сундуки с бонусами, где можно разжиться щитами, защищающими от стрел, и четырьмя видами бутылочных зелий: таковые бывают зелёные, жёлтые, красные и синие, а предохраняют они соответственно от кислоты, молний, огня и холода. Применение что склянок, что упомянутых выше щитов аналогично бомбам, - необходимо при помощи "Alt" "добраться" до секции с ними (условно отделённой от всего остального снаряжения), а затем активировать "пробелом" желаемый тип защиты, который будет действовать до конца уровня (либо до момента нашей гибели) без ограничения по времени. Для исцеления от полученных ран используются "аптечки", имеющие вид маленьких драгоценных камешков, найти которые можно опять-таки в сундуках; их применение осуществляется по описанной выше схеме, а сами они помещаются в "стандартную" часть инвентаря.

Первый тип опасностей - не слишком приметные окна-бойницы, контакт с которыми приводит к мгновенной гибели, - есть уже на первом уровне; впоследствии подобные "пустоты" могут иметь иную форму, но "закатываться" в них, как бы такие участки ни выглядели, недопустимо. Другие ловушки - статичные объекты, атакующие нас одной из пяти упоминавшихся выше субстанций (кислотой, молниями, пламенем, льдом или стрелами), причём некоторые из них ведут огонь лишь в определённом направлении (что позволяет безопасно миновать их с какой-либо стороны), тогда как другие - сразу во всех. Кроме того, встречаются ещё две разновидности неприятностей: шипы, которые остаётся лишь так или иначе обходить, и "лучевые пушки", - от последних защиты формально нет, но их можно вывести из строя, придвинув к ним ящики с безопасной для нас стороны. Враги встречаются далеко не на каждом уровне и обычно не слишком многочисленны, но агрессивны, а равно и интересны с эстетической точки зрения. Например, в первом эпизоде ими будут зелёные прямоходящие кабаны, гигантские пауки и столь же огромные летающие глаза. На втором всё ещё занятнее: там предстоит иметь дело с драконами, среди которых встречаются как враждебные, так и добрые (!), причём первые внешне не отличаются от вторых, - а также с живыми участками стен (что делает соответствующий набор уровней, пожалуй, самым сложным во всей игре). По умолчанию шарики не умеют защищаться, однако в процессе прохождения способны обзавестись двумя видами боевых бонусов (применяемых по описанной выше схеме, то есть при помощи "Alt" и "пробела"): огненными и ледяными. Бросать первые - более мощные - следует с относительно приличного расстояния, так как радиус поражения у них аналогичен таковому у бомб, что создаёт риск гибели шарика вследствие собственной же атаки. Использование обоих типов "зарядов" нередко требует предварительного определения направления выстрела, для чего как раз и нужна упоминавшаяся выше возможность (при помощи "Ctrl" и "стрелок") "обездвиживать" персонажей и затем поворачивать их в стороны.

Графика Clone условно может быть названа "простенькой", - но на деле она, особенно для Shareware-игры, просто замечательна: радуют наличие множества визуальных эффектов, сравнительно чёткая прорисовка локаций и их объективное разнообразие даже в рамках одного эпизода (в пределах первого, в частности, есть не только замковые коридоры, но и лесные поляны), а также внимание авторов ко всевозможным мелким деталям окружающей обстановки, что позволяет ещё сильнее погрузиться в местную удивительную атмосферу. Гибель шариков демонстрируется довольно-таки "щадяще": перед нею они становятся серыми, разворачиваются лицом к игроку, изображают на лицах ужас и затем исчезают. Необходимо отметить, что даже на лёгком уровне сложности играть не совсем уж просто, а на среднем и тяжёлом - тем более; во-первых, в отдельных ситуациях нужна не самая плохая реакция, во-вторых (что намного важнее) - многие загадки требуют довольно высокой внимательности и напряжённой работы мозга, так как объективно нетривиальны. Вердикт - замечательная вещь из мира условно-бесплатных игр, заслуженно получающая высший балл рейтинга.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
kreol
многие этапы герой проходит вместе с "напарником" - точно таким же шариком (никакого сюжетного обоснования данному факту вроде бы не приводится)
Темный колдун Монрак проводит эксперименты по клонированию над маленьким синим героем, решившем укрыться от непогоды в замке колдуна.

Руна клонирования дублирует героя в двух или более клонах. Для активации необходимо пройти по ней.
Руна деклонирования возвращает героя к его единой сущности.

Пункт "HELP!!!" на экране выбора уровня запускает обучающий уровень, где наглядно показываются механики игры.
Ничего подобного ранее не видел. Столько разных мелочей в одной игре, отличная графика, оригинальность. Однозначно 10 из 10.